27. Когда китайцы плачут

И вторично цветут хризантем кусты -
Буду слезы я лить о них.
Но привязан давно одинокий челн,
Вдалеке от садов родных.
Ду Фу, поэт эпохи династии Тан


        Чем дольше я общался со своими рабочими-китайцами, тем меньше разницы я видел между ними и русскими. У тех и других, по сути, одинаковые заботы - обучение детей, здоровье родителей, цены на продукты, но есть и отличия. И связаны эти отличия, скорее, не с национальностью, а с тем, что китайские рабочие все - вчерашние крестьяне. Они более открытые и непосредственные. Вот три примера того, чего я в России точно не встречал:
        Обхожу утром цех и вижу, что на третьей технологической линии, а рабочие трудятся на один наряд, из глаз женщины-оператора градом катятся слезы. Поскольку обе руки у нее заняты работой, все ее большое лицо «промокло». Вызвал переводчика и начальника смены. «Это, - говорят, - хорошо, что она плачет. Все рабочие бригады сказали, что она плохо работает, теперь она хорошо будет работать!» Бедняжка оказалась «слабым звеном», вот товарищи и сделали ей серьезное внушение. Урок пошел впрок, в бригаде она осталась, и плачущей я ее больше не видел.
        Второй случай произошел знойным июльским днем, я спешил на переговоры. Пробегая через цех, заметил плачущую уборщицу туалетов. Уже из машины позвонил переводчику, тот говорит: «Я знал, что Вы заметите ее слезы, и все выяснил. Уборщица совершила нехороший поступок: она целиком помылась в комнате женской гигиены, ее очень сильно поругали. Больше она себе такого не позволит». Честно говоря, я бы не обратил внимания, ну помылась, ну и молодец, в цехе жуткая духота. Но председатель женского комитета мне доходчиво объяснила, почему такое нельзя допускать: «А если все захотят помыться? Места-то мало. Тот, кто не попадет, - обидится, а это плохо».
        Что-что, а чувство справедливости в китайцах, как и в русских, развито сильно!
        Небольшой инцидент случился у меня с одним из моих китайцев-переводчиков в начале моей карьеры в Китае. Обсуждая с производственниками заводские дела, я постоянно забывал, что работаю через толмача. Вызвал в кабинет бригадиров и начал обсуждать с ними предстоящие технологические перестановки, вдруг переводчик замолчал и выскочил из кабинета. Спрашиваю секретаря в приемной: «Что случилось?» Говорит, что переводчик в слезах куда-то убежал. Я, честно говоря, и не заметил, что несколько раз огрызнулся на парня, а он от переживаний заплакал.
        Потом мы с ним нормально сработались, я стал следить за собой, и как только губы у парня начинали дрожать, сбавлял тон или делал паузу.

________
        Примеры стратагем
        Стратагема № 1 Обмануть императора, чтобы он переплыл море ( )
        Тот, кто старается все предвидеть, теряет бдительность.
        То, что видишь ото дня в день, не вызывает подозрений.
        Ясный день скрывает лучше, чем темная ночь.
        Все раскрыть - значит все утаить.
        • Задача: Сокрытие настоящей цели, намерения, направления или пути («переплыть море») в ситуации, когда особенно сложно что-либо скрыть.
        • Важно: Предсказуемость и размеренность, внимание к деталям.
        • Необходимо: Время и терпение.


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/03/20/187

Предыдущая глава
http://www.proza.ru/2017/03/18/1427

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314


Рецензии