Славному Ордена Ленина ММПО Салют посвещается

По специальности я авиастроитнель. (смешно ужасно) До армии закончил МАМТ (Московкий Авииационный Моторостроительный техникум), а после службы вечернее отделение МАТИ и начал работать на «почтовом ящике» выпускавшим авиационные двигатели.
Когда я узнал о том, что жена беремена, мы решили уехать в Израиль, но сделать это сразу я не мог, так как считалось что у меня «секретная работа»
До сих пор (Честное Пионерское!!) не могу понять какими же секретами я обладал, но помню, что при приеме на работу (как Мальчишь Кибальчишь) подписывал в первом отделе какие-то бумаги, где было отмечено, что я могу поехать заграницу лишь через три года после рассекретки.
Если вы знакомы с Москвой, поезжайте в район стадиона «Крылья Советов» и улиц 8-ой,9-ой,10 –ой Соколиной горы и вам любая «собака» укажет на это секретное предприятие, а заодно и расскажет о том, что там производят.
Думаю, уже прошло достаточно времени, и я могу открыть некоторые тайны своей профессии без нанесения ущерба предприятию, да и стране в целом. Итак....
Сборка авиационных двигателей происходила бригадным методом и оплата труда зависила от срочности заказа
1-ая обычная сборка, 2-ая ускоренная и 3-я срочная
Если двигателю присваивалась третья категория, то и тариф оплаты был где-то в 1,5-2 раза выше обычного.
Основная тайна производства заключалась в том, что комплектующие изделия для основных узлов (гайки, болты, форсунки, кронштейны, коллекторные трубки...)
появлялись на столе сборщика моментально, лишь в случае третьей категории. Естественно- они появлялись не сами по себе, а заранее прятались в ящиках слесарей,-при этом начальству и мастерам сообщалось о нехватке деталей.
В начале каждого месяца, когда после раздачи долгов и пропития оставшейся части зарплаты, рабочие медленно, постоянно опохмеляясь, возвращались в цех, никакая сила не могла их заставить начать работу. С поступлением работы каждая бригада тянула время, чтобы в дальнейшем получить третью категорию оплаты работы.
То заметим, что отверстие в кожухе камеры сгорания не соответствует уровню шероховатости и отправляем кожух для исправления дефектов в другой цех, то обнаружим, что нет зазора между кронштейном и кожухом и теперь отправляем кронштейн на доработку, а то и просто, в наглую прячемся от начальства в курилке, либо слоняемся по цеху создавая видимость того, что ищем комплектующие, которые сами же и спрятали. В общем грамотно обосновываем свои действия (а вернее бездействие) в глазах руководства, прикрываясь вечными лозунгами о повышении производительности труда и качества продукции. Короче " Пятилетку за три года" и «Ответим ударным трудом на решения партии и правительства!!!!»
Иногда все же внутри нас просыпается скрытое чувство патриотизма, пролетарской ответственности за порученное дело и любви к заводу. Мы, молодые и неопытные, подаем заявку на рационализаторское предложение, за что нас в курилке ругает слесарь шестого разряда дядя Вася, указывая на доску почета.

«А это наш советский герб!
 Есть в нем молот, есть в нем серп.
 Хочешь жни, а хочешь куй
 Все равно получишь....Х...ЛЕБА!!!!»

 - Так что мой вам совет молодежь,-напутствует он нас. Прекращайте заниматься ерундой. А впрочем... На заводе в литейном цехе открыт клуб любителей кузнечного дела, который проводит конкурс под девизом «Куй с нами!» и ваши рационализаторские идеи, вполне могут быть представлены в разделе «Всякая Куйня»               
Когда в курилке появляется мастер и сообщает нам о присвоении двигателю второй или третьей категории сборки, в бригаде резко возрастает интерес к работе. Многократно повышается производительность труда, не весть бог откуда, возникает пролетарское сознание и любовь к партии и правительству. Тут же находятся болты и гайки. На электрокаре посылается гонец в соседний цех и возвращается с готовым кожухом. Трубки коллектора гнутся на месте при помощи молотка, а кронштейн для увеличения зазора подпиливается простым напильником, что является грубейшими нарушениями технологии. Но ведь производство секретное, а мы, как Мальчиши Кибальчиши, умеем хранить государственную тайну.
«Первым делом! Первым делом самолеты.
Ну а девочки? -А девочки потом!» -радостно напевает дядя Вася, готовясь, как Штирлиц, ко второй секретной операции на производстве, к промыванию топливных форсунок спиртом.
На чисто вытертом столе, как в операционной, раскладываются форсунки, и бережно достается спирт. На, заранее заготовленную проволочку с ватой, наливался небольшое его количество, и промывание, под «большим секретом», заменяется протиранием (как в кабинете врача), а оставшийся, почти не израсходованный спирт исчезает в кармане дяди Васи.
Затем объявляется небольшой перекур. Все устали и надо отдохнуть. Часть бригады поднимается наверх в раздевалку. Сдвигаются вместе две-три скамейки и получается пролетарский стол с, откуда ни возьмись, мутными гранеными стаканами, наполовину наполненными водой из-под крана и закуской из заводской столовой.
-Учись сынок !!И помни. Не хлебом единым сыт человек!!- разливает с любовью спирт бригадир,- и дружно поднимает тост за «Трудовые победы»
-А теперь -на работу как на праздник!!! Третья категория-зовет!!! –командует дядя Вася и горе работяги с приподнятым настроением возвращаются в цех.
Но патриотический настрой на трудовые подвиги меняется. Навстречу бежит сменный мастер размахивает руками и орет.
-Где вас черт носит!!? Скоро Первое Мая! показатели! Подведение предварительных итогов! Вы что не хотите висеть на доске почета завода!?
-Гробовую доску себе закажи к празднику в парткоме Семеныч, или путевку по Ленинским местам. Ишь разкаркался!! Ты же знаешь, мы без дела и минуты не можем. Вот только что, вместо положенного нам по закону, пятиминутного перерыва, провели собрание нашей славной бригады и решили направить тебя, как нашего представителя, на Красную площадь для участия в Первомайской демонстрации.
Мастер перестал махать руками. Глаза стали круглыми.
-Ты что Василий сдурел? Меня... больного человека на демонстрацию?
-Ага...!!! Значит орать на людей и портить настроение с утра можно! Картошку первого мая на даче сажать больному можно!!! А на демонстрацию –так сразу больной. Вот дадут тебе там микрофон и ори свои лозунги, а на нас не кричи, мы люди занятые...
-Да пойми ты Вась, нельзя мне на демонстрацию!! Я уже свое отходил, Молодежь пошлем -взмолился сменный
-Ладно, уговорил, только ты учти Семеныч, хотя что тебя учить, - сам по молодости ходок был наверно. Колонна Первомайского района идет по площади всегда одна из первых. Это в конце демонстранты идут как попало, и на них с трибуны никто не смотрит. А мы, открываем шествие и поэтому, все должно быть ТИП-ТОП, а для этого что нужно?
-Да знаю я Вась, знаю! -перебивает мастер бригадира. Сделаем как обычно.         Выпишем на двоих «несчастных» новечков от профкома материальную помошь в размере 50 рублей. Ближе к празднику вряд ли откажут. Тем, кто понесет знамена, дадим по червонцу - ну а остальное, на организацию обширной культурной программы. Не волнуйся...все сделаем как надо.
Я был одним из тех новичков, которым предстояло с честью и достоинством представлять наше прославленое ордена Ленина предприятие и нести знамя на демонстрации.
За неделю до праздника нас (молодежь) отправили в другой цех для изготовления передвижных транспорантов, лозунгов, бумажных цветов и всякой праздничной мишуры. Кто понимал в электрике, чинил мегафоны. Короче кружок «Умелые руки» или «От скуки на все руки». Было действительно здорово и весело. Омрачала настроение лишь, напичканная всякими лозунгами, толстая до безобразия представительница профкома Зинаида Петровна. Она, как грозовая туча, носилась между столов, постоянно что-то задевала своей свисавшей до пупка грудью и обращалась ко всем с одним и тем же вопросом. «Ну молодежь!! Кто знает какой-нибудь новый, необычный лозунг, который можно было бы смело крикнуть в мегофон во время демонстрации?»
В это время по радио передавали прогноз погоды на первое мая и диктор с уверенностью в том, что завтра наступит Коммунизм, убежденно несколько раз повторил, "Погода ожидается солнечная и ясная."
- Слышала Петровна ,как по радио уже несколько раз, специально для тебя, сообщили о том, что день будет ясный и солнечный? Поднимут перед праздником несколько самолетов в небо, разбросают с воздуха разную химию, так что ты спокойно можешь прокричать в мегофон
«Да здравствуют Советские синоптики- самые правдивые в Мире!!! Ура!!!»
-А что? -Это идея! -Зинаида что-то записала в свой блокнот. Все лозунги надо было утвердить в парткоме
 Перого мая мы собирались в семь утра возле заводской проходной. День и вправду обещал быть хорошим. Но, даже пришедшие первыми, были удивлены и немого расстроены. Их уже ждала Зинаида, все в том же вчерашнем розовом платье и с глазами цвета спелой красной сливы.
-Что Зинаида не спала? Небось всю ночь в парткоме лозунги утверждали?
Смех, музыка, надувные шары, цветы, знамена –Весна!!!
Медленно окрываются главные ворота завода и на проспект Буденного выезжает большой, красивый, передвижной транспарант, а на нем, стоит вырезанный из фанеры Ильич, с протянутой вперед рукой, указывающей нам, простым пролетариям, светлый путь к коммунизму, или дорогу до ближайшего «Вино водочного». Правда водку приносить с собой категорически запрещалось. Магазины были закрыты и милицию согнали для ПОРЯДКУ со всей страны,- но многие были уже навеселе.
 Мы радостными криками встречаем, хоть и деревянного, но все же любимого с дества вождя. И любим мы его, вовсе не за его светлое учение, а за те анекдоты, которые травим про него в курилке, а также за то, что при изготовлении подвижной части транспаранта использовалась секретная технология. Трубки, образующие каркас, были алюминиевые, диаметром, позволявшим внутрь засунуть бутылку водки, и не одну. На конец трубки надевалась, как крышка, резиновая заглушка и не один вражеский агент не догадается, что любимый дедушка Ленин подрабатывает, перевозя спиртное для пролетариата. Колонна медленно вслед за вождем начинает двигаться в сторону станции метро «Семеновская»
Возле станции на небольшой площади за ночь отгрохали сцену, на которой стоят какие-то члены парткома, и один такой большой «ЧЛЕН» в темном кожанном пальто с мегофоном, при прохождении колонны, выкрикивает лозунги, как видно написанные Зинаидой Петровной
«Да здравствует Коммунистическая Партия !!! Ведущая сила пролетариата!!!»
«Вперед к победе коммунизма! Под руководством коммунистической партии и правительства»
 Пролетарии Всех стран Соединяйтесь !!! Ура товарищи!!!»
УРАААА!!!!! –подхватываем мы и подходим к транспоранту с фанерным Ильичем
сразу после этого лозунга.
.-Ну Илья Петрович-открывай -обращаемся к старшему от нашего цеха.
- Не время еще –бригадир смотрит по сторонам. Везде полно милиции и дружинников
-Как это не время? Нам же ясно с трибуны сказали, «Пролетарии соединяйтесь!!!», вот мы и соединились.
-Налевай!
Петрович, на ходу открывает резиновую заглушку, достает бутылку «Столичной», но открывать не торопиться.
-Что-то больно много вас.... В общем так...Кто знамя несет и на кого деньги профком выписал –тем «Столичная», ну а остальным пивко «Жигулевское».
Мы радостно достаем из карманов пласмассовые стаканчики, в виде колец и вытягиваем их. Настроение поднимается
Единственное что мне мешало в тот момент, так это большое знамя на шесте и, хотя через плечо был перекинут ремень с карманом для него, идти с ним было ужасно неудобно. Но приходилось мириться с желанием выкинуть его. Деньги за это мучение я уже получил
Колонна медленно двигалась мимо станции метро «Электрозаводская»,» по направлению к Красной площади. То и дело от колонны отбегал кто-то в туалет (а вернее просто за угол), а потом догонял колонну.
-Слышь друг, подержи знамя пять минут, отлить надо-обратился ко мне какой -то парень. -Я быстро туда и обратно.
Я честно говоря тоже был близок к наводнению
-Давай,-только быстро, а потом ты мое подержишь –я взял у него знамя и стал дважды знаменосцем «... Шел под красным знаменем командир полка» -вспомнил я песню про Щерса, но на душе было муторно. Идти стало намного тяжелее
Пять минут показались вечностью
 Я, как идиот, тащил два знамени, оглядывался назад и проклинал все на свете. Парень как в воду канул. Соседи по ширенге улыбались и косились на меня.
Со стороны, это выглядело наверно еще смешнее. Я, пританцовывая, так как очень хочется по нужде, выделываю кренделя ногами. Глазами, преданного пса, смотрю на всех: «Мол возьмите добренькие дяденьки и тетеньки, хоть на время, у меня эти тяжелые первомайские флажки!! И дайте сбегать в туалет». Но, колонна движется вперед, и Партии и правительству как всегда нет никакого дела до моей маленькой нужды.
В тот момент, я впервые ощутил себя гордым, счастливым и причастным к великим трудовым подвигам нашего народа и в особенности к сторителям Днепро ГЭС. «Надо же!!! Столько лет назад построили платину и ни разу не прорвало, а тут...» Я не выдержал, побежал к транспаранту, бросил под ноги Ленину замена и пулей помчался к ближайшему проходному двору, расталкивая людей и на ходу расстегивая ширинку.
Полегчало!!!
Колонну догонял я долго. Не торопился уж точно. Как агент царской охранки издали наблюдал за Ильичом, который вез мои, теперь уже два флага и водку для пролетариата.
Моя Комсомольская совесть гордо сопротивлялась желанию повторить подвиг парня, подарившего мне второе знамя, но я, как истинный патриот, вернулся в строй-не бросил своих товарищей.
Погода менялась. Ветер усилился, стало прохладно. Тучи заволокли небо, но никто этого не замечал, приняв для страховки, чтобы не продуло, еще грамм по сто. Орали пени, травили анекдоты, смотрели на красивых девчонок.
-Держите строй в шеренгах, подходим к Красной площади!!-предупредил нас пробегавший человек с красной повязкой дружинника.
«И Ленин такой молодой!!!
И юный Октябрь впереди !!!»
С этими словами из песни Пахмутовой, наш фанерный Ильич въехал на Красную площадь.И в это время пошел дождь.
Крупные, холодные капли привели Петровича, толкавшего транспарант, в чувство. Он достал из кармана сложенный вчетверо лист, развернул его, надел очки, взял мегофон и закричал утвержденный в парткоме, Зинкой лозунг.
 «Да здравствуют Советские синоптики,-самые правдивые в Мире!! Ура!»
«Урааа!!!» -подхватили мы и дружно повернули голову в сторону, мокнувших под дождем вождей, стоящих на Мавзолее. Колонна прибавила шагу.Мокнуть никому не хотелось
За Красной площадью в одном из переулков стоял заводской грузовик, ожидавший окончания демонстрации. Мы с радостью, а особенно я, побросали в него свои знамена, но расходиться по домам не торопились. Культурная программа продолжалась несмотря на проливной дождь.
Рядом с грузовиком в какой-то столовой или пельменной, для нас, славных тружеников орденоносного предприятия был накрыт стол.
Солененькие огурчики, квашенная капуста, колбаска, картошка в мундире, бутерброды с полу-засохшим сыром, водка, вино, пиво и дальний родственник фанерного Ильича, лимонад «Буратино» Пей-не хочу!! Но главной достопримечательностью стола, была все таже Зинаида Петровна, сидевшая во главе «скатерти самобранки» и встречавшая нас. С вертолета ее что ли десантом сбросили сюда? Груди ее, как и положено, лежали на столе, напоминая две сочные дыни. Платье на ней было уже другое, но глаза все такие же красные, а лицо, ну прямо цвета картоши в мундире лежавшей на столе.
 Приглашения к столу никто не ждал и тостов не предвиделось, все были голодные, мокрые и злые на правдивых синоптиков.
Через несколько минут стол выглядел так, как будто над «скатертью самобранкой» промчался смерч. В одно мгновение все исчезло, и лишь стакан Петровича был полный. Он засмотрелся на глубокое декольте Зинаиды. Она заметила его взгляд, улыбнулась.
-Слышь бригадир, не смотри на меня так откровенно, а то я смущаюсь. Ты же не первый год на заводе и знаешь, что первого мая и седьмого ноября я принадлежу партии и правительству, а в остальные дни нашему дружному заводскому коллективу. Сегодня я злая и сердитая. Вот приду домой, отосплюсь, сделаю маску на лице, и в понедельник я тебе обещаю ты увидишь другую Зинаиду!!!
-Не Зин, до понедельника долго ждать, ты нам в любой день недели дорога. А маску для лица можно сделать прямо сейчас из подручных, так сказать, материалов. Я даже рецепт знаю Слушай. 

Берется квашенная капуста.
Укладывается на тарелочку.
Поливается постным маслицем.
Наливается водочка .
Водочка выпивается, капусточка съедается...
Лицо блаженно улыбается и свежеет

-Так что за тебя Зинуля !!! -Петрович выпил и поставил стакан на стол
.
В понедельник, в обеденный перерыв меня пригласили в профком в кабинет Зинаиды Петровны.
Когда я вошел, меня уже ждали: сама Зинаида, Илья Петрович, и еще несколько человек с которыми я не был знаком, но которых видел в заводской столовой. Во главе стола важно восседал какой-то важный чиновник. Да... чуть не забыл, еще со стены на меня смотрел Ленин, который «...и теперь живее всех живых»
Все они, кроме вождя на портрете, дружно как на демонстрации, повернули головы в мою сторону.
- Так значит это Вы тот молодой человек, о котором мне доложили? -Чин, во главе стола, посмотрел на меня и взгляд его ничего хорошего мне не сулил.
Раньше я его не видел, но голос сразу узнал. Это он стоял на трибуне и выкрикивал лозунги у метро «Семеновская»
Я был молодой, только начинал работать, но уже тогда не любил, когда со мной разговаривали на ВЫ, да еще в кабинете начальства. Для меня такое обращение означало лишь одно, что меня сейчас ВЫпорят, ВЫ*бут, и ВЫсушат, вот только непонятно за что.
-Наверное я, раз вам доложили. А что вам кстати доложили? на всякий случай прикинулся я идиотом, хотя абсолютно не понимал, чем вызван интерес к моей скромной персоне.
-А то, молодой человек, что именно ВЫ бросили во время демонстрации знамена к ногам Ленина и побежали неизвестно куда, и именно ВЫ предложили Зинаиде Петровне этот дурацкий лозунг про правдивых синоптиков. Надо же!! Весь завод хохочет, а ему как с гуся вода!!!-он указал на меня рукой, затем перевел взгляд на Илью Петровича
-Ну, а вы, то куда смотрели? Надо же, такое прокричать в тот момент, когда начался дождь!!! -Чин или «Член» какого-то комитета все больше повышал голос не замечая, что Петрович намного старше его,- и меня это все больше начинало раздражать.
«На Зинкины груди он смотрел. Правда это было в пельменной» -вспомнил я, но вслух произнес.
-Петровичь никуда не смотрел и вообще он тут не причем. Он читал с листа те лозунги что в парткоме вы утвердили. Я сам видел печать и чью-то роспись на листе. Так что тому, кто ее поставил тоже придется не сладко. Хотя в принципе, если хорошо подумать, то никто не виноват.
-Как это никто не виноват? Такого просто не может быть!! Кто-то должен ответить за это безобразие?
-Синоптики виноваты, или химики, которые сбросили мало йода над столицей и не обеспечили хорошую погоду. Вот пусть они и отвечают
Я видел, как подобрел взгляд у чиновника и возник интерес к ходу моих мыслей.
. Он на секунду задумался и мне даже показалось что я слышу, как завертелись шестеренки в его мозгу.
- А что, правильно говоришь. Вот пусть они и отвечают. Пошлем запрос на радио и привлечем кого надо к ответственности.
-Ну а знамена..... –знамена то ты зачем бросил к ногам вождя?-он перешел вдруг на ТЫ и это меня окончательно успокоило.
- Так все же видели, и Петрович подтвердит, как какой-то парень попросил подержать его знамя пять минут. В туалет ему видите ли захотелось. Ну я, по простоте своей душевной и взял, а потом увидел, как наглец этот идет в сторону станции метро параллельно с колонной, смотрит в мою сторону и посмеивается надо мной. Ну в тот момент у меня платину и прорвало....
-Какую платину? -перестал понимать чиновник и заморгал глазами.
-Платину моих чувств к этому придурку. Вот я и решил догнать этого козла и научить любить Родину.  Знамена я не бросал, как вам доложили, а бережно положил на время к ногам Ильича, и побежал чтобы пристыдить нахала и вернуть в строй к товарищам, но не догнал. За то вернулся сам и честно нес два знамени до конца демонстрации. Все это видели и могут подтвердить.
Я еще что -то врал, объясняя мотивы своего "героического" поступка при помощи лозунгов и цитат, которые учил когда-то в школе, армии институте и на уроках по истории КПСС. Было ужасно смешно, я поражался своему нахальству, но самое удивительное было то, что сидящие за столом слушали мой бред и соглашались со мной, кивая головами, и в какой-то момент я сам, смотря на их лица, все больше начинал верить в то, что все именно так и было
- Ну парень ты даешь! Считай, что ты нас убедил. С таким красноречием тебе надо в школе работать, а не гайки крутить. Хоть орден ему давай.
«,,,Не ребята я не гордый,-Я согласен на медаль»- закончил я свое выступление цитатой из поэмы Твардовского «Василий Теркин»
 -Слышь Петровна? На заводе ведь есть, насколько я знаю, цех производственного обучения для школьников нашего района? -все они еле сдерживали смех.
-Есть Сергей Анатольевич, и там как раз требуется мастер......,- Зинаида с любовью посмотрела на меня «Парень он ершистый, учиться в институте, Комсомолец -думаю справится. А пока можно его отправить вожатым в пионерский лагерь.Приставим к нему опытного педагога, наберется опыта за лето, а с нового учебного года пусть школьников агитирует выбирать профессию рабочего»


Рецензии