3. Лидия Корнеевна Чуковская

НА СНИМКЕ: Лидия Корнеевна Чуковская


Лидия Корнеевна Чуковская (1907, Санкт-Петербург — 1996, Москва) — редактор, писательница, поэт, публицист, мемуаристка, диссидент, дочь Корнея Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.

Чуковская — лауреат международных и российских премий: «Премия свободы» (Французская Академия, 1980 год), премия имени академика А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (1990 год), Государственная премия (1995 год).

Основные произведения Чуковской — повести «Софья Петровна» (1939—1940, опубликованная за рубежом в 1965 г. под названием «Опустелый дом», в СССР в 1988 г.) и «Спуск под воду» (Нью-Йорк, «Издательство имени Чехова», 1972). Обе они посвящены разоблачению сталинского гнёта.

Кроме того, под псевдонимом Алексей Углов Чуковская опубликовала книги для детей «Ленинград — Одесса» (1928), «На Волге» (1931), «Повесть о Тарасе Шевченко» (1930). Стихи Чуковской, которые она писала всю жизнь, собраны в книге «По эту сторону смерти» (1978).

Автор мемуарной книги «Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском» (1989).
В 1926 году Чуковская была арестована по обвинению в составлении антисоветской листовки (фактически листовка была составлена её подругой, которая без ведома Лидии воспользовалась её пишущей машинкой).

Чуковская была сослана в Саратов, где благодаря хлопотам отца провела только несколько месяцев. Во время саратовской ссылки Чуковская заняла принципиальную позицию в конфликте с властями: отказалась от публичного покаяния, держалась вместе с политическими ссыльными.

В 1929 году вышла замуж за историка литературы Цезаря Самойловича Вольпе. От этого брака в 1931 году родилась дочь — Елена Цезаревна. В 1934 году брак распался; Вольпе погиб в 1941 году на Ленинградском фронте.

Второй муж Чуковской физик-теоретик Матвей Петрович Бронштейн был арестован в августе 1937 года и расстрелян в феврале 1938 года (по объявленному семье приговору — «десять лет без права переписки»; К. И. Чуковский, посвятивший много времени выяснению судьбы зятя, узнал о его расстреле лишь в конце 1939 года).

Самой Чуковской, выехавшей в то время с дочерью из Ленинграда в Крым, удалось избежать ареста (хотя соответствующие документы были оформлены).

В 1960-х годах Чуковская выступала в поддержку И. Бродского, А. Солженицына, А. Синявского и Ю. Даниэля, А. Гинзбурга и других.

Автор открытого письма Михаилу Шолохову в связи с его речью на XXIII съезде КПСС (1966), а также открытых писем «Не казнь, но мысль. Но слово», «Гнев народа», «Прорыв немоты».

 9 января 1974 года Чуковская была исключена из Союза писателей (это решение было отменено в феврале 1989 года), на её публикации в СССР был наложен полный запрет (до 1987 года). Этим событиям посвящена книга Лидии Чуковской «Процесс исключения. Очерк литературных нравов», которая впервые была издана в 1979 году в Париже в издательстве «YMCA-Press».

Читатель, заинтересовавшийся жизнью этой удивительной женщины, может прочесть её автобиографию. Она удивительна и необыкновенна.

В заключение приведу отрывок из воспоминаний Бенедикта Сарнова http://www.lechaim.ru/ARHIV/138/sarnov.htm :

В середине 60-х началась в нашей стране эпоха так называемого «подписанства». Писатели (не только писатели, конечно, но я больше знаю эту среду, поэтому говорю именно о ней) подписывали коллективные письма в защиту преследуемых диссидентов.

Сначала начальство просто игнорировало это поветрие, а потом слегка взволновалось и решило принять кое-какие меры. Поначалу – довольно мягкие. «Подписантов» стали вызывать на разные собеседования, увещевать, воспитывать, осторожно намекая в то же время, что, если они будут упрямиться, могут воспоследовать и наказания.

Вызвали на такое собеседование и Лидию Корнеевну Чуковскую. Беседовал с ней один из многочисленных тогдашних секретарей Московского отделения Союза писателей – Виктор Тельпугов. Огорченно сообщив ей, что письмо, которое она подписала, злорадно подхватили и транслировали по радио «вражеские голоса», он сказал:

– Как же вы могли, Лидия Корнеевна, обратиться за помощью или даже просто за сочувствием – к врагам?

– Не понимаю, – пожала плечами Лидия Корнеевна, – почему людей, которые меня печатают, я должна считать своими врагами, а тех, кто запрещает даже упоминать в печати мое имя – друзьями?

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/20/362


Рецензии