Анархизм, - что-то типа реферата
Далее - о становлении коммунистического классового общества, предложенного Марксом и Энгельсом, - именно классового общества, с руководящим рабочим классом. Такой «поворот» в трактовке коммунизма практически «перечёркивал» значение коммунизма, как бесклассового общества принятого в анархии. Эта трактовка Марксом коммунизма тонко, но очень хитро и изощрённо, всё ставило «с ног на голову». «Такой ход конём» подчёркивает изощрённость ума высшей еврейской касты. Эта каста «шлифовалась» не одно тысячелетие, и надо отдать ей должное в тонкости мышления, - не свойственному обычному человеку.
Что-то аналогичное произошло и после второй Мировой войны (это 1939 - 1945 годы), когда национал-социализм был подменён фашизмом. Хотя фашизм старая общественная формация - никакого отношения к Германскому национал-социализму не имеющая. Например, фашизм Франко в Испании, который сохранился там после второй Мировой войны, и который никому не мешал - Испания ведь во второй Мировой войне не участвовала. И таких примеров много. Возможно, сюда можно отнести и должность (именно должность) Генерального секретаря, появившуюся после правления Сталина. Но это предположение и отступление от основной темы.
И так вернёмся к России 1917 года. Император Николай Второй отрёкся от престола в феврале месяце. В Россию в начал лета вернулся известный анархист Кропоткин. Возможно (и, по-видимому), он способствовал организации советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. Приблизительно в то же время, в Россию (опять, по-видимому) вернулся Ленин и с броневика, как говорят, произнёс свою первую речь. Говорить он умел и увлёк за собой многих его слушавших. Это же необходимо признать и в речах Гитлера в тридцатые годы в Германии. Люди, вообще, легко поддаются влиянию ораторов, и это иногда даже меняет историю развития их стран. Но это отступление от основной темы. И так первое, и последующие выступления Ленина, начали увлекать за собой значительные массы людей. Кропоткин, по-видимому, даром оратора не обладал, и говорить много, и не о чём, не умел, но мыслил глубоко и неспешно. И естественно Ленин сумел перехватить инициативу, увлекая очень многих людей своими практически мало понятыми идеями, но очень ярко и эмоционально преподнесёнными. В таких случаях основную роль играют не идеи, а способ их преподнесения. И эти речи сыграли, по-видимому, основную роль в его становлении, и закреплении в последствии в России. Кропоткин, судя по всему, отошёл «на второй план». Возможно, он тоже пытался разобраться в том сумбуре, который преподносил Ленин в своих речах. А слышал ли он эти речи сам лично - кто это знает? Но всё сказанное выше о Ленине и Кропоткине не более чем предположения. Но не исключено, что это так и было. Надо отдать должное Марксу он так тонко преподнёс идею коммунистического классового общества, что в ней не так просто было разобраться простому человеку, а тем более Ульянову-Ленину, - в общем-то, параноику. Да, по-видимому, Ленин и не пытался разобраться «в этих тонкостях», ему была важна основная идея коммунизма, а это совпадало и с идеей анархизма-коммунизма. И он, возможно, «не улавливал» отличия идей анархизма и коммунизма, тем более коммунизма с идеей классового общества, и коммунизма с бесклассовым обществом, - а это анархизм. Так ли это - кто это знает? Но всё-таки дальнейшее поведение Ленина наводит на такую мысль. Он ведь, как минимум, дважды менял свою политику построения государства и это всего за несколько лет его пребывания у власти. А в конце жизни, вообще, начал внедрять в России капитализм - НЭП (Новая экономическая политика). Кстати, в этом во всём ему «помогали» почти сплошь окружавшие его евреи, судя по всему, из высшей касты мировых ростовщиков. А так ли это - кто это знает? Но такие мысли невольно приходят в голову. Ведь Сталин-Джугашвили выводил на «чистую воду» этих ростовщиков с большим трудом. А, вообще-то, никто не знает, чем, для чего и зачем, руководствовался Сталин, проводя ряд репрессий в тридцатые годы двадцатого века. Да уже и в наши годы - агрессивные выступления по телевидению Сванидзе и прочих. И, в общем-то, не исключено, что они (Сванидзе и прочие) из этой же самой касты ростовщиков. Всё может быть, а может и не быть. Но это всё же до конца не исключено. В мире так всё запутано и перепутано, что во всём этом довольно сложно и даже трудно, да и практически, невозможно разобраться. А, вообще-то, нужно ли во всём этом разбираться, ведь разговор-то не о том! Разговор ведь об анархизме - к нему и вернёмся.
Классический анархизм у нас в России, построение бесклассового общества, по-видимому, окончательно «угас» со смертью Кропоткина, в общем-то, анархиста-коммуниста. Сейчас о нем даже не вспоминает никто. Но попробуем вернуться во времена Петра Алексеевича Кропоткина. Он родился 27 ноября 1842 года, а умер 8 февраля 1921 года. А, вообще-то, первым русским анархистом-социалистом был Михаил Александрович Бакунин. Бакунин родился в 1814 году, а умер в 1876 году. Вот с его основных идей и начнём, а затем перейдём к Кропоткину.
О Бакунине и Кропоткине можно прочитать в Интернете, в библиотеке MyHomeLib. В этой библиотеке приведены книги написанные Бакуниным и Кропоткиным. И предисловия к этим книгам. А также книга Александра Владимировича Шубина. «Анархия - мать порядка». Об анархисте нового поколения Махно. И там же книга самого Махно.
Итак, начнём с Бакунина. Вот что сказал о Бакунине Кропоткин: «Говоря о Бакунине, следует оценить его значение не по тому, что он сделал лично, сколько по влиянию, которое он оказал на окружающих его людей - на их мысли и на их деятельность…». В революционный период сороковых годов девятнадцатого века Бакунин, а он-то, в общем-то, анархист-социалист, а не анархист-коммунист, как Кропоткин, был за границей, его друзьями были: Герцен, Огарёв, Мадзини, Ледрю-Роллен и все лучшие люди и деятели революционного периода сороковых годов в Европе. Все они тяжело переживали время надежд 1848 года, и затем горечь поражения этой французской революции, и последовавшей после поражения реакции. Кстати, Кропоткину тогда было только шесть лет. За участие в послереволюционных мятежах Бакунин был приговорён к смертной казни, но затем смертную казнь заменили отправкой его в Россию. Таким образом, он оказался в Петропавловской крепости. Понимая, безысходность своего положения он написал повинное письмо Императору России Николаю Первому и был отправлен в Сибирь, как невольник-каторжанин. В Сибири Бакунин был почти освобождён и отправлен на поселение, но бежал и, через Японию и ряд стран Южной и Северной Америки - оказался в Англии, а оттуда уже переехал в Европу. Необходимо заметить, что Бакунин был мужчина двухметрового роста, исключительно сильный и красивый. В те времена таких людей было мало, и поэтому он резко выделялся среди обычных людей. Такие крупные люди, как Бакунин очень импульсивны и самоуверенны и часто попадают в критические положения благодаря своему характеру, но, как правило, всё-таки преодолевают все трудности. Кстати, таким же был и Пётр Первый. Пётр Первый тоже сильно «потрепал» патриархальную Русь, почти превратил её в Европейскую страну, но всё же почти. Однако при нём, вернее перед его смертью, было положено начало Великой Северной экспедиции, но об этом подробно написано в произведении «Русские в Сибири и Америке», выставленном тоже в «прозa.ru». Но вернёмся к Бакунину, возвратившись в Европу, он пропагандировал там свои анархические идеи, но там было уже относительно спокойно. В основном он полемизировал с Марксом и Энгельсом (но больше с Марксом) считая преобразование Марксом бесклассового коммунистического общества, в классовое общество роковой ошибкой. Как показала жизнь, Бакунин был прав, - сейчас мы живём в непонятно каком обществе, а вернее сообществе, то ли полурабовладельческом, то ли полусумасшедшем. То, что творится сейчас в мире, не поддается никакому осмыслению - разумные критерии отсутствуют. Во всяком случае, с точки зрения разумно мыслящего человека. Но эту мысль развивать дальше не стоит - не о том разговор. Но вернёмся к Бакунину. Он уже постарел, не было той непреодолимой энергии в его спорах и действиях. Тяжёлая и насыщенная стрессами и невзгодами жизнь проявляла себя, здоровье неизбежно таяло - вскоре он умер.
А теперь перейдём к Кропоткину. Пётр Алексеевич Кропоткин родился 27 ноября 1842 года в семье генерал-майора. Он являлся представителем знатного княжеского рода, ведущим происхождение из династии Рюриковичей. Кропоткин отказался от блестящей военной и научной карьеры и посвятил себя революционному движению. В выборе своего жизненного пути он, как и революционеры-народники, руководствовался этическими принципами. А теперь немного подробнее о детстве и становлении Кропоткина, как, в общем-то, анархиста-коммуниста. Жизнь Петра Кропоткина была полна необычайных приключений, творческих поисков и открытий. И вообще, имя его для людей стало символом свободы без ограничений. Он был необычным человеком и для многих людей являлся показателем, а вернее примером, как нужно жить. И этим примером была его собственная жизнь. Пётр Кропоткин рано лишился матери. Она умерла, когда ему было три с половиной года, а его брату Саше не было ещё и пяти. Вскоре в семье появилась мачеха, невзлюбившая пасынков. Жалели их и ласкали, барчуков-сирот, только крепостные отца и мачехи. С тех пор Петя полюбил всем сердцем простых русских людей, а потом и всех тех, кто живёт честным трудом. И вообще, Кропоткин всю жизнь ощущал давление окружавшей его среды, в которой он вынужден был жить, и преодолеть которое можно было только посредством духовного и физического напряжения. А ведь началось всё с царской милости - нет, худа без добра. Москва готовила костюмированный бал к двадцатилетию правления Николая Первого. На балу этом был Пётр Кропоткин, ещё мальчик, с жезлом Астраханской губернии. Николай заметил Петра Кропоткина - вот таким образом Петя оказался в Пажеском корпусе. Это была большая честь, да, в общем-то, и удача. Несмотря на казенщину, творившуюся в Пажеском корпусе, образование там получали, по тем временам, просто исключительное. Юноши, взрослея, автоматически вводились в руководящий аппарат Российской Империи. Поэтому, для приобретения навыков, старшекурсники проходили придворную службу. Образование в корпусе давали хорошее, достаточно широкое, с упором на физико-математические науки, и это с ранней юности. Такое образование было необходимо для тех, кого не прельщала военная служба. Пётр был непокорным учеником и потому его на полтора года оставили без погон. Зачастую он бывал и в карцере. Вероятно, Пётр бы «с треском» вылетел из Пажеского корпуса, но Николай Первый умер. А сменивший его Александр Второй был «не рыба - не мясо» и потому старался казаться либералом. Как писал Пётр брату Александру: «Старая система рушится, новая не создаётся». Пётр читает всё подряд: художественные, естественнонаучные, философские, математические и исторические книги. Да и запрещённые журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Он увлекается поэзией и музыкой, играет на фортепьяно и даже поёт оперные арии. Ему удавалось, отлично учится, переходя из класса в класс. Пользовался уважением товарищей, но ни с кем из них близко не сходился - держал их на расстоянии. Кропоткин стремился и уже почто находился в сфере устремлённой к высоким идеалам бытия. Для становления личности Петра Кропоткина имела большое значение переписка со старшим братом Александром. Эта переписка питала его душу. Александр учился в Московском кадетском корпусе, ненавидя при этом военную службу. С отцом и мачехой он не находил общего языка. Отец иногда даже бил его. Узнав об этом, Пётр писал: «Скажи, пожалуйста, что ты за баба такая? Отец бьёт тебя, и ты не обороняешься». У Александра была слабая воля и, вообще, разобщённость мысли и дела. Это он невольно - скрывал даже сам от себя: «Я человек мысли, но не дела». Если бы не Пётр, мы бы ничего не знали об Александре, но и Пётр без старшего брата мог стать другим человеком. Кто бы мог писать ему, как писал старший брат: «Твой ум страшно неуклюж и страшно ленив». Или такие суровые слова брата, звучащие достаточно жёстко: «Наука не для тебя. Я не верю тебе. Корпус погубил тебя». Вышло наоборот: Пажеский корпус закалил характер Петра. Пётр стал лучшим учеником. Ум у Петра не отличался гибкостью, зато твёрдость мысли и стремление к познанию наметились рано. Всё окружающее и внутреннее он принимал всерьёз. Петра производят в фельдфебели, назначают камер-пажом. А для него идеал декабристы. Он признаётся брату, что хочет быть полезным, народу и революции: «Уметь стрелять из штуцера, может быть, пригодится когда-нибудь, не правда ли? Готов ехать куда угодно, хотя бы на Амур, а по первым симптомам - можно прискакать». Пётр решает ехать в глушь: в Амурское казачье войско. За пять лет службы в Сибири Кропоткин преодолел верхом, пешком и на лодке, в общей сложности 70 тысяч километров. Он стал первым исследователем обширных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, обнаружил, седы великих оледенений в этих краях, открыл группы недавно действующих вулканов, чем опроверг общепринятое мнение о связи вулканов с морскими побережьями. Он сумел, к тому же, обнаружить закономерности в строении горных систем Восточной Сибири. Таким образом, закалив себя, но не более, он всё же пришёл к заключению, что его дальнейшая жизнь, несмотря на интерес к научным исследованиям, всё-таки напрямую связанна с деятельностью революционера. Этому способствовал и такой факт из его жизни: а это было связанно с посещением им Ленских золотых приисков, то есть центра «маслопузного владычества», по его выражению. Он заметил и остро пережил то, что не замечали другие путешествующие: страшные условия работы и угарного «отдыха» на приисках, жестокую и алчную эксплуатацию, «порабощение рабочего капиталом». И он пришёл к выводу: «На подрыв капитала надо бы употребить силу». Таким образом, Кропоткин стал непримиримым врагом любых форм угнетения человека, ограничения свободы, прежде всего свободы мысли и духа. Кстати, Кропоткин сумел преодолеть сильное увлечение дочерью богатого помещика - соседа по родовому поместью. К тому же, после Сибири Кропоткин посещает своё имение Никольское, Москву и Петербург. И везде видит барство и рабство. Теперь он это явственно ощущает, а раньше не замечал. Как он говорит: «Опять попал в этот подлый круг; все глаза выпучили, как это сам умывается, сам сапоги снял». Трудно сказать, как это произошло - возможно, в таёжной глухомани, в сибирском раздолье Кропоткин проникнувшись жизнью природы, стал злейшим врагом любых способов угнетения человека человеком. Очень тяжело ему было отказаться от научной работы. Он ведь был награждён за свои путешествия и открытия Большой золотой медалью Российского Географического общества! А ведь Кропоткин любил науку. Он обладал феноменальным даром исследователя. Именно даром исследователя глубоко понимающим природу. Кропоткин поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. И жил своим трудом, как пролетарий: переводит «Основы биологии» Спенсера, «Философию геологии» Пэджа, «Геометрию» Дистервига; пишет научные фельетоны в «Петербургских новостях». Кропоткин сдаёт объёмный отчёт о своей Сибирской экспедиции. Он сам выполняет всю черновую работу, включая и её научную часть. Обрабатывает массу фактических данных и не торопится с обобщениями. Кропоткин как основоположник геоморфологии Сибири, осмысливает не только главные черты совремённого рельефа, но и их геологическую историю. Он глубоко и искренне увлечён познанием природы: «В человеческой жизни таких радостных моментов, которые могут сравниться с внезапным зарождением обобщения, освещающего ум после долгих и кропотливых изысканий… Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет этого блаженного мгновения. Он будет ждать повторения. Ему досадно будет, что подобное счастье выпадает на долю немногим, тогда когда оно всем могло бы быть доступно в той или иной мере, если бы знание и досуг были достоянием всех». Он работает в Географическом обществе секретарём отделения физической географии. Теоретически предсказывает существование неведомого архипелага севернее Новой Земли, и пишет обстоятельный доклад, обосновывая экспедицию для исследования русских северных морей. Доклад был издан в 1871 году. К сожалению, ассигнования на экспедицию не поступили. Через два года архипелаг был открыт австрийской экспедицией и назван Землёй Франца Иосифа (справедливее было бы назвать её Землёй Кропоткина). Вместо северного морского путешествия Географическое общество предложило Кропоткину скромную экспедицию в Финляндию и Швецию для изучения древних ледниковых отложений. Поездка оказалась исключительно плодотворной. Он тщательно отмечал, зарисовывал, описывал следы деятельности ледников на севере Европы, обращая внимание на детали рельефа, положение камней, характер отложений. И постепенно в его воображении стали складываться картины недавнего ледникового периода: гигантские потоки льда стекали с северных гор, продвигаясь далеко на юг, создавая новые формы рельефа, меняя климат. Он вновь подошёл к великому научному обобщению, вновь переживал восторг научного творчества. Тогда же он получил телеграмму с предложением занять почётную должность секретаря Географического общества. И незамедлительно ответил: «Душевно благодарю, но должность принять не могу». Причину своего отказа он объяснил сам: «Но какое право я имел на все эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за чёрствый кусок хлеба? Когда всё, истраченное мною, чтобы жить в мире высоких духовных движений, неизбежно должно быть вырвано изо рта сеющих пшеницу для других, не имеющих достаточно черствого хлеба для собственных детей? У кого-нибудь кусок должен быть вырван изо рта, потому что совокупная производительность людей ещё низка… Массы хотят знать. Они хотят учиться; они могут учиться… Они готовы расширить свое знание, только дайте его им, только представьте им средство завоёвывать себе досуг. Вот в каком направлении мне и следует работать, и вот те люди, для которых я должен работать. Все эти звонкие слова насчёт прогресса произносимы в то время, когда сами делатели прогресса держатся в стороне от народа, всё это громкие фразы - одни софизмы. Их придумали, чтобы отделаться от разъедающего противоречия… И я послал мой отказ Географическому обществу».
В конце концов, Кропоткин пришёл к выводу, что коммунизм возможен в двух вариантах: государственный военно-деспотический и анархический, основанный не свободных ассоциациях, товарищеских, профессиональных объединениях трудящихся. Пётр Кропоткин выбрал безвластие.
«Общество - по мнению Кропоткина - должно стремиться установить в своей среде известное гармоническое соответствие - не посредством подчинения всех своих членов какой-нибудь власти, которая считалась представительницей всего общества, не попытками установить единообразие, а путём призыва людей к свободному развитию, к свободному почину, к свободной деятельности, к свободному объединению».
Он предполагал наиглавнейшей общественной целью предоставить полную свободу личности, или точнее, неформальным объединениям, союзам, кооперативам.
С позиций совремённости это выглядит полным абсурдом, потому что при видимой, кажущейся свободе мы живём в мировом полицейском государстве, которое управляется неизвестно кем или чем? А свобода, то есть «демократия» это полный абсурд и, в общем-то, издевательство над личностью. Но только, издевательство над свободной личностью, - а не над полу-животным, который утащил громадный кусок мяса и старается побыстрее проглотить его, пока его у него не отобрал, какой-нибудь более сильный зверь, а вернее получеловек. Вот это идеал капитализма. Вот к чему привели нас наши вожди Ленин и Сталин. А когда их не стало, тогда коммунисты (типа Троцкого-Бронштейна) захватили власть! Правда Троцкого «пристукнул» Сталин, но нашлись другие - не такие жестокие, но недалёкие или же безнравственные. Да о чем тут говорить, в Китае, например, «процветает» капиталистический коммунизм. Кропоткин прав: Если коммунизм государственный, то он военно-деспотический. Кстати пользуясь, случаем хотелось бы недобрым словом помянуть Маркса. Думается, он это вполне заслужил. Ведь Моисей говорил своим питомцам: «Давайте в долг под проценты, а сами в долг не берите». И теперь весь мир или ростовщики - или их рабы. Может быть это грубо сказано, - но посмотрите на окружающую жизнь «открытыми глазами». Посмотрите хотя бы на засилье окружающей среды бензиновой гарью автотранспорта и прочими издержками капиталистической (именно капиталистической!!!) цивилизации. А цивилизации ли!!!.. Но это уже из области философии, и философии отчаяния…
По-видимому, имеет смысл привести и такое высказывание Кропоткина: «Неужели вы думаете, что противообщественные поступки, в самом деле, предотвращаются судами, тюрьмами и жандармами? Неужели вы не видите, что судья… доносчик, шпион, тюремщик, палач, полицейский… в действительности представляют, каждый из них, центр разврата распространяемого в обществе? Мы требуем одного: чтобы эти гнусные государственные учреждения не делали людей худшими, чем они есть». Он предлагает чтобы каждый человек оценил обстановку и убедился, «какое ничтожное значение имеет в обществе принуждение сравнительно с добровольным соглашением». Можно оспаривать такое мнение, но нельзя отказать в разумности такого мнения. Тем более мы на собственном примере убедились, что преступность - это, вообще-то, не «наследие проклятого прошлого», как нас упорно уверяют, а порождение нашей же системы, нашего образа жизни, наших идеологических просчётов и провалов. А, в общем-то, опять Моисей…
Но здесь ещё нужно добавить, что и английские лорды ни в чём не уступают Моисею и его питомцам, а в чём-то и во многом, даже превышают его «нравственность, перевёрнутую с ног на голову». Они же до середины двадцатого века подпольно пропагандировали рабовладельческий строй в мире. Ведь Индия получила независимость только 1949 году. А ведь Индия была их колонией. Об их деятельности так же пишет Кропоткин, как они финансово закабаляли юг Африки. Но кроме финансовой кабалы, они вели там и военные действия - война с бурами. Но это к повествованию о Кропоткине не имеет никакого отношения.
А теперь коротко, но думается что достаточно понятно, закончим о Кропоткине. Интенсивно работая в Географическом обществе России, Кропоткин находил время сотрудничать с нелегальным кружком «Большим обществом пропаганды» созданным осенью 1871 года. В нём не было начальников и подчинённых. Все были равны и дружны, спорные вопросы решали сообща до полного согласия. Такое поведение кружковцев импонировало Кропоткину - соответствовало его мировоззрению. Он с большим интересом относился к их заседаниям и с удовольствием наблюдал за их поведением, зачастую участвуя в их обсуждениях. Но полиция тоже «не дремала» и над участниками общества нависла опасность разгрома и, как следствие арестов. Кропоткина предупреждали о необходимости скрыться, но он пренебрёг предупреждениями, да и не мог, в Географическом обществе было назначено его выступление о ледниковом периоде, которое он не мог пропустить, так как был основным докладчиком. На следующий день после его доклада он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, наиболее мрачную и страшную тюрьму того времени. В крепости, то есть тюрьме, он продолжал работать над книгой о ледниковом периоде. Но тяжёлые условия заключения привели к тому, что он заболел и был переведён в лазарет крепости. Но в лазарете была не такая усиленная охрана, как в самой крепости, вот оттуда-то и помогли бежать ему друзья. Его увезли на самом быстром рысаке Петербурга Варваре и потом срочно переправили заграницу. В итоге перед полицмейстером Петербурга предстал рысак Варвар, который, к сожалению, не смог ничего ему рассказать. А организация побега Кропоткина из тюремной больницы Петропавловской крепости, это почти детективная история. Кстати, на этом же рысаке Варваре везли смертельно раненного «народником» Каракозовым Императора «Всея Руси» Александра Второго. За рубежом, в частности во Франции. Кропоткин развивал основные идеи анархизма, приходя к выводу, что любой государственный строй, в частности капиталистический, является оружием насилия сильных (богатых, более умных, но безнравственных) над слабыми и униженными (бедными - обманутыми, облапошенными богатыми). За такие высказывания в печати Кропоткин был осуждён во Франции - и провёл три года в тюрьме. Разоблачать последователей Моисея «опасно для здоровья». После падения царизма - отречения Императора России Николая Второго от престола Кропоткин вернулся в Россию. Встречали его торжественно с духовым оркестром при большом стечении народа. Считали, по-видимому, что наконец-то появился новый справедливый царь-батюшка. А Кропоткин отказался от всех почестей. И, по-видимому, был прав - заповеди Моисея о ростовщиках пока непреодолимы. Да и деятельность английских лордов тоже под вопросом, - что мы знаем о них? Возможно, и только вмести с ними (с бессмертным Моисеем и может быть с английскими лордами тоже), и никак по-другому - закончится разумная жизнь на планете Земля. Во всяком случае, пока выхода из вселенского кризиса невидно…
В данной работе использованы предисловия к книгам Кропоткина во многом сокращённые и переработанные. Целью автора являлось: проявить интерес читателей к произведениям Петра Алексеевича Кропоткина, когда-то являвшегося легендарной личностью мирового масштаба, а теперь незаслуженно забытого. А так ли это?.. Домыслите - сами…
21 февраля 2017 года.
Свидетельство о публикации №217031902222