Язычники

"ГЛАВА 17. НОЧНОЙ РАЗГОВОР  С ОТЦОМ МИХАИЛОМ О ЧЕСТИ,  ДОБРЕ И  ГРЕХЕ."

Слепая вера – это когда ты соглашаешься с правилами, не задумываясь над ними, переходишь от одного ожидаемого события к другому. И если ты не примешь меры предосторожности и  не поразмышляешь над этими правилами, то вся твоя жизнь превратится в цепочку из тысячи предначертанных событий хороших и дурных.

После разговора с князем Владимиром  мне не давала покоя одна и та же мысль: как, и каким образом, конунг собирается мирным путем уладить мое дело, где затронута честь человека? Мне, как никогда захотелось поговорить на эту тему с отцом Михаилом,  которому я доверял, но которого обманул. Я чувствовал перед ним угрызение совести. После моего выздоровления он несколько раз намеками,  деликатно  пытался выяснить у меня, что я  намерен предпринять в защиту своей чести. Я поступил с ним, как и с остальными - обманул его, сказав, что мне некому мстить. Я прекрасно знал, что он бы не одобрил мои действия, как их понял и одобрил, к примеру, Добрыня и все другие. Он считал меня язычником с душой христианина. И мне так не хотелось его огорчать.

Должен сказать, что действовать наобум и куда кривая вывезет, в серьезных делах было не в моих правилах; напротив, я всегда старался невероятно дерзкую, по обывательским меркам, отвагу сочетать с холодной рассудительностью и осторожностью, чтобы не только исключить свое поражение, но и лишить своих недругов посмеяться надо мной...

Я застал монаха за чтением Библии. Отец Михаил, будто бы прочитал мои  мысли и сказал:

- Вот перечитываю притчи Христовы - мудрые истории, как и ваши Былины и Сказания.  В них есть много общего. Господь часто пользовался притчами — образными рассказами,  в которых каждый человек мог узнать себя. Евангельские притчи не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты,  что происходит с тобой? Страшишься ли ты Божьего Суда?

- Я не могу согласиться с вашими рассуждениями, святой отец. С великой долей  уверенности смею утверждать, что никакого вашего Бога просто не существует. Его люди выдумали. Любомир Нарышкин недавно подло напал на меня и чуть не убил. По  вашим заповедям я должен его великодушно простить. Допустим, я так и поступлю, но Божьего Суда Нарышкин не дождется, а я, кроме того, что был подло и жестоко избит, еще буду осужден жестоко людским судом и обесчещен на всю жизнь. Нет ничего страшнее людского суда! И все мы его боимся...

- Сын мой, кому свет, а тебе все потемки, ты совершенно не прав,- с улыбкой и некой снисходительностью возразил мне мягко монах и продолжил.

– Не надо ждать Страшного суда! Он происходит над нами каждый час и день!  Лучше послушай мудрую притчу Христа о талантах:

- Некий человек,  «... отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов (самая крупная серебряная денежная единица в Древней Иудее),  другому - два,  иному - один,  каждому по его силе;  и тотчас отправился.  Получивший пять талантов пошел,  употребил их в дело и преобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф.  25. 14—18). Потом же, когда пришла пора отчитываться,  рабы,  умножившие данные им таланты,  принесли нажитое ими господину и получили от него награду. Однако, когда зарывший талант в землю попробовал вернуть своему хозяину лишь то, что тот ему дал,  он встретил неожиданное негодование: «… лукавый раб и ленивый!» (Мф.  25. 26). Эта притча говорит о самом главном в отношениях Бога и человека:  человек — соработник, сотрудник Божий,  но,  чтобы он реализовал себя в этом качестве, ему сначала надлежит принять от Бога «таланты», дары:  жизнь,  добро,  творчество... Самое главное в жизни христианина — его спасение и возможность обновления — дано ему как дар:  «...  благодатью вы спасены через веру,  и сие не от вас,  Божий дар:  не от дел,  чтобы никто не хвалился.  Ибо мы — Его творение,  созданы во Христе Иисусе на добрые дела,  которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.  2. 8—10).  Дар же, прежде всего, требует принятия,  а затем уже и ответа. Христианин должен быть открыт к новым вдохновениям,  новым вразумлениям, как и ты к прощению. Эта открытость, всепрощение, распахнутость стоит в основе богообщения. Всё будет человеку дано, но сначала — «восклонитесь»,  предстаньте пред  дающим,  обратитесь к Нему.

Потом он рассказал мне о добром самарянине (самаритянине), который в отличие от священника и служителя храма помог раненому, лежавшему на дороге (Лк. 10. 30—35), Иисус говорит, что ближний — это не только единоверец. Мало возлюбить всех дальних и ближних, ибо любовь должна быть деятельной и требовать от человека не только особого состояния души,  но и конкретных действий. А ведь самаряне, как народ, само название которого,  звучало для иудеев презрительной кличкой - потомки ассирийских завоевателей и некогда побеждённых ими иудеев, жившие в области под названием Самария, долгое время сохраняли остатки языческих верований,  поклонялись своим богам, как и вы, славяне. С точки зрения иудеев, самаряне были врагами истинной веры и народа Божия. Ветхий Завет обращен только к иудеям;  Новый Завет — ко всем людям независимо от их напринадлежности.  На вопрос ученика: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» — Иисус отвечает:  «... не говорю тебе: до семи,  но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18. 21—22). Ветхий Завет тоже учит любви,  но лишь посильной человеку в те времена:
               
- Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. Сын Человеческий впервые говорит о любви Бога к Своему творению,  как о примере для людей:  - «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», потому что Создатель «... повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.  5. 44—45). «Не судите,  да не судимы будете,  ибо каким судом судите, таким  же будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.  7. 1—2),  — учит Христос.  Судить — совершать духовный суд,  оценивать грех,  наказывать или прощать его — вправе только Бог.  Христианство призывает ненавидеть грех,  но любить грешника. Вот в чем главное отличие христианина от язычника!

Одна из известных притч, рассказанных Христом,  — притча о блудном сыне. Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без отца. Он потребовал свою долю наследства, получил ее и промотал на чужбине.  Случайные друзья бросили его в нужде, и он был вынужден пасти свиней.  Горшей участи иудеи не могли себе представить: свинья считалась нечистым животным,  прикосновение к ней оскверняло человека. Не вынеся унижений и голода, юноша решил вернуться назад,  соглашаясь даже на участь раба в отчем доме. Но отец принял любимого сына с великой радостью и устроил в его честь пир. Эта притча говорит об отношениях Бога и человека. Оставивший Бога человек бездарно растратил своё наследство — власть над природой,  духовные дарования — и впал в ничтожество. Но он может покаяться, вернуться к Небесному Отцу и будет радостно принят как сын и наследник. В эпоху Ветхого Завета, особенно в периоды притеснений со стороны иноверцев,  среди иудеев утвердилось представление о Царстве Божием как о земной власти и благоденствии Израиля, который восторжествовал над своими врагами.  В этом смысле истолковывались и слова пророков о грядущем преображении земли и изгнании зла. В проповеди Христа Царство Божие открывается как Царство Небесное,  которое «не от мира сего»,   в смысле оно не принадлежит падшему миру. Но оно таинственно проникает в земную жизнь, преображая её,  приобщая людей к вечной Божественной жизни. Об этом говорят притчи Христа. Взять Царство Небесное силой не значит, что в него можно попасть путём магических приёмов, «тайных знаний», обмана. Следует бережно,  благоговейно принять то, что даёт Бог человеку для спасения,  и готовить почву своей души для Божественного дара. Именно об этом говорится в известной притче о сеятеле. В  ней рассказывается о том,  как семена (учения) падают на разную почву (в разные человеческие души). На каменистой почве (в очерствевшем сердце) росток Божественной любви может погибнуть. Так человек вместе с Богом выступает созидателем Царства Божия внутри себя…

Почти  целый час поучал меня священник! Я его не перебивал, так как, мне в этот день не хотелось вступать с ним в полемику. Мне на душе было скверно и муторно, Но, как всегда, я должен был вынужден признать, что в словах отца Михаила многое  не лишено здравого смысла. Как он и его  вера, я  тоже был против дикости и варварства. А мы, язычники, зачастую,  поступаем как дикие животные.  Око за око,  зуб за зуб! Но у меня другой случай утешал я сам себя: на карту поставлена  моя честь.
-Чести рус не кинет, хоть головушка его и сгинет! - Говорили мои предки.- А, что человек без чести? Он без чести и в Царствии  Божьем  подобие человека, но не  человек. Так считал я.  С этими мыслями я простился с отцом Михаилом.    


Рецензии