Черные и белые воды

Помните у Державина?

          Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
          Металлов тверже он и выше пирамид;
          Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
          И времени полет его не сокрушит.
          Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
          От тлена убежав, по смерти станет жить,
          И слава возрастет моя, не увядая,
          Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
          Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
          Как из безвестности я тем известен стал,
          Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
          О добродетелях Фелицы возгласить,
          В сердечной простоте беседовать о боге
          И истину царям с улыбкой говорить.
          О муза! возгордись заслугой справедливой,
          И презрит кто тебя, сама тех презирай;
          Непринужденною рукой неторопливой
          Чело твое зарей бессмертия венчай.

Наверное, каждого из нас удивляли строки о Белых и Черных водах. Что это? Нам известны только Белое море и Черное и они в единственном числе. А остальные - это что? это где?
Оказывается загадка Черных и Белых вод еще до революции такой загадкой не была. У русских, до воцарение в науках немецкого направления была своя география. Все воды, текущие на север, на Полярную звезду (называемую в народе Спасом Нерукотворным), считались белыми и втекали они в Белое море. А воды, спешащие на юг, назывались Черными водами и втекали они прямиком в Черное море. Так что Днепр, Волга, Дон - черные реки, а Нева и Двина - белые.

Источник:


Рецензии