Я и ОН

Иногда я замечаю, что перестаю мыслить прежними категориями Я. Скажем, лежит на столе бутерброд, нас трое, все голодны. Ещё недавно я бы и не задумался о том, кто больше заслуживает этот бутерброд. Ибо главная моя установка - удовлетворить свой голод, как единственный, который я испытываю. Забота о чужом удовлетворении во мне, как в человеке не самом эгоистичном, присутствует, однако, ощущается она только тогда, когда я сам в достаточной степени удовлетворён. Так, думаю, мыслят многие.

Теперь же всё чаще в моём сознания всплывает категория ОН. Что это значит? Прежде всего то, что сидя за столом с другими людьми, я теперь мыслю себя всего лишь частью общей компании. Я - голоден, но голодны и остальные. Кому будет справедливо отдать этот бутерброд? Тому, кто больше голоден. Это разумно и очевидно.

Но проблема, которую я хотел бы осветить, заключается не в справедливости и не честности, она заключается в свободе. Мысля категорией Я, я был стеснён рамками собственных потребностей, необходимостей и желаний. Теперь же я - это ОН - равноправная, но и равноответственная часть группы. Я свободен, казалось бы, от Я. Но разве ОН, не имеет своих ограничений? Имеет. Теперь ОН не может взять бутерброд, он стеснён, а Я бутерброд взять может. Таким образом, получается, что рамки сознания всего-навсего поменяли свои позиции, но не исчезли. В этом-то, по-моему, и заключается обман свободы. Она - не всеобъемлюща, она есть там, но её нет здесь. Посему выбор между Я и ОН больше похож на выбор между разумностью и неразумностью, но не на выбор между свободой и несвободой.

К последнему же выбору, если таковой есть, нам предстоит идти ещё долго.


Рецензии