Похищенный орден

1

Утром вскрыли дверь в квартире дочери бывшего чекиста Арона Иосифовича Вольфсона. Неладное обнаружила сама хозяйка, вернувшись из магазина. Каждое утро Вера Ароновна Вольфсон, как по заведенке, посещала одну и туже торговую точку, которая предлагала пенсионерам пятипроцентную скидку на товары повседневного спроса. Увидев взломанный замок и поняв, что у нее в квартире похозяйничали чужие, в дом Вера Ароновна заходить не стала. Помня наставления отца, она знала, что по своей неосторожности может уничтожить следы преступления или, еще хуже, нарваться на непрошеных гостей. Не теряя ни минуты, по сотовому телефону вызвала милицию.

Вскоре прибывшие криминалисты сняли отпечатки пальцев с взломанного замка, опросили соседей, после чего запустили хозяйку в квартиру. Все было на месте, никаких признаков погрома.

- Посмотрите еще раз внимательно, что у вас исчезло, чтобы мы могли составить опись пропавшего имущества. Деньги, драгоценности… - пояснял Вере Ароновне старший группы майор Павлович после того, как был произведен тщательный осмотр квартиры.

Вера Ароновна внимательно обследовала все шуфлядки и полки комодов, осмотрела шкафы. Все ценное, включая полученную вчера пенсию, было на месте.

- Вроде все здесь. Да и что у меня можно взять, у пенсионерки. Наверное, грабители ошиблись адресом. Сообразили, что нечем поживиться, и ретировались. Самое ценное, что здесь есть, так это ноутбук. Видите, стоит на столе, его даже не тронули... Теперь придется замок новый покупать.
Майор Павлович подошел к ноутбуку, приподнял крышку. Ноутбук находился в режиме ожидания. Экран вспыхнул, и высветилась заглавная страничка из интернета. В поисковом окне «Гугла» висел кем-то оставленный запрос: Орден Трудового Красного Знамени БССР - и пониже показаны результаты: статьи и картинки. Майор Павлович по привычке пару раз пальцем крутанул туда-сюда колесико рядом лежащей мышки и поводил курсором по другим закладкам на экране монитора. Ничего интересного… Он закрыл крышку ноутбука и спросил хозяйку:

- Вы на нем работаете?

- Да что вы, - Вера Ароновна заулыбалась и замахала руками. - Мой племянник себе планшет купил, как теперь говорят, навороченный, а этот ноутбук у меня оставил. Мне он ни к чему. А вот племянник, когда гостит у меня, сидит в этом, как его, в интернете.

- Могли бы сами освоить компьютер и сидели бы в мировой паутине, -как бы шутя предложил майор.

- Мне это ни к чему, - еще раз повторила хозяйка.

- Так ничего не пропало? - снова переспросил следователь.

- Все на месте, - ответила Вера Ароновна.

В тот день работы у оперативников было много. Только вечером майор Павлович ввалился в свой служебный кабинет. С головы не выходил утренний инцидент. Странное дело. За время, проведенное на многолетних дежурствах, майор Павлович знал, что ничего просто так не бывает. Без причины никто к пенсионерке не полезет и не станет брать на себя срок ради какой-то ерунды. Значит, у вора была веская причина вскрывать замок! Что-то же он там искал? И что именно — следователю придется выяснить.

Майор Павлович начал вспоминать подробности этого необычного дела. Все как всегда: вскрытые замки, преступник был в перчатках, на ногах кеды, таких пруд пруди, работал чисто. Только вот не вязался ноутбук с пенсионеркой. Типа - племянника? Может быть. А что там за надпись была? «Орден Трудового Красного Знамени». Набрал данное словосочетание в поисковике компьютера. Интернет ничего любопытного не выдал. Советская награда, история, описание. Вспомнил! Вроде там еще было уточнение - БССР? Добил аббревиатуру на клавиатуре. Тут уже интереснее. Орден Трудового Красного Знамени БССР просуществовал с 1924-го по 1933 год. Награда была в то время редкой — с 1924-го по 1928 год орден получили не так много человек. На сегодняшний день коллекционеры готовы приобрести его за несколько десятков тысяч долларов. Среди награжденных - Вольфсон Арон Иосифович, сотрудник ЧК ОГПУ в знак особых заслуг перед страной диктатуры пролетариата в деле социалистического строительства.

Несмотря на поздний час, майор Павлович набрал с городского номер телефона Веры Ароновны. Старуха долго не поднимала трубку, когда подняла, то удивилась, что ей так поздно звонят из милиции. А еще больше удивилась вопросу следователя о том, где находится принадлежащий ее отцу орден Трудового Красного Знамени БССР.

- Орден после смерти отца я передала в исторический музей. У меня есть акт приемки. Там он и должен находиться.

- Извините, - сказал в трубку майор Павлович, - тогда точно ничего не понимаю. Спокойной вам ночи.

- Спасибо. Хотя погодите! У отца был еще один такой орден.

- Как еще? - удивился следователь. - Ваш отец был дважды награжден?

- Да нет. Подождите, я пойду - посмотрю.

В трубку было слышно, как Вера Ароновна шаркающими шагами куда- то ушла. Вскоре она вернулась и взволнованно сообщила, что в шкатулке с фамильными ценностями ордена нет.

- У отца был второй такой же орден. Он ничем не отличался от первого, только с маленьким сколом эмали на щите, может, даже невзаправдашний. Вот он и пропал.
 
- Теперь все стало на свои места, - выдохнул майор Павлович. - Встретимся завтра.

2

10 октября 1924 года было принято постановление Президиума ЦИК и СНК БССР «Об ордене Трудового Красного Знамени БССР». В нем, в частности, говорилось: «...знак отличия - орден Трудового Красного Знамени БССР - присуждается всем гражданам БССР, проявившим особую самоотверженность, инициативу и трудолюбие в разрешении хозяйственных задач в области улучшения промышленности, транспорта, организации сельского хозяйства и других отраслей труда». Орден был одностепенным и представлял собой серебряный треугольный щит, покрытый красной эмалью. В центре ордена на фоне белой эмали - накладная шестерня с красной эмалевой пятиконечной звездой и буквами «СССР» в середине. В нижней части звезды изображены топор и серп, справа от шестерни - три колоса пшеницы, слева - красное знамя. Под ними надпись: «Беларуская Сацыялiстычная Савецкая Рэспублiка». Над щитом надписи: слева на еврейском «Вайсруссландише социалистише ратнрепублике», справа то же - на польском. В то время еврейский и польский языки наряду с русским и белорусским были официальными языками БССР. Под ними надпись «Пролетарыi ўсiх краёў, злучайцеся».

Арон Вольфсон, старший следователь НКВД, покрутил толстыми пальцами тяжелой руки серебряный треугольник ордена Трудового Красного Знамени БССР. Такой же по форме и по исполнению красовался у него на груди. Он проводил в Минской тюрьме допрос арестованного графика Змудзинского.

- Итак, продолжим. Геннадий Евгеньевич Змудзинский, русский по национальности. Родился 29 января1897 года в г. Нижнеудинске Иркутской области. Участвовал в Первой мировой войне. С 1918 года в Красной Армии в должности командира полка, затем начальник разведотдела бригады. С 1921 года проживаете в Минске. Принимал участие в международной выставке книги в Лейпциге в 1927 году.

- Все верно!

- Именно там вы были завербованы польской дефензивой?

- Какая дефензива? Я художник-плакатист.

- Не стоит отпираться. Вы - агент польских разведорганов, и нам все известно о вашей шпионской деятельности.

- Этот арест - полное недоразумение. Я автор первого ордена Советской Беларуси. Он у вас на груди! Моим орденом награждали лучших рабочих фабрик и заводов, сельских тружеников и лесоводов.

- А у нас имеются сведения, что вы всегда симпатизировали буржуазному правительству Польши и искали случая переметнуться на чужую сторону. А чтобы наши враги поверили вам и приняли вас за своего, вы разработали образцы ордена Трудового Красного Знамени БССР и наградной грамоты с нарушением Конституции БССР. Эмблема ордена преднамеренно была иска- жена: вместо серпа и молота изображены серп и топор, вместо «Пролетарыi ўсiх краiн, злучайцеся!» написано «Пролетарыi ўсiх краёў, злучайцеся», а инициалы «БССР» написаны на польском и еврейском языках.

- Но это родные языки, на которых разговаривают национальности, населяющие Беларусь.

- У меня родной язык - русский! И не надо тут, в тюрьме, заниматься польской и сионистской пропагандой!

- Когда создавался орден - были совсем другие веяния. После того как все малые национальности зажимались в царской России, было правильным решением на самом высоком уровне показать, что все народы в Советской России имеют одинаковые права. 

- Именно с этой целью на самом эскизе ордена вы дописали своей рукой: «Вношу предложение на углах звезды вписать «БССР» на местных языках: белорусском‚ еврейском и польском. Золотыми буквами». Признавайтесь: вы хотели осквернить дорогую каждому советскому человеку звезду и намекали, что Советская Беларусь будет под польскими панами?

- Я хотел лишь создать дорогую для всех награду.

- Расскажите следствию подробную историю создания ордена.

- На заседании Президиума ЦИК Беларуси в июле 1924 года был утвержден проект ордена Трудового Красного Знамени Беларуси моей композиции. Для изготовления натуры какового мною было изъявлено согласие личного надзора, для чего в представленной калькуляции стоимости испрашивалась сумма в 2400 рублей на 300 штук орденов, исходя из расчета стоимости каждого отдельного ордена в 8 руб. Основным металлом каковому должно служить серебро вороненое и золото с эмалевой цветной эффектной заливкой такового и с сохранением ею 4 рельефов. Донося о вышесказанном, я просил данный вопрос поставить на разрешение следующего заседания Президиума ЦИК для окончательного выяснения дальнейшей плоскости положения проекта ордена к выходу его в свет. При данном заявлении со своей стороны я приложил счет за идею и исполнение проекта ордена Трудового Красного Знамени БССР на сумму 350 рублей.

- Вы себя дорого оценили, - съехидничал следователь НКВД. - Мы, поверьте, тоже не поскупимся. Продолжайте.

- Расходы на эту цель были внесены в смету ЦИК. Самостоятельных действий я не производил. На основании выданного мне на этот предмет разрешения ЦИК Беларуси я заказал магазину гравера Каткова, находящемуся в Москве по Художественному проезду в д. № 22/1, 300 орденов и оплатил заказ по квитанции. Но означенные ордена были взяты из указанного магазина в количестве 300 шт. уполномоченным МУРа товарищем Булановым на основании ордера на обыск магазина и согласно секретному заданию в числе проверки подлинности изготовленных ранее 2 военных орденов Красного Знамени, предметом обыска каковые и являлись. Получая обратно белорусские ордена из секретного отделения МУРа, я недополучил 3 штуки. Я отчетливо заполнил недостающие номера, а именно 11, 221, 212, которые в Секретном отделе МУРа куда-то исчезли и до сих пор еще не найдены. Как я ни пытался, найти мы их не смогли. В силу всех вышеуказанных причин, я для полного исполнения данного мне поручения произвел дополнительные работы по изготовлению недостающих 3 орденов, указанных выше, занумеровав их под номерами 301, 302, 303. Потом еще не раз ставил в известность об этом ЦИК, просил о соответствующем принятии мер к затребованию возвращения пропавших по необъяснимым причинам в Секретном отделе МУРа орденов Трудового Красного Знамени БССР, дабы не допустить возможность незаконного пользования ими лиц, их присвоивших. Добавлю, что при получении орденов обратно мною была оставлена в МУРе расписка на получение 298 шт. орденов, из которых один ненумерованный, взятый ими же у гравера в мастерской как бракованный. Последний на память я оставил у себя. Вы только что держали его в руках.

- Теперь у меня будет два ордена. Шучу. Эту штучку я изымаю из ваших личных вещей, и она остается у меня как вещдок, а с вами следствию все понятно.
 
Следователь положил орден в нагрудный карман и вышел из камеры. Геннадий Змудзинский как «агент польских разведорганов» был 22 сен- тября 1938 года расстрелян. В 1957 году Военным трибуналом Белорусского военного округа он был реабилитирован посмертно.

3

На следующий день майор Павлович приехал домой к Вере Ароновне с утра, чтобы та не успела убежать по магазинам. У двери ее квартиры возился столяр - врезал замок.

- Вчера не успели заменить - только сегодня из ЖЭУ пришли. Обидно, что неделю назад мы уже меняли замок. Эти замки такие ненадежные. Только деньги на ветер.

- А зачем меняли? - заинтересовался следователь.

- Племянник, Борька, пока я была в поликлинике, не смог за собой дверь захлопнуть. Ему нужно было уходить, а замок почему-то заартачился. Он пока пытался закрыть дверь - совсем его сломал. Правда, потом сбегал в магазин и купил новый. Даже деньги с меня не взял. Все равно мне его денег жалко. Они на улице не валяются. Я только установку оплатила. Я Борьке ключ и отдала, чтобы впредь замки не ломал.

- У вашего племянника есть свой ключ от этой квартиры? — Майор Павлович был слегка озадачен. Это информация совершенно не вязалась с его первоначальными предположениями в отношении племянника.

- Да, теперь есть.

- И часто он бывает у вас?

- Как когда. Он учится в университете, живет в общежитии, но заходит ко мне, чтобы в тишине позаниматься, правда, больше времени сидит за компьютером.

- Вы же сказали, что он теперь планшетом пользуется.

- Борька говорит, планшет удобно использовать в метро или в общежитии. А дома лучше на компьютере работать. Да и я люблю, когда он ко мне заходит. Мне веселее. У меня своих детей нет.

- А что так? - спросил следователь.

- Когда молодая была, парни мою квартиру обходили, боялись моего отца. Он у меня строгим был, как-никак генерал КГБ. Потом отец состарился, умер, вместе с ним и я состарилась. Стала никому не нужна. Вот племянник мне теперь как сын или внук.

- Я первым делом предположил, что этот ваш племянник и пытался вас обокрасть.
 
- Да вы что? У него ключи есть, да и я всегда его дома одного оставляю. Зачем ему дверь ломать?

- Ну да, - согласился майор Павлович. И тут предположил новую догадку:  -Если только специально, чтобы следствие повести по ложному следу.

- Это вряд ли. Я ему сама деньги предлагаю, так он через раз только берет.

- Орден же пропал.

- Какой там орден. Так, безделушка. Я даже не знаю откуда он у отца взялся. Давайте я напишу заявление, что ничего не пропало и ни к кому не имею претензий.
 
- Это ваше личное дело, но совершено преступление, зафиксирован факт проникновения в чужое жилище, возбуждено уголовное дело по факту кражи, и мы обязаны провести расследование. Кстати, как найти вашего племянника?

4

Боря планировал сбежать после первой пары, хотел сначала заехать в общежитие, чтобы бросить там учебники, а потом уже податься к тетке. Зачеты позади, к сессии он допущен, можно позволить себе расслабиться. В тот момент, когда он спускался по лестнице к выходу из университета, у него зазвонил мобильный телефон. На дисплее высветился неизвестный номер.

- Борис Евгеньевич?

- Да, - удивился Боря. Его редко называли по имени и отчеству. А если называли, то, как правило, это ни к чему хорошему не приводило.

- Вам удобно говорить?

- Да.

- Вас беспокоит следователь Павлович. У меня к вам есть несколько вопросов. Где мы можем встретиться?

- С чем связан интерес к моей скромной персоне? — попытался пошутить студент.

- Вашу тетю, Веру Ароновну Вольфсон, обокрали. Кто-то проник в ее квартиру.

- Не может быть! С ней все хорошо? И почему Вера Ароновна сама мне не позвонила?
 
- Не беспокойтесь, все обошлось, - успокоил следователь Борю. - Ее в этот момент не было дома. Я бы хотел с вами побеседовать, необходимо уточнить один момент.
 
- Спрашивайте.

- Не по телефону. Давайте встретимся там, где вам будет удобно.

- Тогда я буду через полчаса ждать вас у входа в главный корпус университета.
Борис вернулся в аудиторию. Шла лекция по теории экономики: преподаватель увлеченно рассказывал об учении Адама Смита. Борис извинился за опоздание, поднялся на верхний ряд и подсел к своему приятелю Леониду Васюченко.

- Мне только что звонили из милиции. К моей тетке кто-то в ее отсутствие заглядывал домой. Твоя работа?

- Мне это надо?

- Не ври! Не мог пару дней подождать! Думал все один заграбастать, - Борис повысил голос. - Орден у тебя?

- Да пошел ты!

- Друзья мои, успокойтесь, - сделал замечание преподаватель. - Не забывайте, что вы находитесь на лекции.

- Еще раз извините, - сказал Борис и бросился к выходу.

5

Борис и Павлович встретились на лестнице у входа в здание университета. Хотя ни разу в жизни до этого они не виделись, узнали друг друга сразу. Поздоровались и представились. Первым разговор начал Борис:
- Вы меня в чем-то подозреваете?

- С чего вы взяли?

- А тогда к чему этот разговор?

- Расследование в рамках уголовного дела. Я лишь задам пару вопросов, и, думаю, на этом будет все.

- Слушаю вас, - согласился Борис.

- Когда последний раз вы встречались с Верой Ароновной?

- Пару дней назад. Зачеты были, потом хвосты пересдавал, так замотался, что даже не было времени ей позвонить. Да я ее предупреждал, что буду очень занят.

- Из квартиры вашей тети похищена редкая награда — орден Трудового Красного Знамени БССР.

- Я в курсе. После вашего звонка я разговаривал с ней по телефону. Только не представляю, какой это орден? Там было много всяких наград.

- Вещь редкая и занятная, и если вы хоть раз просматривали награды у нее дома, он не мог вам не запомниться.

- Я вам повторяю, что мне эта тема неинтересна, или вы имеете что-то против меня?
 
- Успокойтесь. Если бы я имел против вас что-то конкретно, то мы бы с вами разговаривали в другом месте. Я знаю, что у вас есть ключ от квартиры Веры Ароновны и вам не было смысла совершать взлом, - сказал следователь и добавил: - Если только чтобы отвести от себя подозрение.

- Если бы я захотел, то мог бы взять любой понравившийся мне орден, и никто бы не заметил его пропажи. По крайней мере, нескоро бы заметил.

- Все верно. Но именно это и не дает мне покоя. Человек, которого меньше всего подозревают, как правило, оказывается преступником.

- Значит, вы меня все-таки подозреваете?

- Да что вы! Просто делюсь практикой.

- Что-то еще?

- На этом все. Вопросов больше к вам не имею. Если что вспомните, тотчас звоните.

- Павлович передал Борису свою визитку.

- Обязательно…

В этот момент из дверей университета с шумным потоком студентов выскочил Леонид и чуть не налетел на Павловича с Борей.

- Молодой человек, осторожнее, - осадил его майор Павлович.

- Кстати, знакомьтесь: мой приятель Леонид, — Борис представил его следователю.
 
- Майор Павлович, - отрекомендовался следователь и после неловкой паузы добавил:
 
- Что ж, молодые люди, не буду вам мешать. До свидания.

Леонид, сосед Бориса по общежитию, как-то обмолвился, что водится с коллекционерами, людьми с достатком, которые так одержимы идеей собирательства, что готовы заплатить любые деньги за стоящую вещь. Он хвалился, что сам не один раз выступал посредником между покупателем и продавцом и за это получал хорошие комиссионные. А когда узнал, что тетка Бориса дочь генерала КГБ и после смерти того остались правительственные награды, уже от Бориса не отставал. Каждый день приставал с просьбами что-нибудь этакое втихую стащить и показать знатокам. Борис вначале в шутку принимал предложения Леонида, лишь отмахивался от назойливого соседа. Но жизнь в столице требует определенных затрат. Чтобы молодому человеку хорошо выглядеть и одеваться, обладать стильными вещами, иметь дорогие часы, седьмой айфон и прочие аксессуары - необходимы средства. На стипендию и малой толики этого не купишь. В итоге Борис сдался, но соглашался на предприятие Леонида при условии, что к пропаже наград он будет непричастен, то есть даже пальцем к ним не притронется. И разрешает взять только один экземпляр. Это идея Леонида - значит, ему все и проворачивать.

Борис пробил в «Гугле» предположительную стоимость генеральских наград и остановился на ордене Трудового Красного Знамени БССР. Он котировался дороже других, но вот его точной цены Борис так и не узнал: в интернете сбывали только муляжи или новоделы. Успокаивало одно - орден был с поврежденным краем эмали и без документов, а значит, скорее всего, большой ценности для дочери бывшего чекиста не представлял.

Ребята разработали план: вначале Борис провернул махинацию с как бы заевшим замком, чтобы в любой момент располагать ключом, потом он должен был вызваться сходить с теткой в поликлинику или куда-нибудь еще, а Леонид в это время наведается в квартиру и стащит орден. Потом Леонид находит покупателя, сбывает орден, и они делят деньги пополам. Борис даже передал Леониду запасной ключ. Так неужели Леонид самостоятельно решился на аферу?

- Кстати, следак оставил свою визитку. - Борис сунул под нос Леониду картонный прямоугольник. - Лучше колись мне, чем потом ему будешь рассказывать. А хочешь, я сам ему все расскажу? Поэтому давай выкладывай все начистоту.

- Вот твой ключ, и ни в какую квартиру я не лазил. Сам ничего не понимаю. Было дело: я показал в клубе коллекционеров одному незнакомому мне челу фотку ордена, что ты скинул мне на телефон. Он вначале загорелся. Сказал мне, что заплатит столько, сколько мы и не мечтали. Потом ни с того ни с сего охладел. Сам мне перезвонил и заявил, что орден бракованный и никто за него ничего стоящего не даст. Поэтому я и говорить тебе про такого покупателя не стал. Решил искать другого. А этот хмырь, в виде компенсации, предложил мне пару копеек за адрес твоей тетки.

- Зачем он ему?

- Видимо, сам хотел завалиться к ней и уговорить продать что-нибудь более ценное, чем этот, как он выразился, значок. Ну, я и сказал, где она живет. Ключ, честно, не давал. Пожалуйста, забирай его назад. Леонид вернул Борису латунный ключ, на секунду сверкнувший на солнце.

6

Полгода спустя майор Павлович, сидя у себя в кабинете на «тут.бай», просматривал новостной блок. Лента пестрела яркими событиями, и вдруг он наткнулся на любопытное сообщение: «В Нью-Йорке прошла очередная нумизматическая неделя, на которой нумизматические аукционные дома и фирмы выставили на продажу свои материалы и коллекции с периода античности до наших дней. На нем лидером торгов стал орден Трудового Красного Знамени БССР. Эта награда с небольшим дефектом пошла за 150 000 долларов. Орден Трудового Красного Знамени БССР просуществовал с 1924-го по 1933 год. Награда была и в то время редкой - с 1924-го по 1928 год орден получили всего лишь 15 человек». Майор Павлович набрал дежурного.
 
- Кто-нибудь из группы задержания свободен? Тогда готовьтесь на выезд. Я спускаюсь. Едем в наш университет, нужно для разговора доставить двоих моих знакомых: Болека и Лёлика.

7

Разыскать Бориса с Леонидом для следователя не составило большого труда: после занятий они оба отдыхали в своей комнате в общежитии. Задержанных парней доставили в отделение милиции, и теперь они в глухом закутке у дежурной части ожидали допроса. По дороге, пока ехали в отдел, следователь попытался освежить воспоминания ребят, задав им пару наводящих вопросов касательно полугодичной давности происшествия. Правда, про интернетовскую новость, которая его подтолкнула снова взяться за это дело, пока ничего не говорил. Ребята, как и прежде, твердили: ничего не брали, ничего не знаем и вообще ничего не помним! Раз диалога не получи- лось, решил, следователь, тогда сидите и думайте. А пока майор Павлович в своем кабинете ломал голову, как поступить дальше. Он все еще не решил, с кого первого начинать допрос. Борис, конечно, что-то знает, Леонид, кажется, знает еще больше. Но вот как правильно на них надавить и не пережать, чтобы найти ту ниточку, за которую можно потянуть, он не знал.

С поста позвонил дежурный: необходимо что-то решить с задержанными. Будем оформлять - или в обезьянник, или будем отпускать.

- Тогда давайте сразу обоих наверх! - наконец-то решился следователь.

Через пару минут парни в сопровождении дежурного вошли в кабинет следователя.

- Вы же говорили, что ни в чем меня не подозреваете, а сейчас получается наоборот? - спросил Борис.

- Что мы здесь делаем? - зло бросил Леонид. — Я лично вообще ни при делах!

- Читайте, - майор Павлович повернул монитор в сторону задержанных парней.

Борис и Леонид быстро пробежали глазами короткую заметку на компьютере следователя. Удивленно переглянулись. Майор Павлович по их недоуменным взглядам понял, что эта информация стала для них тоже сенсацией.

- Ну и что? - первым спросил Борис, пытаясь сохранить спокойствие. - С чего вы решили, что это теткин орден?

- Совпадений много.

- Насколько я знаю, Вера Ароновна претензий ни к кому не предъявляла и дело вроде закрыто.

- Как сказать, - неопределенно ответил майор Павлович. - Каким-то образом орден попал на аукцион в Нью-Йорк. И мне кажется, что произошло это не без вашего участия.

- Все, что знал, я вам рассказал, — сказал Борис.

- А я вообще ничего не знаю, - ответил Леонид.

- Предлагаю еще раз поразмыслить. Имейте в виду: дело набирает нешуточный оборот, и ваше нежелание сотрудничать со следствием, проще говоря, препирательство, наталкивает меня на определенные мысли не в вашу пользу.

Павловича вызвал дежурный. Выбегая из кабинета, он бросил в сторону парней:

- Вы взрослые люди и должны понимать, как дорого может обойтись вам ваше упрямство. Так что думайте!

Ребята остались одни.

8

Не сразу, может, через недели две после случившегося в квартире дочери чекиста происшествия, когда понемногу все улеглось и все успокоились, ребята решили самостоятельно разыскать «знакомого» Леонида. Вначале отправились на «блошиный» рынок на «Поле чудес» в Ждановичах, но там продавали такую мелочь и в таком неприглядном виде, что поняли: здесь серьезный покупатель вряд ли появится. Отправились в минский клуб коллекционеров, где каждую неделю по средам и воскресеньям в Дворце железнодорожников собирались ценители старины. Побывали там еще несколько раз, прогуливаясь под сводами дворца между столиками с раритетами, толкаясь и присматриваясь к каждому встречному, но так нужного человека и не увидели.

- Так мы до конца жизни будем его искать. И вряд ли найдем! Надо как-то по-другому действовать, - сказал Борис после того, как они сделали очередной круг в холле дворца.

- Твои предложения?

- Давай подойдем к кому-нибудь и спросим прямо в лоб. Ты же сам говорил, что твой дружок бывал здесь. Тут вы встречались. Значит, кто-то должен его знать и может подсказать, как его найти. Пойдем хоть у этого спросим!

Борис устремился к мужчине с аккуратной бородкой и седыми длинными волосами, аккуратно завязанными хвостиком на затылке. С этим коллекционером, который на раскладном столике разместил бонны, бережно вложенные в прозрачные файлы, ребята сталкивались здесь и раньше. Значит, он был завсегдатаем клуба и мог им помочь.
 
- Погоди, - Леонид приостановил Бориса. — Нельзя так просто подойти и все выложить. Нужно схитрить.

- Скажем, что ищем мужика, который обещал нам продать старую безделушку, даже аванс взял.

- Тогда точно никто ничего нам не скажет. Надо наоборот.

Леонид первым обратился к коллекционеру:

- Может, вы нам подскажете? Тут один человек обещал у нас купить одну вещь. Даже предоплату дал. А сам больше в клубе не появляется. Пропал, как в воду канул. Теперь непонятка получается: задаток мы получи- ли, а вещицу никто не забирает. Получается, другому человеку тоже продать не можем.

- А что за вещь? Дайте я посмотрю, - глаза коллекционера загорелись.

- Да так, медальон пустяковый, но нам все равно неловко, - влез в раз- говор Борис.

- Ну ладно, так что за мужик? Как он выглядит?

- За пятьдесят ему будет. Высокий, крепкий. Волосы ежиком. Все в джинсовке ходит, с черной сумкой на плече. Раньше здесь был, а сейчас куда- то запропастился.

- А давно его ищете?

- Уже вторую неделю.

- Ну, не знаю, может, заболел. Под ваше описание много кто подходит. Большинству, кто в клуб приходит, за пятьдесят. Коллекционеры - люди серьезные, все в возрасте. Может, какие особые приметы вспомните?

- Да ничего особенного.

- Немного прихрамывает, - вспомнил Леонид.

- Припомнил, - обрадовался коллекционер. — Он наградами занимается.

- Точно,- подтвердил Борис.

- Я наглядно его знаю, но где искать, не подскажу. Вы подойдите к вон тому старику в углу, - коллекционер показал на сидящего за столом с альбомами седого старичка. - Они вместе иногда сидели. Думаю, вам он что-то подскажет. Но в другой раз, если что-то интересное будет, несите сразу ко мне. Можно звонить в любое время. Вот моя визитка.

Борис, когда они отошли от разговорчивого коллекционера, смял маленький цветной листочек, отпечатанный на домашнем принтере и неаккуратно вырезанный обычными ножницами, и незаметно выбросил его в урну, стоявшую на их пути.
Подошли к старику. Первым спросил Борис:

- Дедуля, мы тут с одним мужиком договорились насчет серьезной покупки. А он пропал. Который день его ищем.

- А что вас интересует?

- Редкие боевые награды.

- Ну да, заглядывает сюда такой человек. Его тема. А от меня чего хотите?

- Как его найти можно?

- Мы в долгу не останемся, — намекнул Леонид.

- Тут, ребятки, я вам не помощник. Я сижу на старых открытках, за двадцать, максимум за тридцать долларов штучку отдаю покупателям. А там меньше тысячи баксов даже не заворачивают. Он иногда рядом со мной сидит на приеме. Не для себя, для богатых дядей старается. Двумя словами с ним перекинемся - и весь разговор. А где живет - не скажу.

- Где его искать? Ума не приложу, - сказал Леонид, когда они вышли из дворца на улицу. - Последняя надежда была на клуб коллекционеров.

- А надо ли его искать? - рассудил Борис. - Допустим, найдем мы его - и дальше что? Мужик, ты орден украл? Так он тебе и признается. Да еще не известно, кто за ним стоит? Все равно орден уже тетке не вернем.

- Как-то так получается…

- И на фига ты поперся к этому коллекционеру? Жили спокойно, кроме залетов по учебе, никаких проблему нас не было. Так на тебе! Теперь море неприятностей наживем. Всплывет этот орден в каком-нибудь нехорошем месте, и опять будут нас по ментам таскать.

Борис как предугадал. Теперь они сидели в кабинете следователя. Надо было что-то говорить. Правду? За правду можно пойти невольными соучастниками. Оставалось хранить молчание и дальше.

- Молчим? - спросил Борис.

- Молчим! - согласился Леонид.

9

Майор Павлович убежал на вызов. Эти заговорщики подождут в кабинете. Пускай еще немного подумают, тем более, отлучиться нужно было ненадолго. Дежурного он предупредил. Тут рядом, буквально в двух кварталах от отдела милиции, в здании Дома быта произошел забавный инцидент. Клиент сдал в сервис часы. Когда пришел в мастерскую их забирать, заподозрил что-то неладное. Часы как бы подменили. Он потребовал свои, мастер сказал, что это и есть его часы. Клиент обвинил мастера в воровстве и заявил, что вызовет милицию. «Вызывай», — ответил мастер, полагая, что клиент блефует. А тот и правда набрал 102.

- Рассказывайте, что не поделили? — спросил майор Павлович, прибыв на место.
Первым ответил взволнованный мужчина в черном берете, по виду преподаватель какой-нибудь технической дисциплины в колледже.
 
- Этот, этот мошенник… — заикаясь и сбиваясь, пытался он спокойнее говорить, только это от волнения давалось ему с трудом.

- Выражения выбирайте! — перебил его часовой мастер в джинсовке.

- Именно мошенник, который прикрывается вывеской «Ремонт часов», заменил мои золотые часы на вот эту пустышку. И как только успел раздо- быть похожие? Наверное, даже позолоченные? Думал, я не замечу подмены. Дудки! Это часы моего отца, хотя они не такие и старые, но делались тогда, когда золото в стране было настоящее, высшей пробы, не польское и не китайское.

- Вам валерьянку пить надо! - защищался мастер. Он выбрался из своей будки и, когда ходил, немного прихрамывал. - А то на людей бросаетесь. Что принесли мне, то я вам и возвращаю.

- Я сам буду решать, что мне пить или не пить! - не унимался взвинченный клиент.

- Верните мои часы. Товарищ милиционер, скажите этому наглецу, чтобы он вернул мне мои часы.

- Сейчас разберемся. Если часы такие дорогие, зачем вы их понесли в мастерскую?
 
- Поэтому и понес, раз дорогие, чтобы самому не наломать дров. Они нуждаются в чистке и смазке. А мастер показался мне порядочным человеком. Я кому попало свои часы не доверяю. А этот тип внушал мне доверие, поэтому я и обратился к нему. Оказалось, напрасно.

- Может, вам их раньше где-нибудь подменили? Только что сами сказали, что до меня часы сдавали в другие мастерские. А теперь меня оговариваете.

- Не морочьте мне голову. Не смотрите, что я в очках и плохо вижу. Я свои часы даже на ощупь отличу от любых подобных часиков. Мне там каждая царапинка известна.

Перепалка мастера и клиента в присутствии милиции заинтересовала окружающих. Вокруг мастерской начали собираться зеваки, и дальнейшее разбирательство на месте было невозможно.

- Хватит! Мы так надолго застрянем с вашими часами, а у меня времени в обрез. Посему собираемся и все вместе едем в отдел, - принял решение майор Павлович. - Проведем экспертизу и там уже на месте определимся, что и как.

10

- Это он! - Леонид прямо-таки подскочил, когда в кабинет вместе со следователем, прихрамывая, вошел высокий крепыш в джинсовке. Гражданин, вызвавший милицию, остался внизу у дежурного писать заявление.

Реплика должна была быть обращена только к Борису. Но для Леонида стало таким неожиданным появление в кабинете следователя человека, кото- рого они столько искали и вдруг встретили там, где никак не думали, что он не смог сдержать своих эмоций и громко вскрикнул. Следователь среагировал молниеносно. И на его вопрос, знаком ли ему этот человек, Леонид ответил утвердительно.

- Чего уж там, раз выдал себя, рассказывай товарищу следователю всю правду,  - смирился Борис.

Леонид рассказал о встрече с коллекционером в Дворце железнодорож- ников, о переговорах, которые они вели по поводу ордена, и о том, что за двадцатку выдал адрес дочери чекиста. Про дубликат ключа не стал говорить. Смолчал и Борис. Для следователя это уже было не важно. Пусть остается на совести ребят.

- Что вы на меня пытаетесь повесить все ваши косяки? - зло возмущался мужчина в джинсовке. - С часами доказать не получается, так теперь какой-то орден приплели. Я этих сосунков первый раз в жизни вижу. Ничего я не знаю!

- Ребята, выйдите в коридор и там обождите, — попросил следователь. - Я вас попозже вызову: может быть, понадобитесь для очной ставки. А у нас с товарищем серьезный разговор намечается.

Ребята обосновались на стульях у дверей и стали ждать. В кабинет следователя то заходили, то выходили разные люди, одни в форме, другие в штатском. Прошло несколько часов, а про них как будто забыли. Наконец вышел сам майор Павлович.
 
- На сегодня вы свободны, - сказал он. - Субъект оказался не сговорчивым. Нам еще с ним придется поработать. Почему вы сразу во всем не признались? Тогда бы мы преступника по горячим следам взяли. Может быть, даже орден тетке вернули.

- Боялись, что нас обвинят в краже, - за двоих ответил Борис.

11

Для друзей и знакомых он был всегда Мастером. Его настоящие имя и фамилия были известны кадровику Дома быта, паспортистке ЖЭКа да еще паре официальных лиц. После окончания ПТУ, когда их группу распределили на часовой завод, встретивший их начальник смены, скептически настроенный к зеленому пополнению, в шутку обронил в адрес пацана, который первым бросился к верстаку: «Пришел мастер!» Это прозвище к нему приросло, и так повелось с тех времен: обратитесь к Мастеру, Мастер сведет с нужным человеком, Мастер точно оценит ваш предмет. Даже клиенты часовой мастерской, сдавая свои часы в ремонт, обращались к нему не иначе как: «Мастер, посмотрите, что можно сделать?»

Мастер был сродни тем коллекционерам, которые, обладая необыкновенными находками, мало перед кем могут открыто ими похвастаться, опасаясь за их сохранность. Втайне любуются своими сокровищами сами. Изо дня в день по крупицам собирают свою коллекцию, гоняются за каждым раритетом, живут впроголодь, иной раз отказывают себе в самом необходимом, ходят по несколько лет в одних и тех же брюках, но покупают заветную вещь. А по вечерам за плотно занавешенными окнами достают из шкафа коробку из-под обуви, наполненную редкими предметами, и до поздней ночи с упоением перекладывают ее содержимое. И так проходит вся жизнь. Некоторым к поздней старости хватает ума, и они, переборов свою скупость, сдают свое добро в музеи, оставаясь в доброй памяти потомков. Но как правило, после смерти владельцев дело всей их жизни по дешевке распродают внуки или новоявленные племянники.

Страстью Мастера были награды. А это занятие стоило дорого. Заработка в часовой мастерской ни на что не хватало, он не мог позволить выложить крупную сумму за приглянувшуюся ему вещь. Поэтому приходилось химичить, порой на грани закона: кое-что перекупать, продавать, работать на приеме, чтобы потом с небольшим наваром перепродать более богатому коллекционеру, который не может позволить себе открыто светиться.
 
Страсть к коллекционированию пришла в детстве. В комнате его школьного друга на красном вымпеле с золотистой бахромой вместе с другими значками красовался серебристый пятиугольник «ГТО». Вот этот знак и запал ему в душу. Каждый раз, когда он бывал в доме одноклассника, его как магнитом тянуло к этому значку. И когда друг побежал выносить мусор, он не удержался и снял значок с вымпела. Вначале было ужасно стыдно, он думал даже вернуть украденную вещь, но через пару дней пришло успокоение. Каждый вечер перед сном он долго вертел значок в пальцах, любовался им, а потом прятал под кровать. Этот значок стал первенцем его будущей коллекции.

Много читал литературы по истории создания и развития наград; книги покупал, брал в библиотеке и очень радовался, если книжка была с иллюстрациями, особенно цветными. Неслучайным стал выбор профессии - часового мастера, - ближе к драгоценным металлам.

Коллекционеры разборчивы в вопросе общения. Редко, но все же встречаются. Уже владея кое-какими раритетами и имея вес в своем окружении, Мастер сошелся со старым коллекционером, обладателем ценных царских наград, который слыл специалистом в области изучения нагрудных знаков и всегда мог с удовольствием проконсультировать по этой теме. Вскоре старик скончался. Мастер не перестал бывать в его доме, сдружился с вдовой, и когда та собралась продать кое-что из наследия своего мужа, предложил выкупить у нее орден Святого Станислава с мечами, датированный ХІХ веком. Вдова, не забывая доверительные отношения между умершим супругом и Мастером, согласилась. Осталось определиться в цене. Вначале Мастер предложил ей 300 долларов, но когда та засомневалась в резоне такой продажи, накинул сотню, и чтобы женщина точно согласилась на сделку, пообещал заплатить 500. У Мастера с собой больших денег не было, и они решили встретиться завтра. Полночи Мастер не спал. Этот орден должен был стать гордостью его коллекции, а такими вещами владеть чрезвычайно престижно.

Но в то же время радость омрачалась терзаниями: все же много предложил за орден. Хозяйка, наверное, согласилась бы отдать его и за 400 долларов: она-то настоящей цены не знает. Очень жалко было сотни. А утром к вдове заявился какой-то барыга и забрал орден Святого Станислава за пять тысяч долларов. Чувству досады не было конца.

Поэтому, когда Леонид показал ему фото ордена Трудового Красного Знамени БССР и сказал, что готов с ним расстаться за определенную плату, Мастер понял, что второй такой подарок жизнь ему вряд ли предоставит. Вся та мелочь, которую ему раньше приносили и которую он скупал, не шла в сравнение с этой штукой. Такую редкость иметь в своей коллекции - мечта любого коллекционера и гарантия безбедной старости.

- Я готов найти покупателя, и цена будет хорошей! - вызвался помочь Мастер.
Но Леонид сильно перегнул, когда озвучил желаемую сумму.

- Вещь не моя, но хозяин хочет за нее две тысячи баксов.

- По-моему, это очень кучеряво! - опешил Мастер. - О таком вознаграждении не может быть и речи. Это нереальные деньги, столько вам никто не даст!

- Как хотите! Сходим к другим, узнаем их цену.

И тут Мастер вспомнил случай с орденом Святого Станислава и решил действовать наверняка, чтобы теперь его не опередили. Быстро все переиграл: убедил Леонида, что орден не представляет никакой ценности, и вообще, он отказывается от покупки. Но готов за двадцатку узнать, где находится награда. Заполучив адрес, Мастер в одно прекрасное утро ради своей сокровенной цели пошел на преступление.
 
12

- Чего уж теперь, ушел за границу раритет, - сказал майор Павлович. - Из-за вашей трусости еще одна белорусская редкость попала в чужие руки. А этого любителя старины элементарная жадность сгубила: на подмене часов прокололся. Не ожидал, что клиент будет таким принципиальным. И, конечно, — Его Величество Случай. Не окажись вы у меня в этот момент в кабинете, могли б не найти того, кто похитил орден. А то, что он, имея на руках адрес Веры Ароновны, взломал замок и в отсутствие хозяйки забрался в квартиру и похитил орден, не подлежит сомнению. Собрать доказательную базу не составит труда. Так что вы теперь свидетели по этому делу.

- Можно вопрос? - спросил Борис.

- Пожалуйста.

- Как орден в Нью-Йорке оказался?

- Пока доподлинно известно только одно: у этого субъекта дочь в Америке живет. Все остальное выяснит следствие.

Вернуться в свой кабинет майор Павлович не успел: к нему подбежал мужчина с черным беретом в руках и, дрожа от волнения, взмолился:

- Отдайте мои золотые часы!


Рецензии