Последний концерт

(Мои впечатления от подготовки и проведения последнего концерта в должности заведующей сельским Домом Культуры. Рождество 1997 года. Латвия.)
Фото автора.

Помню, при моем крещении пресвитер сказал странную, как мне тогда показалось, фразу: «Этой сестре так тяжело, ведь она работает в клубе». Почему это мне тяжело? – удивилась я тогда. Всю справедливость его слов я поняла несколько позже.

После того, как я стала христианкой, решила, что отныне свою работу буду выполнять честно и добросовестно. Хоть меня никто не принуждал, насажала цветов и кустарников вокруг Дома Культуры, где работала заведующей. А когда принялась приводить в порядок документацию, заметила, что честно оформить всю деятельность учреждения мне никак не удастся. Здесь надо билеты самодельные нарисовать, там – дату исправить, а налоги непомерно большие, да и авторские права нельзя нарушать… Конечно, я и раньше понимала, что делаю неправду, но никаких угрызений совести по этому поводу не испытывала: все же так делают, нарушаю ведь не со зла, а чтобы Дом Культуры «в трубу» не вылетел. Только теперь я осознала, что обманывать – грех. Участь лжецов – озеро огненное! И нет власти не от Бога, а это значит, надо ей подчиняться и платить установленные налоги. Я задумалась, смогу ли продолжать работать на этом месте и дальше.

Потом – танцы. Они проходили два раза в месяц, я обязана была следить там за порядком, но каждый раз мне без всякой видимой причины становилось плохо: дух мой противился, когда я только заходила в помещение, где проходили танцы. Утром, на удивление, я вновь была здорова…

Но окончательно меня «добила» подготовка к рождественскому концерту, на котором вся местная самодеятельность показывала свои таланты. Обычно концерт проходил так: старушки пели народные песни, дети и взрослые танцевали, а связующим звеном всего действа были ряженые, их шутки-прибаутки. Села я писать сценарий, начала выбирать песни для ансамбля. И вдруг Господь открывает мне глаза: о чем эти песни? Как ряженые заходят в дом, колядуют, просят угощение. Медведи, волки, цыгане… Бред какой-то. Да ведь это язычество в чистом виде! А где же Рождество? Где песни о Христе?..

Долго я сидела в тот день над сценарием, да так и не смогла ничего написать. Поняла, что пришло время мне выбирать: или Бог, или работа. А на что жить без работы? Признаюсь, писать заявление об увольнении было немного боязно, но уж очень не хотелось мне организовывать этот злополучный концерт. Когда я всё же решилась, оказалось, опоздала: по закону, после подачи заявления нужно отработать месяц, а до Рождества оставалось всего 20 дней. Значит, концерт придется проводить именно мне! Что же делать? Я стала молиться, чтобы Господь не дал мне согрешить и все устроил Сам. И Он чудесным образом ответил на мои молитвы.

Произошло это так. При Доме Культуры было три кружка: фольклорный ансамбль, состоявший в основном из пенсионерок, которые пели народные песни, и два коллектива народных танцев – взрослый и детский. Запретить им репетировать я не могла, исправно протапливала помещение и ходила на все репетиции. Но в том году случилось что-то странное – не приходили участники! Ну, просто нет никого, и всё. Иногда соберутся двое-трое, погреются у печки, и, поворчав, расходятся по домам. Прошла неделя, другая. И танцоры, и певцы подвели – так и не было ни одной репетиции. Сценария, конечно, тоже не было…

Оставалась надежда на школьников. Они репетировали после занятий, в школе, где вдобавок учителя организовали ансамбль, который приготовил песни о Рождестве. Но как соединить несоединимое – танцы, колядки и весть о Христе? Сценария пока нет…

До концерта осталась неделя, когда из школы поступила новость: дети выступать не будут. Оказалось, их отпустили на каникулы на неделю раньше обычного, и родители хотят отправить их по бабушкам-дедушкам. Так. Значит, остался последний вариант – выступать будет только ансамбль учителей. Это всего пять песен. Пять песен по 4 минуты – это 20 минут. Маловато: по правилам, концерт должен длиться не меньше 40 минут. О сценарии даже думать не хочется...

Концерт был назначен на третий день после Рождества, афиши расклеены по поселку. Рождество мы с семьей решили встретить в другом городе за 150 км от нас и вернуться планировали за сутки до концерта. Вместе с нами должна была поехать еще одна верующая из нашего поселка, которая работала в школе и пела в том самом вокальном ансамбле учителей.

Когда мы уже купили билеты и сели в автобус, она вдруг сказала, что только что встретила коллегу – учителя отказались петь в клубе... Я похолодела. Это был конец! И зачем я вывесила афиши? Снять их теперь тоже нет никакой возможности – мы уже в пути. Что же делать? Что вообще теперь можно сделать, если нет ни участников, ни программы?

Но у Бога был Свой план относительно нашего концерта. На следующий день в церкви мы услышали пение небольшого детского ансамбля – это были пятеро старших детей пресвитера поместной церкви Христиан Веры Евангельской. У меня появилась мысль пригласить этот ансамбль к нам - помочь провести концерт, однако сразу нам дать согласие не могли, а пообещали перезвонить позже.

У меня-то самой нет таланта к пению, а у сестры очень сильный красивый голос, и она заявила, что все песни из репертуара вокального ансамбля для своего Господа она готова петь одна. Её шестилетний сын тоже согласился петь и рассказывать стихи. Моя младшая дочь и приехавший на каникулы племянник, которым было тогда по 8 лет, приготовили стихи о Рождестве. Даже мой старший сын, которому было 13 лет, обычно очень стеснительный, увидев мое положение, за день специально выучил два стихотворения: «Я тоже буду выступать!» Значит, участников уже пятеро. За сутки до концерта позвонили участники детского ансамбля: «Мы приедем». Значит, еще пятеро. Осталось написать сценарий. Впервые за 7 лет, что работала директором Дома Культуры, я писала сценарий ночью, за несколько часов до представления, не зная еще, что репетировать совсем не будет времени...

И вот наступил день концерта. Народу пришло на удивление много, некоторые родители прислали на сцену деток, которые были готовы прочесть стихи. Было много стихотворений и песен, в перерывах между номерами мы читали отрывки из Евангелия от Луки о рождении Иисуса Христа. Я еле успевала перекручивать ленты на стареньком магнитофоне, одновременно следя за программой и подсказывая, чья очередь выступать.

Концерт получился великолепный, и шёл он почти целый час. И хотя не было ни одной репетиции – без единого сбоя! В жарко натопленном зале чистые звонкие детские голоса, казалось, неслись прямо к небу. Зрители разделились: старушки всхлипывали, а с той стороны, где сидели учителя, постоянно доносились недовольный шепот, шум и скрип стульев. Там со злорадством ждали нашего провала...

Но это была победа! Полная Его победа! Сейчас-то Рождество у нас празднуют широко, улицы и дома украшены, по радио звучат рождественские песни. А тогда мы впервые праздновали не день зимнего солнцестояния, не встречу «тьмы со светом», а действительно День Рождения Христа.

Интересно, что после концерта меня вызывали к начальству для дачи объяснений по поводу приглашения ансамбля «со стороны» и признали мою правоту: у учителей не было никакого права отказываться от выступления, тем более в последний момент. Помогло и то, что зрители были в восторге от детского пения, так что по статье меня не уволили. Однако были и такие, которые кричали: «Если бы ты сама не уходила с работы, то только за один этот концерт тебя надо было бы уволить!», «Это не наше Рождество!», «Кому это вы там пели Аллилуйя?»

Что я могла им ответить? Мы пели Тому, кто родился для нас. Тому, кто умер, чтобы мы имели жизнь. Тому, который обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

И верующий в Него не постыдится!

Ирина АНТОНОВА


Рецензии
Всё у Бога сложено, как пазлы. Моя мама говорит: - Твори, Господи, волю Твою!
С уважением.

Елена Ляхова   25.08.2017 22:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Хорошо Ваша мама сказала. Хорошо, когда люди понимают, кто на самом деле творит наши жизни, кто посылает людей нам навстречу, кто даёт нам семью, силы, здоровье…
К сожалению, не все, даже читающие каждый день молитву «Отче наш», вникают в суть её слов:
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…
Получается, мы просим, чтобы Бог исполнил Свою волю на земле. Не абстрактно – где-то на планете Земля. А если Бог по молитве нашей войдёт в нашу жизнь не так, как мы себе это представляем? Если начнёт творить Свою волю в нашей жизни – может быть, посылать «неудобных» людей или тяжкие обстоятельства, болезнь или потерю работы…
Да поможет Господь смириться с Его волей и помнить, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу!

С уважением,

Ирина Антонова 1   08.09.2017 22:14   Заявить о нарушении