Алжирский пленник - часть 52

Погружение в работу над этюдом, когда вокруг идет какая-то тихая, не замечаемая во время прогулки жизнь, - ни с чем не сравнимое удовольствие! То вдруг за забором кто-то кого-то окликнет и зазвучит детский голос в ответ, то осторожная кошка пройдет по крыше соседнего дома, сядет на каменном заборе, погреется, умоется и пойдет дальше. Заблеют овцы, донесется резкий и смешной крик ишака. Мулла затянет свою песню в мечети, которая разлетится по отвесным скалам и вернется обратно.
Тем временем, из-за вершины острых скал на противоположной стороне долины, которую я пишу вместе с крышей дома, выползли сизые облака, закрывая лазоревые оттенки неба. Солнце погасло, вместе с ним угасли краски на черепичной крыше. На лужице, светлым зеркальцем лежащей в тени кактусов, появились первые колечки от капель. Вскоре они зарябили, но мне в моем укрытии под сенью густого кустарника, такой дождь был не страшен. Я дописал этюд, собрался и вышел в соседний проулок, где мне навстречу шел удивленный Зино. «Всего час?!» - спросил он. «Да!» - ответил я, «всего час». Мы дольше ездим и бродим, чем я пишу. Сев в машину, я нарочно включил часы, чтобы засечь время, которое мы будем возвращаться. Зино демонстративно и в шутку сложил молитвенно руки на груди. Мы посмеялись.
Всю дорогу я украдкой посматривал на часы. Вот прошло десять минут, а мы еще только выехали из поселков, меняющих друг друга, на горный серпантин. Вот еще десять минут незаметно пролетело в дороге до следующего поселения… вот еще пятнадцать минут мы едем к дому Зоира по лабиринтам нескончаемых улочек. Тридцать пять минут мы ехали без остановок. Хотя подобное место, я уверен, можно найти в пятнадцати минутах ходьбы от дома. Туда мы ехали 40 – 45 минут. Итого: туда и обратно потратили час пятнадцать только на дорогу. Еще пол часа бродили в поисках места для этюда. И всего за час я написал новую работу. А если к этому времени прибавить время на дорогу в этот горный регион, дорогу до самого Алжира и время потраченное в Москве. То получается, чтобы написать 20 работ я потратил 40 дней.  Это два дня на один холст, который я пишу всего за час! Остальное время потрачено попусту. Если бы наши путешествия по Алжиру были бы не столь масштабны, и я имел возможность ходить на этюды без сопровождения, я бы к этому времени написал уже 40 – 60 работ, а то и больше! Я никого не виню в данном случае. Глупо и неблагодарно было бы обвинять человека, который за свой счет приобрел художественные материалы, возит меня, кормит, одевает - в том, что я мало поработал. Просто не имея опыта работы за границей, я делаю для себя определенные выводы и придумываю, как можно было бы в будущем, если такое еще раз случится, организовать все более экономно и практичнее, чтобы моя поездка была в итоге результативнее, а затраты меньше. И, я пришел к выводу, что для этого не нужно быть мобильным, а наоборот, нужно приехать, например, в Сахару и остаться там надолго. Из всего, что я пока видел, это самое интересное и ни на что не похожее место. В маленьком городке, за 10 - 15 дней, тебя уже все узнают и можно бродить одному, не боясь. Ведь к месту нужно привыкнуть, присмотреться, почувствовать его, а на это нужно время. Оставаясь в одном и том же жилище проще и экономнее организовать быт, устроить временную мастерскую, чтобы можно было развесить или расставить работы, видеть, что сделано, и понимать, что нужно сделать еще. Проще организовать себе питание. Есть то, что хочется, что привычно и когда захочешь. Еще одно немаловажное обстоятельство - знакомство с людьми. Это дало бы возможность снять предрассудки и недоверие, и, может быть, удалось пописать портреты и жанровые композиции.
Теперь о времени. Конечно – чем больше, тем лучше. Но вот, я здесь уже месяц, и мне тяжело! Тяжело и жене с детьми дома без меня. Поэтому, нужно все организовать так, чтобы с дорогой уложиться примерно в 20-25 дней. Две недели на Сахару, и десять дней на дорогу. Этого достаточно при интенсивной работе. Ведь здесь идет сбор материала, а основная работа должна быть дома.
На счет материалов. Думаю, что мое решение работать маслом, было ошибкой. И вот почему. Несмотря на то удовольствие и интерес, с которым  я работал здесь маслом – это создает много проблем. Например, транспортировка. Привезти сюда холсты, краски и увезти обратно – практически нереально, т.к. это большой вес и большие деньги. Масло требует много времени на работу и на просушку – это тоже создает массу проблем.
Поэтому пастель – самое простое и разумное решение. Перед поездкой желательно приобретать новую, лучше импортную пастель, чтобы не чувствовать нехватки цветов и оттенков. На пятнадцать дней интенсивной работы ее вполне хватит. Я больше денег потратил на покупку масляных красок, холстов и их транспортировку, чем стоит хорошая импортная пастель. Этюдник с пастелью, планшет с бумагой, зонт, вот все что мне нужно! Зонт можно приобрести здесь, т.к он в Алжире популярны и недороги. Таким образом, я снижу расходы на транспортировку, сокращу время на работу, и смогу писать больше, а результат будет лучше. Это на будущее.
Вчера Зоир, сказал мне, что если захочу, то они помогут связаться с их министерством культуры,  которое поможет с дорогой и проживанием, чтобы потом я организовал здесь свою выставку. Что ж, посмотрим! Сначала нужно завершить эту поездку результативно и успешно, чтобы было о чем говорить. Но у меня еще есть время здесь, в эту поездку проверить свои выводы, т.к. осталось всего четыре холста, а впереди еще как минимум неделя работы. Поэтому оставшуюся часть времени я попишу пастелью и решу окончательно, что лучше.


Рецензии