Монтессори педагогика занимается здоровыми детьми

Из вопросов читателей: "Мне врач сказала, что методика Монтесори рассчитана на умственно отсталых деток, и её нельзя применять к обычным!"

— Это глубокое заблуждение. Уже один из "бородатых" анекдотов, набивших оскомину мифов о Монтессори подходе, берущий своё начало в политических решениях об уничтожении даже следов этой свободной ненасильственной педагогики, в начале тридцатых годов советской властью. Само имя Марии Монтессори было вымарано из всех печатных изданий, словарей, справочников. Почему же эти мифы такие живучие, ведь наша жизнь очень изменилась с тех пор?

Да потому, что по невежеству до сих пор с той самой поры и до наших дней из учебника в учебник кочуют те же самые политические формулировки 1926 года, переписываемые разными авторами друг у друга практически под копирку. В постановлении научно-педагогической секции Государственного ученого совета было сказано: «Отрицательное отношение советских педагогов к системе Монтессори до последнего времени обуславливалось почти исключительно идеологическим содержанием этой системы (витализм, мистицизм, христианский социализм и т. д.). Между тем, помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками — все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…»

На этом заседании ГУСа из известных нам педагогов присутствовали: Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд, П. П. Блонский. Секретарем была С. Н. Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек — главного вдохновителя Монтессори-педагогики в России того времени и организатора большинства питерских и московских детских садов и школ Монтессори — на заседание не пустили.

Ещё одна цитата из статьи Н.К.Крупской: «…монтессориевские детские сады насквозь пропитаны духом буржуазного патриотизма, способствуют целиком воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны». (М.Монтессори. Мой метод: начальное обучение. Предисловие к русскому изданию.)

Многие понимают, как западает в память и с какой преданностью отстаивается без всякой критики вынесенное из альма-матер. А если попросту, механически повторяется, тем более, что никакого практического опыта в Монтессори педагогике у таких "специалистов" обычно нет совсем, одни рассуждения.

Если кратко... Мария Монтессори действительно начинала деятельность как врач-хирург и психиатр, физиолог и антрополог, представляла женщин Италии на различных конгрессах. Она не собиралась становиться педагогом. Но, наблюдая детей в заведениях, где содержались потерявшие рассудок женщины (медицина этой области тогда была карательной, больные считались виноватыми, а для детей не было отдельных заведений), она обратила внимание, что дети собирают крошки с пола и пытаются что-то из них лепить. Наблюдая убедилась, что дети остро нуждаются в деятельности руками. Это было одно из первых её открытий. Позже она скажет — ребёнок в определенном возрасте "рукоразумен", т.е. для развития ума ему необходима активная деятельность руками (развитие мелкой моторики) с различными интересными, по возрасту, предметами — стимулами для развития.

Так сложилось, что ей предложили собрать таких "ненормальных" детей и заниматься с ними. Она на два года становится директором ортофренической школы, работает с 8 утра до позднего вечера не покладая рук. И очень быстро приходит к выводу, что отставание в развитии проблема не медицинская, а педагогическая!  Мария Монтессори, изучая уже имеющийся опыт и научную литературу, начинает создавать разные пособия для развития детей, пробуя, дорабатывая их, и оставляя только то, что  выбирают сами дети. Оказалось, что многие дети, из тех с которыми она занималась, были не больны, а педагогически запущены, и социально запущены — брошены, оставлены без любви, внимания и ласки.
Через два года она попросила позволить её "ненормальным" детям сдать общий экзамен, который сдавали тогда все дети, далее поступавшие на учёбу. С ней спорили, ей противодейстовали, но не смогли запретить, так как официальных документов, содержащих такой запрет не было.  Проверяющие были в шоке и перепроверяли затем результаты тестов многократно. Но всё было верно — её якобы отсталые "сумасшедшие" дети сдали экзамен гораздо лучше, чем домашние здоровые дети, с которыми занимались гувернёры, педагоги, готовя их к дальнейшему обучению. Это был поистине фурор. В университете, где она продолжала преподавать, её встретили овацией. А она даже рассердилась и сказала:"Я не понимаю чему вы так все рады. Лучше скажите мне, что творится с нашей образовательной системой, что ваши домашние здоровые подготовленные дети настолько хуже сдали тесты, чем мои, так называемые, больные и брошенные".

В итоге, те же самые чиновники от образования, которые ранее чинили ей препятствия, предложили готовить педагогов по её системе для здоровых детей, так как подход Марии Монтессори годился всем детям — у здоровых детей результаты стали ещё лучше. Монтессори 40 лет посвятила занятиям с детьми и науке, написала 25 трудов, объездила, готовя педагогов и создавая "Дома ребёнка" практически весь мир, постоянно говорила о важности раннего детства, о том, что именно в маленьком ребёнке (до шести лет) кроется великая сила преображения всего мира...Но воз и ныне там, а кризис системы образования в мире пока имеет место быть, увы.

Монтессори педагогика занимается именно здоровыми детьми. Но есть Монтессори терапия, там работают врачи, получившие ещё и Монтессори подготовку — вот они занимаются детьми с особенностями развития. Методика значительно отличается и пособия так же другие.
Кроме этого, есть геронтологическое направление Монтессори педагогики — для пожилых людей. И тоже зафиксированы очень хорошие результаты занимающихся,  большая польза для здоровья  и  восстановление позитивного жизненного настроя(особенно при болезни Альцгеймера, после  инсульта, при  пониженном  жизненном  тонусе и депрессиях).



На  фото кадр из  фильма  "Мария Монтессори: Жизнь ради детей" (Maria Montessori: una vita per i bambini), 2007, Италия.


Рецензии