Русская идея в свете 100 летия Октябрьской революц

                РУССКАЯ ИДЕЯ В СВЕТЕ 100-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 17 ГОДА

«….На основе идеи солидаризации спасать человечество от эрозии расчеловечивания….»
                Багдасарян В.Э.
     Наше внимание на страницах Центра научной и политической мысли привлекло содержание доклада Багдасаряна В.Э. «Русская идея»: что не понимает власть?      http://rusrand.ru/search?ContentPage=Багдасарян&filter= 
При всех натяжках, неточностях, которые отмечают комментаторы, доклад весьма интересен и ценен и подводит к трём принципиальным вопросам и возможным в нашей интерпретации ответам на них:
1.Почему Россия бросилась в объятия марксистских идей в то время как сама Европа с её преобладающим на то время пролетарским населением марксизм приняла прохладновато? Марксистское учение по-европейски рационалистично и строго,  требует для своего усвоения серьёзных знаний, но помимо чисто научной теоретической части в нём имеется ещё очень важный довесок, а именно, аксиологическое, нравственно-моральное содержание, которое оказалось более созвучно ценностям признаваемым большинством масс трудящихся в России ещё не порвавших окончательно пут с общиной, но уже не воспринимаемых европейским пролетариатом, так и не сумевшим стать «классом для себя». Только Луначарский, Богданов, и близкий к их кругу Горький понимали, что народные массы в России могут воспринимать идеи марксизма через призму своей народной идеологии, в которой смешаны и общинные, и религиозные вековые представления о воле и социальной справедливости.
2. Почему, выдержав неимоверное силовое давление на протяжении около 70 лет, Советская Россия (Советский Союз) в одночасье рухнула?
     Пока политические руководители были вместе с народом: вместе сражались, вместе голодали, получали пули от врагов, у них был высокий моральный авторитет и высшая политическая власть, но фактически не было своего личного материального богатства, народ им верил, шёл на жертвы, прощал, по выражению Сталина, «ошибки правительства» и продолжал ему верить. Однако постепенное перерождение  партноменклатуры (процесс усиленно пошёл в 70 – 80 –е годы), её  отказ от этики подпольных революционеров привёл к неверию. К этому времени партийные пропагандисты попали в ту же ситуцию,  в которой Русская православная церковь оказалась в 1917 году.   В 80 – 90 - е годы «русский коммунизм» как народная идеология уходит из сознания народов России. Подлинное же научного развитие теории исторического материализма, которое позволило бы дать ответы на вызовы социального строительства так и не состоялось. В то время как буржуазные социологи довольно успешно использовали научные положения марксизма для того, чтобы продлить  идеологическое господство буржуазии и даже усилить его. 
3. Почему полная легитимизация религии в постперестроечной России к реальному духовному возрождению её народа не привела?
     РПЦ и другие религиозные организации в лице своих иерархов восприняли поражение советской власти на пространстве СССР как свою идеологическую  победу и в этом плане сомкнулась и с геополитическими, и с цивилизационными врагами России. Вопреки нравственно-социальным основам своих религиозных учений они так и не решились признать положительные аспекты деятельности советской власти и для трудящихся и для самой России. «Революция была великим преступлением. И те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали…» - вот так звучит сегодня призыв к примирению от имени РПЦ в честь 100 летия революции или революций 1917 года.
     В комментарии при тексте доклада  мы ограничились вначале только этими тремя вопросами. Но далее мы решились обратиться к основному вопросу доклада: Что есть «Русская идея?». Дело в том, что авторское формулирование и трактовка русской идеи нам представляется на данный момент правильным, правомерным. Опять же объясняющим, почему Россия попыталась реализовать рождённый в самой Европе проект спасения человечества от бесконечных войн, а Европа на тот момент её (Россию) не только не поддержала, но и породила в скором времени в качестве ответной реакции на Русскую революцию такого монстра как самую крайнюю форму национализма и расизма - фашизм.
   Один из комментаторов доклада (некто АВВ) считает, что  «Русская идея» как «идея солидаризации спасать человечество»  –  это  что-то вроде химеры. Оставим в стороне марксово учение с его: «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Человек человеку – друг товарищ и брат ». Обратимся к традиции этой идеи в религиозно-духовной истории народов. Иудаизм возникает на основе идеи объединения разрозненных иудейских племён, ислам – на идее объединения арабских племён, наконец, в христианстве уже изначально присутствует идея солидаризации всего человечества, всех племён и народов: «….нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».
      Современные научные парадигмы, например, синергетика и её центральное понятие «синергия» также коррелирует с идеей  «солидаризации». 
     А как практикой подтверждается концепция русской идеи, по Багдасаряну?                В течение XIX века русские помогали сохраниться целому ряду народов: на Балканах –  грекам, сербам, болгарам, румынам; на Кавказе –  армянам, грузинам, абхазам. Даже  депортация ряда народностей, проводимая в период Второй мировой войны, кстати, не только в Советском Союзе, не привела к потери их этнической идентичности, большинство вернулось на свои места.   
     Октябрьская революция в России действительно потрясла весь мир, и народы колониальных и полуколониальных стран, вдохновлённые русским примером усилили своё сопротивление колониализму. Советская Россия была восстановлена большевиками не как колониальная империя, а как результат солидаризации бывших народов российской империи. Разгром фашизма в Европе, решающую роль в котором опять же сыграла Россия (Советский Союз), по сути, ликвидировал классическую форму колониальной системы на планете.
    К сожалению, отказ национальных элит Советского Союза (и русской в том числе) от идеи солидаризации, вызвал социально-политический, экономический и духовный кризис опытного советского социального устройства. Политическая элита с кризисом не справилась.  Измена основных политических сил современной России идеям «реального гуманизма» (теоретической основой которого является творчески развивающийся марксизм) не позволяет России подняться в полный рост с колен, блокирует реализацию «русской идеи» - идею солидарного развития человечества без войн и социальных катастроф.


Рецензии