Приложение 5. Мистеру Ликсби

Выдержки из письма Макса Ненуа составителю литературно-исторического альманаха «Аттани – вглубь веков» мастеру Ликсби

...
Касаемо манускрипта, найденного в прошлом году в башне Манусара.
Вы хорошо знаете мою позицию по поводу разного рода «эзотерических» текстов. Пожалуй, вы сделали удачный выбор, послав свой список именно мне. Не думаю, что найдётся больший скептик в вопросах, касающихся Эльдаров, Нуменора и тому подобных околонаучных измышлений, и поскольку на этот раз я фактически потерпел фиаско, то вы можете торжествовать – пока ваша взяла. Впрочем, вам не следует думать, что вы переманили меня в свой лагерь – не надейтесь.
Как бы то ни было, начну по порядку.
Первое, что бросается в глаза, – удивительная целостность текстов, без всякого сомнения написанных разными людьми (и хоббитами!!) в разные времена. Ещё более поразительно органичное вплетение в повествование историй, аналогичных Скрижалям Линдара (вы, конечно, обратили внимание что они не идентичны, хотя события описываемые в текстах Айнулиндалэ, Валаквента, Сильмариллион практически совпадают со Скрижалями). Всё настолько взаимосвязано и согласовано даже в мельчайших деталях, что вызывает восхищение. Даже святым хранителям со всеми их вселенскими соборами не удалось создать столь связный текст в Красной книге.
Конечно, я не собираюсь указывать вам на откровенно мифологические моменты; на дворе 26-й век, не можем же мы на полном серьёзе обсуждать бредовую идею каких-то древних светильников, тезис о том, что солнце (и заодно – луна) возникли всего 15-20 тысяч лет назад, или в самом ли деле планета Арендель – полуэльф, вознесённый на небеса всемогущими валарами. Вообще, события, которые можно отнести к «предначальной» и «первой» эпохам, всё же более пристало комментировать нашим друзьям из Ривенделла и Хорнбурга.

По «второй эпохе». Пожалуй, для серьёзного исторического анализа информации в тексте всё же недостаточно. Слишком мало сведений о взаимоотношениях древнейшего человеческого населения северо-западного Средиземья с эльфами, нуменорцами, так называемыми орками (кстати – если уж для кого-то эта находка и является даром Эру – так это для антропологов и историков, специализирующихся по оркам. Манускрипты дают больше новой информации к размышлению, чем все их диссертации вместе взятые).
Но и в этой части есть уникальные данные: сведения (с точностью до года!) об основании Мидланда, Ривенделла, Гондора и Древнейшего Арнора, упоминания об эльфийском государстве Эрегион, о большой войне эльфов и людей с неким Сауроном – кем бы он там не являлся.
Самая спорная часть сведений – всё, касающееся Нуменора. Столь подробного, связного и правдоподобного рассказа о Нуменоре я никогда не встречал, да чего уж, его просто не было. Даже сохранившиеся пересказы пресловутого «Острова» Белгайта выглядят убого по сравнению с этими текстами. Клянусь, если бы не эта неправдоподобная, совершенно в стиле хранителей, кругом не стыкующаяся история с походом последнего короля Нуменора на Валаров и последующей гибелью острова – моё неверие было бы сильно поколеблено.
Вы знаете – я глубоко сомневаюсь в существовании Эру. Но приняв такое допущение (ведь авторы текстов, судя по всему, не испытывают таких сомнений), можно попытаться анализировать текст с позиций «изнутри». Что тогда приходит в голову:
– Во-первых. Не может же он быть таким изувером! Эта затея с утоплением миллионов детей и стариков бросает на Эру слишком тёмную тень! Вообще непонятно зачем его (остров) топить. Все воинство уплыло в Аман. На острове лишь старики, женщины и дети. Ладно, пусть старшее поколение тоже поголовно несёт часть вины, но дети? Что это? Месть? Недостойно даже людей.
– Во-вторых, – войско. Столетия никто не мог проплыть западным путём. Одному Эарендилю чудом и предназначением это удалось. А тут собирается огромное войско и спокойно плывёт до самой Калакирии. Как такое может быть? Можно предположить, что после завершения войны с Морготом зачарованные острова и т.п. были стёрты с лица Арды. Но упоминаний об этом я в тексте не нахожу (хотя, конечно, может я просто недостаточно силён в архаичном вестроне и что-то упустил). Сведений о том, что нуменорцы могли свободно путешествовать в Аман и обратно, как будто тоже нет.
– В-третьих, а откуда вообще могли появиться сведения-то?
Элендиль отплыл от острова (должен был по логике отплыть) ещё до отхода флота. В крайнем случае, его корабли отошли вместе с остальными. Дальше Ар-Фаразон пошёл на запад, Элендиль – на восток. Но путь через океан, высадка огромного войска – всё это не могло продолжаться один день. Смутно припоминается, что путь занял около месяца.
То есть: все оставшиеся в живых очевидцы Нуменора находились на кораблях Элендиля, и последний раз видели остров не меньше чем за месяц до катастрофы. Самого катаклизма они наблюдать не могли, единственное что они могли реально ощутить – это огромная волна, подхватившая и раскидавшая их корабли. Рано или поздно люди, эльфы убедились, в исчезновении острова. Но как и что там на самом деле случилось, кто мог знать? Тем более кто мог знать о судьбе войска? Допустим, частично, в курсе последних событий на острове мог быть Саурон, а о войске могли что-то знать маги, прибывшие из Валинора через тысячу лет. Но всё это сомнительно.
Согласно тексту, Валары, видя приближение человеческого войска, бездействуют. Надо полагать, они считают себя не вправе лишать жизни детей Эру, хотя, без сомнения, на это способны. Они взывают к Эру и складывают с себя всякую ответственность (это вообще в их духе). В итоге и войском и Нуменором он вынужден заняться лично. Наивно полагать, что всевышний потом сам рассказывал кому-то, как забрасывал камнями войско, а потом топил остальной народ; как королева Мириэль (не самая, судя по всему, плохая из нуменорок) карабкалась на гору, а её догоняли беспощадные волны...
Короче, люди и эльфы в Средиземье твёрдо могли знать только одно: Нуменор куда-то исчез, как и Аман. Больше ничего. То есть «Аккалабет» выглядит более чем сомнительно и является либо просто литературным предположением о произошедшем, либо сознательно сочинённой «поучительной» историей – образцом зарождающейся религиозной литературы.
Между делом возникающий вопрос: Ведь Эльрос мог в своё время обрести бессмертие эльфов, как его брат Эльронд. Но и детям (и внукам) Эльронда также давали выбор. Почему его не давали потомкам Эльроса? Немудрено, что они были недовольны.
Могу Вам подкинуть красивый вариант, вполне в духе Ваших единомышленников: логичный и при этом не умаляющий достоинства ни Валаров ни тем более Эру. Говоря псевдонаучным языком, суть в следующем: если целый материк Аман вместе с Эрессеа перенесён в некое другое измерение, параллельный мир, то почему бы острову Эленна и Ар-Фаразону со своим воинством так же не быть перенесённым в некий третий мир? Вполне изящное, бескровное и справедливое решение. И что важно – возможное в рамках принятых допущений.

Большая часть третьей эпохи освещена тоже довольно фрагментарно, однако здесь информации несравненно больше. Перечисления правителей и исторических событий в Гондоре и Арноре, масса информации о государстве Эорлингов, сведения о некоем королевстве Ангмар, о гномах, эльфах, хоббитах.
Слишком мало специалистов, достаточно глубоко разбирающихся в столь древней истории Аттани – мне удалось побеседовать лишь с двумя. К сожалению теперь все их доводы для меня звучат совсем не так убедительно, как раньше. Имеющиеся археологические данные, свидетельствуют, что в те времена (6-7 тыс. лет до н.э.) на территории Аттани жили полукочевые народы, едва-едва вышедшие из каменного века. Однако эти факты совершенно не отрицают того, что рядом с ними могли жить и несравненно более развитые пришельцы из-за моря. Согласно исследованиям (это согласуется и с найденным текстом), плотность населения в северо-западном Средиземье вообще была ничтожна. Сколько же могло быть «нуменорцев»? Если верить тексту – несколько кораблей. Даже с учётом приплывших ранее – численность мизерная.
Характерный момент: в манускрипте описываются две битвы в «войне кольца». Всё войско, собранное со всех окрестных земель (государств!) составляет смехотворные 10-15 тысяч человек. Сравните: по имеющимся свидетельствам во времена крушения Аттани гикканское войско составляло до 400 тысяч! И Аттани выставило не меньше!
В общем, историки ничего убедительного против достоверности изложенных событий сказать не смогли. Зато появилось прекрасное объяснение недавно найденным остаткам стен в Лесогорье.
Вы несомненно заметили, что история объединения Северного и Южного Аттани, предлагаемая в манускрипте идёт вразрез с господствующим сейчас мнением о завоевании Юга Севером после многочисленных войн. Но и по этому поводу уважаемые светила достойно возразить не сумели.
Подытожу: имеющиеся археологические и исторические факты убедительно опровергнуть новую версию истории не могут. Как, впрочем, и доказать её истинность.
Чуть не забыл (ещё очко в вашу пользу): все сведения по государству Эорлингов полностью совпадают с уже имеющимися!

Далее. Я попытался найти некие несуразицы, логические противоречия непосредственно в тексте истории о кольце. Но и здесь меня ждало разочарование (сказать по правде – оно иногда граничит с восхищением).
Удивительная логичность, правдоподобность, непротиворечивость.
Кстати, интересная вещь: после шумихи, связанной с находкой древней библиотеки мне довольно много пришлось общаться с эльфами. Так вот, они убеждены: во время правления Манусара, когда из этой (или аналогичной) книги ими делались копии для будущей библиотеки Ривенделла, именно её называли «Красной»!
Вообще, уважаемый Ликсби, меня преследует мысль, что этот манускрипт, «Падение властелина колец…», и есть тот источник, из которого позже фродианские хранители соорудили священное писание. Во-первых, он на полтысячи лет древнее самых старых известных текстов нового завета. Во-вторых, и неспециалисту видно, что Красная книга фродианской церкви унаследовала (если не сказать – позаимствовала) из него и название, и имена многих персонажей, и частично – сюжетные линии нового завета (уж пусть простят меня святые хранители, что я воспринимаю их «слово Эру» лишь как книгу). Немыслимо – даже образ самого Фродо-спасителя! Даже сам термин «хранитель»! Для меня это настолько очевидно, что мне просто невозможно понять упёртый скептицизм некоторых академических умников (с богословами дискутировать на эту тему я даже и не пытаюсь – проклянут ведь :)). Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить Вас за оказанную поддержку в недавней дискуссии.
Я не хочу быть категоричным в отношении содержания «Скрижалей». Вполне возможно, что этот древнеэльфийский эпос попал в Красную книгу и в найденный манускрипт из параллельных источников. В конце концов, истоки линдарианства тоже уходят вглубь веков. Есть у меня некоторые мысли и по этому поводу, навеянные Сильмариллионом, пока не очень оформленные.
Конечно, разобраться бы ещё в странной истории со вторым пришествием Фродо, но... Что ж. В конце концов, это дело богословов и историков.

Так вот: правдоподобность. Удивительно то, что внешне безыскусное, местами – откровенно наивное (я имею в виду ту часть, где повествуется о находке кольца), по всем признакам – художественное произведение при ближайшем рассмотрении оказывается поразительно реалистичным!
Один из первых вопросов, возникших у меня во время чтения – почему только в расселине Саммат-Наур можно было уничтожить кольцо? Откуда такое странное условие? Любой специалист в области металлургии скажет, что самый тугоплавкий сплав всё равно может быть расплавлен, испарён, превращён в плазму – любой, в том числе магически модифицированный. Это лишь вопрос достаточной температуры.
Мне казалось: ну пусть, предположим, материал кольца достаточно тугоплавок, чтобы его не могли расплавить гномы (и тем более эльфы и люди) имеющимися тогда технологическими средствами. Но маг Гэндальф, который, согласно манускрипту, был существом могущественным, в общем – одного ранга с создателем кольца, причем специализирующимся по магии огня, – неужели он не мог создать достаточной температуры?
Однако мастер Глоин в одном из разговоров подсказал, что причина может заключаться не только в температуре, но и в теплоёмкости. Для разрушения (расплавления) кольца, очевидно, нужно было не только создать требуемую температуру, но и поддерживать ее достаточно долгое время. Дело могло быть не столько в свойствах сплава, сколько в свойствах кольца в целом, во вложенной в него магической мощи, которая, надо полагать, и обеспечивала его огромную теплоёмкость. Из текста следует, что брошенное в огонь кольцо оставалось холодным, при этом энергия в кольцо поступала, а не отражалась. Явно запускались какие-то внутренние процессы – появлялась надпись, возможно происходило что-то ещё. Очевидно в кольце были заложены механизмы преобразования тепла в какой-то другой вид энергии, возможно – её аккумуляции.
Но в таком случае действительно, сил одного мага, даже могучего, могло оказаться недостаточно. Ну а мощности действующего вулкана с лихвой хватит и на преодоление магического противодействия и конечно – на собственно расплавление металла. Других же вулканов в обозримой области Средиземья попросту не было.
Простое соображение, что Ородруин использовался древними магами просто как почти неисчерпаемый источник энергии, причём единственный известный и доступный, объясняет и кажущееся странным поведение Саурона во время битвы Последнего союза. Насколько можно понять из имеющегося текста, семь лет продолжалась осада Барад-Дура, и когда он наконец пал – решающая схватка с Сауроном происходила на склонах Ородруина. При взгляде на карту возникает вопрос – зачем Саурон, вместо того, чтобы просто отступить на восток, прорывался десятки километров через осаждавшие Барад-Дур войска к вулкану? Характерно: и все командование Союза так же было на Ородруине – и Гиль-Гэлад, и Эльронд, и Элендиль, и Исильдур.
Опять-таки – всё сходится. Общеизвестно – сила магических воздействий гораздо больше зависит от того какие природные, внешние силы может задействовать и использовать маг, чем от собственной его мощи.
Вероятно, не рассчитав своих возможностей, или став заложником обстоятельств, Саурон совершенно истощил свои физические силы (только этим может объясняться факт его немедленного развоплощения после рассоединения кольца с телом) и когда настал край – попытался достичь вулкана. Если бы он отступал на восток, ему также пришлось бы прокладывать дорогу сквозь осаждавшие войска, но при этом его не ждало бы впереди никаких источников энергии, которые он мог использовать для восстановления и для дальнейшей борьбы. Кроме того, он был слишком уверен в себе (надо сказать, на то были основания, ведь фактически его замысел почти удался: он дошёл до Ородруина, поверг Элендиля и Гиль-Гэлада, и только счастливая случайность, или спасительная мысль, пришедшая в голову Исильдуру, смогли поставить в том сражении точку).
Кроме этих двух примеров могу привести ещё несколько.
Например, одни из самых странных персонажей в «Повести о падении властелина колец» – маги Гэндальф, Саруман, Радагаст.
Сразу бросается в глаза решительное несоответствие образов их заявляемому статусу. Предполагается, что маги – посланцы Валар, прибывшие из-за моря. Причём они даже не эльфы-эльдары, а майяр – существа высшие, близкие к самим силам Арды. Стало быть – наделённые огромными возможностями, мудростью, силой.
Кого же мы видим? Обычных людей, обладающих способностями к магии, с совершенно человеческими достоинствами и недостатками, устремлениями... Что в них нечеловеческого? Я не вижу. Однако по размышлению прихожу к выводу: все кажущиеся несообразности вполне объяснимы.
По всей видимости, в те времена люди-маги были значительно более редки, чем сейчас. Вместе с тем, способность к магии давала им в эпоху отсутствия развитой науки, техники и массового производства гораздо большие преимущества, чем сейчас, поэтому и воспринимались они некими высшими существами.
Слабые места в этой версии: например, Радагаст. Из текста очевидно, что другие маги, особенно Саруман, относятся к нему с явным пренебрежением. Но при этом ни у кого не возникает сомнений в его принадлежности к истари, магам. В то же время глава назгулов, король-чародей, по своей силе сравнимый с Гэндальфом – однозначно человек, по крайней мере – когда-то им был. То же – король Элессар, несомненно обладающий магическими способностями, пусть слабыми. То есть, само по себе владение магией вовсе не является для авторов свидетельством принадлежности к высшим силам.
Это противоречие легко можно объяснить, если предположить, что возвышаемы не вообще все маги, а именно относящиеся к истари – некоему ордену. Возможно когда-то ранее орден был настолько могуч, что люди считали их орудиями богов. Позже члены этого ордена стали не очень отличаться от остальных магов, а в чём-то и от людей, неспособных к магии. Принадлежность же к ордену оставалась пусть в достаточной степени формальным, но возвышающим знаком отличия.
Как ни странно, но если встать на противоположную точку зрения и допустить реальность истари, майяр, валар, Эру – то и в этом случае можно найти вполне правдоподобные объяснения всем описанным событиям, затрагивающим истари.
Падение Сарумана. С одной стороны – странно, что лучший, мудрейший из магов, так легко плюнул на свою великую миссию и обратился к самовозвеличиванию. С другой стороны, эта история находится вполне в русле общих тенденций. Сравните с историями Мелькора, множества примкнувших к нему майя, Феанора... Такое ощущение что обращение ко злу величайших, по задумке Эру практически неизбежно. Точнее не всех величайших, а тех из них, кто пытается вторгнуться в области, которые Эру считает исключительно своей епархией. То ли для воспитания оных, то ли в качестве назидания остальным. Поэтому падение Сарумана с точки зрения общей философии такого религиозного мира почти закономерно.
Если рассуждать оптимистически, то случай Сарумана должен быть лишь досадным сбоем, остальные же четверо выполняли свою роль достойно.
В случае с Гэндальфом – это очевидно. Практически ничего нельзя сказать о почти не упоминаемых «синих» магах. Чуть позже я выскажу на их счёт пару мыслей. Интереснее же всех фигура Радагаста.
У авторов текста очевидно существует мнение, что это малосущественная фигура, посредственный и простоватый маг-неудачник. Если это – заблуждение, то оно совершенно понятно и объяснимо: как полуграмотные хоббиты могут представлять цели и деяния истари? Они судят лишь со своей маленькой колокольни, не зная общей картины и даже не подозревая о её сложности и обширности.
Мы попытаемся рассуждать таким образом (допустив реальность валаров, амана и прочей мистики):
Истари – не какие-то бестолковые деревенщины, это могущественные майя, в общем одного ранга (ну, почти) с Сауроном.
И выбирали их Валары – мудрейшие силы Арды. Ну невозможно представить, что задача была поставлена так бестолково и исполнители были выбраны так неудачно, что четверо из пяти потерпели полное фиаско.
Логично допустить: у каждого была своя, вполне конкретная задача, требующая полной самоотдачи и не оставляющая времени на другие дела.
Глобальная цель была, думается, в преддверии эры людей – по возможности привести Арду в порядок.
Когда-то Валары наделали немало косяков, пытаясь оградить эльфов от столкновений с силами «Арды искажённой». Создали благословенный Аман, «пригласили» эльфов туда. Из этого получилось то, что получилось, и Валары не желая повторять ошибок, непосредственно в жизнь людей уже постарались не вмешиваться. Но, тем не менее, они, видимо, всё же решили насколько возможно исправить или уменьшить искажение Арды, благо, что после падения Мелькора такая возможность появилась.
Естественно, одной из проблем являлся Саурон, но ведь и кроме Саурона в Средиземье было над чем поработать. Искажение коснулось всех сторон мироздания.
Поскольку уже почти везде жили люди, Валары не могли заняться глобальными затеями типа изменения климата и формирования рельефа, но в Средиземье оставалась странные негативные феномены типа Карадраса, масса всякой нечисти типа Шелоб, Балрога, орков, волколаков, полуразумных пауков, злобных растений и пр. Кто-то ведь должен был и этим заниматься. И Радагаст, как представитель Йаванны вполне мог получить чёткую, конкретную задачу по уменьшению последствий искажения в сфере флоры и фауны.
В этом случае ещё неизвестно, у кого было больше работы – у Гэндальфа с одним Сауроном и несколькими десятками, пусть сотнями тысяч людей и орков или у Радагаста с десятками и сотнями тысяч видов растений и животных, корректировкой биогеоценозов, равновесия и пищевых цепочек и т.д., и т.п.
О синих магах. О них сказана буквально одна строка – что они затерялись где-то на Востоке, возможно став основателями каких-то сект и культов.
Однако зададимся вопросом: почему в войске Саурона из людей были представители столь малого количества государств? Харад, Кханд. Всё. По максимуму – пара десятков тысяч человек (помимо орков). Хотя формально Саурон признавался властителем всего огромного восточного и южного Средиземья.
Так, быть может, это и есть результаты действий синих магов на востоке? Если их задача была в том чтобы не дать Саурону объединить ВСЕ силы востока и бросить их на запад, то они блестяще справились, проведя по-видимому колоссальную и совсем нелёгкую работу, действуя не среди относительно цивилизованных и свободных западных народов, а среди варварских восточных племён, столетиями живших в поклонении тёмным силам.
Таким образом и в случае с истари, мне не удалось найти в тексте каких-то серьёзных противоречий, не поддающихся удовлетворительному объяснению, причём с разных позиций.
Можно было продолжать и дальше, но общий смысл, я думаю, вполне ясен. Скажу откровенно – всё это здорово меня смущает, поскольку найденные тексты рисуют картину слишком сильно расходящуюся с моими представлениями об истории цивилизации. Тем не менее, я, как человек, считающий себя здравомыслящим, не могу отрицать очевидных вещей, поэтому приму участие в задуманном вами начинании, по крайней мере в той его части, которая не затрагивает мировоззренческие и богословские вопросы.
С уважением, Макс Ненуа, литератор.
P.S.: Я сейчас занимаюсь переводом любопытнейшего документа из числа найденных в башне: «Трактата о кольцах». Вышлю вам перевод как только закончу. Без сомнения, вам понравится.

23 апреля 2509 г.


Рецензии