Рдейская пустынь

От автора публикации:
Настоящая публикация служит делу научного познания истории Рдейского монастыря.



Составлено присяжным поверенным -
                Бажановым Михаилом Георгиевичем

                Успенская Рдейская общежительная пустынь.
Блажен разумевая на нища и убога,
в дёнь лют, избавит его Господь.
Псал. 40.

                Краткий очерк
                истории существования Рдейской пустыни
                со времени первоначального её образования
                до окончательного её запустения
                и закрытия потом церкви.

    В Новгородской губернии, в Старорусском уезде, в 88 верстах от г. Старой Руссы и в 30 верстах от г. Холма, Псковской губернии, среди лесов, находится озеро, называемое Рдейским, с небольшим, десятин в пять, полуостровом. На этом полуостров в давние времена поселились отшельники и основали здесь иноческую обитель, которая, с течением времени, получила название Рдейской пустыни.
    В каком состоянии находилась эта пустынь от времени её основания до второй половины XVII века, об этом из летописей ничего не видно. Известно только то, что вся постройка в ней, не исключая и двух храмов, была деревянная. Один из храмов был посвящён во славу Преображения Господня, а другой — во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (4) чудотворцев. Последний в 1700 году сгорел и на место его, при архимандрите Рдейской пустыни Ионе, по благословению преосвященного Иова, митрополита Новгородского и Великорусского, в том же году заложен был до ныне существующий каменный двухэтажный храм, в верху во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в низу — во имя преподобных Зосимы и Савватия. Храм этот постройкою был окончен и освящён при том же архимандрит Ионе в 1710 году. В этот период времени, судя по количеству храмов и внутреннему их благолепию, по достаточности церковной утвари и по числу келий, нельзя не признать, что Рдейская пустынь находилась в полном благоустройстве. Благотворное влияние пустыни не ограничивалось одной только окружающей её местностью, но простиралось и на другие пределы: так, под управлением и духовным руководством настоятеля Рдейской пустыни находились ещё два, существовавших в Псковской епархии, монастыря — Троицкий и Николо-Хвоинский.
    Несмотря на все невзгоды, от которых в начале прошедшего столетия многие монастыри и пустыни прекратили своё существование, Рдейская пустынь просуществовала до 1764 года. В это время многие монастыри были приписаны к другим монастырям, а многие были совершенно закрыты. Участь последних постигла и Рдейскую пустынь, которая в 1764 году была закрыта и обращена в приходскую церковь. Большая часть монастырских угодий была взята в казённое ведомство, а монастырское имущество — иконы, колокола и прочие церковные вещи переданы в другие монастыри Новгородской епархии, а на месте монашествующей братии поставлен был один приходский иерей с причтом. На память о бывшем монастыре остались одни только святые храмы монастырские, но и те, с закрытием(5) обители, не могли уже поддерживаться в прежнем их благолепии и мало по малу стали приходить в упадок.
Деревянный храм Преображения Господня, имея ветхую кровлю, пришёл в разрушение и вскоре был разобран. От времени стали разрушаться и другие монастырские постройки, и таким образом остался один только каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, сохранявший в себе, как пребогатое сокровище, храмовую икону Успения Божией Матери, написанную благочестивым старцем Торопецкого Небина монастыря архимандритом Дионисием, по просьбе архимандрита Рдейской пустыни Ионы, вмещающая в себе частицы мощей семи Св. Мучеников. По малочисленности прихожан и по их отдаленности от Рдейской пустыни, помянутый храм, во всё остальное время, находился в таком бедственном положении, какое присуще самым беднейшим приходам.
    Наконец, в 1873 году он был закрыт, а причт переведён к другой церкви, в село Наволоку. Таким образом, обитель, славившаяся в древние времена подвигами иноков и служившая рассадником благочестия среди окрестных жителей, окончательно запустела. Но не оставляет Господь преподобных своих. В скором после сего времени, как увидим ниже, по промыслу Божию и усердию людей, в умах и сердцах которых не заглохла еще св. вера, не только было восстановлено богослужение в храме Успения Божией Матери, но и возникла при нём благоустроенная обитель.(6)

                О восстановлении Рдейской церкви самостоятельной,
                с определением к ней особого причта.

    Восстановление этой церкви совершилось при следующих обстоятельствах. Из вышесказанного было видно, что при её закрытии в 1873 году причт был переведён в село Наволоки, село это отстоит от Рдейска в 10-ти верстах. В 1871 году в Наволоках построена новая церковь, вместо сгоревшей прежде; но окончательное благоустройство её по недостаточности средств замедлялось.
    В 1880 году одно из писем т. Усинина, попечителя этой церкви, приглашающих к пожертвованию на это святое дело, было получено потомственным почётным гражданином Александром Николаевичем Мамонтовым. В это время он только что оправился от постигшей его тяжкой и опасной болезни и под влиянием глубокого сердечного чувства благодарности к Господу Богу за исцеление его от недуга, он был рад сделать какое-нибудь доброе дело, и потому приглашение к пожертвованию в пользу Наволокской церкви принял сочувственно и оказал надлежащее содействие. Вот в это-то время г. Мамонтов, уже оставивший по болезни мирские дела и движимый любовью к Богу, и узнал о закрытии Рдейской церкви.(7)
    Причём выяснилось следующее: 1) что находящаяся в Рдейской церкви икона Успения Божией Матери всегда благоговейно чтилась окрестными жителями на далекое пространство и эта святыня, с закрытием церкви, для людей верующих, прибегавших к Ней излить свои сердечные скорби в молитвах и за утешением — стала недоступна; 2) что жители ближайших к Рдейску селений лишились возможности к частому посещению храма Божьего, по отдаленности от них Наволокской церкви и, что на пути туда лежат две речки (Шульга и Леженка), разлив которых в весеннее время составляет непреодолимую преграду, и 3) что к восстановлению Рдейской церкви самостоятельно попытки делались неоднократно, но не имели успеха потому единственно, что не могли представить достаточного обеспечения на содержание причта.
    Всё это вместе взятое вызвало в г. Мамонтове искреннее желание помочь делу. Почему от крестьян четырёх деревень: Какачева, Острова, Высокова и Шапкова, хлопотавших о восстановлении Рдейского прихода, были сделаны по их добровольному и единодушному согласию приговоры с обязательством их в платеже на обеспечение содержания причта. Содержание этих приговоров было следующее: 1) к имеющейся при Рдейской церкви усадебной земле, в количестве пяти десятин, прирезать от себя 22 десятины сенокосной земли и 2) взамен пахотной земли доставлять ежегодно по 118 мер ржи и овса; приговоры эти были засвидетельствованы волостным правлением, и последнее со своей стороны дало ручательство в том, что платежи будут собираться исправно, наравне с государственными повинностями. Затем были составлены планы предназначавшихся к постройке домов для причта; г. Мамонтов с своей стороны предложил на содержание причта жалованье(8) в размере 300 р. в год, для чего обязался внести, куда следует, 6000 рублей на вечные времена и построить причтовые дома.
    Всё вышесказанное было изложено от А.Н. Мамонтова в прошении, от 4 января 1883 года, на имя преосвященного Анастасия епископа Старорусского. Согласие преосвященного последовало не сразу, потому что местный благочиннический Совет, которому новгородская духовная консистория предписала проверить данные, изложенные в прошении, и дать по сему предмету своё мнение, в своём заключении, не отрицая необходимости восстановить самостоятельность Рд;йской церкви, постановил к тому несколько иных условий, а именно, что следует обеспечить ремонт домов причта, отопление их и отопление церкви; что следует исправить дороги, лежащие между церковью и селениями, кои войдут в её приход, чтобы прихожане Рдейской церкви, состоящие лишь из 285 душ мужеского пола, заботились ещё и о содержании причта Наволокской церкви, при которой оставалось своих прихожан 582 души мужских, т. е. приход, слишком вдвое больший, и наконец, что те 5 десятин земли, составляющей усадьбу Рдейской церкви, существующей сотни лет, необходимо заарендовать у причта Наволокской церкви, причём арендная плата определялась в 40 руб.
    Но с этим заключением не согласился преосвященный Анастасий, и 27 февраля 1883 года состоялось определение Новгородской духовной консистории, которым предложенные средства на содержание причта Рдейской церкви признаны совершенно достаточными для его безбедного существования. Об этом своём определении консистория уведомила г. Мамонтова отношением, от 8-го марта, с требованием представить в оную предложенную им сумму на обеспечение причта для ходатайствования об открытии Рдейской(9) церкви пред Св. Синодом.
    В исполнение этого, были приобретены 6-ть 6,0-ти процентных билетов государственной комиссии погашения долгов по курсу на 6883 руб. 20 к., что даёт годового дохода 360 рублей, и 20 мая отосланы в консисторию; 16 июня консистория сделала представление Св. Синоду, а 19 августа состоялся указ Синода об открытии при Рдейской церкви особого самостоятельного прихода с причтом из настоятеля и псаломщика. Таким образом, двери Рдейского храма, остававшиеся закрытыми ровно 10 лет, снова были открыты для богослужения и молитвы обрадованных её прихожан.(10)

      Об устройстве при Рдейской церкви Богородице-Успенской женской общины.

    Но заботы А.Н. Мамонтова о Рдейской церкви не остановились на этом. Господь внушил ему другую мысль. Рдейская пустынь, находясь в некотором отдалении от мирских жилищ и будучи с трёх сторон окружена водами Рдейского озера, по своему уединению и тишине представляет место, вполне отвечающее условиям иноческой жизни людей, желающих посвятить себя на служение Господу Богу. А между тем не только в Старорусском уезде, но на пространстве двух сот вёрст в этой местности нет ни одного женского монастыря. Поэтому у А.Н. Мамонтова явилось искреннее желание основать на месте древней обители при Рдейской церкви женскую общину. Вследствие чего, в начале 1884 года от него последовало прошение по этому предмету к преосвященному старорусскому, причём он предложил для обеспечения существования общины капитал в 6,000 рублей.
    Епархиальное начальство отнеслось к этому ходатайству весьма сочувственно, и в январе 1885 года высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский, вошёл с представлением об основании об(11)щины в Св. Синод. В то же время духовным начальством была назначена комиссия к построению деревянного корпуса, предназначавшегося для помещения настоятельницы общины и сестер и в связи с ним теплого храма, во славу Вознесения Господня, а также и других необходимых зданий. Освящение места и закладка корпуса совершены 14 марта того же -  1885 года, а открытие общины последовало 23 июня 1887 года.
    По распоряжению епархиального начальства настоятельницею общины была назначена монахиня Евсевия, из Покровского Зверина женского монастыря (Новгорода - А.О.), которой, за усердное прохождение службы в Рдейской общине, в 1890 году, преподано благословение Св. Синода. Из того же монастыря поступили и прочие первые обитательницы общины.
    Как быстро с помощью Божьею, при содействии г. Мамонтова, шло благоустроение и развитие общины во всех отношениях, это видно из присланной в апреле месяце 1891 года Новгородской духовной консисторией выписки из журнала преосвященного Владимира, епископа Старорусского, о ревизии им Рдейской общины в 1890 году, из которой, между прочим, видно, что в ризнице при Вознесенской церкви им насчитано: 6-ть Евангелий, четыре напрестольных сребропозлащённых креста, три дарохранительницы, из коих одна сребропозлащённая, пять кадил, из коих одно серебряное, более 20-ти перемен облачений священнических, 19-ть перемен дьяконских, 13-ть перемен воздухов с покровцами, что кроме двух церквей община ещё имеет следующие постройки: 1) деревянная благоустроенная часовня над могилою пустынножителя Афанасия, близ Успенской церкви; 2) два корпуса: один деревянный двухэтажный, в связи с Вознесенской церковью, 17-ти сажень длины и около 7(12) сажень ширины, покрыт железом, в нём 8 келий в верхнем этаже, из которых две занимает начальница, остальные — сестры, нижний этаж весь занимается сестрами; 2-й корпус — полукаменный, трехэтажный, в 15 сажень длины и 7 сажень ширины; верхний этаж занят кельями сестёр, во 2-ом этаже — трапезная, кухня, чайная, просфорная и четыре кельи для сестёр. В нижнем этаж — хлебная, провизная, кладовая и два помещения для хранения овощей; 3) хозяйственные службы на каменных столбах, два погреба, сарай для склада дров, конюшня, сарай каретный, скотный двор, два помещения для скотниц, амбар для ссыпки хлеба и баня с прачечной; вне общины: дом для священника, дом для псаломщика, двухэтажная гостиница и флигель для рабочих; рогатого скота 9 голов, лошадей 6-ть и овец 8 штук.
    В других местах общине принадлежат: в городе Холме деревянный дом с флигелем и землёю; в г. Старой Руссе пустопорожнее место на городском рынке. Затем из отчетов общины за 1890-91 годы видно, что за эти последние два года благоустройство её значительно улучшилось и имущественное состояние увеличилось.
    Так, в городе Старой Руссе на пожертвованной городским обществом в пользу общины земле община построила часовню, на что израсходовала в эти два года 3000 рублей. Часовня эта, оконченная постройкою и освященная в октябре месяце 1891 года, получила в дар от русского Афонского монастыря икону св. Великомученика Пантелеймона с частицею мощей сего угодника Божия. Можно ожидать, что часовня эта будет приносить значительный доход. Капитала на 1 января 1892 года в наличности в общине состояло: в процентных бумагах 8550 рублей и кредитными билетами 585 руб. 8 коп., в общей сумме — 9135 р. 8 к.(13)
    Капитал причта, с полученными от общины 3000 руб. за землю — 11000 рублей.
Во внутреннем своём устройстве община с самого её возникновения представляла из себя строгое монастырское послушание. Всё свободное время от Богослужения обитательницы общины, неся разные послушания, занимаются разными рукоделиями и рукомёслами; в летнее время, имея землепашество, сами пашут, жнут, молотят, сами косят и собирают сено для монастырских надобностей. Независимо от сего, из молодых послушниц образован прекрасный хор. И храмы Божии в этой уединенной и тихой пустыни, среди лесов, оглашаются стройными песнопениями к Господу Богу, что не мало уже привлекает богомольцев и из отдалённых мест.(14)

                О возведении общины в монастырь.

    Установленный строгий монастырский порядок в этой прежней упразднённой обители побудили устроителя этой обители — А.Н. Мамонтова — вновь возбудить ходатайство пред епархиальным начальством о возведении этой общины в монастырь. И 6 мая 1892 года последовало от него в Новгородскую духовную консисторию прошение о возведении Рдейской Успенской женской общины в общежительный женский монастырь с наименованием: "Рдейская Успенская пустынь".
    В прошении этом А.Н. Мамонтов, входя в необходимейшие нужды будущего монастыря, объяснил, что он приобрёл для него лесной участок земли, в количестве 99 десятин 1200 сажень, находящийся вблизи общины, который и жертвует общине, под условием возведения её в монастырь, и кроме сего процентными государственными бумагами 2500 руб., как остаток, образовавшийся при покупке вышеозначенного лесного участка.
    6 октября 1892 года преосвященный Антоний, епископ Кирилловский, управлявший Новгородской епархией, в представлении своём Святейшему Синоду, за № 8904, объяснил, между прочим, что преобразование Рдейской(15) общины в монастырь весьма полезно для окрестного населения в религиозно-нравственном отношении, а потому и он с своей стороны ходатайствует пред Святейшим Синодом о возведении общины в монастырь.
    28 мая 1893 года Святейший Синод определением своим, состоявшимся и окончательно пропущенным к исполнению 9 июня того же года, за № 1417, руководствуясь Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года, постановил: Рдейскую женскую общину, Старорусского уезда, возвести в общежительный женский монастырь с наименованием его: "Успенская Рдейская общежительная пустынь", с таким числом инокинь, какое обитель по своим средствам в состоянии будет содержать, о чём и сообщить для напечатания во всеобщее известие Правительствующему Сенату ведением, а редакциям Церковных Ведомостей и Правительственного Вестника по принятому порядку; предоставив вместе с сим г. синодальному обер-прокурору испросить Высочайшее соизволение на укрепление за вышеозначенным монастырём жертвуемого потомственным почетным гражданином Александром Николаевичем Мамонтовым недвижимого имущества, состоящего из 99 десятин 1200 сажень земли, Псковской губ., Холмского уезда, при деревне Сутоки, с находящимся на земле лесом, а преосвященного Новгородского уведомить о сем указом, который и послан был того же 18 июня, за № 2744.
   Таким образом, Господу Богу угодно было на месте закрытой обители и даже впоследствии приходской церкви восстановить снова святую обитель в прославление имени Господня, под покровом Владычицы нашей Успения Пресвятой Богородицы. Промыслу Божиему угодно было указать жертвователя в лице больного(16) потомственного почетного гражданина А.Н. Мамонтова. Да будет благословенно имя Господне и да почиет благодать Господа над этой ещё скромной обителью, хотя и устроенной, но всё ещё имеющей много нужд, и да не оскудеет рука дающих на благолепие храмов Господних и дела святые!..


Источник: Бажанов И.Г. "Об Успенской Рдейской общежительной пустыни, Новгородской губернии, Старорусского уезда"// Товарищество типографии А.И. Мамонтова, Москва, 1893 г.
(по экземпляру Новгородской областной универсальной научной библиотеки, Кремль, Великий Новгород)


Рецензии