О вкусах нон эст диспутандум

      Один художник М.С., известный в Екатеринбурге, в некоторых кругах русской диаспоры в Северной Америке,  в деревушке Апельсини на юге Италии,  заметил мне в комментариях, что у меня нет вкуса. В смысле художественного вкуса.
Я затормозился. В Потому что впервые в жизни встретился с человеком, который что есть некий реальный и вечно трансцендентный  вкус, которого может не быть. Да ещё, казалось, что обладание оным вкусом есть нечто, за чем стоит встать в очередь.

Не так чтобы меня заинтересовало, что это за вкус такой. В просто испугался, что если о некоторых оценках художника М.С. узнает искусствовед С.А, то ему придётся-таки узнать всё о вкусе. Причём это будет опыт не из самых вкусных.

Древние латиняне любили поговаривать и пословословить, что о вкусах нон эст диспутандум. Не потому что ,конечно, что вкус - вещь эфемерная. Прост высокой и тонкий вкус в одном - не обязательно высокий вкус в другом.  Художник М.С. бесспорно имел вкус в некой области и он даже пригласил меня к себе на виллу в Италию (справедливо надеясь, что у меня или не денег на билет до Палермо, или нет загранпаспорта, или я есть в санкционных списках ЕС, и по всем направлениям бесспорно надежды художника М.С. сбылись).

В Италии он хотел меня угостить итальянским вином, а не всей этой мочой, которую пьют художники из андеграунда. Конечно, это было безвкусное предположенине, таккак художники андеграунда делятся на три части: одни пьют водку, третья пьют спирт отфильтрованный на брюньках Валерой Павловым, третьи не пьют, а четвертые красное сухое из бутылок с бежевой этикеточкой и ободком внизу бутылки (конечно, не только итальянское, но и французское и испанское) . Грузинское оно теоретически вкуснее, но большой риск, что оно хотя и в пять раз дороже испанского, но может быть разведено точно также как вина Абрау-Дюрсо.  Но дело тут не в ободочке внизу бутылки, а в том, что искусствовед С.А. узнает об оценках художника С.М., то ему никакое итальянское вино не поможет, и он  выйдёт из своего счастливого неведения и узнает всё  о вкусе.
Только я об этом подумал, как ко мне пришла СМС-ка от искусствоведа С.А. с вопросом  не мои ли это тексты висит на выставке посвященной свердловскому андеграунду.  Я уже в отличие от художника М.С, уже кое-что знал о вкусах и ответил экспромтом, что это написал М.С. Тут же последовала ответная СМС-ка: "КАк С.См.??!" . Я понял, что хотя у меня имеются садистские наклонности, и мне было бы лбопытно, что произойдёт с С.М., когда икусствовед С.А.  до него доберётся. А поскольку С.М. был в настоящее время отнюдь не в Италии, а в ЕКБ,  то роковая встреча неминуемо бы состоялась, и М.С. неизбежно узнал бы всё, о том что такое вкус, я пошёл на попятный, признался что пошутил и добавил "Это Шабуров". Шабуров в момент СМС-очной беседы был в Лувре в качестве участника триеннале центра Жоржа Помпиду.  Это было не страшно, тем боле что Шабуров и так уже знает,  всё о вкусах.
 
Идеология  этой темы "вкусы" такова. Есть люди у которых есть вкус. Но это их не всегда спасает влипнуть в полную безвкусицу.  В разных странах, в разных поколениях - вкусы очень разные. Очень-очень. Мы (дети галактики) очень любим Чака Берри, хотя и путаем его с Элвисом Пресли и Джоном Ленноном. Не похоже, но мы всё равно путаем. А Владимир Ильич любил Аппассионату Бетховена. Конечно, тогда ещё и не было рок-н-ролла, музыки чернокожего пролетариата Северной Америки.  Кстати, Пушкин с  Евгением Онегиным тоже любили и оперу и даже балет, причем это даже был не Чайковский и не Мусоргский, а бог знает что.  Что на этот счёт  скажет нам современный продвинутый меломан? Эдаким назойливым вопросом вы просто вызовите судороги по всему телу такого меломана.
Об эстетических вкусах не только бессмысленно спорить, но и не нужно. И даже (поверьте) можно и вообще отодвинуть эту идеологию вкуса вообще.  Эстетическое, когда оно слишком эстетическое,  это мама не могу. Перефразируя одну из фраз Пушкина, скажем: "Эстетическое должно бы быть немного антиэстетическим".  Поэтому, видимо, андеграунд и все эти подвальные и полуподвальные художники оказываются привлекательнее академиков и полуакадемиков с их поставленным рисунком, умелой композицией, гениальной колористикой и безупречным гламурным вкусом.  Эстетическое (вкус) - это вещь нормальная в хозяйстве пригодится, но не факт, что эстетическое  спасёт мир. Это г-н Достоевский загнул достоевщину.  Хотя это не он, а его персонаж загнул. А сам Достоевский был ох как антиэстетичный, такой антиэстетичный, что даже как-то наш любитель Бетховена назвал его "прескверным" (Хотя строго говоря, Ильич назвал прескверным не Достоевского, а одного писателя из третьего эшелона в письме к Инессе Арманд, а люди с высоком художественным вкусом выражение "прескверный Достоевский", относящийся к этому представителю "натуральной школы", вырвали из контекста, и слово "прескверный" отнеслось к Достоевскому).
Корче, мы поёдем другим путём. Мир спасёт  многообразие, случайность,  поэтический катарсис. До сих пор и раньше очень продвинутые интеллектуалы в университетах  и диссертациях отождествляют эстетическое поэтической. Эстетическое - это реально то, что вкусно, красиво, ярко, похоже, выразительно. В поэтическое относится к осмыслению, причем к осмыслению экзистенциальному, то есть, всеми фибрами. То есть, эстетическое и вдохновение пушкиных-маяковских - это две большие разницы. Художники, надо сказать, почти всегда страдают безвкусицей.  Они или бесятся в эротическом недуге, или мучаются в депрессии, не находя выхода, или внушают себе, что хорошо то, что вообще почти ничего. И только некоторые авангардисты, андеграундисты, митьки, букашкинисты, синие носы или участники монстраций  иногда безвкусицей не страдают. Иногда страдающие безвкусицей воинственные авангардисты, попив итальянского, швейцарского или какого еще молока любимой женщины, избавляются от своего некдуга. Но это бывает лишь иногда.    


Рецензии