10. Пшённая каша. Эх, жизнь моя второклассная!

Родителям в эту субботу срочно на работу пришлось ехать, у них там груз какой-то пришёл, а к нам в гости на выходные баба Люда приехала. Мы с ней вдвоём остались, и тут началось:
- Тёма пирожок скушай, я сегодня утром напекла.
- Спасибо, бабуль, я уже позавтракал, не хочу сейчас.
- Хотя бы один, с картошечкой, пока ещё тёплые.
- Правда не хочу, позже попробую.
- А может молочка с блинчиком или кашки сварить пшённой? Ты когда маленький был, так любил её.
- Ба-буш-ка, я уже давно перелюбил, говорю же – я не голодный.
- Ну тогда яблочко возьми.
- Ладно, давай яблоко, - сдался я, иначе бабушка не остановилась бы, пока не предложила по очереди все гостинцы, которые привезла с собой.

Ей всегда надо кого-нибудь накормить, и есть при этом мы должны каждые полчаса. Я откусил яблоко и тут же сморщился.
- Фу, кислое какое, - сказал я и выбросил яблоко в мусорное ведро.   
- Артём, зачем ты это сделал? – строго спросила бабушка.
- Так оно же невкусное!
- Поэтому надо выбрасывать? Из него компот сварить можно или пирог с ним испечь, а ты сразу в мусорку.
- Да ладно, у нас их и так много.

Бабушка ничего не сказала и принялась чистить картошку.  Но по её виду было видно, что она всё-таки расстроилась. «Чего я такого сделал? Подумаешь, невкусное яблоко выбросил. Ну и обижайся. Я тоже обижаться могу»,- немного поразмышлял я и побежал к себе в комнату играть в «Звёздный десант» на компьютере.

К обеду вернулись родители. Бабушка к этому времени столько всего наготовила, что мы, наверное, за неделю не съедим.
- Бабушка, не накладывай мне столько, я не доем, а ты потом обижаться будешь. Скажешь, что я опять еду выбрасываю. Ты же знаешь, что я капусту не люблю, - возмутился я после очередного блюда.
- А ты не выбрасывай, поставь в холодильник, на ужин разогреешь, - спокойно ответила баба Люда. 
- Вот ещё, кто же за мной доедать будет? Я-то уж точно тушёную капусту на ужин не буду.
- Конечно, тебе только бутерброды и жареную картошку подавай, совсем желудок загубите, - бабушка сердито посмотрела на мою маму. – Разбаловали вы его чипсами да сухариками.
- Не сердись, мам. Давай я Артёму сама положу, - и мама забрала тарелку с солянкой. – Артём, вы поссорились?
- Мне яблоко попалось, просто кислятина. Я его выбросил, - воодушевлённо стал рассказывать я, - а бабушка почему-то обиделась.
- Да не обиделась я, просто нельзя так, - вздохнула баба Люда.
Мама с папой переглянулись, и дальше наш обед прошёл в тишине.
- Спасибо, всё было очень вкусно, - первым из-за стола встал папа.
- Да, мамуль, большое спасибо, мы просто объелись, - мама начала убирать тарелки со стола, - ты иди отдыхать, а мне Тёма поможет. 

После того, как бабушка ушла в спальню, я поставил тарелки в раковину и собрался подняться на второй этаж, но мама остановила меня:
- Сынок, присядь. Ты когда-нибудь пробовал поесть на ужин клей?
- Мам, ты чего? Как можно клей есть?
- Пойди спроси у бабушки, как они во время войны в Сталинграде, когда она маленькая была, клей из кукурузного крахмала водой разводили и пили вместо киселя. Декстрин называется. Или жмых подсолнечный сосали, чтобы уснуть поскорее и не чувствовать пустоту в животе. Она ведь не просто так расстроилась.
- Мам, ну сейчас же не война, - попытался оправдаться я.
- Ты пойми, сынок, голод у неё с детства в подсознании живёт, такое не забудешь ни через двадцать, ни через семьдесят лет, вот она и хочет всех накормить побольше.
Я промолчал.

- А ты знаешь, чем шестилетней бабе Люде День Победы в мае сорок пятого больше всего запомнился? – продолжала мама. –  Твой прадедушка к тому времени уже после ранения с фронта вернулся, и они в село перебрались. Тогда на центральной площади концерт организовали, все вокруг крепко обнимались, плакали от радости. А бабе Люде в честь такого события маленький ломтик ржаного хлеба с кусочком сала дали, и для неё он был вкуснее всех лакомств на свете. Она до сих пор его вкус вспоминает.

Я опять промолчал. Раньше я никогда не задумывался, почему баба Люда в поездку всегда кусочек колбаски с хлебом берет. Или яичко варёное с огурчиком, или ещё что-нибудь, ехать-то до нас всего два часа. А она говорит: «Так, на всякий случай».

Я встал со стула и потихоньку подошёл к спальне:
- Бабуль, ты не спишь?
- Чего тебе, Тёмочка? Заходи, я кино смотрю. Хочешь, ложись со мной.
- Да нет, бабуль. Я это… просто, свари мне на ужин кашу пшённую, а то я давно твою не пробовал. У мамы всё-таки не такая, как у тебя получается.


Рецензии
Хорошая, мудрая бабушка, реальная, жизненная история, понимающий внук.

В наше сложное, обеспеченное время, когда продукты закупаются тележками, а выбрасываются упаковками, надо напоминать детям о временах голода, о счастье есть хлеб сколько захочешь.

Может быть, они вырастут добрее, щедрее, они будут понимать людей.
Ваш герой понял. И это замечательно.

Софья Биктяшева   20.06.2018 17:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Софья, за отзыв и понимание! Добра вам!

Ната Иванова 2   21.06.2018 08:56   Заявить о нарушении