Интервью посвященное событиям августа 1991 года

События, которые происходили 19 августа 1991 года сыграли важную роль в истории современной России. Их описание вошло во все учебники истории, им посвящено великое множество статей и фильмов. Внезапно вся страна оказалась полностью отрезанной от всей информации, телевидение транслировало балет и заявление ГКЧП. Всем кто ждал перемен был брошен вызов. Кажется невозможно прибавить к этим материалам ничего нового. Тем ни менее, мне удалось встретится с человеком, который не только был участником и хорошо помнит эти события, но и имеет собственную версию происходившего 19 августа, отличающуюся от общепринятой.
- Скажите кем Вы были в то время?
Мне было 19 лет, я учился на 2 курсе в одном из московских вузов, жили мы в общежитии в Подмосковье. Приехал я издалека с Дальнего Востока, так что ездил домой не каждое лето на каникулы, не всегда получалось накопить на самолетный билет, а от родителей я зависеть не хотел. Так я и оказался в Москве в августе 91-го.
- Так что происходило лично с Вами 19 августа ?
Во-первых, это произошло 18-го, а не 19-го. В этот день я и мой приятель Андрей почему-то решили поехать в Москву за тортами и нечаянно оказались в эпицентре будущих событий.
- Скажите Вам торты удалось купить?
Мистические вещи начали происходить с самого начала этой истории, поэтому торты нам совершенно непостижимым образом достались. Это был, как мне помнится, специализированный кондитерский магазин где-то на Кутузовском проспекте. В этом то и был весь секрет - магазин располагался несколько в стороне от маршрутов толп приезжих, которые буквально сметали все с прилавков. Те кто жил в Москве в это время поймут. Нужно было поймать время завоза товара, и мы переживали всю дорогу, опоздаем. Но по какому-то стечению обстоятельств, торты как раз привезли незадолго как мы приехали и почти тут же и закончились, через 5-7 человек. Получилось так, что мы попали в максимум 20-ти минутное окно и если сравнить это время с временем нашего долгого путешествия из Подмосковья, то все это выглядит достаточно удивительно, а уж в то время мы вообще, ошалели от свалившегося на нас счастья.
- А как все это связано с событиями августовского путча, о которых мы собрались поговорить?
 Как я уже сказал раньше, мы были очень обрадованы и возбуждены и поэтому решили пройти одну остановку метро пешком. Кто был в Москве знают, что это совсем не маленький путь, мы утомились и уже почти в конце пути решили немного отдохнуть и отошли за угол большого белого административного здания.
- Это был Белый дом?
Если честно, может сегодня людям трудно будет в это поверить, я не знал, что это Белый дом, то есть я понимал, что это какое-то министерство или что-то в этом роде, но во времена СССР любые республиканские учреждения были рангом гораздо ниже союзных. К тому де политикой ни тогда, ни сейчас я не интересовался. Мы нашли какой-то укромный уголок, какое-то относительно тихое место, помню сверху над нами была автомобильная эстакада. Мы присели на бордюр асфальтовой дороги ведущей вглубь комплекса и вот буквально через несколько минут недалеко от нас вдруг остановился ПАЗик и из него вышло несколько вооруженных людей.
- Вам это показалось подозрительным, конечно?
Сказать просто подозрительным, все равно, что сказать ничего. В то время , не будем забывать был Советский Союз и вооруженный автоматом человек выглядел абсолютной дикостью, с таким же успехом можно было бы представить и немецкий танк времен Второй мировой войны в центре Москвы. Это уже позже, при Ельцине,  сотрудники милиции стали носить автоматическим оружие.
- И что же случилось дальше, расскажите подробнее, опишите их, это тоже были "вежливые" люди?
Вначале из автобуса вышло только трое или четверо. Это были мужчины на вид лет 35-40-ка, в темных костюмах, но меня не покидало ощущение, что они смотрятся на них не очень органично, было видно, что они переоделись совсем недавно и что обычно они костюмов не носят. Конечно никаких балаклав и камуфляжей не было, за спиной у каждого АКСУ-74, укороченный автомат на зеленом армейском ремне. Они быстро разведали местность вокруг, подождали, а потом разделились и отправились в разные стороны. И не зря как оказалось. Буквально через 3-4 минуты откуда не возьмись появился канареечной окраски милицейский уазик.
- И что случилось, выяснение отношений? Что произошло?
Честно говоря, мы дети, тогда на это надеялись в душе. Но вышло все по-другому, эти люди что-то сказали милиционерам и их канарейка умчалась как ошпаренная. Я подивился тогда, как отлажена система информирования или по-другому скажем – «стук».
- Что было дальше?
А дальше из автобуса вышли оставшиеся, совершенно идентичные предыдущим люди в пиджаках и с автоматами. Они кольцом окружили какого-то человека и двинулись в направлении к БД, прошествовали мимо нас, в то время как мы, затаив дыхание находились на соседней от них асфальтовой дорожке метрах в 35-40-ка. И тут признаюсь, что меня, как говорят, «переклинило». Я двинулся за ними, очень уж мне хотелось рассмотреть того человека внутри кольца охранников, но где-то в метрах десяти интуитивно остановился и замер. Конечно же мое появление у них за спиной не осталось незамеченным. Спецназовцы, я в этом уверен, нас заметили сразу же, но не подавали вида.  Как только я посмотрел на человека внутри кольца, один из охранников тут же обернулся на меня, оценил мгновенно, что от меня не исходит опасность, тем ни менее тяжелом взгляде я нутром отчетливо почувствовал послание - "вообще то тебя нужно убить прямо на этом месте". Но и человек, которого охраняли обратил на меня внимание и полуобернулся, так, что я смог в течении пары секунд рассмотреть его лицо. Это был такой невысокий, с белыми волосами пожилой человек в сером костюме, который выглядел намного лучше костюмов охранников.
- Кто же это был?
Председатель правительства РСФСР Иван Силаев.
- А его охранники?
Офицеры КГБ "Альфа", судя по внешности и возрасту все в чинах не меньше капитана или майора. Часть их 4-5 человек не пошли с остальными, с начали стаскивать металлические перегородки, урны и из подручного материала создавать подобие баррикады.
- Вы испугались? Где был в это время Ваш напарник?
Он все это время не мог сдвинуться с места от страха. Что касается меня, то я уверен, что сейчас я испугался бы гораздо больше. То, что напугало тогда- это разрыв привычного шаблона, какой-то нокаут всем ценностям, привычному жизненному укладу. Нужно учесть и наш юный возраст, и то что мы оба приехали из провинции, где как говориться все еще оставалась советская власть. На обратной дороге мы договорились, что будем молчать о произошедшем, хотя ужасно хотелось весь этот детектив пересказать знакомым. Меня лично больше всего поразило и напугало ощущение минутной слабости власти. Мы не должны были это видеть, но случайно стали свидетелями событий, которые привели в конце концов к распаду Советского Союза и появлению как следствие современной России.
- Ваша версия отличается от официальной. Получается, что не было никакого внезапного захвата власти, раз второй человек после Ельцина больше чем за полдня приехал в Белый Дом, а его охрана стала возводить баррикаду?
На первый взгляд получается, что так. Но я честно говоря никогда не анализировал эту ситуацию, хотя конечно понимаю, что тут богатый материал для конспирологических теорий. Но я предполагаю, что могут быть и вполне реалистичные объяснения, просто мы не владеем всей необходимой информацией. Возможно, что здесь уместна пословица «ворон ворону глаз не выклюет», ведь Силаев и Ельцин и допустим Янаев или Варенников были люди из одной иерархии власти, и даже лично могли быть знакомы.
-Как вы встретили путч?
Это даже немного смешно, но когда мне сказали, что странное что-то твориться с телевидением, то я не сразу связал эти события. Потом, за просмотром балета «Лебединое озеро», который транслировали по ВСЕМ каналам, мы решили с Андреем поехать из нашего общежития в центр Москвы посмотреть, что там происходит.
- Какой запомнилась Вам Москва в этот день?
Конечно мы были в шоке, не было ощущения, что все что мы видим происходит в реальности. Всю нашу дорогу по Ленинградскому шоссе до метро Речной вокзал на обочине стояла непрерывной колонной бронетехника, в основном БТРы и БМП. Мы вышли в центре из метро, и на Тверской увидели танки. Манежная площадь, была по периметру оцеплена солдатами с автоматами, у некоторых я видел даже ручные гранатометы через плечо. Вдруг раздался ужасающий грохот гусениц о брусчатку Манежной - на большой скорости по ней неслись три БМП мимо растерянных людей. Вдруг один пожилой мужчина бросился на землю метрах в пяти перед лязгающей махиной. Никто даже не успел испугаться, БМП встал как вкопанный, а из люка вскоре показалась голова танкиста, по его лицу текла кровь. Толпа стала собираться вокруг и кричать на него. Когда мы подошли к солдатам, которые стояли в оцеплении, то выяснилось, что им не выдали патронов. Весь центр города был перекрыт бронетехникой, когда мы наконец
добрались до Белого дома, то перед ним стояли танки генерала Лебедя, на тот момент еще не перешедшие на сторону Ельцина. Каждый танк окружали толпы народа, все пытались заговорить с танкистами. Я прекрасно, помню, что никто не боялся и всерьез не верил, что эти танки будут использованы против людей.
- Вы были на баррикадах в эти дни?
Да, 19 го, 21 и 22-го. В первый день защитников было совсем немного, зато в последний все превратилось в народные гуляния.
- В первые дни было страшно?
Конечно все понимали, что построенные баррикады и перегороженные автобусами улицы не могут противостоять бронетехнике, что они будут смяты за несколько минут. Они просто несли функцию черты, разделяющей стороны. Особого страха не было, но была тревожность, усиленная ночной темнотой. Несколько раз появлялась информация о том, что готовится штурм, также были ложные слухи, был слышен шум маневров тяжелой техники. Я думаю, что к концу первой ночи психологическая борьба была путчистами проиграна, они поняли, что хоть и совсем небольшое количество людей, но все же как я думаю не меньше тысячи человек оставались на баррикадах всю ночь, а пойти на вариант с серьезными человеческими жертвами они не решились. Не все здесь были сторонниками Ельцина (и я из их числа), но понимание того, что так как было раньше уже продолжаться не может сплотило много людей и конечно это была особенная и незабываемая ночь. Утром мы возвращались в наше общежитие, чтобы отоспаться. Это было уже в новой России.

Прочее творчество, которое нужно поправить на https://sergeyrun.wordpress.com/


Рецензии