Промышленность Калмыкии Мифы и реальность

Уважаемые читатели!

Продолжим разговор о развитии промышленности в Калмыкии.

В своей статье «О промышленности Калмыкии» я писал, что для того чтобы промышленность в республике начала развиваться требуются два основных условия. Во-первых, нужно создать благоприятные условия для развития промышленности в республике. Во-вторых, нужно подобрать таких руководителей предприятий, чтобы они смогли бы воспользоваться этими условиями. 

  Как создать благоприятные условия для промышленности в Калмыкии?  Где причина того, что отрасль промышленности, не смотря на множество построенных промышленных объектов, перманентно находится  в состоянии кризиса?

  Причина состоит в том, что за последнее время условия развития промышленности изменились в корне, создалась новая обстановка, требующая новых подходов к руководству отраслью, а руководство республики вместо того, чтобы усилить работу, ликвидировало министерство промышленности, чем фактически оставило промышленность без плана развития и  государственной поддержки. Печальный результат не заставил себя долго ждать. Я уже писал о том, что по данным прессы доля промышленности составляет всего около 4 процентов в экономике республики. Пациент скорее мертв, чем жив.

Что это за новые условия развития нашей промышленности? Откуда они взялись?

Рассмотрим эти условия.

Тарифы.

В республике очень высокие тарифы на электроэнергию. К примеру, в соседнем Дагестане тариф на электроэнергию намного меньше. Соответственно в таких условиях при отсутствии государственной поддержки промышленность Калмыкии будет не конкурентоспособной в сравнении с продукцией того же Дагестана и других регионов.

 Существует ошибочное мнение о том, что высокие цены на электроэнергию в республике объясняются отсутствием в ней собственной генерации электричества. На самом деле это не так. Вся производимая в стране товарная электроэнергия в соответствии с действующим законодательством продается на биржах в централизованной системе. К примеру. В республике были построены и введены в действие ветрогенераторы большой мощности. Но поставлять свою энергию напрямую элистинским потребителям они не могут по действующему законодательству. Всю производимую ими электрическую энергию они обязаны отправлять на биржу и там продавать её по биржевым ценам.  То есть наличие собственной генерации нисколько не влияет на тариф на электричество.

Что же тогда влияет на тариф?

    Тариф состоит из двух составляющих федеральной и местной и утверждается федеральным центром и местными региональными властями.

 Вопрос, как формируется наша часть тарифа, темен и не ясен. Хотелось бы получить ясное и точное пояснение по этому вопросу от руководителей республики. Слухи ходят разные. Говорят, что при утверждении тарифа наши власти идут на поводу у энергетиков. Рассказывают разные люди, к примеру, что энергетики подсовывают такие расчеты энергопотерь, что если бы они соответствовали действительно реальному положению дел, то тогда всё энергохозяйство в республике давно бы взорвалось к такой-то бабушке. Но почему-то региональные власти этим расчетам верят. Говорят, что возмущенные высокими тарифами люди звонили в министерство энергетики и требовали льгот для республики, а там чиновники отвечают, а почему вы просите льгот у нас, когда ваши же региональные власти не хочет ни на копейку снизить свою часть тарифа? Почему мы вам должны идти навстречу, если вашим региональным властям и так прекрасно? Вот такие разговоры имеют место. Хотелось бы ясности в этом вопросе. Возможно, все эти разговоры и ошибочны. Кто знает?  Хотелось бы ясности в данном вопросе. 

  Вопрос с федеральной частью тарифа тоже сложен. В 2010 году ЮФО был реорганизован. Из его состава было выведено Ставрополье и кавказские республики. С этого времени и изменилась кардинально ситуация с тарифами в республике. Для Ставрополья и кавказских республик федеральный центр дает максимальную скидку на электроэнергию. Калмыкия, оставшись в ЮФО, оказалась в крайне невыгодной ситуации. Все остальные регионы ЮФО экономические монстры по сравнению с нашей республикой. Единственный субъект хоть сколь-нибудь сравнимый с республикой с точки зрения экономического развития и численности населения – это Адыгея. Но и она превосходит значительно Калмыкию и экономически и по численности населения. Так и получается, что у нас тариф один, а у Дагестана совсем иной, намного меньше, меньше он и у наших более промышленно развитых соседей за счет большого количества потребителей электроэнергии.

Является ли ситуация с тарифами смертельным приговором для промышленности Калмыкии, так как утверждают некоторые наши пессимистично настроенные земляки? Я уверен в том, что нет. При наличии желания можно создать и в такой ситуации возможности для развития промышленности.

Ясно, как божий день, что для этого необходима государственная поддержка промышленности. Без неё ничего не получится. Не надо тут себя обманывать. Поэтому я и писал о том, что нужно восстановить министерство промышленности и срочно назначить уполномоченного по делам предпринимателей. Кроме того руководству республики необходимо более активно работать с федеральным центром по компенсациям нашим производителям промышленных товаров. Тут варианты могут быть разные. Можно поставить вопрос перед федеральным центром либо о переводе нас в Северо-Кавказский федеральный округ, либо о серьезной государственной программе по выравниванию конкурентных возможностей с другими регионами ЮФО.  В любом случае нужно работать и всё еще можно будет исправить.

Понятно, что кроме тарифов есть и другие моменты, влияющие на развитие промышленности в Калмыкии о которых тоже следует поговорить. Надеюсь, мы вернемся еще к данной теме и продолжим разговор о развитии промышленности в республике.


Рецензии
Радикальное решение многих проблем, возникших после буржуазной контрреволюции 1991г. - реставрация социализма. Всё остальное - паллиатив.

Александр Мальчуков 2   20.03.2017 12:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.