Волчий капкан

        Ипатыч проснулся рано, вышел на крыльцо покурить и справиться о погоде. Тихо и морозно. Из –за снежной дымки видны только верхушки леса. Пролетела большая птица, он вздрогнул, улыбнулся. Как не хотела старуха ехать в эту глухомань,   все на Волгу ее тянуло, где сестры живут. Ранее жили в Казахстане, в Актюбинской области, в степном совхозе. Степи, ни одного деревца. Зимы холодные, ветреные, топили печи кизяком. Жить можно было до тех пор, пока не появились чеченцы. Страсть к ним прилипла - резать русских, не стало проходу. Из – за страха и уехали оттуда. А здесь рай! Только не спрашивайте, почему? Пусть старуха ворчит, боится влияния асбеста, а я уши закрою!
 Река Вилюй,  приток Нейвы недалеко, весь световой день занят рыбалкой, она родная и кормит и поит, да еще пенсия. Слава Богу, жить можно, да и то, думал Ипатыч, только ленивый в такой тайге и благодати может голодать. Хорош поселок, люди добрые, отзывчивые.
Думы, думы, всего не передумаешь! Посмотрим на этого старика глазами постороннего человека. Вы уже догадались, что Ипатыч -  герой нашего рассказа. Это старик под семьдесят лет; жилист, сед, имеет окладистую бороду, с постоянной трубкой во рту, роста выше среднего, с легкой походкой, с доброжелательным взглядом голубых глаз. Он спокоен и уверен в себе, насколько люди его знают, всегда одет в выгоревший брезентовый плащ и шляпу, лицо почти черное от загара, рыбак от бога. Он знает все повадки рыб. В шутку или в серьез не раз высказывал, что рыба его любит и желает ловиться только у него. Рыбы ловил много и охотно раздавал многодетным матерям.
-  Милые, хорошие, кормите своих детишек, а я еще поймаю! – радостно отзывался Ипатыч.
Наш герой перекрестился, надел варежки, уложил на санки: топор, ледоруб с длинной ручкой, черпак и пошагал по Вилюйской улице, к реке. Эти места он изучил, как свои пять пальцев. Каждый поворот дороги, каждый кустик был знаком и дорог ему. В этот раз он решил соорудить  третий по счету «лабиринт – ловушку» для ловли рыбы, выше по течению Вилюя.
  Работа не из легких. Еще летом нужно заготовить сорок - пятьдесят кольев  из лиственницы, ошкурить их, чтобы подсохли. По первому льду вбить колья в дно реки. Их нужно подогнать плотно друг к другу, делая несколько кругов с выходом в центр – колодец. Рыба в такой лабиринт заходит по течению реки, а выйти не может, скапливается  в колодце. Дело рыбака -  раз в три – четыре дня вычерпывать ее.  Ипатыч иногда с двух ловушек до шести – восьми килограмм рыбы  брал.
Много дум передумаешь, пока идешь эти два километра.  Все хорошо, но тревожит одно; последний раз, проверяя две ловушки, ничего не взял. Что это? Рыба не зашла или кто вычерпал, опережая?
 Ипатыч свернул с дороги на тропу, им же утоптанную, прошел взгорок и вышел на лед реки. Его ловушка чернела недалеко. Как и в прошлый раз, обе ловушки оказались  пустыми. Изучая следы, стало понятно, что приходил человек на лыжах, молодой, курящий и, видимо, голоден (в ловушках  не оставил мелкую рыбу), очень осторожный (след вел в другую сторону от поселка, в сторону Судорожки,  в район трех озер). Ипатыч снова опечалился, постоял, подумал «Какой резон ставить третью ловушку? Никакой!».
Как хорошо после мороза посидеть около теплой печи, похлебать щей, которые сварила его жена Варвара.
- Ты почему мрачен? – спросила она.
Ипатыч все рассказал ей, что рыбы не стало.  По приметам, молодой человек повадился вычерпывать рыбу раньше его прихода.
Варвара жесткая, энергичная женщина имела большое влияние на мужа.
- Надо проучить вора! Как в старину? Чтобы неповадно было – ставили капкан! Вон в чулане у тебя висит волчий капкан! Поставь!  И узнаешь вора!
 - Ты что баба! Рехнулась умом, на живого человека ставить, это же грех какой…!
Ипатыч в сердцах стукнул ложкой по столу.
- А воровать – это не грех! Учить людей надо!
Варвара от волнения покраснела лицом, подошла к мужу, хлопнула его по плечу.
- Не раздумывай долго!
Весь вечер перекидывались словами.  Жена, все же убедила мужа, что капкан, самый необходимый способ отвадить вора.
Волчий капкан, висевший без надобности несколько лет, сильно заржавел. Ипатыч смазал машинным маслом шарниры, попробовал «включить» - не получилось, сил не хватило. Только на третий раз, еще раз смазав шарниры, помогая инструментом, ему удалось его  включить. Подумал,   «если этот капкан схватит ногу, то человек, в таком сложном положении не сможет освободить ее, на этом и попадется».
  А в это время в верховьях реки Вилюй, около Судорожки, в тесной земляной избушке, натопив печку, спал мужчина средних лет по прозвищу «Лебеда». Он жил с матерью – старушкой под восемьдесят лет. В голодные годы, после войны, он ходил «блаженным» от обильного употребления лебеды. Эту траву, наряду с крапивой и саранками, весь народ употреблял в пищу. И это хорошо, если в меру. А этот парень ел лебеду сверх меры, в результате что – то случилось с головой; то смеется, то плачет, то говорит без остановки. Люди его сторонились, жалели, даже помогали, кто как мог. Потом это все у него прошло, а прозвище осталось. Работал в карьере, собирал кудельку (асбест). Внешность его не располагала к симпатии: большая голова, искривленный рот, хромота на правую ногу. Он  от этого страдал, особенно, когда при девчатах. Но, как показали дальнейшие события, сердце у него было рыцарское.
В ту пору в поселок Новый Асбест наезжали на танцы гранские* парни с ножичками в карманах. Кому же понравится, когда за твоей любимой увязывается парень со стороны, и не ближней.
Лебеда  ревновал к своей девушке Нине, которая жила на свалке около насосной станции первого разреза. Ее провожали пять гранских парней. Ночь лунная, светлая, он увязался за ними и в удобный момент напал. Завязалась драка. Он остался еле живой, вылечили в больнице. А вот один из гранских

Гранские - это жители поселения Грань, расположенного в трех километрах от железнодорожной станции Анатольевская.
парней скончался от удара камня по голове. По решению суда Лебеде дали восемь лет тюрьмы. Суд не принял во внимание, что он применил камень в порядке самообороны. Поговаривали, что у погибшего дюже были богатые родители.
Через два года он сбежал из мест заключения. Нашел здесь на Родине глухое место и решил переждать. В газетах печатали его фотографию. Был установлен надзор за домом, где проживала его мать.
 Ему нельзя показываться на людях, он каторжник, беглец. Здесь он скрывается уже больше года.  Место дикое; с одной стороны расположено Вознесенское болото, а с другой – Судорожка, приток Вилюя. Место  высоких толстых елей, лиственниц, черемухи, всякого рода непроходимых кустарников, трех озер и  камыша, место, где любят кормиться глухари и утки. Лебеда знал эти места с детства, ставил силки на гальке на глухаря, ловил щурят петлей. Летом прокормиться просто, зима -  другое дело. Морозно, снегу по пояс, по ночам волки воют. Силки на зайцев  ставил, но удача была редкой.  И тем не менее «голод не тетка», говорят в народе, жить хочешь, надо вставать, «волка ноги кормят». Так он вышел на тропу, по которой ходил Ипатыч и далее на его ловушки.  Соорудил черпак из бересты с ручкой и вырубил кол деревянный, остальное – дело техники. Первый раз вычерпал пять килограмм рыбы, а второй раз еще больше.
 О чем думал Лебеда, воруя чужую рыбу? Как выжить? Надо попасть в его положение, чтобы ответить на этот вопрос. «От тюрьмы и от суммы не зарекайся», - говорят в народе. Он много передумал, лежа на нарах в тюрьме и в своей землянке. Почему жизнь пошла вкось и вкривь? Все не так, как надо! Затопив печь, он мог часами сидеть и смотреть на огонь и думал, думал. Эх, жизнь злодейка! Двадцать девять лет пролетело, и не заметил, ни семьи, не дома, гуляй ветер!
 Ипатыч убедился, что ловушка пуста и не стоит даже смотреть другие. Разгреб снег, поставил включенный капкан около ловушки и прикрыл снегом. Сел на санки, закурил. Подумал, - « Интересно, что за человек повадился воровать рыбу. Если попадет ногой в капкан, то далеко не уйдет. Завтра надо будет снова проверить». Холодно, замерз, встал, ох старость не радость. Духом – то бодр, плоть стенает. Вышел на берег реки, остановился, что – то тревожно стало на душе. Подумал, - «Что делаю? На живого человека, как на зверя, поставил капкан. Не судья я ему, не судья! А как иначе отвадить вора? Вот задача «хош -  не хош», а грех – то взял на себя! Вот такова жизнь, как ни старайся, все равно в грех угодишь!».
Из – за болезни Ипатыч пошел проверить ловушки только через четыре дня. Не доходя их, он заметил на тропе капельки крови, остановился, осмотрелся -  тихо, никого. Стал приглядываться, и пошел по следу. Вскоре с торной тропы след пошел в сторону Судорожки и привел его к избушке – землянке. Не раздумывая, постучал в дверь, тихо.
- Здесь есть кто?! Отвори! Я Ипатыч!
Послышалась какая – то возня, стон, хрип. Опять тишина две минуты. Медленно дверь отворилась, и в проеме он увидел человека изможденного, грязного и заросшего, с тяжкими страданиями на лице, который  опустился на землю, не мог стоять на ногах. Ипатыч волоком  оттащил от дверей, уложил его на  свой полушубок, присмотрелся. Ба! Да это , кажись, Лебеда! Правая нога его была обмотана грязными, пропитанными кровью, тряпками, тело страдало от высокой температуры.
-  Сынок, да ты еле живой! Быстро в санки, повезу тебя к моей старухе, иначе помрешь здесь!
Лебеда закрыл глаза. Ему уже все было безразлично.
Старуха всплеснула руками, когда увидела глубокую, гноящуюся рану на ноге. Промыла марганцовкой, обложила нужными травами, перевязала, отпоила мужика теплым молоком.
Ипатыч не унимался, все ворчал:
- Наделали делов! Угробили человека!
- Ничего, заживет рана, как на паршивой собаке! Каждому по делам его! – отмахивалась старуха.
- Да он же от голода брал рыбу! По необходимости!
Ипатыч хмурил глаза, глядя на суетню своей старухи.
Через два дня, наконец, упала температура у Лебеды, и он начал что – то соображать.
- Вот мил человек, если бы не я, не жить бы тебе на этом свете! Ипатыч явно был доволен, что Лебеда ожил и с ласкою:
- Ведь все можно было сделать по добру, по  здорову! Что мне рыбы жалко, нет!  Вон сколько ее гуляет? А жалко то, что душа твоя паршивая меня старика дурит! Часть рыбы оставлял бы для тебя!  Все было бы шито, крыто! Язык за зубами держать не разучился!

                Послесловие
Лебеда прожил у Ипатыча две недели, и уже было решил уходить в свою избушку, но его не отпускали старики. Они его полюбили. Может и зря! Вскоре  приехала милиция, и его забрали. Донесла соседка, дружившая  не с Духом Божьим, а с другим Черным духом. И это свое естество она унаследовала от родителей.

5.03.17г. 

 


Рецензии