6. Активность киноклуба Сигма

НА СНИМКЕ: Картина И.И. Бродского «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров».


По-моему, Киноклуб «Сигма поставил перед собой задачу «Ни одного номера газеты без нашей статьи». В те годы было очень популярным выражение «Ни дня без строчки». Так называлась книга Юрия Олеши, вышедшая в 1961 году.

Вообще-то, это выражение, ошибочно приписываемое Юлию Цезарю, на самом деле, принадлежит Плинию старшему, римскому историку и писателю. Он в своей «Естественной истории» сообщает, что у художника Апеллеса, придворного живописца Александра Македонского, жившего в IV в. до н. э., было правилом не пропускать ни одного дня, чтобы не сделать хотя бы один мазок или штрих на картине.

Так или иначе, в газете «За науку в Сибири» появилась статья Марии Бакакиной, в которой она делится своим видением фильма «26 бакинских комиссаров».

«Если вы хотите получить действительно серьёзную оценку своего фильма, поезжайте в Академгородок». Так будто бы сказали в Москве журналисты и кинокритики, бывавшие у нас, режиссёру фильма «26 бакинских комиссаров» Аджеру Ибрагимову.

И он приехал. 12 февраля были организованы встреча со зрителями, просмотр и обсуждение картины.

Два слова об организации встречи. Любителям кино пришлось пройти в этот раз проверку на стойкость, так как в последний момент всё, что могло измениться, - изменилось: место встречи, время встречи и, наконец, заманчивая фраза на афише «Вход свободный» была срочно переделана на «Билеты продаются в кассе».

Но зритель всё-таки пришёл и, думаю, не пожалел об этом.

Фильм «28 бакинских комиссаров» - об одной из самых драматичных страниц революционного прошлого. Смерть комиссаров была подвигом, но не менее героической была их жизнь.

Об этом хорошо говорит обстановка, на мой взгляд, очень верно воссозданная авторами, – обстановка национальной розни, недоверия, непонимания.

Великолепны в фильме массовые сцены, полные правды и сложностей живой жизни. Непривычно большое количество массовых сцен – это одна из особенностей этого фильма. (На протяжении всей картины комиссары только дважды остаются одни – в камере и в момент расстрела). Щедро и красочно показан уклад жизни старого Закавказья. Узкие улочки, необыкновенная архитектура, орнамент, костюмы, музыка – всё привлекает исторической подлинностью национального колорита.

Фильм очень динамичен. Динамика его – в движении масс, исполненном значительности и трагизма. Поразительны съёмки в Каракумах. Дважды в зале раздавались аплодисменты. Операторская работа в этом фильме (оператор Н. Петриченко) заслуживает особого разговора.

Но… Требования к искусству сейчас очень высоки. Фильм, о котором вчера мы говорили, как об отличном, сегодня оценивается только как хороший. Сейчас очень распространена фраза: «Чего-то в нём нехватает».

Этому фильму нехватает «немногого». Автору не очень удались образы комиссаров. По-моему, ошибкой было то, что на роль Шаумяна приглашен В. Самойлов. Самойлов – хороший актёр, но он принёс с собой в этот яркий фильм надоевшие нам штампы поз, жестов.

В картине у этого героя абсолютно не чувствуется национального характера.
Трактовка заглавных ролей у Ибрагимова очень своеобразна: комиссаров нельзя воспринимать как Шаумяна, Азизбекова, Джапаридзе и т.д. Они воспринимаются только как 26.

Ибрагимов говорит, что он специально не старался выписывать характеры, специально рисовал их «грубыми мазками». Здесь нет привычного нам психологизма образов. Но, может быть, в искусстве не всегда стоит искать в незнакомом знакомое, может, лучше постараться воспринять это непривычное, довериться ему, постараться его понять?..

У нас в городке был первый просмотр этого фильма. Такие же просмотры будут затем организованы в Москве, Ленинграде, Баку, а там уже – широкий экран.

Эта заметка не задумывалась автором как рецензия, это только моё личное мнение об этом фильме, мнение одно из многих, которые не были высказаны на обсуждении фильма.

Продолжение следует:


Рецензии