Импресарио Сергей Дягилев очерк

Я только фальцет звезды меж телеграфных линий –
там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная – как иней,
осевший на до-ре-ми.
 
                Иосиф Бродский. 


   « Перед началом спектакля  он занимал место в кресле, установленном между кулис. Вид отсюда и впрямь исключительный: в то время как направо отмечались привычные хлопоты перед выходом на сцену, взгляд налево позволял блаженствовать и наслаждаться…
   Едва Сергей Павлович садится, закидывает ногу на ногу, сразу начинается волнение. «Директор… директор…» - кружится словечко, перелетает из конца в конец небольшой сцены. Но усталого немолодого человека на сей раз занимает не сколько искусство – об искусстве он и без того все знает, - а удивительный миг преображения. Из всех прыжков и полетов его интересует первый шаг. Тот самый шаг, что отделяет артиста от персонажа, Никитину от Джульетты, Лифаря от Ромео. Он ждет минуты, превращающей хорошо знакомых людей в таинственные и сказочные фигуры…С каким-то удивлением он понимает: это – жизнь, а это, в каком-то одном метре от жизни, - искусство…
  В своем кресле, установленном в точке преображения, между двух миров, Сергей Павлович переносился туда, где он уже никогда не сможет оказаться. Вот дом, похожий на бикбардинский, вот поляна перед домом, похожая на ту поляну…А вот теплые папины руки, которые объясняют ему все лучше любых слов.» – Так  пишет о знаменитом импресарио в книге  «Долгое путешествие с Дягилевыми» Александр Ласкин.
   И сразу представляется импозантный русский интеллигент, окутанный европейским лоском славы и дымкой утонченного романтизма. Вокруг неординарной фигуры Сергея Павловича Дягилева, знаменитого деятеля культуры начала ХХ века, всегда создавалось немало кривотолков. Его яркая личность притягивала взоры всех, жаждущих понять, в чем кроется загадка его необычайной известности и как на пике этого интереса разворачивается шлейф популярности и почти сказочного успеха артистов из России, которых до Дягилева Европа и весь Старый мир еще не знали. А то, что за полузагадочной улыбкой уверенного в себе импресарио кроется огромное напряжение духовных и физических сил, знали лишь близкие друзья.
   Мечта  рождается из детства, когда любознательный детский ум тянется за окружающей его обстановкой, а если там много неизведанного и прекрасного, то хочется предвосхитить миг познания и забежать далеко за горизонт, чтобы дорисовать воображением то, чего еще нет.
   Сергей Павлович Дягилев родился 19(31) марта 1872 года в Новгородской губернии, к которой в ту пору относился Пермский край, в семье кадрового военного, аристократа, кавалергарда, умевшего ценить русское искусство. Мать Сергея, Евгения Николаевна, скончалась, спустя три месяца после рождения мальчика.  В дальнейшем его воспитанием, а затем и двух появившихся на свет братьев, Валентина и Юрия, занималась вторая жена отца, Павла Павловича, Елена Валерьяновна Дягилева-Панаева, человек образованный и инициативный.
  Дом Дягилевых  - маленький провинциальный театр,  наполненный музыкой и пением,  был местом притяжения просвещенных кругов Перми. Большое семейство Дягилевых - родственники, знакомые, друзья, с восторгом откликающиеся на все предложения дети, устраивали музыкальные спектакли в родовом имении Бикбарда.
   Студенты и гимназисты, военные, штатские, чиновники, приехавшие в город по делам и неожиданно попавшие в гости к Дягилевым, чудесным образом смешивались с нарядной толпой в доме помещика, ставившего веселые инсценировки. Нетрудно представить в этой обстановке детей, гуляющих по парку и насвистывающих мелодии Шумана или Бетховена. Сергей с детских лет представлял себя в роли композитора и часами сидел в задумчивости, пытаясь услышать музыку, которая рождается в его душе. Он не пропускал концертов в Пермском оперном театре, и за особые заслуги в гимназии за ним было закреплено постоянное  место в партере.
  Каждый год, в памятный день, 14 октября – день бракосочетания Елены Валерьяновны и Павла Павловича, в адрес родителей летела весточка. Вечер этого дня Сергей Дягилев проводил в концерте русской музыки. Глинка, Чайковский, Бородин возвращали его в ту счастливую пору, когда на любительских, не претендующих на известность подмостках родительского дома, разыгрывались темы его будущей судьбы. Он был благодарен родителям за те уроки музыки, которые вывели его в большой мир искусства.
  После окончания пермской гимназии  в 1890 году Сергей Дягилев  поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно  учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в  консерватории, представляя себя певцом или композитором.  В годы учебы он проживал в доме своей тёти, Анны Философовой,  известной   феминистки, радикальной в своих политических взглядах. Это не помешало ей удачно выйти  замуж за прокурора, известного рьяным преследованием революционеров, и родить четырёх детей.
  Сергей Дягилев очень подружился с младшим  сыном Философовых, Димой.  Во время учебы Сергей Дягилев сблизился с Александром Бенуа и Львом Бакстом (будущими его сценическими декораторами), с музыкантом Вальтером Нувелем. 
   В 1896 году Сергей Дягилев окончил университет с дипломом правоведа.  После  провала его первой музыкальной постановки Дягилев отказался от карьеры композитора и решил посвятить себя искусству в другом качестве.
  В 1899 году князь С.М.Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил С. П. Дягилева чиновником по особым поручениям и дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры  художники Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере. Дягилев пытался организовать кардинальные реформы, чтобы вывести казенные театры из рутины, но оказался в «опале» перед высшим начальством.  Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке известных художников, но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. В результате Дягилева уволили по печально знаменитому третьему пункту - без права поступления на государственную службу.
   В 1899 году С.Дягилев вместе с  Д.Филосовым и А.Бенуа учредили элитарный журнал "Мир искусства", привлекая для финансирования меценатов. Журнал "Мир искусства"  издавался до1904 года и служил сплочению лучших русских художников модерна, поэтов, критиков и музыкантов. «Мир искусства» был одним из первых художественных журналов в России, который стал печатать монографические статьи о русских и европейских мастерах.
   Дягилев привлекал к работе в журнале талантливых молодых художников и критиков своего времени. Он открыл для широкого читателя искусствоведческое дарование А. Н. Бенуа и  И. Э. Грабаря.  Основное внимание Дягилев-критик уделял  современному искусству. Новизной было и то, что Дягилев  обратил внимание на книжную иллюстрацию, музейное дело, художественную культуру других стран, международное культурное сотрудничество.
   В одной из своих  статей  С.Дягилев писал: «…Чтобы быть победителями на этом блестящем европейском турнире, нужны глубокая подготовка и самоуверенная смелость. Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступать сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности ... Отвоевав себе место, надо сделаться не случайными, а постоянными участниками в ходе общечеловеческого искусства. Солидарность эта необходима. Она должна выражаться как в виде активного участия в жизни Европы, так и в виде привлечения к нам этого европейского искусства; без него нам не обойтись – это единственный залог прогресса и единственный отпор рутине…»
   Дягилев понимал, что выразителями русского духа  являются как  Васнецов и Левитан, так и как Пушкин, Достоевский, Толстой, Глинка, Мусоргский, Чайковский и многие другие, несхожие между собой мастера литературы, музыки, изобразительного искусства. В статье-манифесте «Сложные вопросы», открывавшей первые номера «Мира искусства», Сергей Дягилев и Дмитрий Философов писали: «Пока в русском национальном искусстве не будут видеть стройной грандиозной гармонии, царственной простоты и редкой красоты красок, до тех пор у нас не будет настоящего искусства… Конечно, в нашем искусстве не может не быть суровости, татарщины, и если она вылилась у поэта потому, что он иначе мыслить не способен, что он напитан этим духом, как, например, Суриков и Бородин, то ясно, что в их искренности и простодушной откровенности и кроется вся их прелесть.»
  В 1900 году Дягилев организует творческое содружество под таким же названием  -«Мир искусства». Выставки этого объединения и выход журнала сыграли заметную роль в развитии русского искусства.

   В 1902 году издается монография С.П. Дягилева о Д. Г. Левицком — первое документально обоснованное исследование о художнике,  положившее начало систематическому изучению наследия старых русских мастеров.

   В 1905 году Дягилев устраивает в Таврическом дворце в Петербурге грандиозную историко-художественную выставку русских портретов, представив на ней свыше двух тысяч произведений художников XVIII—XIX веков.
  Дягилев ощущает, что  реализовал свои планы в России и отправ¬ляется покорять Европу, организовав в 1906 году выставку «Русское искусство» в Париже, затем - в Берлине, Монте-Карло, Венеции. Потом он приступил к осуществлению крупной культурной акции, известной под названием  «Русских сезонов». Вначале он устроил пробный концерт русской музыки, затем  во время каникул в импера¬торских театрах приглашает  выступить в Париже ведущих российских танцовщи¬ков, а спустя полтора года создает свою соб¬ственную балетную труппу.
В 1907 году на пяти симфонических концертах выступали А.Глазунов, С.Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф.Шаляпин. В 1908 году начались сезоны русских опер:  в Париже была показана опера «Борис Годунов» М.Мусоргского, в 1909 — «Пско¬витянка» Н.Римского-Корсакова. Сдержанные французы были потрясены: на спек¬таклях они кричали, махали платками, плакали. Французские женщины, пораженные декорациями и костюмами спектаклей, начинают создавать прически в стиле «Жар-птицы» и зака¬зывать у известного модельера П.Пуаре расшитые бисером парчовые тюрбаны, как в «Шахерезаде».
    Начинания Сергея Павловича Дягилева были невероятно масштаб¬ными, грандиозными по замыслу и новаторскими по исполне¬нию.  Не случайно он говорил, что в его жилах течет кровь самого Петра I .В своих балетах он сумел соединить живопись (де¬корации), музыку и исполнение. Дягилев приучил французов к русскому балету,  именно благодаря ему русская школа до сих пор остается эталоном мирового искусства. Он  от¬крыл просвещенному миру  имена русских мастеров культуры: композитора И.Стравинского, хоре¬ографов М.Фокина, С.Лифаря, Д.Баланчина. За двадцать лет Дягилев и его помощники поставили  68 балетов.
   Начиная с 1911 года, С.Дягилев вместо гастрольной труппы  орга¬низовал постоянно действующую антрепризу. В то время, когда из императорских театров был изгнан В.Нижинский, к труппе Дягилева присоединились лучшие исполнители из Петербурга и Москвы. Для сбора  необходимых для существования труппы средств Дягилев отправился на гастроли в США. Первая миро¬вая война, а затем и революция окончательно оторвали его труппу от России.
   «Русские сезоны»  про¬существовали  несколько лет только благодаря неистощимой энергии Дя¬гилева. В начале двадцатых годов после представления «Спящей красавицы» П.Чайковского лондонский сезон за¬кончился крахом, труппа разбегалась.  На помощь пришла Мися Серт. Она познакомила его с законодательницей мод Габриэль Шанель, которая дала деньги не только на поддержание труп¬пы, но и на возрождение и расширение русского балета. Она сама  создала  костюмы для «Синего всадника».
  Для того, чтобы осуществить свои замыслы, Дягилеву требовались немалые средства, которые он добывал, где только мог. При устройстве выставки русского искусства в Париже в 1906 году ему помогали любители искусства и коллекционеры В. Н. Аргутинский-Долгоруков, С. С. Боткин, В. В. фон Мекк, И. А. Морозов. Для проведения Русских исторических концертов в 1907 году в Париже Дягилеву удалось получить некоторые суммы у представителей русского делового мира — владельцев резиновой мануфактуры. Кроме того, влиятельные лица во Франции охотно оказывали покровительство начинаниям представителя союзной державы, зачастую не всегда бескорыстно. Драматически порой складывались отношения Дягилева и с состоятельными англичанами.

   Во время своей заграничной деятельности Дягилев широко ознакомил театральный мир Запада с русской музыкальной классикой: произведениями Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Многие спектакли созданы по замыслу С.П.Дягилева. Он побудил И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Франсиса Пуленка, Мануэля де Фалья и других композиторов писать балетную музыку, и созданные ими произведения обогатили музыкальное наследие и мировой балетный репертуар.

   В спектаклях, показанных Дягилевым, в полную силу развернулись дарования М. М. Фокина, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, Вацлава и Брониславы Нижинских. Он выпестовал  известных мастеров танца Л. Ф. Мясина, Г. М. Баланчина, С. М. Лифаря.

   Дягилев познакомил Запад с театрально-декорационным искусством русских художников Б. И. Анисфельда, Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибина, А. Я. Головина, Н. С. Гончаровой, М. В. Добужинского, К. А. Коровина, М. Ф. Ларионова, Н. К. Рериха, Ф. Ф. Федоровского,  привлек к участию в оформлении спектаклей Жоржа Брака, Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо.

  С. П. Дягилев также активно занимался собирательством. Свыше двух тысяч редких русских изданий удалось отыскать и приобрести Дягилеву за рубежом. В его богатом собрании автографов было одиннадцать писем Пушкина, четыре письма Лермонтова, письма и записная книжка Жуковского, письма Гоголя, Вяземского, автографы Глинки, Дельвига, Державина, Капниста, Карамзина и Тургенева.

   Память о России не покидала Дягилева, и он надеялся, что все найденное им вернется на родину. Однако осуществить это ему было не суждено: 19 августа 1929 года он скончался в Венеции: приступ диабета, кома. Друзья похоронили его там же, на Острове мертвых Сан-Микеле — семьи у него не было. Известная Кутюрье Коко Шанель,  почувствовав в нем гениального творца, стала меценатом его последних проектов и организовала похороны.
    «Ей, как никому другому, запомнятся его внешность кота-гурмана, его смех с открытыми пухлыми губами, его отвислые щеки, добрый и насмешливый взгляд из-под монокля, черный петличный шнур которого развевался по ветру, - пишет в своей книге «Коко Шанель» Анри Гидель. - …Он ушел из жизни в тот самый миг, когда первый луч рассвета коснулся его лба. Вскоре солнце превратило поверхность моря в блистающий мираж…
   …На следующий день в предрассветном тумане от набережной отплыл кортеж из трех гондол. Первая - вся  черная, украшенная  золотыми крыльями по углам - перевозила останки маэстро. Во второй сидели Габриэль и Мися, обе в белом, как он и хотел. С ними – их общая подруга Катрин Д.; Эрлангер, Лифарь и Кохно. В последней - пять православных священников, певших хором; волны далеко разносили эхо их густых голосов. Море было на удивление спокойным, являя собой зрелище немыслимой красоты. Скользя по волнам, кортеж достиг острова Сан-Микеле, где над розовой стеной, окружившей последнее пристанище веницианцев, взметнули свои верхушки кипарисы. Под ними выстроились в ряд кресты небольшого русского кладбища, ожидавшего прах Дягилева; позже здесь же обретет вечный покой и автор «Весны священной». На их могиле Дягилева  долго будут покоиться пуанты неизвестной балерины, тосковавшей о его смерти.
Кончина Дягилева была воспринята многими как невосполнимая потеря для искусства.
Автор наиболее обстоятельного посмертного очерка о Дягилеве, появившегося в советской печати, искусствовед В. В. Воинов писал: «… Дягилев был беспокойной и кипучей натурой; его стихией была работа организатора, свершителя больших, иногда градиозных планов, и надо сказать, что это ему удавалось. Широко образованный, тонко разбирающийся в искусстве, Дягилев охватывал все виды искусства — театр, живопись, архитектуру, музыку, балет — все это было ему равно близко и знакомо. Эстет по существу, он, однако, не замыкался в своем эстетизме, а был пропагандистом любимого им дела».
  Русское искусство, представленное Дягилевым за рубежом, оказало значительное влияние на культуру Запада, дало толчок к возрождению и возникновению национальных балетов стран Европы и Америки.
  В год своего 135-летия, в 2007 году, великий импресарио Сергей Павлович Дягилев вернулся на малую родину, в  Пермь. В родовом доме семьи Дягилевых, а ныне - в гимназии №11, был открыт памятник Сергею Дягилеву работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Автор памятника тогда, десять лет назад, прислал участникам и гостям фестиваля видеоприветствие из Америки. "Я работал с удовольствием, - говорил тогда с пленки скульптор, обращаясь к гостям торжества, - и надеюсь, что мой труд будет оправдан тем, что будет полезен". В Екатеринбурге есть лицей, который носит имя Дягилева и чтит его культурные традиции. Каждый год группа учащихся и педагогов лицея выезжает на пленер в Италию и посещает могилу Дягилева на острове Сан-Микеле. Там всегда лежат свежие цветы великому импресарио и пуанты от его почитателей.
  Эрнст Неизвестный, ушел в мир иной в 2016 году. Оба художника, родившиеся на Урале, своим служением искусству прославили в веках Россию.
         


Рецензии