Бориска

Да, неет… Я не против Сталина и его политики, но терпеть я его не могу. Не позволяет моя человеческая сущность любить этого отца народов. И без этой самой любви я обхожусь. Живу, работаю и, при этом, хорошо работаю… Просто в памяти моей, много голодного детства. И через этот самый голод, прошел  облик этого человека, портрет, на стенке колхозного правления, почти перед входом висел, между окнами, с лицом повернутым в сторону, словно брезгует посмотреть на колхозников, которые на тучной земле, ходят голодные, оборванные и все ради него, Сталина.
А он даже посмотреть не хочет…А если кто-то, во время уборочной, несет голодным детям с поля колоски, статья до 10 лет лагерей.
И его не волнует, с кем останутся дети.  Помрут-ли,  скорее да, или вырастут и пополнят ряды пьяниц, лодырей и воров.
Мне было пять лет, а я до сего времени помню, как бригадир, здоровенный бугай с негнущейся ногой,  инвалид с детства, за колоски, мою мать, прямо на моих глазах в меже. А я все видел. Встречать пришел маму, и пожевать пшенички из колосьев….
Так вот, или 10 лет или ложись в межу И мать легла- отец-то на фронте… А, что она могла сделать?
А в 45 с фронта вернулся отец. Весь израненый, с рюкзаком на плече, в котором и было только, опасная бритва Зингер с помазком, которую с убитого немца снял, да две банки американской тушенки, которые на радостях и съели за один присест.
А через год от ран его не стало. Только дольше ждали… А ты Сталин, да Сталин…
Слыхал, про Пиррову победу? Вот я и думаю, мы точно такую же победу одержали в 45 году. До сих пор не можем очухаться, от такой победы.
Сибирь, до сих пор, как Мамай прошел, голые заброшенные деревни стоят.  Только бабки, да кое- где безрукие и безногие мужики-победители.
А ведь как в Сибири жили мужики?! Ведь крепостного права при живом царе не было. Просторы необъятные, богатствам природным счету нету. И все сейчас глохнет, чахнет, загибается. А все почему? Сломали становой хребет мужику…
И все этот пучеглазый, генералисимус хренов. Сколько народу положил и с немцами, и в войне с собственным народом. Нет, не люблю. Не за что…
Говорил он, затягиваясь беломором, которую, практически не выпускал из руки, прикуривая одну от другой.
Он стоял надо мной сверху, навалившись грудью, на кок машинного отделения катера, пока я там  ковырялся с дизелем, изредка подавая советы.
-Ох, тяжело было. В10 лет я уже пахал на Фордзоне. Ну, где же это видано было-10 лет мальчишка, а я уже на Фардзоне. Знаешь такой? Ага, не знаешь. А я уже пахал… И еще как пахал. ..  От зари и до зари. А что это значит?. А это значит пока светло. И попробуй брось… И все за эти палочки- трудодни. А осень придет и получать нечего… Все подчистую вывозили на элеватор….
Он затянулся беломориной, переживая вновь давно минувшее время, и затоптался на месте, словно собираясь рвануть, оторваться от той страшной поры…
-Запчастей нет, топлива и масла- нет.. Трактор с металлическим колесами, зубья аж блестят. Смотреться в них можно как в зеркало, по чернозему натертые….
Ты вот скажешь, чем можно заменить поршня у этого самого Фордзона? Ни в жисть не догадаешься… А не знаешь- тянул он… Так вот наш кузнец приспособился делать их из дуба. Пилили дубовые чурки, и он топором подгонял их по размеру цилиндра. И что ты думаешь? Ведь пахали на них…
И, довольный собой, брал в руки очередную беломорину и закуривал, пряча пламя спички в сложенных лодочкой, ладонях. Раскуривая папиросу откидывал голову назад, плавно , кольцами, выпуская дым из худого рта.
Правда и смешные моменты были. Хотя как на это можно посмотреть. Уже после войны появились у нас цыгане . Ну  и пронырливый народец, я тебе скажу… Появились и по дешевке предлагают белый материал. После войны , известное дело, ни хрена нету.  А, тут материал да по дешевке. Набросились бабы и раскупили у них все. И нашили себе трусов да  подвесных систем для грудей. Цыган через два  как ветром сдуло , а наши бабы стали чесаться, как очумелые. До крови расчесывали груди. В район к единственному врачу поехали. А тот посмотрел, да и говорит, что это не материал вовсе, а стеклоткань. Вот мужики потешились над нашими красавицами….
Был он невообразимо худ, с коротко стриженными с проседью волосами. Курносый, перебитый когда-то нос, задорно смотрел в небеса. Серые глаза смотрели на собеседника открыто, с улыбкой. А если что-то не по его, сразу принимали жесткое выражение. Но не надолго. Осталось это с детства.  Сам по этому поводу шутил- Тяжелое детство у мальченки. Росту был чуть ниже среднего, подвижен и энергичен не по годам. В кругу семьи был скромен, любил жену, хохлушку и дочь Оксану, красавицу и умницу.. Жили тут же не далеко, метрах трехстах от воды бухты во время прилива, в доме хрущевского образца длинной пятиэтажной стены, стоявшего вдоль берега , на котором зимовал мой катер  и обсыхал по отливу, для ремонта.
Дочка его заканчивала 10 класс, довольно успешно. Супруга Галина работала воспитателем в детском саду, расположенным  чуть выше от их дома.
Все это я узнал в первый день знакомства, когда он решил заглянуть на мой катер, в котором я, по обыкновению, возился с дизелем в  машинном отделении.
Механизм знакомства был  прост и беспроигрышен. Наклонившись над люком, спросил
-А на каком масле работает ваш дизель
-На МС-20-Сказал я незнакомцу, не поднимая головы
-А у меня есть 20 литров такого же. Не знаю куда деть.
Ну, если излишки, неси сюда. Здесь пригодится
-Я щас. Он так и произнес- Я тут недалеко живу
Впоследствии я выяснил, он работал на стройке на подъемном кране, где силовой установкой был точно такой же дизель, но, щадя его самолюбие, говорить ему ничего не стал
И он исчез. Я  же подивился такой готовности, но через пять минут, перестал и думать об этом. НО минут через двадцать послышались шаги по палубе и стук поставленной канистры. Несколько удивленный, вылез из машинного отделения. Увидел мужчину средних лет, описанного выше с улыбкой смотревшего на меня. Познакомились, назвался Бориской. А он продолжал
-Да, что там говорить… Вспоминать-то и то противно.
Сплошная борьба была, и в основном с голодом. И это на черноземе…. Вот веришь, я и сейчас наесться не могу. Все мне кажется, проснусь утром и все исчезнет. Вечером и утром обязательно заглядываю в холодильник, все-ли на месте и не исчезнет-ли за ночь? Вот что такое пережить голод…
А потом  в ФЗУ из деревни в город.- Помолчал
-Не хочется, и говорить про это. Нервным движением расстегнул куртку, задрал рубаху с майкой - Смотри»
Я поднял голову вверх и увидел худой живот, исполосованный белесыми шрамами.
-Как остался жить и сам не знаю. А все кусок хлеба, который хотели отнять. Знал бы, отдал бы. Это я сейчас так думаю, а в то время ни за что бы, не отдал.
И заправив рубаху с майкой в брюки, нервно застегнул молнию куртки.
-Правда, желудка осталось ровно треть, но питаюсь раз шесть за день…
Вот так-то… А любить его? За что любить-то!?
Он стал нервно ходить по палубе…
 Я вылез из полумрака машинного отделения на свет божий,  уселся на кап и уставился на гладь Нагаевской бухты ,с солнечной дорожкой посередине,  заканчивающейся где-то там, на горизонте, где едва виднелась верхушка острова Спафарьево.
Что я мог сказать этому человеку, с малолетства хлебавшего жизнь большой ложкой и не перестающего черпать и по сей день,  от воспоминаний, разбуженных невольной встречей со мной...
Он оказался прекрасным рассказчиком и тут же поведал, кто он и  откуда прибыл в наши края.
Оказалось, родом из Воронежских краёв.  Почти земляки, мои родители тоже  от туда…
Так и завязалась наше незамысловатое знакомство
А вскоре он пригласил меня на пятый этаж в свою квартиру, знакомить с женой и дочкой. Хотя я долго отнекивался, но уж больно не хотелось его обижать
После непродолжительного звонка, дверь открыла невысокая женщина, с косой черных, почти смолистого цвета, в красивой украинской вышиванке, темной юбке и красными носками толстой вязки на полных ногах, с большими черными глазами, излучавшими смех. Судя по всему буквально перед нами, произошло что-то очень смешное в хате
-Вот, знакомься. Это моя жена- Сказал Бориска , протискиваясь в узкий коридор
-Галя- произнесла она, протягивая мне руку…
Но как она это произнесла. Скорее пропела на украинский манер, с придыханием так, как говорят на Западной Украине. И улыбнулась, обнажив частокол белых, как жемчуг, зубов, любоваться которыми я не переставал целый вечер своего присутствия.
Я представился и на любезное приглашение пройти, снял куртку и башмаки.
Ноги ощутили мягкость  лоскутного  коврика ручной работы, и прошел в комнату
На большом окне стояли горшки с ярко цветущими цветами. На стенах макроме,  с цветами в глиняных горшочках, а на диване сидела дивчина  в рассвете украинской красы, с косой до пояса . Лицом смуглым, с крупными  глазами, в окружении опахал ресниц, с сочными губами и грудью, с которой едва справлялась украинская расшитая кофта, накинутая поверх  халата. Ноги ее были подтянуты под себя, а руки заняты рукоделием.
-А это наша дочка Оксана. Красавица, да вот не повезло со здоровьем –говорила Галя. Порок сердца.  Заработаем денег, да и на операцию. Будем в Москве делать. Чтобы уж наверняка
Я почти не расслышал имя девочки, или просто у меня особенность такова, не запоминаю имен с первого произношения. Но меня уже подталкивали в маленькую кухню за стол, уставленный различными снадобьями. А вскоре появилась и водка, настоянная на каких-то травах, в маленьком хрустальном графинчике с двумя стопками
-А вы –показал я Галлине
-Ни! Я не пью- Говорила она. И эта речь, с украинским акцентом, вызывала странное ощущение нереальности и удовольствия. Особенно после третьей стопки, я вновь ощутил себя молодым, когда переучивался в Кировограде на Ил-14…, И, попав по приглашению девушки к ее роднымя, купался в певучести и мелодичности чистого украинского языка.
Ранее я не слышал и не знал , что есть такая национальность как украинцы. Я думал, что мир состоит из русских и японцев, военнопленных, которых видел и слышал на Дальнем востоке.
 Первое  знакомство с ними произошло в детстве, через бревенчатую стенку в бараке. Во второй половине его жили ссыльные семьи из украины, волей судьбы заброшенных сюда, в края отдаленные. Слышимость  была отличной, но слова воспринимались скорее, как музыка, без всякого смысла.
А после знакомства с украинскими детьми, дети быстро находят общий язык, уже общались из смеси русского и украинского. А в дальнейшем, взрослые накрывали общие столы, рыбы и спирта было вволю,  пели песни. Какие же это были песни! Дети быстро схватывали слова и мелодии, вызывая удивление наших родных…
 Да, другого и не должно было быть,  жизнь и мечты о лучшей доли были одни.
.
Один был барак, поделенный на две равных части стеной из бревен, одна еда-рыба, да белый хлеб из американской муки, за столом, сбитым из досок,  даже топчаны, с матрасами и подушками,  набитыми сухой травой, были сбиты из тех же лиственичных досок…
-Та вы ишты, ишты… В нас ще есть-Прервала хозяйка мои воспоминания, и я вновь запустил свою вилку в вареники с картошкой, купающихся в сметане.
А Бориска улыбался и крутил головой, с улыбкой на лице и явным удовольствием от своей доброй хозяйки, принимался за графинчик и доливал наши стопки
-Ну, а что, живем неплохо .Но к этому надо было пройти не легкий путь…
Чекнулись, и залпом выпив, он продолжил повествование своих невольных похождений
-Побывал я и на целине, но там не так интересно.. И армия… Все это было. Но настало время выбирать, куда же ехать-то? Где голову преклонить на старости лет. И хотя думать об этом вроде и рано было… Но в Рассею ехать не хотел- уж больно тяжело люди жили и, главное, впереди ни какого просвета. И надо же, уговорил мой сослуживец заехать к нему в гости на Украину.
 А, что, думаю, дай загляну. Приехали к нему сначала в Донецк, а дальше на автобусе в районный центр.
Встретили нас прямо в районе, а потом на телегу и в деревню к нему.
А там встретили нас белые хатки на пригорке. Все в садах… Чисто так и уютно, словно картина такая. Люди смеются с добром и лаской к тебе. И хоть там , в Рассее у меня  осталась дальняя и ближняя родня, тут совсем чужие, а встречают лучше, чем родные.
Погуляли мы три дня, посмотрел я на все это и, словно прилип  к этому месту.  И нет сил тронутся в свою Воронежскую  губернию. Да и приятель говорит- Что тебе там делать? Смотри сколько девчат хороших. Оставайся. Завтра поедем в район, да и посмотрим что-нибудь насчет работы
К обеду следующего дня были уже в райцентр .и, куда ни зайди, везде требуются. В основном, строители. Но мне не хотелось на стройку. Сам знаешь, все на пупа, ни какой техники: носилки, лопата, лом.  А потом, совершенно случайно, заглянули в дорожное управление. А мы же при форме, другой одежки-то и не было. В кадрах только увидели нас, с распростертыми объятьями.
-Ребята, да мы же ждем вас… И предлагают- Если есть водительские удостоверения,- а они у нас были,- месяц на переучивание с предоставлением общежития, оплаты и питания, в эксковаторщики. И на просторы  Украины, строить дороги.  Во как нужны –и ладонью перехватил горло начальник управления.
Согласились, и через месяц уже работал близ одной деревни, где и работала воспитателем в детсаду, моя Галинка.
 С первой же получки, приоделся: костюм в полоску, рубаху-ковбойку, туфли на парусиновом ходу и даже шляпу с галстуком. Но галстук так ни разу и не одел, но уж очень продавец советовал. И, сбросив солдатские шмотки, уже порядком промасленные, ведь два месяца не вылезал из них,, отправился с бригадой на танцы в деревенский клуб под радиолу,
» Рекорд» называлась.
На танцах подойти к девушке…. Я просто не знал, как это сделать …
 Стоял и смотрел. Да и большинство парней тоже вдоль стенки стояло. Единицы танцевали . Парни, в  основном, стояли и курили с умным видом. А девчата стояли в кружок  и с задорным смехом возвещали,- пора приглашать.
И вот завклубом объявляет какой-то дамский вальс. И сразу дамский кружок распался, и девчата бросились приглашать парней.
Я даже как-то и внимания на это не обратил, но почувствовал, что кто-то меня за локоть трогает.
.-Можно вас пригласить?!
-Что- я просто опешил—Пригласить вас на вальс, Можно
 Я чувствовал , как мои уши и щеки  налились кровью и запылали. Я словно прирос к стене
-А я не умею.-только и выдавил я
-А я вас научу. Да, иди ты- продолжила она -Девушка его приглашает, а он кочевряжится
И она потянула меня за рукав, глядела  в глаза и улыбалась.
И, враз, мое тело покрылось испариной, а на верхней губе повисли капли пота, готовые сорваться вниз.
И как я тронулся в путь, к центру площадки, до сих пор не пойму. Видать на буксире тащила –говорил он лукаво поглядывая на Галинку.
Мы подошли к центру площадки, с деревянным рассохшимся полом, к которому и было приковано все мое внимание, и остановились
-Ну, же- и она взяла мою руку  и положила на свою талию, а вторую подхватила своей рукой и … Я впервые был так близок с девушкой и, ощущал, что сейчас что-то должно произойти с моим здоровьем? Как миниум,  хватит удар.
Но она уверенно на раз-два- три стала раскачивать мою задубевшую фигуру….
Когда прозвучали последние звуки вальса, она освободилась от моих оков, с улыбкой сказала
-Ну вот, к концу уже хорошо. Надо только потренироваться-  и повела к моему месту. Поставила и собралась уходить
-А можно еще потренироваться? –только и нашелся я, что сказать своим одеревеневшим языком.
 Она внимательно посмотрела мне в глаза, своими круглыми, как у дочки глазами, с длинными ресницами и проворковала
-А приставать не будете?
-Как это?
-А так
-Нет, не буду- хотя, что не буду, и сам не понимал
 И в этот вечер она учила меня танцевать вальс.  Его –то я и танцую по праздникам со своей Галиной, а к остальным танцам у меня способностей нет. Да и некогда, способности проявлять. Надо дочку растить, да на хату копить
-Послушай,- сказал он, положив свою руку на мою. -Вы же в Донецк летаете. Не мог бы ты гостинец моей теще отвезти. Дурная баба… Столько нам гадостей наделала. А тут, юбилей у нее, 75 стукнет….  Галя просила. Черт с ней. ..  Не откажи, все-таки мать.
 Я сделал вид, что крепко задумался и молча стал смотреть в окно, а он просяще глядел на меня, ожидая решения.
Выждав паузу, произнес
-Если стопку нальешь, отвезу
 Он вскочил со стула и замахал руками
-Да у меня еще и самогон есть. Галя, давай самогон.
И я, уже не выдержав серьёзности момента, рассмеялся и обнял его. Для меня, конечно же, не составляло никакого труда отвезти в Донецк посылку..
-Ради бога самогон не надо. Ты же видишь, я не большой любитель спиртного. Ты давай рассказывай, что же дальше-то было.
Он понемногу начал успокаиваться, временами подскакивая и, пытаясь наполнить стопку, но я опрокинул ее вверх дном и поставил на отдаленный угол стола
-Все, завязал. Давай лучше чай. Его сколько хочешь, будем пить.
-А дальше. Через шесть месяцев сыграли свадьбу. Правда, работал и днем и ночью… А они и вправду на дороге валяются. Я про деньги. А с такой машиной, как у меня,  плевое дело. Даже к свадьбе и Жигули купили.
Да! Свадьба на Украине… Ничего нет богаче, красочнее, хлебосольнее и голосистее. До сих пор вспоминаю с удовольствием и удивлением. Ну, где бы на Руси так погуляли? Передрались бы все…
Дали мне неделю выходных и решили мы с Галей съездить на мою родину. Надо ж жену показать, родню посмотреть. Да и чего греха таить,  свои Жигули показать. Пусть смотрят, как зажил Борька, никуда не годный голодранец.
Ну, очень хотелось – гордость мальчишки во мне заговорила, голодное детство и то унижение, через которое мне пришлось пройти. И особенно Жигули. Я даже по ночам вставал и выходил к машине. Гладил её полировку, наслаждаясь холодом, исходящим от ее блеска.
-Да, что там говорить-  и по привычке махал рукой.
Он вскакивал из-за стола,  открывал форточку, прикуривал беломорину, завода им. Урицкого и выпускал дым наружу
-Замучились, пока готовились к поездке. Закупились и затарились. Мясо, фрукты,  сало, овощи, сладости и прочие мелочи. А чего не взять, машина-то своя. А там черт его знает, все не как у людей.
Галина в подарок даже посуду  с рюмками из стекла взяла. Красивые такие… Ну, и пусть, родне же все таки. И поехали. А что ехать-то ,Выехали очень рано. По холодку. И после обеда были на месте. Ласточка ни разу не подвела
Деревня все та же.  Еще как будто усохла, чернее стала. Возле дворов те же лавки, на которых восседают бабки. Дедов не видать,  редко где попадется и то, как мухомор. Стоит, согнувшись, опершись на палку, и смотрит на мою ласточку, словно первый раз видит. Думает, наверное, какой-то американец приехал-  Говорит и улыбается, -А тут Бориска со своей Галинкой едет
Подъехали к дому сестры моей, и заходить не хочется. Дом покосился, забор кривой, с наспех прибитыми горбылями и переплетенными проволокой. Видать, чтобы куры не пролезали. Калитка перекошена и подперта куском шифера.
Вышел из машины и пошел к калитке, проверить, вдруг кабель.
Открыл калитку, пошумел, но собаки не видать. Да, и будки, нет ни какой. Пошел уже смелее. А тут на шум и женщина вышла на крыльцо, одетая в поношенную шерстяную кофту, юбку неопределенного цвета, застиранную до не узнаваемости,  х.б чулки на ногах и резиновые  калоши.
Посмотрела на меня и не узнала.  Я же шляпу одел и пиджак с рубашкой что надо, и туфли черные на коже. Я с трудом признал в ней свою сестру, да и времени-то сколько прошло
-Вам кого?- спросила она
-Да, вот мне бы Настю
-Я Настя и есть
-А я- слезы навернулись у меня на глазах  и готов был уже разрыдаться
-А я… Бориска
-Ты… Братишка!- недоверие и радость, но мы бросились в объятья и долго стояли переживая и детство горькое свое, и смерть матери с отцом и радость встречи…
-Да, что же мы стоим, пошли в избу
Я пошел следом за ней,  голые черные  стены  встретили меня с кое- где облепленными журнальными обложками,  с изображениями вождей и народных артистов, стол, сбитый из досок, металлическая кровать, покрытая ватным одеялом с двумя серыми подушками, набитыми неизвестно чем..
Справа от входа в  середине, стояла кирпичная  прокопченная печь, неизвестно когда беленая.  Слева от входа, умывальник с тазиком на табурете под соском, из которого капала вода. И не большой, не то столик, не то ящик, покрытый клетчатой клеенкой, имеющей свежий вид. Видать недавно купленной в привозной лавке. Глянул на потолок, щели меж рассохшимися досками были проклеены полосками, нарезанными из газет,. . От времени  пожелтели и кое где отклеились и некому было их подклеить.
Ни чего не изменилось в доме за все эти годы,  кроме новой клеенки.  Время обошло стороной мою родную деревеньку и, самое главное, мою сестру
-Пощли- потянул я ее за рукав-Там моя Галя  ждет нас.
Мы вышли за ограду, и подошли к машине, возле которой уже крутилась стайка ребятишек.
-Дядя, а вы, чей будете?
-Я то? Я Бориска
-Так дядько Петро ваш брат будет?
-Да. Конечно- сказала моя сестра и тут же –А чья же машина-то будет?
-Моя. Чья же еще.
И вот тут-то произошло то, ради чего, можно сказать я и ехал сюда
Ее как громом поразило. Она повернулась вокруг своей оси, почти на месте, и упала бы,,  если бы я не раскрыл объятья и  не поймал ее. И она зарыдала, заголосила на всю улицу, причитая
-Боренька. Братик ты мой. А я ведь всегда знала, что ты  будешь жить хорошо. Я знала. Я- я знала –рыдала она, Обеспокоенная, выскочила Галя из машины и, обнимая , успокаивала ее, чуть не плача сама…
 В конце концов, все успокоились. Перетащили из машины все в дом, предварительно загнав  ее во двор, для чего пришлось снять  пролет забора, а потом поставить на место.
В хате Галка, по- быстрому, стол накрыла, сало с колбасой порезала да зелень помыла
 Не успели водку в новые стопки налить,  а тут и брат старший.
Обнялись. Постучали друг- друга по спинам,  как водится у мужиков, да и сели за стол. Постарел мой брат. Морщины на небритом лице, да седина в голове. И глаза... Я заглянул в них и увидел сплошную безнадегу….
Плохонькая одеженка.  Ну, сам знаешь, как в деревне одет работяга. Выпили, закусили, поговорили и решили общий сбор на 19 часов завтрашнего дня  устроить. Пока бабы приготовят, да люди с работы подтянутся и разошлись.
Мы с Галинкой вышли во двор, пока сестра убирала со стола, да готовила места для ночлега. Я  ходил по небольшому саду, старому и не ухоженному,. Деревья не так давно отцвели и на ветках, как бусинки, висели будущие плоды. Я ходил и прикасался к шершавой коре яблонь и груш, испытывая неповторимое чувство встречи с давними друзьями
Подошла Галина, и мы долго беседовали под покровом наступающей ночи, с грустью вспоминая свое прошлое
-Но оно же было и пусть оно останется только с тобой. Нам нужно идти вперед. Нам есть к чему стремиться.
Она помолчала, а потом взяла мою руку и приложила к своему животу.
-Я хотела сказать тебе, когда приедем домой, но вижу тебе плохо и тревожно…, Знай, там живет   частица моей и твоей жизни и нам есть ради чего жить
Я обнял мою маленькую хохлушку, с приятным ласкающим украинским говорком и забылся удивительным ощущением, покоя и блаженства.
-Да, мне есть ради чего жить. Я должен жить. Я ни когда на сделаю худо, этому милому человеку, сделавшему меня счастливым…
Вышла сестра и пригласила нас в дом. Но я, подумав,  и зная местную психологию, решил переночевать в машине,  береженого бог бережет..
Разложил сидения, из багажника достал полушубок. Подушку и одеяло принесла сестра.
Я долго не мог заснуть. Курил, смотрел в небо и вспоминал то далекое, от чего отошел, отдалился: и мать, и бригадира, и голод до судорог в животе, и портрет Сталина на сельсовете, со взглядом в никуда, и ФЗО, и армию, и  голод, голод и голод.. И вспомнив, какую закусь мы привезли, отключился
Проснулся от прохлады и влаги росы. Приоткрыл глаза. На востоке едва показалась горбушка красного солнца, а деревня уже живет в разноголосье, свойственных только ей, звуков .Покой ночи закончился мычанием подоенных коров, сгоняемых в стадо, да щелканьем бича пастуха, награждающего нерадивых коров, наровящих залезть в  соседский огород, пением петухов, кудахтаньем кур, выпущенных из курятника…
Но тут подошла сестра и подает большую кружку
-Что это?- говорю ей
-Молоко. Аль забыл- и я беру кружку двумя руками.
-Не гребуй. Молоко я процедила. Марля чистая была. Анадысь стирала..
Но я и не боюсь .Я просто вспомнил, как спал летом под яблоней в этом саду, после ночных вылазок в соседние дворы за яблоками, которых и дома хватало. А ранним утром приходила мать и большими руками с узловатыми пальцами от непосильного труда, протягивала полную кружку  молока, приговаривая ласково
-Пей Боренька. Вырастишь большим, умным будешь.- И уходила. Я  пил и смотрел ей вслед через край кружки, выпиваемого молока.
Как давно  и совсем недавно все это было. Каких-то 20 лет прошло, может и меньше. А уж нет  на этом свете самых родных и близких людей, выпустивших из небытия мою душу жить и скитаться по этому свету. А остальное все осталось, почти в первозданном виде. Разве дом покосился, словно удивляясь мне, повзрослевшему, хорошо одетому, а может просто моей машине. Ведь никто из моих друзей, знакомых и родственников  и подумать об этом не смеет….
День прошел в сплошных хлопотах по подготовке к торжеству. Решили стол накрывать во дворе, под старой, с дуплом, развесистой яблоне. Брат на тракторе привез два стола, табуретки и посуду, какая была. Да из дома взяли  третий.
А Галя стала готовить украинские деликатесы. Ох и люблю я их . Наваристый борщ, вареники. Пирожки, салаты… И к вечеру все стояло в готовности, укрытое, укутанное в ожидании гостей
Столы состыковали, накрыли белыми скатертями, которые Галя захватила с собой. К шести расставили тарелки, ложки, вилки, хлеб, за которым пришлось съездить в район, ароматными ломтями лежал в эмалированных мисках.  Правда, когда Галя расставляла стопки, сестра заметила:
-Что ты эти мензурки расставляешь?- она недоуменно посмотрела на сестру.-
-Гранчаки ставь.
-А что это такое
- Да стаканы обыкновенные…
Осталось порезать сало и колбасу. Но это женщинам я просто доверить не мог, и через десять минут все это стояло на столе, приятно щекоча ноздри. Особенно сало. Свежее, с едва видимыми розовыми прожилками, с тонкой мягкой кожурой, подпаленной соломой и ароматом чеснока. Аж,  дрожь берет при одном воспоминании. Уж очень хорошо оно на Украине. Ведь здесь такого и не бывает.  Вероятно, от кормов зависит и тепла.
Человек на 25 стол получился, а вдруг кто зайдет….Галинка на славу потрудилась. Водку  привезли с собой. Ящик .Это не много, да ведь все к самогону привыкли, я и захватил пару трех литровых баллонов.
А, тут и первые гости появились. Чистые,  помытые, благообразные и даже торжественные.
 Подходили мужики, здоровались, гладили машину и говорили про свои трактора, Газоны –машины колхозные, и косили взглядом на мою ласточку. Уж я- то видел.  Не давала она им покоя. Особенно волновала их цена. Ну, где такие деньги Бориска мог заработать? Наверняка спер у кого- нибудь, или, бандит, ограбил кого- нибудь.
А тут и моя Мария Семеновна подошла. Моя учительница. Маленькая, худенькая, седая. Одетая,   в чиненый перечиненый  светло-серый пиджак и такую же юбку. Мне показалось, в нем учила меня в первом классе.. Она держалась рукой за старика, ее супруга, не твердо стоящего,  на ногах и опирающего на палку, когда-то поймавшего меня во дворе с папиросой. Он долго выговаривал мне, а я стоял, переминался с ноги на ногу, краснел и шмыгал носом, готовый заплакать. А сам думал, не дай Господи, увидит кто. И тут же , увидев Марию Семеновну, как спасителя, боком скользнул к ней…
Радуясь и стесняясь, ее  прибытию на встречу со мной,  наклонив  голову, я так же боком скользнул к ней,
 Она положила сухонькую ручку на мою голову и потеребила мои непокорные вихри. Я же поймал ее вторую руку, непроизвольно поднес к своим губам и поцеловал, хотя раньше этого никогда не делал.. Я был переполнен благодарности к этой женщине, научившей меня писать и читать… И хоть образования у меня 6 классов, я всегда вспоминал свою деревенскую  учительницу, словно инопланетянку, волей неведомого рока, заброшенную в нашу богом забытую глухомань.
Пожав руку ее  супругу, широким жестом пригласил к столу и посадил, дорогую мне пару, во главу стола, на своё с Галей место..
И вот, наконец,  все уселись, дивясь обилию и необычности закуски, белым скатертям и столовому набору: ложке, вилке и ножу. Ведь все пользовались в деревне только ложкой.
Чинно разлили водку, казенку на местном диалекте, почти под поясок и за встречу.
 Выпили, утерлись рукавом и молча сидят и смотрят на меня. Редко кто притронулся к закуси. А я закусываю, не смотрю. Пока Галя незаметно меня локтем в бок.
-Чего? –говорю ей
А она показывает глазами на родню
- Никто не ест… и
-Та вы иште,  иште. Много ще есть чого…
-Да мы не хотим. Водочка уж больно хороша.
И тут до меня только дошло. И вытащив сразу две бутылки , с двух рук стал разливать  в дружно подставленные  стаканы, под шутки, типа- лей не жалей.
А мне и не жалко было, свои же. Родня же. Рванули по второй-  тот же эффект. На еду и не смотрят. Галя сидит и чуть не плачет, а я лезу в ящик с водкой и прикидываю-  по третьей и к самогону придется приступать. Хорошо стоит тут же под яблоней, в банках, прикрытых тряпицей.
Хряснули по третьей и в тарелки. Загрызли чуть- чуть и загудели… Бабы завизжали, что-то доказывая свое, не доказанное дома своим мужьям. Те возражали… Бедлам сплошной.
Вдруг вижу, поднимается мой дальний родичь, я и знать- то его толком не знал, и направляется к моему шурину, в конце стола. И сразу  –тишина. А сам-то он, ну чистый шибздик. А это всегда плохо заканчивается.
Подходит он это, к шурину со спины, и так это похлопал его по плечу. А шурин-то здоровущий бугай, и ему так с вопросом
-А ты помнишь, прошлый раз у кума, ты мне зуб выбил?- И широко так рот открывает и показывает свои зубы. Да, действительно одного зуба не было
-Ну –басит захмелевший шурин и  поворачивает к нему голову
-Вот и получай- И с размаху, бъёт его в зубы своим маленьким кулаком.
Тот взмахнул руками и так, и лег спиной на стол. Ножки стола не выдержали, подломились и все это, столь долго сооружаемое, со скатертями и едой накрыло шурина, а сверху его сидел родичь и молотил   кулакам, куда придется.
Все бросились разнимать, но как водится, гости разбились на две примерно равные кучки и принялись охаживать друг –друга, обвиняя противную сторону в нанесенных ранее обидах.
От столов и закуски остались только воспоминания, все втоптано, разбито и загажено. В банки с самогоном, кто-то влетел спиной  и как бульдозер сравнял их с землей. Потом вскочил , выхватил ножку от стола и принялся охаживать и правых и виноватых, с выпученными глазами и перекошенным ртом.
 Через 30 минут все закончилось. Поле торжества опустело, все разбрелись по домам залечивать раны.
 Я с плачущей Галкой и сестрой стоял среди погрома, думая, с чего начать уборку?. Сестра потянула скатерть, еще недавно сияющую белизной, а сейчас выглядело как произведение западного абстракциониста
-А ты им рюмки, Гранчаки и то жалко говорила моя сестра, собирая чашки, ложки и чудом уцелевшую колбасу с салом.
-Это ж надо, паразиты-  продолжала сестра-А ведь чуяло моё сердце, что этим и закончится. Хотела предупредить тебя, да не хотела праздник портить…
А я стоял и думал. А мысли такие невеселые.
И что же это такое, прожив на Украине, я ни разу не видел, чтобы родичи дрались между собой. Соберутся, напьются самогону, поедят борща, наедятся сала с варениками,, взваром запьют, да песняка врежут, аж душа замирает. А как  красиво и дружно поют на все голоса. А домики красивые, побеленные, и рушники, расшитые в переднем углу на иконах. А сад- любо дорого смотреть. А здесь… Столько времени не был и не приезжал бы. Было бы разрешено  им убивать, поубивали бы друг- друга. И рука бы не дрогнула ни у одного.. А ведь родня же все. От куда же заложено в головы такая лютая ненависть друг к другу- Помолчал, соснул беломорину и – Все это от нищеты, непостоянства и неопределенности , думаю… Вечно решаем мировые проблемы, а заглянуть в деревню, решить ее проблемы, все времени не хватает
К часу ночи собрали все,  что можно, перемыли. Сложили да и спать. Я снова в машине, и как всегда долго курю.  И, кажись, только задремал. Слышу, кто-то стучит по стеклу.
-Борька, ты спишь?
-Уже не сплю. Что хотел?-Я взглянул  на шурина, синяк под глазом, разбитые губы, с запекшейся кровью в уголках
-У тебя похмелиться не осталось
-Да, куда там. Все побили, сам видел
 Он что-то соображал и
-Давай смотаемся в Матреновку. Там у меня родня в магазине работает. Займешь на пару пузырей?, Я потом с тобой расчитаюсь…..
-Так ночь же, какой магазин.
 -Да, пока доедем, и утро настанет
Делать нечего. Завожу. Выезжаю. Сколько времени?! Гляжу на часы, пятый час. Глянул на горизонт, только сереть начало на востоке. Всю дорогу молчали. Да и чего говорить… Приехали, он стучит в дверь. О чем-то говорят. Сышу
 -Черт вас носит, пьяниц. Людям спать не дают-  снова гремит засов, а шурин с двумя бутылками уже садится в машину
-Куда?.
-Давай на поле. Там уже сцепщик ждет.
Приехали на поле,  к трактору, с плугом, возле которого суетится сцепщик. Пожали руки.
-Открывай,- протянул ему шурин бутылку- А эту про запас.
Тот открыл бутылку и протянул своему шефу.. Тот приложился разбитыми губами к горлышку и ровно половина перекочевала в его желудок. Остатки передал сцепщику и, пока тот пил,  запустил пускач, который возмущенно заверищал, разрывая тишину, а вскоре и основной дизел, фыркнул и зарокотал. . Шурин заскочил в кабину. К этому времени сцепщик расправился с водкой и неторопливо отбросил пустую  емкость на обочину. Вытер ладонью губы и, усмехнувшись, словно говоря, нам все по барабану, и вскочил на металлическое гнездо плуга . Трактор  дернулся пару раз и пополз с плугом к далекому горизонту..
 Шурин оглянулся в кабине и помахал мне рукой, словно прощаясь.
После этого мы и  не виделись. А ровно через год, на пашне, он пьяный, вывалился из кабины, и попал под гусеницы собственного трактора.
Бориска помолчал и…
-А хороший был человек. Пил только… меры не знал.
Приехал к сестре, они уже на ногах.  Галинка волнуется, как бы худа не случилось со мной.
Сестра принесла кружку молока с хлебом .И я пил  и уже ни какие воспоминания не занимали мою голову.
Собирались молча. Не было сказано ни одного слова. Но мы, я и Галя, понимали, здесь нам делать больше нечего.
Прощались с сестрой тоже молча. Я сунул ей в карман немного денег, она противилась, только сказала
-Я же не смогу тебе вернуть
-Да, ладно уж. И не надо
Галинка обняла сестру и молча пошла в машину. Я же еще смотрел, некоторое время, на безвременно состарившуюся сестру, с опущенными руками и глазами, заполненными влагой и мольбой. Мольбой о лучшей доле. Нет для себя, а для меня и моей жены….
Я сел в машину, тронулся и, не оглядываясь на свое прошлое, надавил на газ. Машина резво побежала вперед…
Что ждет меня на неизвестной дороге жизни?
 Мы сидели за столом и каждый по- своему переживал  события прошлого. Мы находились за многие тысячи километров от мест, где родились,  где родные, за хорошим столом, но не было их- наших близких, наших корней. А без них мы чахнем и усыхаем , не смотря на кажущееся изобилие…
-А какие же ветра забросили вас в Магадан?- спросил я
-О, это долгая  и не менее жуткая история. Давай в следующий раз, а то тяжеловаты для сердца такие перегрузки…
 И в следующий рейс на Донецк я тащил посылку, для тещи Бориса.
Приземлились на украинской земле с не большим опозданием от расписания. Времени почти в обрез, поэтому хватаю такси, называю адрес и летим по проселочной дороге со шлейфом пыли за машиной. Температура около 30 градусов, стекла закрыты, иначе будет подсос пыли. Кондиционеров в то время не было.  Можете представить. Вдоль дороги тянутся пшеничные поля и нет им ни конца, ни края..
Довольно непривычный ландшафт для северного человека,  глазу не за что уцепиться. Думаю, не смог бы здесь  выдержать и дня. Хотя люди живут и не помышляют жить в другой ипостаси
Минут через 20 показались вершины тополей, а под ними, белые хатки с журавлями колодцев.
Мы въехали в деревню, скорее хутор и первая же встреченная женщина показала нам хату тещи. Подъехали к калитке,- вышел из машины и заглянул во двор. Залаял маленький худой кобель. На лай вышла хозяйка, справная и крепкая, хотя и не молодая женщина. Точно подходила под описание Бориса.
-Вам привет из Магадана.-говорю
-От кого?-Стояла и не двигалась хозяйка.
-А кто может вам передать?
-Может Галя- она очень неуверенно  это сказала
-А еще кто?
-Может Борис- она  помялась и продолжила-  Но его я очень обидела…
 Ну, все ясно, она. Я передал посылку, не заходя во двор. А время уже ... нам всегда его не хватает.
Она взяла ее и прижала к груди двумя руками. А простившись, я уже пытался нырнуть в такси, как она заговорила
-Послушайте. Я очень виновата перед ними. Попросите за меня прощения- и , развернувшись, медленно покачиваясь, пошла к хате. А я, проводил ее взглядом,  в машину и в аэропорт.
??????…. Я долго ждал продолжения Борискиной эпопеи, но он всячески избегал разговора на эту тему. Да и я не упорствовал, ждал, пока  душа его отойдет или созреет.
И вот однажды когда мы сидели, на пологом берегу Нагаевской бухты, как раз напротив его дома, а прилив,  ласкал прибрежный песок, поднимая с него все, что могло плавать. А горизонт чист и спокоен, с фантастическим видением острова Спафарьева на самом горизонте, напоминающего верхнюю часть легендарной лодки   капитана Немо «Наутилуса». Он произнес, как бы ни к кому не обращаясь.
-А ведь, я чуть- чуть не убил свою тещу.
И не глядя  в мою сторону продолжил
-Зажили мы с Галинкой, даже очень хорошо. Вот только квартиру снимали в районе. Ну и платить приходилось солидно. А теща, которая имела свой дом, возми и предложи. Мол переезжайте ко мне. Я же одна, да и не чего зря деньги транжирить .Пригодятся еще.
Поговорили, с Галкой, да и переехали..
Но не долго, длилось райское житье. Там же  пахать надо. Боров, куры, утки , гуси, корова…. И за всем нужен уход. А я за день так уработаюсь, что у меня к вечеру и сил нет заниматься этим.. Да,притом и дорога занимает много времени, хотя и на Жигулях.
Я, естественно, начал понемногу увиливать от домашней работы.. И она, почуяв это невзлюбила меня, как может невзлюбить баба, лютой ненавистью. А еще я с детства не переношу крови. А она мне
-Отруби голову куре….
Я ей ,не могу, а она мне-ну и лодырь же ты… Ну, житья не стало
Я уже еду домой как на каторгу…И на работе дольше задерживаюсь, лишь бы не видеть ее..
    А однажды, в выходной день,  тешу колья для изгороди. А ей что-то надо.. А я ноль внимания. А может, задумался. А она на меня- Ах ты кацапура. Не слышишь меня.
Это от слова кацап, на мое российское происхождение намекает. И вот тут и произошло что-то со мной такое, что до сих пор объяснить не могу. Ведь никто еще меня так  не обзывал. И я словно отключился. Как был с топором, так и погнался за ней.
   Но шустрая баба была- заскочила в дом и на засов. Так я всю дверь изрубил, пока отошел. Хорошо, крепкая была. А то бы, думаю, убил бы….
 На другой день с Галей на машину и в центр. А там выбрали на карте точку, где подальше от тещи… Так я и оказался в Магадане.
Он снова достал беломорину, прикурил от старой, а ее бросил в подступившую воду. Тихо и тепло. Но он продолжил.
И все-то было хорошо .Принял север, как родных- люди здесь совсем другие, откытые  что-ли…. Галка устроилась в детсад, воспитателем. Я на кран. Деньги пошли хорошие. Через полгода Галя уже висела на доске почета. Красивое фото такое. Специально заходил смотреть. Но стали жаловаться родители, что их дети шокать стали, то есть на украинский манер говорить. Директриса поговорила с Галей и дала ей месяц сроку, чтобы избавилась от акцента. Но куда там. Разве от него избавишься.  Мне так нравится.
Ждать не стали. Посмотрели объявления. Приглашают на должность воспитателя в общежитие морского порта. Устроилась и работает, и опять на доске почета. Даже платить стали больше…. Но Галинка, уж очень, по детям скучает….
  А потом мой отпуск, зима, переучивание на Ту 154 и следующую весну встречал на берегу бухты Нагаева уже один. Уехал мой Бориска. Где же его судьба носит!?

                Магадан- Ярославский  ПЕРОВ 13 10 15 год обновлено и дополнено


Рецензии