Атамановский судак

После окончания школы, я устроился работать на завод. Как молодого, холостого и неквалифицированного ещё рабочего, меня отправили в двухнедельную строительную командировку на Павловку ( Павловское водохранилище в Башкирии на реке Уфа)  в Атамановку, где на другом берегу наш завод строил детский спортивный оздоровительный лагерь "Звёздный"! Доставили нас туда на небольшом двухмоторном самолёте, загрузив на заводском аэродроме, так что впечатления были незабываемы! Не стану описывать все красоты этого места, скажу лишь, что от увиденного пейзажа и вида на рукотворное пресноводное море, дух захватывало, а портило его, только впечатление от самой стройки...
Работали мы на возведении нового жилого корпуса, сами жили в квадратном домике с плоской крышей, состоящем из одной комнаты без тамбура, человек на десять. Кормились все в рабочей столовой.  Ещё мы старались не заходить глубоко в лес, ибо вновь прибывших мальков пугали историей о том, как рысь задрала одного незадачливого засранца. На перекурах и по вечерам травили анекдоты, играли в карты не за интерес, и иногда хорошо и с удовольствием выпивали. Ещё я любил побаловаться забавой на локотках - обыкновенный теперь армрестлинг. В этой шуточной демонстрации силы мало кто из нашей гоп-бригады мог меня заломить, чему я был немало удивлён и обрадован, ибо связываться со мной потом желающих было мало.
Поводом выпить обыкновенно становились дни рождения, выходные, хорошее настроение и отличная, не из столовой, а из водохранилища закусь, - пойманная и приготовленная на самодельной электроплитке на кирпичах с открытой спиралью, свежая речная рыба.  Там то я впервые и попробовал судака, вкус которого помню уже всю свою жизнь! Много раз я пытался приготовить это блюдо. Оно получалось то вкусно, то не очень, потому что рыба была и мороженной и совершенно другого роду племени, и речной и морской. Но вот того самого вкуса добиться мне так никогда и не удалось...  Но вернёмся на ту мою стройку в "Звёздный".
Недалеко от домика нашей бригады, на самом берегу были устроены деревянные мостки, уходящие далеко в воду. Их построили так, чтобы к ним могли пришвартоваться несколько лодок и даже небольшой катер. С этих самых мостков старожилы бригады, уже вполне зрелые мужики-рыбаки, забрасывали на лодках два перемета.
Позвольте рассказать вам, что это за "приспособа", и с чем её едят. Перемёт - эта с многими крючками рыболовная снасть, которая считается браконьерской. Она очень проста и удобна в ловле рыбы и высоко эффективна в "урожайности" улова.
Перемёт состоит из двух основных частей: эластичного резинового шнура, или ленты, способной растягиваться с десяти базовых, до тридцати-сорока метров в растянутом состоянии, и капронового шнура - собственно самого перемета, длинной до пятидесяти метров. Резиновая часть с одной стороной крепилась к грузу, с другой к капроновому шнуру. На шнур, через промежутки от полу метра и более, были привязаны проводки из лески с крючками, на которые насаживалась наживка. Один рыбак стоял на мостках или на берегу и вытравливал перемет в то время, как другой отплывал на лодке, вытягивая снасть в воду на то необходимое расстояние, пока весь перемёт с резиной не уходил в воду. В таком положении груз опускался на дно, а перемёт был готов к лову. Теперь его вновь выбирали на мостки, резина растягивалась и ловчая часть - проводки с крючками снаряжалась на берегу наживкой. Потом перемет медленно отпускали, и он уходил в воду с парой-тройкой десятков насаженных червей «угощением» для подводных обитателей. Проверяли перемет, для того чтобы снять улов и обновить наживку, два раза в день. Первый раз - рано утром, ещё до рабочей смены, и второй раз вечером, после рабочего дня, перед ужином.

Когда я прилетел в строящийся лагерь, перемет уже был установлен и у рабочих бригады был отличный приварок к столовскому рациону. В первый же день по приезду на место, поскольку я ещё не был занят на строительстве, один из старших товарищей приобщил меня к рыбацкой премудрости. Я помогал ему во всех процессах: от снятия рыбы с крючков и насаживания наживки, до приготовления того самого блюда с его последующим уничтожением всеми жильцами нашего "номера"!
В тот вечер было поймано несколько килограммовых судачков и пара щук, которые потом отправились на столовскую кухню. Судаки были очищены от чешуи, выпотрошены и разделаны на ровные куски шириной в четыре-пять сантиметров. Куски свежей рыбы присолили, поперчили и оставили мариноваться в какой-то посудине. Потом мы начистили и накрошили изрядное количество крупного репчатого лука. Вскоре на самодельную электроплитку была водружена огромная чугунная сковорода с высокими бортами. На сковороду выложили и растопили в ней три полных ложки деревенского коровьего масла, затем обжарили треть от общего количества, нарезанного кубиком лука. После того, как лук начал приобретать прозрачность, на него были выложены порционные куски судака так, что они заняли всю сковороду. Причём, каким-то волшебным образом вся приготовленная для блюда рыба уместилась до последнего ломтика. Потом на рыбу положили несколькими лавровых листьев, засыпали оставшимся луком, залили в уровень содержимого сковороды деревенским молоком, накрыли чугунной крышкой и оставили на включенной плитке, тогда как все жильцы нашей комнаты и я в том числе, отправились на ужин в столовую. В столовой все плотно поели, уж не помню, чем нас там кормили. После ужина народ смачно и неторопливо покурил и отправился по своим домам. Наша бригада вернулась в свой домик отмечать мою "прописку" на новом месте в "Звёздном". Я ещё раз повторюсь, сказав, что очень многие детали уже стерлись из моей памяти. Сейчас многого и не вспомню, но вот томленого в молоке с луком свежеприготовленного судака я не забуду никогда! Это была божественная, идеальная по вкусу и консистенции еда, и ничего вкуснее я больше никогда и нигде не ел, хотя очень много где побывал, и попробовал не один рыбный кулинарный изыск...
Я не знаю, почему мне не удаётся повторить тот же самый вкус рыбы, что такое важное я упустил? Хотя всё и получается очень здорово, но видимо в том, первом для меня блюде, все имело значение: и место, и время, и вода, и воздух, и рыбалка, и электроплитка, и сковорода, и деревенские ингредиенты, и само приготовление, и даже не очень вкусный ужин в рабочей столовой... В любом случае, если вы захотите удивить своих гостей необычным и нежным рыбным блюдом, приготовьте томленого  судака с луком в молочной заливке, оно того стоит!


Рецензии
Память хитрая!Даже вкус приготовленного судака помнится на всю жизнь.)
А может просто и Вы сам были другим?
У нас дома шарабан.Рыбу часто и там готовим,когда "рыбак" добудет рыбных хвостов!)))
Вкуснее я тоже ничего не ела раньше!Память хитрая......
Спасибо,что поделились интересным.
с уважением.Елена.

Елена Болгова   20.08.2017 00:55     Заявить о нарушении