4. Разговорились...

НА СНИМКЕ: Светлана Павловна Рожнова, в те годы второй секретарь Советского райкома ВЛКСМ, а через два года за подпись под письмом 46-и её исключат из КПСС.


Бывает забавно посмотреть на себя, того, молодого. Послушать, что ты говорил или посмотреть, что писал. Какими штампами пользовался, к чему призывал. Что тебе казалось важным тогда и почему. Чем ты жил и к чему стремился. И, наконец, много ли у тебя было храбрости.

И вот неожиданно я набрёл на заметку в газете «За науку в Сибири» (№4 от 25 января 1966 г.). Видимо, это кусок выступления на районной партийной конференции.

Предполагаю, что он слегка подправлен и приглажен. Но и в таком виде он меня поразил: второй секретарь райкома ВЛКСМ Светлана Рожнова критикует коммунистов.
Первой мыслью было: «Не может быть!»

Эту мысль, разумеется, сразу пришлось отбросить, потому что вот она, газета, передо мной на экране компьютера. Доказательство налицо.
Вторая мысль: «Как же это Светлана осмелилась?» Но вот же осмелилась. Наверное, ещё крепче высказалась, чем написано в газете.

И третья мысль: Как же эту крамолу пропустили, мы ведь были приучены, что партию критиковать нельзя. Вот так безлично критиковать коммунистов не разрешалось.

Отдельного коммуниста можно, а коммунистов СО АН – это уже чересчур. За это могли и наказать.

Могли! Но почему-то проглотили и оставили без последствий. На мой взгляд, Светлане повезло. Надо бы поосторожнее. Но мы все тогда чуть глотнули свежего воздуха и расслабились. Стали себе позволять.

Теперь обещанный текст С.П. Рожновой, второго секретаря Советского райкома комсомола, из газеты «За науку в Сибири» №4 от 25 января 1966 г.

«Хочу остановиться на партийном руководстве нашей комсомольской организации. Мы чувствуем заботу и помощь со стороны коммунистов. Пленум райкома партии, посвящённый работе с молодёжью, заметно укрепил наши контакты. Но в повседневной, будничной комсомольской работе помощь партийных организаций ещё далеко не достаточна.

Нередки случаи, когда коммунисты не понимают трудностей, которые мы испытываем, не знают, что делается в комсомольской организации, чем занять молодёжь.

Подчас наши старшие товарищи не скупятся на обещания, но практической пользы от этих обещаний нет. Всё это происходит из-за непонимания задач комсомола, незнания молодёжных проблем.

Такое положение было и в Сибирском отделении АН СССР. Крупной ошибкой мы считаем то, что год назад была отменена конференция молодых учёных. Беда в том, что пока не назреет какой-то инцидент, сложившиеся отношения трудно изменить.

Долгое время комитет комсомола СО АН оставался фактически без помощи партийных организаций: пока райком ВЛКСМ не поставил вопрос о том, чтобы оценить его работу неудовлетворительно, пока не вмешалась комиссия горкома комсомола.

Недавняя комсомольская конференция, проходившая очень бурно, внесла целый ряд предложений, которые мы можем выполнить только с помощью партийных организаций.

Сейчас наметился сдвиг, позволяющий сказать, что сотрудничество между коммунистами и комсомольцами стало теснее. Это явно чувствуется в институтах органической химии, автоматики и электрометрии, гидродинамики и других организациях.

Многие партийные руководители, такие, как А.Д. Александров, А.М. Рудзе, Г.С. Мигиренко, Г.Л. Поспелов и др. стремятся оказывать всемерную поддержку комсомольским организациям. Нам и дальше следует укреплять контакт, работать в постоянном сотрудничестве».

А вот выступление, опубликованное в том же номере газеты, очень уважаемого мной человека академика Александра Даниловича Александрова, который после разгромной критики парткома университета, учиненной бюро обкома КПСС, был избран секретарём парткома.

Он уверенно говорит о главном, что нужно воспитывать в студентах и о позитивных сдвигах в идеологической работе в НГУ. Его выступление идёт в газете под заголовком «Гражданином быть обязан».

Вот оно:

“Всем ясно, что одной из важнейших наших задач является воспитание научной молодёжи. Но мы должны давать молодёжи не только научные знания, но и растить гражданина. Перефразируя известные слова Некрасова, можно сказать:

Учёным можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!

Важную роль в этой работе играет Новосибирский университет. В деятельности университетской комсомольской и партийной организаций есть свои трудности и недостатки.

Об одной из них – большом количестве совместителей – говорилось в отчётном докладе. По своему составу партийная организация НГУ состоит преимущественно из студентов, технических работников, в ней мало ведущих преподавателей.

Университет не имеет своих средств для воспитательной работы, нет помещений для спортивных и культурно-массовых мероприятий. И, наконец, НГУ отдалён от города, что также существенно влияет на культурное воспитание студентов.

В последнее время заметно растёт активность молодёжи повсеместно, в том числе и в университете. Но мы не всегда правильно реагируем на это. Воспитатель сам должен быть воспитан.

Чтобы улучшить работу с молодёжью, нужно обратить внимание на идеологическое воспитание в тесной связи с наукой, чтобы марксизм и наука не были отдалены. Надо учить молодёжь думать, самостоятельно подходить к правильным взглядам.

Странно слушать сейчас рассуждения о том, чем заниматься комсомолу. Здесь сосредоточены крупные научные силы. Вот и нужно нести свет знания в широчайшие массы, оказывать самое широкое научно-культурное влияние. Это ли не настоящая комсомольская работа! Комсомольцам надо давать большие права, тогда больше и спросится.

В университете план работы составляется с участием представителей комсомольской организации. Они входят в правом решающего голоса в состав Учёных советов факультетов и НГУ. Это открывает большие возможности для проявления комсомольской инициативы».

Комментировать в этом выступлении можно многое, но я остановлюсь только на трёх моментах.

Как видите, академик Александров повторяет тезис Р.И. Солоухина о трудностях воспитательной работы и слабости партийной организации из-за большого числа совместителей.

Эти совместители стоят на партийном учете не в НГУ, а в своих институтах. Тезис этот весьма не нравился академику Лаврентьеву, но его повторяли партийные органы во всех своих решениях и о нём говорили партийные деятели во всех своих выступлениях.

У него своё видение, чем должна заниматься молодёжь: «нести свет знания в широчайшие массы, оказывать самое широкое научно-культурное влияние».

И я абсолютно согласен с его тезисом, что «в последнее время заметно растёт активность молодёжи повсеместно, в том числе и в университете». Через два года студенческая молодёжь напишет краской на домах: «Руки прочь от Чехословакии!»

Кто-то, может быть, и «понёс свет знания» и оказал на кого-нибудь «научно-культурное влияние», но нашлись студенты, которые не могли пройти мимо подавления танками «Пражской весны» и сказали своё слово, рискуя, а то и жертвуя своим благополучием.

И, наконец, еще одно выступление всё на той же партийной конференции – Николай Григорьевич Загоруйко, в то время ещё кандидат наук (доктором физ.-мат. наук он станет в 1969 году), секретарь парторганизации Института математики ставит во главу угла экономическую реформу.

Причём он видит её много радикальней, чем предложил прошлогодний сентябрьский пленум ЦК КПСС. Он хочет, чтобы институтам предоставили такие же права, как директорам заводов, в части распоряжения фондом зарплаты:

«Возможность самостоятельно распоряжаться фондом заработной платы, количеством штатных единиц и т.д. может плодотворно сказаться на развитии научных исследований».

Тогда для бюджетных организаций это было «ересью», но в тот год и это можно было вслух произносить, даже на партконференции.

Через пару лет его назначат Генеральным директором НПО «Факел», где нарушались все правила, установленные финансистами советского правительства, все положения экономики социализма.

В СССР эти правила были возведены в ранг закона и неукоснительно соблюдались, поскольку несоблюдение их приводило к катастрофе, что мы и увидели в 1991 году, когда все вожжи были отпущены.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/19/393


Рецензии