Учите детей водить машину

Если в семье есть машина и есть отец или мать, которые ее водят, бывает, что у других членов семьи не возникает потребности научиться шоферскому мастерству.
В моём далеком детстве, в 12 лет, я уже неплохо водил «Москвич – 402». Мне нравилось вождение и я с удовольствием ему учился. Сажать мальчика за руль было, конечно, несколько опасно, ведь машина не была оборудована дополнительным тормозом. Но, отец обосновывал мое обучение тем, что вдруг, мол, где то придется выпить, и есть запасной водитель, который довезет до дома. Конечно, это было чисто психологическое объяснение, хорошо понятное постоянным обитателям гаражного кооператива. На самом деле отец был пилотом гражданской авиации и к вопросам выпивки относился очень осторожно.
Не помню как я узнал, что во Дворце пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве, существует юношеская школа водителей. Там было очень серьёзное обучение. Была отличная практическая база. Преподавали материальную часть автомобиля, основу обслуживания и ремонта, правила движения и безопасной езды и, что особенно нравилось, практическое вождение. Была специально оборудованная трасса, со знаками, разметкой, светофорами, подъемами, поворотами и спусками. После окончания были экзамены, как в обычной автошколе, которые принимали сотрудники ГАИ. Теорию сдал сразу. А вот вождение, по глупости и излишнего самомнения, со второго. Дело в том, что учился я на Москвиче – 402. Водил уже отлично и профессионально (сказалась знания, преподанные отцом), даже участвовал в соревнованиях по фигурному вождению. А в день экзамена Москвич сломался и осталась Волга. Та Волга, которую с удовольствием угонял Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля». Разницы в вождении не было, только разница в габаритах, и я, по гордыне, сел сдавать экзамен на Волгу. И, вот, на участке «спуск – поворот – подъём», надо было сделать следующие манипуляции: притормозить, переключить скорость и дать газу. Обычно делал это легко, «на автомате». А, на этот раз, «после удара по газам», машина дернулась и встала. Правая нога автоматически надавила на то место, где должен быть «газ», а попала на педаль тормоза. Да, педали на Волге были значительно шире. На пересдаче, на родной машине, весь экзамен по вождению прошел как по маслу. Мне было 16 лет. Вручили «Удостоверение юного водителя 2 класса», которое через год пересдал на 1 класс, и оно в 18 лет обменивалось на настоящее водительское удостоверение.
Несмотря на то, что в юношеских правах указывалось, что «разрешается вождение по специально выделенным трассам» (но, что это за трассы, никто не знал, поэтому считали, что это дороги, где разрешено учебное вождение, то есть практически все дороги), я один отправлялся в дальние путешествия, например, в Ярославль. За все время имел встречу с ГАИ только один раз. Где то после Переславля Залесского заглох мотор. Остановилась машина ГАИ. Помогли завестись и поинтересовались, сколько мне лет. Говорю, 16. Они, (смешной, конечно вопрос), а у вас есть водительские права, хотя знали, что их выдают с 18 лет. Честно отвечаю, что нет. Здесь они очень удивились, ведь нельзя же ездить просто так, ведь что-то должно быть. Показал им Юношеское удостоверение. Они такое видели впервые. Удивлялись и напутствовали меня советами ездить осторожно и аккуратно.
Но вот я вспомнил об этом после одного случая, произошедшего с моим старшим коллегой по работе в конструкторском бюро. Он купил только-только появившиеся «Жигули». Водительские права имел, но ездил еще очень плохо. Ездил осторожно, и езды боялся. Поэтому, после работы всегда предлагал подвезти меня, благо, что мы жили по одному направлению. Он считал меня опытным водителем, предлагал поездить на его машине, и не так боялся, как в одиночку.  Проезжаем мимо стационарного поста ГАИ. Стоит суровый лейтенант. Коллега все сбавляет и сбавляет скорость и проезжает мимо милиционера со скоростью 5 километров в час. При этом, он не отрываясь смотрит на ГАИ-шника. Тот сначала оглядывается по сторонам, потом осматривает себя и, только после этого отчаянно машет жезлом. Останавливаемся. Сотрудник подходит и спрашивает, что не так, в чем дело? Коллега объясняет, мол смотрю, не дадите ли вы какой ни будь знак. Милиционер, с облегчением, ну слава Богу, а то я подумал, что у меня ширинка расстегнута.
Поехал мой сослуживец к родственникам куда то на юг. С женой, с достаточно взрослыми сыном и дочкой. На обратном пути, километрах в 300 от Москвы, имели неосторожность купить придорожную жареную курочку. Детям, конечно мяско, жене тоже по справедливости, а сам поел потрошков. И посреди пустынного места стало ему так плохо, хоть помирай. Какой то сердобольный водитель попутки довез его до больницы в 17 километрах от места трапезы. А семья сидела три дня на обочине, около машины, пока спасали отца.
Вот так ездить без запасного водителя!
И первое, что он сделал вернувшись домой, записал детей в автошколу.


Рецензии