Лангедокские войны

Лангедокское графство раскинулось от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Керси. Эта земля была независимой в XII веке и не входила во Французское королевство. Управляли графством дворянские династии, самыми значительными были графы Тулузские. По своей высокоразвитости культура Лангедока, воспринятая большей частью от Византии, не имела в тогдашнем христианском мире себе подобных.

В Лангедоке господствовала известная веротерпимость. Римско-католическая же церковь не пользовалась в Лангедоке особым уважением. Очевидная коррумпированность католического клира отчуждала от церкви не только народные массы, но и лангедокское дворянство. Все графство было охвачено альбигойским учением, "вонючей проказой юга", как именовали его католические иерархи.

Много было названий для лангедокских еретиков. Это и "альбигойцы" - по имени города Альби, в котором их учение зародилось, и "катары" (от греческого katharos - чистый), и  "вальденсы" (или лионские бедняки) - по имени лионского купца Пьера Вальдо, который, как гласят легенды, раздал свое имущество и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом. Были и "совершенные" ("parfaits").

Основой для учения катаров послужило богомильское учение (по имени священника Богомила) возникшее в Хв. в Болгарии. Сторонники этого учения отрицательно относились к богатству и земным благам, бедность рассматривали как высшую добродетель, а некоторые из них отрицали частную собственность.

Богомилы отвергали церковную обрядность, таинства, Ветхий завет, культ богородицы, мощи, иконы, крест, считая его сатанинским орудием, с помощью которого по наущению Сатаны был убит Спаситель человечества, а церкви и монастыри считали вотчинами дьявола, порицали безнравственное поведение духовенства и монашества.

 Церковные и светские власти Византийской империи преследовали богомилов самым решительным образом. Их отлучали от церкви и предавали анафеме, заточали в тюрьмы, ссылали, сжигали на кострах. И все же, несмотря на жесточайший террор, властям не удалось истребить богомильство, просуществовавшее на Балканах вплоть до XIV в.

Катарское учение уравняло в правах Бога Света, с Богом Тьмы. Первый - творец невидимого, идеального справедливого мира. Другой, Дьявол - создатель всего материального. Дьявол признается могущественной и равной Богу силой, его диалектической противоположностью, необходимой для самого существования Вселенной.  Люцифер - сын темного бога заключил ангелов света в созданные им темницы плоти.

Катары, как и богомилы, выступали против официальной церкви с позиций первоначального христианства. Иисуса они рассматривали, как одного из обыкновенных пророков, который умер на кресте ради принципа любви. Поэтому они отказались поклоняться Иисусу, как богу, и не признавали святыней крест, как орудие казни. Крещение бесполезно, учили катары, ибо оно проводится над младенцами, не имеющими разума, и никак не предохраняет человека от грядущих грехов... Они не признавали католические храмы и молились под открытым небом или в обычных домах и даже сараях.

К тому же непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов - таковы основные черты ереси катаров, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Катары делились на наставников - "совершенных" и просто верующих. Первые должны были являть собой пример евангельских добродетелей. Они отрицали частную собственность, выступали за строгое соблюдение обета целомудрия, обязывались не убивать, не лгать, воздерживаться от клятв. Они были вегетарианцами, но употребление в пищу рыбы разрешалось.

 Праведный образ жизни "совершенных", контрастирующий с разнузданными нравами, страстью к обогащению, свойственными церковникам, был лучшей формой наглядной агитации в пользу нового вероучения.

"Совершенных" даже в период наибольшего влияния катаров насчитывалось всего около 4 тыс. человек, но это были подлинные вожаки, фанатики. Для простого народа, не вдающегося в теологические тонкости, катары мало чем отличались от госпитальерских эмиссаров, от нищенствующих монахов, несущих в массы незамутненное слово господне.

 Не только неграмотные крестьяне, но и католические епископы, торгующие индульгенциями и церковными должностями, не усматривали на первых порах ничего экзотического в новой секте. Тем более что они всюду проповедовали простые, набившие оскомину истины: любовь к ближнему, аскетизм, христианскую добродетель.

Рядовым катарам, "верующим", было дозволено пользоваться мирскими благами, сохранять семью и собственность, однако "спастись", обрести царство небесное они могли лишь, перейдя в разряд "совершенных". Для этого "совершенные" совершали обряд "утешения" (con solomentum) над "верующими".

По ряду причин даже некоторым феодалам импонировала катарская вера. Часть из них была настроена антиклерикально вследствие коррумпированности католических иерархов, других привлекала веротерпимость катаров. Все они хотели положить конец церковной десятине, так как довольно значительная доля их доходов оседала в папской казне. Поэтому многие дворяне припиренейской округи, старея, становились "совершенными". Не менее одной трети "parfaits" перед началом альбигойских войн состояло из дворян Лангедока.

Такая ересь находила всё новых и новых последователей и охватила  крупные города Германии, Фландрии и Шампани. Рим был весьма обеспокоен таким развитием событий в Лангедоке.

Северофранцузские и немецкие дворяне с завистью и откровенным вожделением взирали на богатые лангедокские города и деревни. Первая попытка мобилизовать их на искоренение ереси путем массового истребления вероотступников была предпринята папой Александром III на III Латеранском соборе в 1179 г. Кроме обычных уже в таких случаях анафем в адрес вероотступников, собор впервые объявил крестовый поход против них.

 Собор обещал отпущение грехов на два года всем участникам дохода и "вечное спасение" тем, кто погибнет в борьбе с еретиками. Так же, как и крестоносцы в Палестине, участники этого похода прикрепляли к плащам красные кресты. Северофранцузским и немецким "рыцарям церкви" не надо было перебираться за моря, но плата же была та же: прощение всех грехов, гарантия места на небе и вся добыча, полученная в войне.

Папские агитаторы - преданные папскому престолу монахи, противопоставляя аскетизму "совершенных" еще более суровый аскетизм, босые и в лохмотьях бродили по Лангедоку, призывая население к расправе над еретиками. Это была тогдашняя Информационно-наглядная война. А какая Информационная война обходится без преднамеренной лжи и наговоров?

 О катарах, которые почитали за смертный грех убийство не только человека, но и животного (за исключением змеи), станут говорить, как о кровожадных разбойниках. Проповедовавших суровый аскетизм и половое воздержание "совершенных" обвинят в разнузданном разврате и всяческих гнусностях. А главное - обвинили их в члужении Дьяволу.

Такое враньё, как оружие массового воздействия на людей проверено временем. В дело пойдет всё, что только можно выдумать ужасного,полный пакет мерзостей: совокупление с демонами и оргии в альбигойских церквах, каннибальство и осквернение святынь, кровь и зажаренные младенцы - словом, все то, что не раз встретится в следственных протоколах и приговорах, освященных именем божьим.

И нет ничего удивительного в том, что  клевета окажется поразительно живучей. Измышлениям изуверов и палачей суждено передаваться из поколения в поколение, переходить от святош к погромщикам, скрепляя страшной печатью чистейший миф.

Однако катаров спасало то, что  светские власти Лангедока им явно препятствовали. В 1194 г. правителем графства тулузского, расположенного на территории Лангедока, стал Раймонд VI, относившийся с большой симпатией к катарам и оказывавший им покровительство.

И тогда графа Раймонда отлучили от церкви за нежелание сотрудничать в преследовании еретиков. В ответ один из приближенных Раймонда убил папского легата. Это случилось 15 января 1208 г., а уже 10 марта Иннокентий III обратился с поджигательским посланием к верующим христианского мира, призывая к мщению, к крестовому походу против графа Раймонда и его подданных: "Истребляйте нечестие всеми средствами, которые откроет вам Бог!.. Бейтесь бодро с распространителями ереси; поступайте с ними хуже, чем с сарацинами...".

Пате Иннокентию III удалось собрать в Северной Франции огромную армию,  большинстве своём состоявшей из бандитов-висельников или из фанатичных христиан, которые видели в крестовом походе против еретиков отличный случай потрудиться во славу церкви и для спасения души, а заодно и поживиться грабежом.

Против Лангедока двинулось из Лиона огромное по тем временам войско крестоносцев в 50 тыс. копий. Сея по дороге смерть и не встречая решительного сопротивления со стороны катаров, ведь им было запрещено убивать (они тогда ещё не понимали, что добро должно обладать крепкими кулаками), крестоносцы захватили один из их укрепленных пунктов - г.Безье. Всех жителей согнали на площадь перед церковью святого Назария.

Когда крестоносцы спросили аббата Арнольда Амальрика, как отличать еретиков от правоверных католиков, тот ответил: "Бейте их всех, господь узнает своих!". После такого "инструктажа" крестоносцы вырезали всех его 20 тыс. жителей и сожгли город. В письме папе Иннокентию III Арнольд с гордостью писал, что в расчет не принимались "ни возраст, ни пол, ни занимаемое положение".  Он не щадил даже тех, кто выражал желание вернуться в католицизм. А теперь мы поражаемся жестокостям исламистам-игилистам...

А война продолжалась, собирая свою кровавую жертву. Наконец, у катаров остался  последний оплот в виде  хорошо укрепленного замка Монсегюр, который они считали священным. Эта цитадель находилась на вершине горы, и ее амбразуры и стены были ориентированы по сторонам света.

Среди защитников крепости было всего около сотни военных. Остальные не имели права держать оружие, ибо в глазах "совершенных" оно являлось носителем зла. Но и сотня воинов 10 месяцев противостояла 10 тысячам осаждавших крепость крестоносцев. Все же силы были слишком неравны.

В марте 1244 года Монсегюр пал. Всем "совершенным" была объявлена свобода, если они откажутся от своих еретических заблуждений и принесут покаяние инквизиции в своих грехах. Но ни один из "parfaits" не принял условий, все они решились на мученическую смерть на костре. Кроме того, еще 15 воинов и 6 женщин дали обет "consolamentum" и превратились в совершенных - "parfaits", что было равносильно смертному приговору.  Ранним утром  более 257 "совершенных" во главе со своим престарелым епископом взошли на костер.

Уцелевшим воинам, оборонявшим Монсегюр, обещали жизнь, если они отрекутся от ереси и признают святые таинства, троицу и папу - наместника святого Петра. Тех, которые отказались, тут же повесили, остальные же, став на колени, заявили о своем отречении. Тогда какой-то монах распорядился привести собаку и стал поочередно совать альбигойцам нож, чтоб испытать, насколько тверды они в своем отречении. Но ни один из них не взял греха на душу и не напитал землю кровью невинной твари. Тогда их всех повесили на ветках дубов.

Итоги Лангедоксой войны
После вооруженного "вразумления" еретиков Лангедок нельзя было узнать: это была опустошенная, разграбленная, распятая земля. Крестоносцы истребили в ходе 20-летней кровопролитной войны в Лангедоке свыше миллиона мирных жителей, превратили его цветущие города и селения в руины. Катары были в буквальном смысле стерты с земли.

"Весь христианский мир, - пишет Перрон в своей "Истории альбигойцев", - был потрясен страшным зрелищем: люди, вздернутые на виселицах, сожженные на кострах, замученные пытками только за то, что они отдавали свои помыслы одному всевышнему богу и отказывались верить в пустые церемонии, придуманные людьми".http://sixsixsix.chat.ru/x05text.htm



 А теперь вспомните, как страдали бедные гонимые и преследуемые христиане от язычников, и во что они сами превратились, получив власть. И чем они лучше язычников? И что, это им так приказал Бог или такие жертвы Богу угодны? Вы скажите, это было давно...Напомнить, как американцы, в карманах которых лежали доллары с надписью "Мы верим в Бога" сбросили 6 августа 1945 г. на парашюте бомбу, которая взорвалась в 8 час. 15 мин. на высоте 500–600 метров над землей. Взрыв раздался над деловым центром города в час, когда люди спешили на работу.

 В результате в радиусе 1–1,5 км от эпицентра взрыва в одно мгновенье люди просто испарились, оставив в память о себе лишь тени. Чуть дальше высокотемпературное пламя сохранило пепел и обгорелые кучи костей. Пронесшаяся сразу ударная волна разрушила в радиусе 3 км то, что не успело расплавиться при вспышке, и понеслась дальше, превратив город в пустыню. Начавшееся следом радиоактивное заражение плотностью около 400 рад — смертельная доза для человека — завершило дело. Точное число жертв неизвестно до сих пор… (Энциклопедия «Япония от А до Я»)

В настоящее время каждый второй житель планеты считает священной книгой или библию или коран. Все эти три религии (т.е. христианство, ислам и иудаизм) называются авраамитскими - поскольку в основе их системы ценностей лежит миф о жертвоприношении Авраама из книги Беришит (Бытие).

Напомним, Авраам получает от бога приказ принести в жертву своего единственного сына – и, ни минуты не задумываясь, начинает подготовку к этому акту. Вот подросток уже лежит на жертвенном камне, в руке его отца – нож… Но происходит чудо, бог прекращает процедуру. Готовность Авраама без колебаний принести в жертву своему богу самое дорогое – единственного сына - подтверждена. Бог доволен и обещает роду Авраама многочисленность и военные победы.

Так мифологически устанавливается жесткий приоритет: обязанности перед богом неизмеримо выше каких бы то ни было обязанностей перед любым человеком, будь то хоть отец или мать, хоть муж или жена, хоть ребенок. Поэтому и 10 заповедей сконструированы так: первые 5 заповедей – обязанности перед богом и только последние 5 устанавливают некоторые нормы межчеловеческих отношений.

Это – очень важная особенность авраамитских религий и связанной с ними авраамитской религиозной морали. Любой, даже самый чудовищный поступок, с легкостью может превратиться в одобряемое общеобязательное действие. Для этого необходима сущая мелочь – приказ бога.

Но поскольку не найдёшь вменяемых свидетелей непосредственной отдачи приказов от бога, то был создан специальный институт жрецов – священнослужителей.

Функцией этого института как раз и является отдача приказов от имени бога.

Правоверные! – говорит главный жрец, - бог хочет чтобы вы…. И далее следует повеление, которое для членов соответствующего религиозного объединения имеет силу высшего закона.

Если бог хочет, чтобы они отдали все свое имущество – они отдадут, пусть только скажет, кому. Если бог хочет, чтобы они умерли – они умрут, пусть только скажет, когда. Если бог хочет, чтобы они убили – они убьют, пусть только скажет, кого. http://old.absentis.org/st/weapons_of_mass_destruction.htm


Рецензии