Числа и идентичность. Глава 14

1. Мы закончили предшествующую главу указанием на то, что Горький в своей статье По поводу (1905), посвященной осмыслению взрыву народного насилия в России накануне и во время революции 1905 г. (кстати говоря именно в эти годы российские города и села затопила волна "хулиганства", направленного против "приличного" городского населения и живших в деревне горожан насилия многочисленных молодых крестьян,хлынувших в города на заработки,порвавших с патриархальным деревенским укладом и не вписавшихся в чуждую для них городскую культуру. Это насилие включало избиения, издевателъства, ограбления, изнасилования и порой убийства)считает это насилие закономерным результатом полицейского произвола и равнодушия привилегированных слоев общества к жизни и страданиям народа.

2. В терминах матричного анализа (описание конкретных деталей этого анализа можно найтив прошлой главе)можно сказать, что Горький начинает переориентировать своих читателей с вертикальных парадигм идентичности, таких, как рыночно государственная  эгономика CFD с ее своекорыстием, властолюбием и утилитарным отношением к массам, иерархическая морфономика BDH с ее консерватизмом и сословными предрассудками и либеральная катаномика CAF с ее лицемерием и двойной моральной бухгалтерией на горизонтальные парадигмы общественного диалога между "чужими" (Е) и "своими" G вдоль центральной коммуникативной оси GE, основанные на принципах равенства и взаимозависимости различных социальных групп.

3. Однако надо сказать, что Горький при этом ограничивается частичной и минимальной горизонтализацией: вместо захватывающей всю коммуникативную ось GE основной горизонтальной парадигмы социального общения этономики СЕВ с ее принципом любить ближнего,как самого себя и золотым правилом, которое, как мы видели, может приобретать вид золотого сечения,если представить его в радиальной нумерационной форме I (1)E (6) I (1) G (8), где I это центральное контекстное поле смысловых взаимодействий, Горький предлагает своим читателям жестко ограниченное, усеченное, половинное коммуникационное взаимодействие IE в составе
радиальной мерономной DIA парадигмы идентичности с ее принципом возмездия "мера за меру" , "какою мерой мерите, такою отмерено будет вам".

4. Такой минималистский подход к горизонтальному коммуникативному взаимодействию Горький обьясняет необходимостью честного отказа от лицемерной религиозной морали,веками использовавшей этономику, как прикрытие и оправдание для угнетения и порабощения людей из народа.

Люди, которые говорят и пишут о любви к ближнему,всегда были глубоко противны мне, как лицемеры и лгуны, я слишком хорошо знаю жизнь для того, чтобы верить им.

Эх господа! Имейте мужество быть правдивыми! Ведь все так ясно, так понятно.

Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетенных вами вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовете братьями людей, которых вы поработили,вы лжете,проповедуя любовь тем людям,в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу.

Вы искренни конечно, когда советуете ближним вашим: люби нас. Но вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжелый гнет труда, унижения, нищеты, возложенной нами на ваши спины. Но вы все нагло лжете, когда говорите своим рабам: мы тоже любим вас.

Рабов-нельзя любить? Их можно только презирать или бояться.

И вот вы учите рабов любви из страха перед ними.

Евангелие? Его страницы давно захватаны грязными руками насильников, правда его стерта лицемерами, но вы и за него хватаетесь как за оружие для защиты своей от прилива справедливости, облеченной в такие жестокие формы вашей ложью, вашим лицемерием.

В сердцах у вас нет любви, там тесно улеглись три стооких жабы, ревниво охраняющие дремотный ваш покой и равновесие души от вторжения жестокой правды жизни и творческого чувства, в сердцах у вас три цербера-Жадность, Пошлость, Ложь.

И нет у вас уважения к человеку-как можете вы уважать другого, когда не уважаете себя?

Я не оправдываю жестокости, которую вы сами сделали законом жизни, я только говорю, что в стране, где все вы так долго допускали произвол и насилие-в этой несчастной стране среди вас нет правых, нет достойных сострадания...

(Горький 1953, т. 23, 371-372)

5. Понимал ли Горький, что возмездие по своему существу реактивно, односторонне и временно, что именно поэтому на его основе нельзя построить справедливое общество? Мог ли он полагать, что раз запущенный маховик насилия пойдет косить человеческие жизни, не разбирая правых и виноватых, что он не обойдет и того народа, которому Горький так горячо сочувствовал? И может ли подлинная правда перестать быть правдой и стереться от того, что ею долго манипулировали грязные руки лицемеров и насильников?

6. Посмотрим поближе на то, как Горький рассматривает религиозную и нравственную проблематику экзистенциального кризиса русского общества в своей программной статье Заметки о мещанстве (1905).


Рецензии