Корни рода Паниных
Вот моя деревня, вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках по горе крутой,
Вот свернули санки, и я на бок - хлоп!
Кубарем качуся под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
Всё лицо и руки залепил мне снег,
Мне в сугробе горе, а ребятам смех…
Но меж тем уж село солнышко давно,
Поднялася вьюга, на небе темно,
Весь ты перезябнешь, руки не согнёшь
И домой тихонько нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку скинешь с плеч долой,
Заберёшься на печь к бабушке седой,
И начнёшь у бабки сказку ты просить,
И начнёт-те бабка сказку говорить,
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал.
Слушаю я сказку, сердце так и мрёт,
А в трубе сердито ветер злой поёт.
Посоветовались отец с матерью и решили забрать дочку из школы, чтобы не мучилась. Читать и считать деньги мама научилась в процессе жизни, прожила её в неграмотности, но это ей ничуть не мешало. Женщиной она была от природы спокойной, мудрой и очень домашней, подомовитее, чем многие грамотные хозяйки.
Мама любила рассказывать про себя. Особенно о житье-бытье в деревне, беззаботном детстве и юности. Умела по хозяйству всё: корову доить, овец стричь, лён трепать, вышивать, вязать, пряжу прясть. Жили они тогда в полном достатке, зажиточно.
Хозяйство было знатное. Корова, две лошади по кличке Шалун и Серый, свиньи, овцы, всякая молодь от них – жеребята, телята, поросята, ягнята; гусей, уток и курей никто не считал. Но, несмотря на наличие живности, как люди православные, питалась семья скромно, соблюдали все посты, ходили в церковь. Скоромное и яйца ели по праздникам, мясо солили для долгой сохранности впрок, молоко пили в меру, зато картошка и капуста квашеная всегда были на столе.
Всякий дом хозяином держится. Мамин дед Матвей Иванович Петрухин занимался торговлей. Торговал мануфактурой – ситцами, платками, полушалками, шалями. Тороватым он не был, знал цену копейке и любил порядок во всём.
У мамы сохранились и перешли к дочкам два дедовых подарка - французские платки. Один платочек тончайшей шелковистой ткани кофейного цвета с кисейной бахромой. И плотная, видимо, на непогоду, шаль с кистями: по синему фону чёрные с палевым оттенком вышитые цветы. Шаль как семейная реликвия свято хранится у меня. Платочку более восьмидесяти годочков, память о прадеде и маме.
Отец Григорий Дмитриевич, бывало, приедет с ярмарки, - а ездил он один или с товарищами, на подводе - чего только не привезёт: и харчей городских, и одежд на всю большую семью, и разносолов, и гостинцев. Сыновьям Дмитрию, Ивану и Александру - мужские принадлежности. Шали, панталоны дочерям и жене выбирал сам, так было заведено. Старшая Шурочка, тихоня и скромница, росла домоседкой, сестра Анна, наоборот, любила погулять и повеселиться. Спрячут сёстры свои обновки в комод, у каждой свой ящик был и ключик. Нюрка тут же нарядится в обновки и на гулянку бежит. А Шура откроет ключиком свой ящичек и сидит-любуется подарками, как аленьким цветком. Бывало, то одной вещицы не найдёт, то другой. Ни разу не надёванные вещи вдруг оказывались ношеными, кофточки слегка попахивали потом.
- Ах, проклятая Нюрка, она, она надевала!
И - в слёзы. Вернётся бойкая Нюрка и как ни в чём не бывало:
- Подума-а-ешь, и взяла-то всего разочек. Тебе-то зачем белья стока, ты же дома сиднем сидишь.
Нюра говорила немного нараспев и совсем не имела совести. В Шурин ящик комода шустрая младшая сестра ныряла постоянно, несмотря на то, что заперт он был на ключ. Она просто вытаскивала свой верхний ящик, и доступ к сестриным вещам полностью открывался.
В 1932 году семья переехала в город Серпухов. В непростом 1938 году Шурочку, ей шёл двадцать шестой год, сосватали с Николаем, парнем из Серпухова. Отец подарил дочери на свадьбу ножную швейную машинку «Зингер», которая помогла ей с бабушкой Прасковьей в военное лихолетье обшивать всю родню. Когда папа ушёл на фронт осенью сорок первого, у мамы на руках остались две малюсенькие дочки. Хранится сейчас зингеровская реликвия у старшей сестры Валентины, ровесницы этой самой машинки.
После свадьбы переехала мама к свекрови в городскую коммунальную квартиру на улице Советской, где всё казалось необычным. От самой квартиры с высокими потолками, до высоких чинов соседей. В доме жили большевики, энкавэдэшники, частные врачи, ещё какие-то богатые и знатные люди, занимающие большие просторные квартиры полностью. Свекровь, ткачиха фабрики «Старая Мыза» Мария Сергеевна Одинокова, в девичестве Лаптева, занимала комнату в коммуналке. Бабушка работала на 45 ткацких станках и в 45 лет заработала профессиональную болезнь – глухоту.
С переездом в город жизнь сильно изменилась. После деревенской зажиточности, где всего было много, город встретил бедностью и теснотой проживания в коммунальной квартире на три семьи. Энергичная свекровь, комната в 14 квадратных метров с «населением» семь человек - четверо детей, папа, мама и бабушка Мария Сергеевна. Бабушка была человеком неуёмной энергии, с решительным характером передовой ткачихи. Нашей тихой и спокойной маме было нелегко с такой свекровью, но мы, дети, обожали свою добрейшую бабушку Машу. Несмотря на взрывной громоподобный характер, всё же она была отходчивой, и жили-росли мы, дети, буквально бок о бок с ней в четырнадцати квадратах.
Продолжение:http://www.proza.ru/2017/03/19/1161
Свидетельство о публикации №217031901151