Мой дедушка участник революции

Мой дедушка Шустов Василий Григорьевич, ныне покойный, участник Великой Октябрьской социалистической революции в городе Петрограде в 1917 году.

Выяснилось это случайно.

Бабушка Александра Гавриловна умерла и отец забрал дедушку к нам в Крым.

Дедушка тогда продал дом в Кировской области, жил у нас и тут Брежнев принял постановления о чествовании участников Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны.

Мои родители отец Шустов Николай Васильевич и мать Шустова Вера Игнатьевна познакомились на фронте и были соответственно участниками Великой Отечественной войны.

Они смотрели телевизор и радовались, что участникам ВОВ предоставлены новые льготы.

В комнату к ним зашел дедушка Василий Григорьевич и сказал:" Что Вы радуетесь, что Вы участники Великой Отечественной войны. Я тоже участник Великой Отечественной войны, но еще и участник революции."

Отец заинтересовался его этим заявлением, стал его расспрашивать о деталях и тут дед достает справку подписанную хорунжим с царской печатью с изображением двуглавого орла и отец с удивлением читает:" Рядовой огнеметно-химического батальона такого то полка Шустов Василий Григорьевич прибыл в полк 17 октября 1917 года и денежным, вещевым и табачным довольствием обеспечен полностью. Справка выдана 2 ноября 1917 года."

Я как раз собирался на курсы повышения квалификации в Ленинград.

Отец дал мне ту справку и попросил в Ленинграде сходить в музей Октябрьской революции, располагавшийся в бывшем Смольном и выяснить что и как.

В музее революции в Ленинграде посмотрели справку, отправили меня в читальный зал музея, где множество книг было по этому вопросу, там я сразу нашел фразу:" Весь полк в полном составе единодушно стал на защиту революции под руководством комиссара Ильина-Женевского."

Я показал эту книгу работникам музея и они сказали мне, что это известно, но персональные списки полка не сохранились, однако, моя справка подтверждает, что дедушка действительно участник революции.

Я попросил дать справку от музея и они дали мне подробную справку подтверждение, что Шустов Василий Григорьевич действительно участник революции.

Справка была напечатана на пишущей машинке на целую страницу на фирменном бланке музея с гербовой печатью.

По возвращении с курсов я отдал новую справку и царскую справку отцу.

Он собрал пакет документов и передал их в крымский областной собес.

Вскоре он получил из областного собеса удостоверение, но в нем было написано, что Шустов Василий Григорьевич участник Гражданской войны.

Когда отец прочел это деду, тот сказал ему:" Коля. Ты его верни. Оно не мое. В Великой Октябрьской социалистической революции я участвовал, это верно. В Великой Отечественной войне тоже участвовал и это верно. В Гражданской войне я не участвовал, болел."

Обескураженный отец попросил меня при случае съездить в Симферополь в областной собес с этим удостоверением и поговорить.

Я приехал в областной собес с удостоверением деда и сказал, что в нем ошибка, что он в Гражданской войне не участвовал, а участвовал в революции.

Вежливая секретарь попросила меня присесть на диван, который стоял тут же и пошла к начальнице.

Она быстро вышла от начальницы, при мне оторвала фотографию деда в старом удостоверении, тут же приклеила ее в другое удостоверение, где было записано, что он участник революции, приложила печать и отдала его мне.

Я посмотрел, поблагодарил и она тут спросила меня:" Как Вы объяснили дедушке эту ошибку?"

Я ответил:" Я сказал, что, видимо, Вы один участник революции, а участников гражданской войны много, вот и выписали как всем."

Секретарь подтвердила:" Да, он единственный в Крыму участник революции, остальные все участники Гражданской войны. Есть, правда, еще один участник революции в Саках, но это не подтверждается документами, поскольку в момент революции он был в Саках, но тогда там были белые и доказать участие в революции тяжело."

Еще она спросила - нет ли у меня еще вопросов.

Я сказал, что есть.

Первый вопрос, я просил вернуть мне справку с царской печатью, а справку музея революции можете оставить в делах, как подтверждение.

Тут же мне вернули ту справку.

Второй вопрос, я сказал, мой дедушка хочет купить машину.

"Подождите" - сказала секретарь и пошла снова к начальнице.

Не прошло и минуты, как она пригласила меня к начальнице собеса.

"Какую машину хочет Ваш дедушка?" - вежливо спросила меня начальница собеса.

Признаюсь, несмотря на мое глубокое уважение к этим двум прекрасным вежливым женщинам, какой-то чертик запрыгал в глубине моей души и, игнорируя серьезность момента, я позволил себе произнести провокационную фразу:" Вообще-то дедушка хочет "Волгу"."

Я увидел, что начальница собеса окаменела, вся как-то напряглась и застыла.

Я сделал небольшую паузу в течении которой она продолжала хранить молчание и продолжил:" Но у него нет достаточного количества денег на "Волгу", поэтому он просит помочь ему приобрести "Жигули".

Начальница облегченно выдохнула, явно повеселела, как-то задвигалась в своем кресле и сказала мне:" Посидите, пожалуйста, здесь, чуть подождите."

Она набрала при мне по междугородке телефон начальницы Ялтинского собеса и речь ее была такой:" У Вас есть журнал очереди на автомобили? Запишите туда Шустова Василия Григорьевича. Есть журнал первоочередников на автомобили? Запишите туда Шустова Василия Григорьевича. Еще заведите два журнала, один участники Гражданской войны, другой участники революции. В журнале участников революции запишите Шустова Василия Григорьевича, он там будет один и первую машину дайте ему."

На том мы расстались.

Через какое-то недолгое время пришла открытка, приглашающая в Севастополь, куда пришла очередная партия "Жигулей".

Мы с отцом приехали в Севастополь на базу и нам предложили выбрать себе машину.

Мы посмотрели одну, нам она не понравилось чем-то в салоне, попросили показать другую.

Нам показали другую и мы решили взять ее, бежевого цвета, тут же заплатили и на ней поехали домой.

Дедушка подарил эту машину ВАЗ-21013 мне.

Долго она служила нам верой и правдой, последние годы смирно стояла в огороде, но когда Крым вошел в Россию, появилась возможность сдать ее по утилизации и взять новую, что мы и сделали, взяв Калину.

Дедушка похоронен на кладбище в Симеизе, на гранитном памятнике фамилия, имя, отчество, даты рождения и смерти.

Участие дедушки в революции заключалось в том, что его вместе с другими поставили стоять на Аничковом мосту, однако, вскоре туда пришли юнкера с женским батальоном, сняли их пост, а самих посадили в подвал.

Для усиления эффекта обычно мы говорили, что утром обещали расстрелять.

Утром же пришли свои из полка и их освободили.

В Симеизской средней школе при жизни дедушки его приглашали к детям, чтоб рассказал о революции.

Дедушка шел в магазин, покупал дешевых конфет, в классе раздавал детям, говорил при этом:" Дети. Ничего хорошего в войне нет." и быстро уходил.

Дети были счастливы его визитам.

При оформлении персональной пенсии в числе документов надо было сдать трудовую книжку, а в ней был отмечен год исправительных работ в двадцатые годы.

Отец думал, сдавать книжку с той записью или ее как-то вымарать, но не решился и сдал трудовую книжку как есть.

К счастью это не повлияло на присвоение пенсии.

Основная пенсия дедушки была 64 рубля, когда он ослеп, ему как слепому инвалиду 1 группы назначили пенсию 76 рублей, а когда он стал пенсионером местного значения, как участник революции пенсия стала 82 рубля в месяц.

Отец мой, когда узнал, что он единственный участник революции в Крыму. предложил дедушке оформить пенсию персональную республиканского значения.

Однако, дедушка отказался, сказал:" Коля! Мне уже скоро два квадратных метра дадут, не надо ничего оформлять."

Что касается его года исправительных работ, то мы на всякий случай, если спросят, приготовили версию, что это были репрессии Сталина.

Версия не пригодилась, а на самом деле дедушка вмешался, когда на улице милиционер забирал одного пьяного в участок, дедушка сам был выпивши, вступился за того, и ударил милиционера.

Его осудили на год исправительных работ, назначили заведующим аптекой в другом городе.

Живя без семьи, он завел женщину, которая родила ему сына.

За этого сына он платил алименты, а когда вышел сам на пенсию подал на него в суд, чтоб сын его содержал и получал содержание пять рублей в месяц.

Отец просил его отказаться от этих алиментов, но дед был тверд, говорил "Я ему платил, теперь пусть он мне платит."

Дед вообще держался по жизни твердо, так лет в шестьдесят у него был приступ аппендицита, он сам разобрался в чем дело и поехал в больницу.

Бабка в след ему говорила:" Куда ты едешь старый, тебе помирать уже пора, оставайся уже.", но он поехал, операция была успешная.

Когда он жил уже у нас в Крыму, однажды он исчез и отец мне сказал об этом, что не знает куда делся дед.

Однако, тот позвонил ему из Ялты:" Коля, ты не волнуйся, я тут в Ялтинской больнице, мне сделали операцию на глазу по поводу глаукомы, Утром приеду сам, за мной не приезжай."

Так он и приехал на рейсовом автобусе домой сам, когда его из больницы отпустили.

Живя в доме с родителями моими он следил за хозяйством, готовил обеды, сам всегда в обед выпивал рюмку водки и на ужин рюмку "для аппетиту".

Никогда не курил.

Моя дочь Лена, когда ее приняли в пионеры с красным галстуком пришла в комнату, где лежал дедушка, прикованный к постели, и сказала ему, что ее приняли в пионеры.

Дедушка, лежа на кровати, сказал ей:" Пионеры, это хорошо, комсомольцы это тоже хорошо, а про себя скажи "Боже царя храни."

Он не дожил до девяноста лет всего три месяца.

Добавление апрель 2017 года.

Дедушка женился, когда ему было всего шестнадцать лет.

Бабушка Александра Гавриловна всегда пеняла ему за то, что он пришел свататься в валенках подшитых, а не в новых.

Ей было шестнадцать или девятнадцать лет.

Сразу после венчания отец деда Григорий Епимахович посадил его с молодой женой на телегу, дал краюху хлеба и сказал:" Вон изба пустая на краю деревни, там и живите своим двором и своим трудом."

Дедушку по молодости было отдали в ученики кузнецу, но тот отказался его учить, поскольку дедушка оказался левша.

"Да он же меня убъет молотом" - сказал кузнец, поскольку левша ему был не с руки.

Тогда его отдали в ученики аптекарю.

Так он стал первым интеллигентом в нашем крестьянском роду.

Его определили в огнеметно-химический батальон того полка, который стал на защиту революции, поскольку у него были знания по химии.

Нрава он был кроткого, но отчасти себе на уме.

Когда отец мой Николай Васильевич купил и установил в доме первый цветной телевизор, дедушка, посмотрев его, был поражен и сказал мне:" Ну теперь и помереть можно спокойно."

Правда, прожил он еще несколько лет.

Однажды, когда я уже работал легочным (торакальным) хирургом в санатории "Приморье" в поселке Симеиз, мой отец позвал меня и показал мне рентгеновский снимок грудной клетки деда и спросил:" Что делать?"

На снимке были в легких метастазы какого-то рака.

Диагноз подтверждался метастазом на шее хрящевидной плотности.

Отец хотел знать мое мнение, как хирурга, оперовать деда или что еще делать.

Я сказал ему:" Как хирург я считаю, что делать ничего не надо, надо просто уходом за ним скрасить его последние дни."

Так и порешили.

Однако, дед прожил еще несколько лет, причем лет через пять после установления первого диагноза я прощупал его шею и того хрящевидного метастаза не обнаружил.

Родным и знакомым я рассказывал, что чудо возможно, что рак может вылечиться сам, пока моя мама не услышала мою речь и хмыкнула:" Чудо? Да я сделала ему инъекцию маслянного раствора синестрола."

Видимо у деда был рак предстательной железы гормонозависимый, вот он и рассасался от синестрола.

Такие инъекции она ему делала ежемесячно.
   
Добавление апрель 2017 года.

Мы жили в поселке Симеиз и нас решили было выселить из нашего дома.

Был суд в г. Ялта, адвокат обнаружил, что те, кто хотел снести наш дом предъявили решение облисполкома просроченное, срок действия был три года, а три года давно прошли.

Были и другие несуразицы, в том числе та, что отцу, деду и моей матери предложили квартиру в Симеизе, однако, туалет был на улице, через дорогу.

Дед сидел смирно на суде, молчал, когда другие говорили.

Судья формально среди прочих спросил его желает ли он высказаться и тут дед неожиданно попросил слова.

Он встал и отчетливо сказал с большим достоинством:" Не для того я в Великой Октябрьской социалистической революции участвовал, чтобы в туалет через дорогу на улицу ходить."

От нас немедленно отстали и решение было вынесено в нашу пользу, нас оставили жить в нашем доме.


Рецензии