О королеве Анне и банных традициях новеллы

О КОРОЛЕВЕ АННЕ И РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ      1.
               
   Когда Господь нарек нам судьбу, то по-отечески, выпроваживая Адама и Еву из Рая, наставлял:
   - Будешь всю жизнь в поте лица своего зарабатывать на хлеб свой, - сказал одному.
   - А тебе… Омовением искупишь свой грех…- Заключил Господь.
   С тех пор и до наших дней по воле и назиданию Господне женщины занимаются омовением, которое и стало у них с тех пор чуть ли не главным житейским занятием…

   Вот уж второй год сидит у окошка королева Англии Анна и грустит зегзицею (кукушка- старослав.) – сиротой.
   Напрасно король по-рыцарски припадает на колено, просит, как о милости, допустить его в покои нареченной королевы.
   -Ах, нет, Ваше Величество,- просит она.- У нас принято выходить к мужчине только после бани с березовым веником.
   - Но ведь мы усадили березами всю окрестность вокруг дворца…
   - Так, пусть подрастут…
   Выданная за короля Англии, тогда еще небольшого королевства, окруженного воинственными кельтами, шотландцами,  иберийцами, младшая дочь Ярослава Мудрого Анна  трудно привыкала к чужой стороне. Английскому королю очень хотелось породниться с кем-нибудь из принцесс могучих государей Европы. Такой устрашающей была тогда Киевская Русь.
   «Но что происходит с моей королевой?»- недоумевал король. Наконец все стало на свои места.
   Плотники по приказу юной королевы соорудили сруб: нечто похожее на английский склад для провианта, сложили печку. И вот в один из дождливых скучных дней венценосная пара вошла в тесное помещение. Что тут увидел король?
   Ее Величество плеснула пару кружек медового кваса  в печку, и в образовавшемся парном тумане вошла в помещение в ослепительной наготе. Король последовал за ней. Однако, хотя густой пар жег его лицо, он успел увидеть, что королева хлещет себя с боков и по спине тем самым березовым веником.
   Когда пар сошел, и король с королевой  слились в долгом поцелуе на мокром деревянном ложе, усыпанном изумрудными листьями, миг оказался чарующе приятным.
   - Что это значит? – спросил в волнении король.
   - Это у нас называется баня.- Отвечала королева. Советую и вам попробовать попариться, Ваше Величество…- И протянула ему, играючи, пахучий веник.
Королю понравилось добровольное самоистязание. Он испил и крепкого пенистого эля и снова прижался к разгоряченному телу юной королевы, которая после банной процедуры сделалась воистину неистовой в любви.
   Вскоре и придворным было предписано перенять эту банную традицию, которая была распространена на Руси как источник бодрости и очищения. У одних это получалось, другие имели сплошные неприятности. Но когда однажды главный министр обварил себе кипятком по неосторожности интересное место, Его Величество вынужден был специальным декретом запретить и баню, и березовый веник, благо, что ванны во дворце имелись изысканные. Однако русский квас, чаи, заваренные на российских ягодах и травах малине, ежевике, мяте и бруснике, предпочитались некоторое время китайской дзен-траве.


АХ, БАНЯ, БАНЯ…            2.

   Помню яркий эпизод из детства. Маленькая и хрупкая, согбенная, словно баба Яга, старуха Ефросинья, прозванная в округе знахаркой, в бане, с молитвами, исцеляла различные недуги. Она ходила, опираясь на суковатую палку, и, подходя к колючим жгучим зарослям пырея и крапивы, словно растворялась в них. В ее покосившуюся от времени баньку в огороде  детвора  боялась заглянуть. Березовый, пихтовый, крапивный веники помогали ей  врачевать и снимать порчу - так же, как и пучки  разнотравья, которые тихо шелестели  в предбаннике.
   Баня – это извечная загадка, которая сопровождает нас с каменного века, когда господствовал матриархат. Представьте себе уважаемую матрону, которая  в пещере готовит пищу на ярко полыхающем костре. Внезапно налетевший ветер сбрасывает ветки с отверстия, служащего своеобразной трубой. Прорвавшийся из туч ливень с шумом устремляется вниз, гасит пламя, и раскаленные камни, по-змеиному шипя, поднимают вверх плотные слои пара, окутывая обитателей пещеры теплой приятной негой. Подобные сюрпризы природы и послужили прообразом  первого лечебного заведения, которое впоследствии назвали баней, и полноправной хозяйкой в ней всегда была женщина. Не случайно богиней здоровья и чистоты в Древней Элладе (V-IV в. до н.э.), где издавались законы, по которым всем жителям в целях гигиены предписывалось регулярно посещать бани,  была Гигиея.
   У  скифов в обязанности женщин входило приготовление бани-шалаша из веток деревьев, В такой парной на горячие раскаленные камни, обильно политые водой, насыпали семена острогана, которые издавали  томный запах.
   Древние амазонки-ацтеки растирали на горячих камнях листья кипариса и другие пряные растения, смешивали их с белой глиной и обмазывали на ночь раны. В прогретом помещении наносили также составы на здоровую кожу для придания ей свежести и блеска. Кроме того, в лечебных целях они привязывали к телу нагретую траву, - то есть носили с собой, по – сути, мини – бани. Занося в вигвам нагретые камни, они с удовольствием плескали на них воду, устраивая своеобразную парную. От предков племени майи они переняли строительство бань - телескал в виде куполообразного земляного сооружения. Процесс омывания тела у них носил культовый характер. Женщины исполняли ритуальные танцы, изгоняли злых духов из больного тела – совершали действия, которые вошли в обряды шаманов.
   Жен древних ариев, наших предков, которые жили на территории нынешней Карагайской степи приблизительно 4 тыс. лет назад (известное поселение Аркаим в Челябинской области), хоронили вместе с умершими мужьями.  При археологических раскопках рядом с ними обнаружены предметы быта, в том числе  емкости для мытья в бане. И не случайно: древние арии отличались большой чистоплотностью, у них уже был своеобразный мусоропровод и водопровод. Культ воды у ариев был особенно силен. Во рту у арийских жен были зажаты  бусинки, чтобы откупиться у перевозчика реки мертвых Стикс, который будет их перевозить в потусторонний мир. Согласно легенде, именно в священной воде реки Стикс купала своего сына  Фетида, держа Ахилла за левую пятку, которая  осталась у него уязвимой.
   Наибольшего расцвета банное дело достигло во времена  Римской империи. Бани в то время были  еще и увеселительным заведением. Они отделывались камнем, отличались роскошным убранством, фонтанами. В них прислуживали женщины - рабыни, которые делали массаж и натирание тела различными благовониями.
   Многие знатные дамы всех времен и народов увлекались баней и даже придумывали  кремы и мази для сохранения красоты, которые употреблялись во время банных процедур. Так, правительница Йемена царица Савская (Х в. до н.э.)  ради своего возлюбленного царя Соломона, стараясь сохранить гладкие красивые ножки, изобрела такую жуткую процедуру как эпиляция. Ее рецепт приготовления воска на меду, который втирался в ноги в бане, до сих пор почитается у косметологов мира. А вот любвеобильная образованная египетская царица Клеопатра (69-30 г.г. до н. э.) придумала немало косметических средств. Среди них - сурьма для подведения глаз, кремы с перемолотым в муку перламутром,  эмульсии для кожи на основе козьего молока и столетника алоэ, и самое главное – пена для ванн. Между прочим, в термах Каракаллы(215 г.до н. э.) в некоторых женских банях был такой изыск, как скамьи для мытья - из серебра, а ванны и тазы – из белого мрамора.      
   Банные традиции на Руси всегда были святым делом. В баньке принимали роды бабки -повитухи, причем - здоровое поколение. В ней выпаривали недоношенных младенцев и исправляли с ее помощью различные дефекты. Баня давала силу и красоту, разгоняла тоску.  Перед замужеством невеста шла в баню с подружками, чтобы смыть свои грехи и оставить в прошлом свою девическую жизнь. Молодоженов также первым делом отправляли вместе в баню.  Употребление кваса, травных и ягодных напитков, чая после бани также стало в России традицией. 
Известно, что княгиня Ольга, чтобы отомстить древлянам за убитого мужа Игоря, расправилась с ними при помощи бани. Вот, как говорится об этом в «Повести временных лет»: «Пришедшим древлянам приказала Ольга приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в нее древляне,  стали мыться; и заперла за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все».
   Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия в детские и юношеские годы увлекалась врачеванием и баней. Она готовила разные снадобья из лекарственных трав и лечила ими богатых и знатных людей и простой люд, за что ее прозвали Добродеей.
   Выданная замуж за византийского царевича Алексея Комнина, Евпраксия, нареченная Зоей, поселяется в Царьграде и под воздействием трудов Гиппократа и Галена продолжает заниматься врачеванием, беря за основу народные рецепты и секреты русской бани. Она оставила после себя трактаты  о русской бане, о том, как содержать свое тело в чистоте и быть всегда здоровым, о том, как сделать белыми зубы.
   Не все, наверное, знают, что знаменитые Сандуновские бани в Москве в 18 веке достигли своего расцвета при Авдотье Ламакиной. Она содержала свои бани на одной стороне реки Неглинной, а на другой стороне, на Кузнецком мосту, они сгорели, и тогда народ пошел на помывку к ней, из-за чего у Ламакиной пошла большая прибыль. Когда эти бани были заново отстроены, Ламакина взяла их в аренду и содержала в исправности те и другие. Известный репортер тех лет Гиляровский в сборнике «Москва и москвичи» описывает и вторую известную банщицу – госпожу Фирсанову, которая была замужем за сыном известного генерала Гонецкого и ради его известности отстроила в Москве с размахом так называемые Китайские бани, в которых постоянно бывали знатные люди.
В наше время увеличивается интерес к русской бане – этому храму здоровья, в котором можно не только избавиться практически от всех болезней, но и омолодиться.
   Воистину, баня - чисто женское дело. Она хранит и передает из поколения в поколение  секреты пользования парилкой, приготовления веников, травяных витаминных чаев, устраивает гигиенические и лечебные ванны, массаж, она знает, как использовать природную косметику.  Женщины создали уникальные методики по оздоровлению и очищению организма и программы «лексира молодости», многие из которых построены на бане. Так, практику применения скипидарных ванн, предложенных когда-то личным врачом Ленина Александром Залмановым, начала профессор РНЦ восстановительной медицины Ольга Давыдова.
   А алтайская целительница Анна Горемыкина, получившая недавно медаль Российской академии естественных наук «За усиление и сохранение здоровья людей», запатентовала метод, названный «Поющая баня». Он основан на том, что разные звуки по-своему воздействуют  на органы. Вообще-то древние даосские практики лечили подобным образом, но Горемыкина применяет русские народные песни, которые идут из родовых истоков и настраивают на выздоровление.


ЦАРИЦА ИЗ СТРАНЫ ОФИР      3.
    Знойный день из одной половины песочных часов перетекал в другую. Казалось, он вот-вот расколется, точно перезрелый орех, достаточно было прорваться с небес случайной молнии. Но на небе не скользило ни тучки. Проводники в очередной раз останавливали верблюдов на отдых, складывали  в узкий глиняный сосуд – бунаджбену, кофейные бобы, заливали водой и закапывали в раскаленный песок. Потом коричневая жидкость разливалась по  пиалам.  Несколько ее глотков придавало силы, отгоняя усталость. Но главное, особый густой ее концентрат способен был вызвать грезы.  Караван верблюдов, на котором въезжала в славный город Иерусалим царица Савская, поражал воображение. На роскошных раззолоченных чепраках восседали воины пустыни, придворные вельможи и вся утомившаяся свита прекрасной госпожи Балкис-Македа, которую в странах Средиземноморья считали самой красивой, мудрой, богатой и непревзойденной в искусстве любви.
     Прослышала она про богатства, необыкновенный ум и силу страсти царя Соломона и спешила убедиться в этом сама. А потому везла в подарок своему возлюбленному (как она грезила о нем  в душные ночи!) золото, драгоценности, благовонные масла, ароматные курения, красное дерево на музыкальные инструменты и переплеты для священных книг.
А самое главное, хотела она завоевать сердце царя и преподнести ему разные загадки, которые придумала в долгие ночи бессонного бодрствования в своих покоях.
     Знала Балкис, что Соломон имел семьсот жен и триста наложниц, рабынь и танцовщиц и был неистов в любви. Слышала она про то, что Соломон понимал повадки зверей. Так велика была сила власти его души, что тигры при одном его властном взгляде ложились у ног и лизали руки шершавыми языками. Даже львы смиряли свой гнев, а черные пантеры давали погладить себя по бархатной спине. Горячий запах их хищного дыхания Соломон мог почувствовать, внезапно остановив на бегу сильным магнетическим взглядом. Наверное, это было сказкой. Но царица хотела в нее поверить и надолго привязать к себе этого властного человека, потому что дела его, которые он успел осуществить, не поддавались анализу.
     Царица ехала в паланкине, который качался на гордом верблюде, словно корабль на морских волнах, и предавалась размышлениям о том, кого она жаждала увидеть и покорить.
     Что сделал он, ведь все только и говорят о Соломоне? Слава о его деяниях распространилась не только за пределами Палестины, но и в Ассирии, Финикии,  Верхнем и Нижнем Египте, от древней Тавризы до Иемена, на побережье Черного моря и на островах Средиземноморья. Из уст в уста передавалась притча о двух женщинах, которых Соломон рассудил по справедливости.
     Но самым большим его достижением была постройка великого храма на холме Офел и  дворца в Иерусалиме. Для этого была создана принудительная армия из ста пятидесяти тысяч порабощенных израильтянами ханааненян. Восемьсот тысяч каменотесов и семьдесят тысяч носильщиков денно и нощно тесали и носили огромные камни на строительную площадку в Иерусалиме, а три тысячи израильских надзирателей наблюдали за этим. Десять тысяч дровосеков в соседнем Ливане рубили кедр, кипарисовые и оливковые деревья, а сотни моряков  сплавляли их морем в Иаффу, где их обделывали тиряне, искусные в токарной и столярной работе. Более семи лет продолжалось строительство храма.
     Царица Савская принимает кофейный напиток и грезы начинают казаться явью. Она ясно видит картину: паломники и местные жители стремятся сюда, чтобы прикоснуться к чуду. Основное место религиозных обрядов - внутренний двор. Посредине - жертвенник всесожжения, где горит вечный огонь, и «медное море» - цистерна, наполненная водой для обмывания жертвенных животных. Эта огромная чаша покоится на двенадцати медных волах: три из них глядят на север, три - на запад, три - на юг,  три – на восток.
 Великое торжество, которое состоялось после окончания строительства храма, когда там устанавливали   Ковчег завета, царица Савская видит, точно воочию. Вот толпы народа заполнили внешний двор. Израильские старейшины, жрецы в белых одеждах, вельможи, певчие, арфисты, кимвалисты и сто двадцать жрецов – трубачей выстроились вокруг  жертвенника. Соломон, в золотом венце,  богато расшитом пурпурном плаще, восседает на престоле, за которым выстроилась личная гвардия царя из пятисот отборных воинов со щитами из чистого золота.
     Загремели трубы. Певчие под аккомпанемент арф и кимвалов запели гимны. Белый густой дым и запах горелого мяса так скоро распространились во все стороны, что стало невыносимо душно: двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец сожгли в этом грандиозном жертвоприношении. Левиты внесли на плечах ковчег завета, он засиял, словно второе солнце. Его пронесли в маленькое помещение, где он покоился с двумя каменными скрижалями Моисея. И когда певчие под аккомпанемент арф и кимвалов запели гимн, святая святых уже была отгорожена стеной из позолоченного кедрового дерева. Ее охраняли две огромные фигуры херувимов, вырезанные из оливкового дерева и покрытые позолотой. Их распростертые крылья соприкасались друг с другом, а снаружи доставали до двух противоположных стен храма. Двери в это таинственное помещение были всегда приоткрыты, но вход прикрывал полотняный занавес, расшитый херувимами, цветами и пальмами.
     Предание о святая святых передавалось паломниками, но Балкис-Мекеде это видение пришло в полусне, после приема кофе. Главное, она почти осязала при этом присутствие могущественного царя Соломона, и его страстная энергетика уже пронизывала ее тело и душу. «Господи, возлюбил я обитель дома твоего и место жилища славы твоей!»- Торжественно произнес Соломон, встав с престола и вознося руки к небу, а затем в покорной молитве попросил Яхве не лишать милости Израиль. И этому всемогущему правителю ехала признаться в своей любви царица Савская.
     Долгими днями и ночами готовила она встречу с Соломоном, умащая все еще прекрасное, но стареющее тело в роскошных банях и ваннах. Доводя себя до изнеможения в мраморной прохладе бассейнов, она и придворных дам заставляла проводить эксперименты: то купаться  в молоке молодых ослиц, то натираться соком кокоса. А однажды она приказала размельчить и раскрошить в муку пряно пахнущую траву, привезенную из Персии, и заварить ее в серебряном тазу. Зеленый цвет полученной массы не смутил ее. Она приказала намазать им волосы своей любимой воспитанницы Земфиры. что та сделала с превеликими слезами, поскольку пышные кудри юной красавицы тот час же превратились в жалкие слипшиеся пряди, зеленые жирные капли с которых падали на плечи и грудь бедняжке и превратили молодое тело в жалкое зрелище. Земфира кинулась было в бассейн, да Балкис резко остановила ее и заставила в таком виде просидеть добрых пять часов на скамеечке возле желанной воды и чувствовать, как противная масса на волосах начинает тихо осыпаться, словно морской песок.
      Зато, о, чудо! К концу этих мучений, когда коварная мука растений была смыта, и тело бедолаги рабыни натерли оливковым маслом и умастили редкими благоуханиями, а над прической поработали добрых два часа, все увидели, что волосы воспитанницы Земфиры отливают золотом и блестят, словно отполированный стан красного дерева. Возликовали тогда придворные дамы и наперебой стали просить царицу дать им чудной краски из персидской травы. А когда уста довольной своими экспериментами Балкес открылись, чтобы произнести заветно - певучее Х_Н_А, поняла она, что секрет ее красоты пока что в собственных руках.
     Вот и надумала она попросить еще и серных чудодейственных вод из Галаада у царя Соломона, к которому послала гонца. Соломон удивился такой просьбе, но велел доставлять во дворец Балкис - Мекеды воду. И вот проводя часы в ваннах, наполненных этой водой, царица почувствовала такой прилив сил и энергии, что сразу же загорелась желанием отправиться к Соломону лично.
      И вот теперь она – в двух шагах от вожделенного человека. Одетый в пурпур и золото, Соломон ждал ее в тронном зале, и когда царица Савская появилась в окружении своей свиты, вскочил и побежал ей навстречу.
     –О, моя госпожа, рад приветствовать вас в своей стране! Как вы перенесли утомительный путь? Хотите принять освежающую ванну из нашей восхитительной серной воды, которую Ваше Величество так боготворит?
     Любовный жар мгновенно пронзил ее тело, лишь взглянула она в черные очи Соломона и задержала взгляд на густой черной бороде с пробивавшейся в ней проседью. Царь сверкнул жемчужным рядом зубов и обезоружил ее ясной таинственной улыбкой. Кусочек пламени от жаркого душевного костра  Соломона сразу же запал в душу Балкис, но она сумела скрыть смятение и сдержанно кивнула выпавшей прядью каштановых волос :
     – После поговорим, сир. Я ужасно утомилась…–И удалилась в покои, куда ей указали слуги.   Но утонченное обоняние Соломона уловило пряный незнакомый запах ее ярких кудрей.
      По зеленым малахитовым  ступеням Балкис спускается в восьмиугольный беломраморный бассейн Соломона. Львиные головы из сардоникса низвергают в бассейн прохладные струи чудесной воды. Балкис подставляет под них изнеженное лицо, счастливо смеется и оборачивается.  Ее смуглое тело отражается в серебряных зеркалах, отполированных сидонскими мастерами и вставленными между белыми колоннами. И лишь только рабыни успели натереть  тело Балкис придуманным ей составом, который состоял из смеси смирны, ладана и мирры, только успела она накинуть длинный хитон из драгоценного саргонского виссона, украшенный жемчугом, внезапно показался Соломон.
    –Ты неотразима, царица моя,– прошептал он ей, пощекотав бородой мочку уха, и подхватил на руки свежее тело, прохладное и сладостное в своей готовности.
После жарких ночных объятий и удовлетворенных всхлипов ведут они днем, словно голубки, мирную беседу, поражают друг друга неожиданностями, рассказывают притчи  и дарят подарки. Соломон угощает царицу необыкновенным, редким напитком, кофе, придающим силы и бодрость. 
     Сто двадцать талантов золота привезла Балкис своему возлюбленному и секрет приготовления чудодейственного напитка – кофе. Но самым бесценным подношением царицы Соломону был анфракс, священный камень земли Офир. Был он пурпурно-красным, как вечерняя заря,  горяч и влажен, как камень в русской бане. «Носящий его приобретает власть над людьми, врачует сердце, мозг и память. Это камень любви и гнева. Если его растолочь в порошок и выпить, то он уймет боль в животе, придаст румянец лицу и развеселит душу…»- Шепчет радостно царица и блаженно закрывает глаза на руке возлюбленного.
     Однако заметил Соломон, что Балкис прикрывает ноги прозрачной кисеей даже в самые волнительные минуты. И когда наскучили Соломону нескончаемые песни Балкис про любовные утехи, решил он узнать, почему  далеко нескромная в желаниях царица скромно укрывает ноги. И пригласил он ее на последнюю встречу в зал, где был устроен прозрачный хрустальный пол, искусно имитировавший бассейн с живыми рыбками. Ничего не подозревающая царица важно прошествовала по комнатам Ливанского дома и наконец открыла дверь с хрустальным полом. Каково было ее изумление! Она приподняла платье, и… Соломон успел увидеть, что ее ноги покрыты темными волосами. Смутилась Балкис, поняв, что царь устроил ей ловушку, узнав про ее маленькую тайну, разгневалась и тут же собралась в обратный путь.
     Но Соломон был слишком хорош, чтобы быть жестокосердым. Он послал вослед Балкес гонца с пучком редкой горной травы, помогающей избавиться от густых волос на ногах. Но царица Савская в этот раз была не в духе и вернула отсеченную голову гонца в дорогом мешке их багряницы. Зато пообещала изобрести собственное средство для этой цели. Первые ее опыты, которые она тайно проводила на себе в бане, не увенчались успехом, зато потом она придумала особый состав  воска на основе меда, с помощью которого без труда можно было избавиться от  нежелательных волос. А кофе приготовленное специальным методом ее любимым рабом, еще долгое время переносило ее в царство грез, где она сидела рядом с предметом своего обожания, царем Соломоном


Рецензии