Глас народа

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 8. Как я учил в МГИМО (1977-1990)

8.6. Глас народа

     Между прочим, пробуждение общества от спячки в ходе горбачевской перестройки не обошло стороной и МГИМО. Оказалось, что даже в идеологическом вузе люди соскучились по реальной политической жизни. Из-за своей горячности и одного несчастного случая (об этом как-нибудь в другой раз) я оказался в водовороте боев местного значения, на пике которых в начале 1990 года меня выдвинули от коллектива института для участия в первых свободных выборах в Моссовет. Приобретя славу бескомпромиссного борца с застоем, я угодил в психологическую ловушку. С одной стороны, у меня не было ни малейшего желания участвовать в профессиональных политических играх, с другой – я не мог разочаровать коллег, просто отказавшись от попытки. Пришлось приложить хотя бы минимум усилий, дабы не ударить в грязь лицом.
     На встречу с избирателями в кинотеатр «Звездный», что возле станции метро Проспект Вернадского, никто, кроме кандидатов в депутаты и организаторов предвыборной кампании, не пришел. Относительно успешно прошло подобное мероприятие в одном из ЖЭКов, куда явились активные пенсионеры. После этого наступил черед печатать избирательные плакаты. Как и сегодня на них были представлены фотографии кандидатов в сопровождении краткой биографической справки. Написать ее, естественно, должен был я сам. Пришлось обратиться за помощью к профессионалам, хотя и не хотелось озадачивать родителей такими глупостями.
     К моему удивлению, мама взялась за дело весьма охотно, даже с энтузиазмом. За какие-нибудь полчаса был сконструирован вполне сносный текст, который приятно отличался от стандартной бюрократической продукции. В конце я добавил домашний телефон для желающих получить дополнительную информацию. Читая наш черновик, отпечатанный на пишущей машинке, усталая тетенька из избиркома оживилась, но, соблюдая официальный нейтралитет, кратко резюмировала: «Очень хорошо, мне понравилось». Возможно, на этом основании сверхдеятельный институтский профсоюзный активист Ваня Пархитько утверждал с видом знатока, будто из трех кандидатов мои шансы наиболее предпочтительны.
     В принципе, он был не далек от истины. Одним из моих конкурентов был типичный номенклатурный ставленник, отставной военный, теперь преподававший в Высшей школе профсоюзов. Его фотография сопровождалась кондовой справкой о трудовой деятельности. Под фотографией третьего кандидата значились только фамилия, имя, отчество, а также год рождения и место работы. Зато было сказано, что кандидат выдвинут от Демократического выбора России. На этом фоне моё творение, в котором, на удивление, никто из чиновников не исправил ни одной буквы, выглядело весьма убедительно. Но я все равно надеялся на счастливый исход.

     Незадолго до выборов меня пригласили на заседание парткома института. Партийный орган хотел знать, какая помощь мне необходима для победы на выборах. В дверях я столкнулся с тем самым Мальковым, который три года назад вручил мне представление Прокуратуры РСФСР. «Пришли послушать отчет коммуниста Малькова?», - с нарочитой двусмысленностью спросил он. Я не смог ничего ответить, так как не понял ни одного из скрытых смыслов. Но тут выяснилось, что третьим пунктом повестки дня действительно значится его отчет как заместителя секретаря парткома. Я был ошеломлен. Этот человек заподозрил меня в том, что я специально явился, чтобы отыграться за якобы нанесенную когда-то обиду?!
     Или Геннадий Михайлович переоценил мою злую память, или свою значимость.
     Заседание начали с моего вопроса, чтобы не отнимать у меня время, столь дефицитное в период избирательной кампании. Обсуждение свелось к тому, что меня спросили, чем мне может помочь партийная организация института. К всеобщему удовольствию я заверил присутствующих, что всё идет по плану, никаких сложностей нет, как и нужды в помощи.
     После этого приступили ко второму вопросу, который заинтересовал меня гораздо больше. Несколько членов парткома предложили направить наблюдателей на какое-то мероприятие Демократической платформы в КПСС. Просто с информационными целями. Чтобы потом доложить коммунистам института, что это за зверь такой – Демплатформа.
     Что тут началось! Мирно дремавшие до этого в своих креслах старички, умудренные опытом ленинско-сталинской борьбы с уклонами и платформами, дружно ринулись в бой. Они были категорически против официального статуса наблюдателей: «Никаких представителей от партийной организации МГИМО! Хотите – поезжайте, но по своей личной инициативе». Молодежь гнула свою линию: «По своей личной инициативе каждый из нас и так имеет право понаблюдать, для этого не требуется решения парткома». Я сидел и корил себя за то, как несправедливо куражился над нерешительностью и медлительностью Михаила Сергеевича Горбачева. А ведь патриархи из его окружения и «партийные массы» под водительством Сажи Умалатовой были пострашнее институтских охранителей.
     На отчет коммуниста Малькова я не остался. Как-никак, меня ждали мои избиратели.

     В день выборов часов в 11 утра раздался телефонный звонок, и восторженный девичий голос заявил, что это звонит моя избирательница. Она сообщила, что прямо сейчас проголосовала за меня. Мне не оставалось ничего другого, как поблагодарить девушку за доверие. Всего я получил 35% голосов, отставник – 10%, кандидат от Демвыбора выиграл с подавляющим преимуществом. Как бы то ни было, мой результат выглядел вполне достойно. Если бы кандидатов было только двое, то в соответствии с детским анекдотом о соревновании Хрущева с Кеннеди, можно было бы написать, что я пришел к финишу вторым, а мой соперник – предпоследним.
     Сразу же после объявления результатов на кафедру позвонил отставник. Он заявил, что не собирается сдаваться и готов сотрудничать со мной, чтобы оспорить результаты выборов. В одиночестве ему самому, естественно, ничего не светило. В очередной раз меня пытались использовать в качестве тарана. Я вздрогнул, представив, что этот человек может считать меня своим единомышленником, но виду не показал. Просто твердо заявил, что продолжать «борьбу» не намерен.

Москва, январь 2015


Рецензии