Отъезд с Дальнего Востока

Иногда ко мне приходят в какой-то мере крамольные мысли - а правильно ли я сделал, уехав из Хабаровска. Есть ведь народная пословица - где родился, там и сгодился. Не нарушил ли я народную мудрость? Такие мысли чаще навещали меня, когда мне никак не удавалось найти работу в Тюмени. Но вот сейчас, при здравом размышлении,  я все чаще прихожу к выводу, что поступил 13 лет назад правильно.

Попробую аргументировать свои выводы.
Уезжал я с целью обеспечить жизненные перспективы не только свои личные, но всей семье. Уехал в регион, у которого очень хорошие перспективы, ЯНАО, ХМАО и юг Тюмени с отчислениями части доходов с северных округов очень неплохо стоят в финансовом отношении, развиваются. А Дальний Восток, Хабаровский край имеет какие перспективы? Все больше говорят об этом, но мало делают.  Конечно, когда вбухали столько денег во Владивосток для проведения саммита АТЭС,  теперь будут долго говорить об инвестициях в Дальний Восток. Хотя при большем внимании со стороны правительства у ДВ есть очень много преимуществ перед некоторыми регионами в Сибири и в европейской части России. Но и сосед, не дай бог какой, тоже есть. Я имею в виду Китай.

Но можно задать вопрос - а твоей-то семье от этого не холодно и не жарко?  И здесь у меня аргументы есть.  Начнем с Саши. Работает на 3-х работах, на 2-х из которых не требуется его личного присутствия - пишет всякие компьютерные программы, готовит всякие информационные материалы. На основной работе занимаются системами позиционирования на автотранспорте - автобусах, грузовиках и пр. Есть у организаций деньги - есть и заказы. У его жены Тани свой ногтевой бизнес. В Хабаровске был прокат вначале видеокассет, потом дисков. Но кто в настоящее время будет брать напрокат фильмы, когда их можно просмотреть в Интернете. А маникюр через Интернет не сделаешь. Живут в большом и еще растущем микрорайоне. У неё есть своя клиентура. Так что имеется хоть и с периодами спадов и подъемов, но стабильный доход. Внук Валера любит ковыряться в железках. Работает в депо на железной дороге, ремонтирует тепло- и электровозы. Сейчас ему важно наработать опыт, мастерство и хорошо проявить себя, чтобы расти в профессиональном отношении.

Кто больше всего выиграл после переезда - это Сережа. Закончил здесь институт, получил диплом инженера-нефтяника, работает в крупнейшей нефтяной компании "Роснефть" на должности технолога, на хорошем счету. Создал семью, родил ребенка, имеет квартиру больше 100 кв.м. площадью, тещу и падчерицу. Да, приходится уезжать на месячные вахты, но зато потом месяц дома. Устроиться на работу жене пока не удается, сын то ходил в детский сад, теперь в школу, нужен присмотр, так как  падчерица работает после окончания института, а теще это тяжело из-за возраста.  Сереже можно будет попытаться устроиться в другую компанию, где будут платить больше, хотя сейчас работает на Севере и там есть северные надбавки, которые он получает по максимуму.

Наташа перед отъездом из Хабаровска работала главным бухгалтером в транспортной фирме, которую организовал один из чиновников ДВЖД. Фирма за счет этого имела стабильный рынок перевозок и стояла на ногах крепко. Но все это могло в один миг улетучиться. Хозяин мог слететь со своего места, мог захотеть поменять главбуха, да и много всего разного могло случиться. Так что в этом плане она особо много не проиграла. Была однокомнатная квартира на 1-м этаже, в которой жить с мужем и уже подрастающим сыном было неудобно. Сейчас живет с нами, имеет комнаты для себя и каждого сына. Старший сын Костя вернулся из  Нижневартовска, где освоил навыки татуировщика, есть клиенты и заработок. Младший Женя ходит в школу. Да, работать тяжело, много смен нужно брать, если хочешь что-то заработать, но она отвечает только за себя. Поработав здесь и заместителем главного бухгалтера, и главным бухгалтером в разных организациях, во времена постоянно меняющегося законодательства и всяких инструкций по ведению бухгалтерского учета, она не хочет опять лезть в эту неразбериху, чреватую непредсказуемыми последствиями.

Теперь непосредственно о нас с Людмилой. В Хабаровске основная часть моей зарплаты выплачивалась в конверте и не влияла на рост пенсии. Поэтому при приезде в Нефтеюганск мы получали одинаковую с женой пенсию. Она ушла на неё непосредственно перед нашим уходом. Пенсия ей начислялась по-другому, чем мне, который получал её уже 6 лет и уходил на неё с высокооплачиваемой должности. Такие уж у нас в 90-е годы были дурацкие законы (да и сейчас не лучше). Поработав в Нефтеюганске и получая только официальную зарплату, которая сильно  влияла на пенсионные отчисления, я сейчас получаю больше жены,  моя пенсия выросла на треть.

Удалось нам довольно выгодно продать и свою квартиру в Нефтеюганске, а потом без особой выгоды, но продать квартиру в Тюмени. И здесь, в поселке у нас не только довольно большая площадь квартиры и есть у всех по спальне, но есть и земельный участок. Есть на участке  дворовые постройки, которые так можно назвать с большим трудом, но они позволяют там разместить всякую всячину, начиная с запасных колес для  автомобиля до хозяйственного инвентаря. Очень выгодные тарифы на коммунальные услуги,  несколько ниже, чем в Тюмени и уже 2 раза ниже хабаровских. Есть небольшой земельный участок, работа на котором позволяет вести более здоровый образ жизни. Чем бы я занимался в свободное время в городе? Сидел бы или лежал на диване и смотрел телевизор. Изредка бы сходил на улицу. Это летом. А зимой бы вообще на улице был бы очень редко, делать-то там ведь нечего. А на своем участке и летом, и зимой есть что делать. Зимой тот же снег покидать, тропинки сделать.

Конечно, вокруг домов нашего поселка еще нет деревьев, в том числе фруктовых. Вернее, они есть, но еще маленькие. Хотя рядом есть лес и по нему можно побродить при желании. Мы осенью в хорошую погоду ездили за землей в лес, побродили, набрали грибов (правда, из 2-х десятков лишь 2 оказались съедобными). Но  какой воздух! Жаль, что мне мои ноги не дают возможности более часто совершать такие прогулки. Но и посидеть на скамеечках возле палисадника с ароматом цветов или за домом в зоне отдыха тоже с цветами и приятно, и полезно. Наличие 2-х скамеек на одной и другой стороне дома (севере и юге) позволяет выбирать, где более комфортно на данный час сидеть, чтобы не было жарко или холодно. Да и разве я мог позволить себе в городе, чтобы моя основная форма одежды летом была шорты и майка? Нет, конечно. А тут я в такой одежде не только сижу возле дома, но и хожу в магазины.

И насчет работы у меня сейчас мнение поменялось. Если бы она была рядом с домом, и ходить на неё можно было не каждый день с 9 до 18 часов, тогда да. Вот преподавать где-нибудь пару-тройку часов раза три в неделю - в самый раз. Но кому мы нужны с нашим опытом, знаниями? Никому! И так это у меня здесь, в Тюмени, где нет ни знакомых, ни друзей. Тоже  было бы и в Хабаровске, где многие знакомые нашего поколения уже на пенсиях и лишены властных полномочий. И нужны мы только сами себе, и никому другому. Я так думаю.

Так что я не сделал ошибки, перебравшись со всей своей семьей в Тюменскую область.

P.S. Все я это написал еще до того, как на Приамурье,  и на Хабаровск обрушилось наводнение. Вокруг дома на улице Шевчука, где мы жили, плескалась вода, все дома рядом были затоплены почти до второго этажа, и в нашем доме были затоплены подвалы. Люди почти месяц жили без воды, без газа, ходили в болотных сапогах. Наш гараж был бы затоплен до крыши. Так что многое мы могли потерять. Поэтому я еще раз убедился в том, что вывод, сделанный чуть ранее, верен.   

Но пока мне надо было решать некоторые вопросы перед отъездом. Продать квартиру на улице Владивостокской, где жила Наташа.  Переоформить нашу квартиру на Сашу, который пока не собирался уезжать из Хабаровска. Собрать и упаковать все вещи в контейнер и подготовить его к отправке в Нефтеюганск. Наконец, продать свой автомобиль, но это я решил сделать перед самым отъездом, он мне очень требовался для решения всех вышеизложенных задач.

Моя жена с внуком Костей должна была выехать несколько раньше нас, поэтому мы устроили проводины для своих близких родственников на нашей квартире в Затоне.   Было сказано немало лестных слов в мой адрес, все расстраивались, что наша семья покидает родной Дальний Восток. Но все понимали, что для нас в Сибири будет возможность лучше устроить свою жизнь.  На проводинах присутствовали моя тетя Нина,  кузина Наташа Ленчик с дочерью Владой, вторая кузина Ира Королева с мужем Евгением и сыном Денисом, мой троюродный брат Ян Щербаков с сыном Андреем.  На следующий день после этих «проводин» Людмила с внуком Костей на поезде выехали в Нефтеюганск через Тюмень.

К этому времени  Наташина квартира на улице Владивостокской была продана, она перевезла все вещи в нашу квартиру, а сама с мужем стала жить у его родителей на улице Ленина.  Мы стали упаковывать с ней и её мужем все вещи в коробки,  заставлять ими целую комнату  квартиры.  Чувствовалось, что не все можно будет взять, поэтому часть нашей библиотеки пришлось оставить.

Я предполагал, что покидаю Дальний Восток и Хабаровск навсегда, поэтому решил проехать на автомобиле по тем местам, где прошло моё детство, где я жил в разные периоды жизни и работал.  Что я и сделал. Побывал у дома бабушки недалеко от Ильинки под Хабаровском, посмотрел на него, поговорил с его новыми жильцами.  Потом побывал в районе 5-й площадки города, на улице Аксенова, где стоит больница № 11, в которой начиналась моя «гражданская» трудовая деятельность.  Конечно, был в краевой больнице № 1, в кабинетах теперь уже министерства здравоохранения края, попрощался с коллегами по работе в этом учреждении.  Организовал свои проводы с тремя людьми, с которыми очень тесно работал многие годы. С заместителями министра здравоохранения края Валентиной Тропниковой и Любовью  Писаревой,  и с ректором института повышения квалификации Салаватом Сулеймановым.

Перед отъездом я с сыном Сашей и дочерью Наташей  посетили могилы моих родителей и Кокориных на кладбище, попрощались с ними.  На кладбище совершенно случайно встретили бывшего директора Херпучинского прииска  Бориса Николаевича Нестерова с  дочерью Леной и её мужем Володей Миминошвили. Они приехали навестить могилы  жены Нестерова и его старшего сына Леонида. Мир тесен.

Наконец, 20 июня 2003 года мне исполнилось 56 лет. Я решил пригласить трех своих коллег по работе и друзей по жизни за город, в шашлычную в поселке Корфовский. Этими людьми были в то время  работники минздрава  края Людмила  Пиотрович, Валентина Сысоева и главный врач крайтубдиспансера Олег Карпенко.    Вот они  были теми последними коллегами, с которыми я виделся в Хабаровске.  На память мы сфотографировались возле стелы Хабаровска на въезде в город со стороны южных районов. Через два дня, 22 июня 2003 года мы с дочерью, её  мужем и собачкой Соней сели в поезд,  и покинули Хабаровск. Впереди ждала неизвестная для всех нас жизнь в Сибири.  На вокзале нас провожали сын Саша, невестка  Таня и внук  Валера, моя кузина Наташа Ленчик с дочерью Владой,  и мать мужа  нашей дочери Вити Соболевского.

Прощай, Дальний Восток!

Встречай, Сибирь!


Рецензии