Галопом по Европам. Часть первая. Венгрия

       На  работе  прошел  слух,  что  в  нашем  институте  формируется  группа  для  турпоездки  в   Венгрию - Югославию.  Поездка  была  рассчитана  на  восемнадцать  дней  и  стоила  всего  триста  рублей.  Мою  месячную  зарплату.  Это  было  практически  даром.  Сейчас  путешествие  по  бывшим  республикам  Югославии  будет  стоить  годовую  пенсию.
       Кроме  того,  разрешалось  обменять  на  границе  на  доллары  двадцать  четыре  советских  рубля.  Это  была  неплохая  сумма,  ибо  тогда  доллар  при  оффициальном  обмене  стоил  девяносто  копеек.  Чтобы  чувствовать  в  поездке  экономическую  свободу,  я  достал  через  знакомых  еще  сто  долларов  по  курсу  «черного  рынка»,  пять  рублей  за  доллар.  Для  сравнения  скажу,  модные  в  то  время  джинсы  фирмы         «LEVIS»,  я  купил  в  Загребе  за  четыре  доллара.  В  СССР  их  продавали  из - под  полы  за   сто – двести   рублей.  Вот  это  было  золотое  дно  для  фарцовщиков,  куда  там  китайским  и  турецким  челнокам  девяностых.
      Поездка  в  Югославию  приравнивалась  к  поездке  в  капстрану,  поэтому  всех  кандидатов  на  поездку  ожидала  тщательная  проверка  биографий  и  подробный  инструктаж  « что  там  можно,  что  нельзя».
       Наконец,  все  проверки  и  инструкции  позади,  и  мы  в  поезде  Москва – Будапешт,  в  котором  должны  доехать  до  Чопа,  для  пересадки  на  автобус,  который  покатит  нас  по  Европе.  Чоп  был  самым  западным  городом  СССР,  в  нескольких  сотнях  метров  за  ним  была  венгерская  граница.  Там  венгерские  пограничники  поставили    в  наши  загранпаспорта  штампики  о  въезде   и  пересадили  нашу  группу  в  комфортабельный  автобус.  Визы  для  турпоездок  в  соцстраны  были  не  нужны.
       Как  только  за  окнами  автобуса  поплыли  белые,  с  красными  черепичными  крышами,  домики  венгерского  поселка,  все  почувствовали  ощущение  праздника.  Мы    попали  в  другой  мир.  Мир  чистых,  как  будто  вымытых  улиц,  аккуратно  подстриженных  газонов,  нарядно  и  ярко  одетых ,  улыбающихся  людей.  Да  и  сам  автобус  был  красивый  и  чистый,  с  комнатой – туалетом,  с  кондиционером,  с  затемненными  стеклами,  чтобы  жаркое  южное  солнце  не   мешало  любоваться  окружающими  красотами.  В  автобусе  стоял  тонкий,  ненавязчивый  запах  зеленых  цветов,  негромко,  фоном  звучал  блюз,  и  симпатичная  венгерская  девушка – гид  с  микрофоном,  на  хорошем  русском  языке,   рассказывала  нам  о  том,  что  мы  видели  за  окном.
       Поселок  быстро  закончился,  и  за  окном  появились  маленькие  квадратики  полей  с  подсолнухами  и  помидорами,  с  фруктовыми  садами.  Яблоневые  деревья  сменялись  грушевыми,  грушевые  -  абрикосовыми,  а  те  переходили  в  персиковые.  Время  от  времени  в  зелени  появлялась  красная  черепица  каменных  водонапорных  башень  и  пики  католических  костелов,  окруженных  темными  кипарисами.  За  садами  начинался  следующий  поселок,  который  опять  сменялся  квадратиками  полей  и  садов.  Казалось,  не  было  ни  одного  метра   необработанной  земли.
       После  наших  просторов,  картина  за  окном  казалась  ненастоящей,  цветным  лубком,  как  будто  мы  смотрим  веселый,  цветной   «мультик».  Первый  большой  городок  на  нашем  пути  был  Токай.  Здесь  изготавливали  знаменитые  токайские  вина.
              В  советское  время  на  прилавках   редкостью  были   вина   Франции,  Италии,  Испании,   Португалии,  зато  в  изобилии  были  сухие,  полусухие,  десертные  и  крепленые  советские  вина  из  республик  Закавказья  и  Молдавии.  Социалистические  страны  были  представлены  токайскими  винами  Венгрии ,  мурфатларскими  винами  Румынии,  красными  сухими  Болгарии.  Вина  были  марочные  и  ординарные.  Марочные  должны  были  иметь  выдержку  не  менее  двух  лет,  и  дата  изготовления  указывалась  отдельным  ярлыком  на  бутылке.  Эти  вина  были  в  полтора – два  раза  дороже  ординарных,  и  предъявлялись  повышенные  требования  к  качеству  сырья  и  технологии  их  изготовления.  Лучшие  марочные  вина  того  периода  ни  в  чем  не  уступали  французским  и  итальянским  винам.  К  примеру,  «Ахашени»  и  «Алазанская  долина»  по  вкусовым  качествам  были  не  хуже  знаменитого  «Кьянти»,  а  «Киндзмараули»  имело,  как  мне  кажется,  даже  более  богатый  букет.  Сейчас  от  этих  вин  остались  одни  названия.   Очевидно,   горбачевская  антиалкогольная  компания  в  перестроечный  период   нанесла  советскому  виноделию  непоправимый  ущерб.
       Но,  все  это  было  потом,  а  тогда  у  нас  был  праздник.  В  предместье  Токая  наш  автобус  остановился  у  большого  дома,  беленого  известью,  с  темными  дубовыми  наличниками – таверны,  выполненной  в  национальном  стиле.  Здесь  нам  предстояло  перекусить  фирменным  венгерским  гуляшом  и  продегустировать  местные  токайские  вина.  Очень  острый  и  горячий  гуляш,  больше  похожий  на  суп,  чем  на  второе  блюдо,  и  бокалы  с  различными  видами  токайского,  приносили  молодые  девушки  в  красных,  приталенных  платьях,  белых  расшитых  кофточках  с  широким,  коротким  рукавом  и  в  красных,  расшитых  цветами,  жилетках.  На  ногах  у  них  были  красные  сапожки  до  середины  икры.  Это  была  венгерская  национальная  женская  одежда.
       Перекусив  и  приподняв  настроение  токайским,  мы  поехали  осматривать  следующий  город,  Эгер.  Это  был  небольшой  городок,  как  и  все  города  Венгрии,  кроме  Будапешта,  до  ста  тысяч  жителей.  Визитной  карточкой  Эгера  были  цитадель -  крепость  пятнадцатого  века,  минарет  семнадцатого  века  -  наследие  столетнего  турецкого  владычества,  и  базилика  начала  девятнадцатого  века – наследие  Габсбургов.   В  нем  предполагалось  заночевать  и  провести  вечер  встречи  с  венгерской  молодежью.  После  короткой  обзорной  экскурсии,  нас  отвезли  в  центральную  гостиницу  города  и  разместили  в  красивых  одно  и  двухместных  номерах,  с  современной  сантехникой,  уютными  интерьерами  и  вышитым  постельным  бельем.  Вечер  встречи  был  назначен  на  девятнадцать  часов,  и  у  нас  оставалось  полтора  часа,  чтобы  передохнуть,  переодеться,  привести  себя  в  порядок.
       Перед  выходом  в  ресторан,  гостиничные  номера  обошла  руководитель  группы,  приставленная  к  нам  из  органов,  и  рассказала,  как  на  вечере  дружбы  надо  вести  себя  с  венграми  и,  особенно,  с  венгерками.  Высокая,  дородная  женщина  лет  сорока,  на  лице,  фигуре  и  даже  в  походке  которой  было  ярко  выражено  «Я  чиновница».        В  принципе,  женщина  она  быда  неглупая,  да  и  с  остатками  совести.  Разговаривая  с  нами,  она  прекрасно  понимала,  что  всерьез  ее  наставления  никто  не  воспринимает,  поэтому  напирала  больше  на  международный  скандал:
       -   Товарищи,  я  понимаю,  что  вы  взрослые   люди,  что  у  вас  высшее  образование,  но  не  забывайте  меру,  а  то  на  дармовщинку  можно  краев  не  увидеть.  Здесь  не  дома,  здесь  чужая  страна.  Можно  на  такой  международный  скандал  нарваться,  что  мало  никому  не  покажется,  ни  вам,  ни  мне.
       В  ресторане  нас  рассадили  за  столики  по  четыре  человека,  двое  наших  -  двое  венгров.  За  нашим  столиком  сидели  мы  с  приятелем,  и  две  венгерские  девушки  в  национальных  платьях.  Они  не  говорили  по – русски,  мы   -   по–венгерски.  Зато  на  столе  стоял  большой,  литра  на  три -  четыре,  кувшин  местного  вина,  эгерская  бычья  кровь,  и  пара  бутылок  токайского.  Вечер  вела  наша  девушка – гид,  она  была  связующим  звеном  между  русской  и  венгерской  сторонами.
       Сначала,  венгерская  сторона  исполнила  национальный  танец,  потом  мужская  половина  нашей  группы  сплясала  «Яблочко».  Не  знаю,  насколько  то,  что  мы  исполнили,  соответствовало  революционному  матросскому  танцу,  но,  под  музыку  цыганского  оркестра,  мы  одухотворенно  приседали,  выпрыгивали  и  взлягивали  ногами.  Каждый  танец  мы  с  нашими  венгерочками  обильно  поливали  бычьей  кровью,  так  что,  когда  цыганские  скрипки  застонали  томное  аргентинское  танго,  мы  уже  понимали  друг  друга  с  полуслова,  полувзгляда  и  нам  не  нужен  был  переводчик.
       А  когда,  старый  цыган  с  седой  окладистой  бородой  и  серьгой  в  ухе,    такт  за  тактом   ускоряя  ритм  музыки,  сыграл  Чардаш,  я  не  выдержал  и  взял  гитару  у  одного  из  оркестрантов.  Я  показал  цыгану  первый  аккорд,  чтобы  задать  тональность,  в  которой  мне  будет  удобно  петь.  Звуки  скрипки,  как  лианы  обвили  гитарный  перебор,  я  дал  звук,  чтобы  почувствовать  микрофон,  все – таки  десять  лет  прошло  с  того  беззаботного  армейского  времени,  когда  я  пел  на  танцах  в  дивизионном  ансамбле,  и  зажигательный  романс  «Очи  черные»  зазвучал  над  залитыми  вином  столиками  ресторана.  Цыгану  очень  понравился  выбор  музыки,  недаром  многие  считают  «Очи  черные»  цыганским  романсом,  и  он  буквально  купался  в  переливах  своей  скрипки.  Когда  смолкли  звуки  музыки,  и  венгры  и  русские  бросились  нас  поздравлять,  а  мы  с  цыганом  обнялись  очень  довольные  друг  другом.  Вечер  удался.
       Поздно  ночью,  когда  мы  с  Димой  уже  спали,  в  двери  нашего  номера  раздался  стук – это  пришла  наша  руководительница  поблагодарить  за  хорошо  проведенный  вечер  встречи,  а  скорей  всего  проверить,  не  остались  ли  у  нас  на  ночь  наши  венгерочки.
      Хмурым   утром  следующего  дня  мы  уезжали  в  Будапешт.  Погода  соответствовала  настроению.  Всегда  жалко  расставаться  с  людьми,  с  которыми  проскочила  искра  близости.
       После  бурного  вечера  всю  двухчасовую  дорогу  я  проспал  и  проснулся,  лишь  когда  надо  было  перетаскивать  вещи  из  автобуса  в  холл  гостинницы.  После  обеда  была  запланирована  экскурсия  по  городу.
 Мне  не  хотелось  никуда  тащиться,  но  Дима  убедил,  что  буду  потом  всю  жизнь  жалеть,  что  не  посмотрел  Будапешт.  Тяжело  вздохнув,  я  поплелся  за  ним.  В  результате  к  вечеру  в  голове  была  каша  из  резного,  удивительно  легкого  здания  венгерского  парламента,  светлого  и  розово – коричневого  мрамора  базилики  Святого  Иштвана,  белокаменных  башень  Рыбацкого  бастиона,  сказочного  замка  Вайдахуняд  и  множества  других  прекрасных  зданий,  улиц  и  площадей,  названий  которых  я  не  запомнил.  Но  больше  всего  меня,  воспитанного  в  стране  всеобщего  равенства,  поразила  двенадцатиэтажная  четырехзвездночная  гостиница,  в  которой  мы  останавливались.    И  поразила  она  не  красотой  интерьеров,  не  чистотой  и  великолепным  обслуживанием  -  все  это  было  безупречным,  а  поразила  она  тем,  что  была   в   ЧАСТНОЙ   СОБСТВЕННОСТИ.
       Если  бы  кремлевские  старцы  думали  о  путях  развития  социализма,  перенимали  опыт  других  стран,  не  было   бы  развала  СССР ,  тех  потерь,  которые  понесла  страна,  и   не  было  бы   дикого  капитализма  девяностых.  К  сожалению,  в  стране  не  нашлось  личностей,  равноценных  тем,  которые  ее  создавали.


                Март  2017 года.
   .
 


Рецензии
Михаил, советские люди жили в то время, не зная, что такое заграничный иной мир, жили в неведении, что существует совсем другая жизнь, как за железным занавесом, видимо государству это было на руку - СССР самая счастливая страна в мире...

Марианна 2   30.03.2017 10:12     Заявить о нарушении
Марианна, спасибо за рецензию. Да, в СССР мы жили за железным занавесом, как в инкубаторе. И были при этом счастливы. Но, нам хотелось свободы и политической, и экономической, хотелось сбросить зажравшееся советское чиновничество, хотелось увидеть мир, не глазами Сенкевича, а своими собственными. Что же, посмотреть на мир, получилось, а в остальном... Чиновники остались на местах, только выбросили партбилеты и стали называть себя дерьмократами, да к ним присоединились их детки, еще более вороватые. И стало понятно, что вместе с СССР народ потерял больше, чем приобрел. Действительно, знание порождает печали.
Наилучшие пожелания.
Михаил

Михаил Рябинин 2   31.03.2017 13:35   Заявить о нарушении
Автору. Простите, но Ваша информация устарела. Эти персонажи давно уже говорят, что демократия нам не подходит. А что подходит? Как одно время шутили: феодализм - наше светлое будущее. Сейчас это говорят на полном серьёзе - те, кто знает, что именно надо говорить.

Михаил Струнников   16.02.2020 20:22   Заявить о нарушении