Что такое хамство?

 
  «Десять лет я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Все, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Не скажу, что я соскучился по нему, но все же задумываюсь – почему это так: грубые люди при всем американском национальном, я бы сказал, добродушии попадаются, наглые и нахальные – тоже, особенно, извините, в русских районах, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, –
в Нью-Йорке практически нет. Здесь вас могут ограбить,
но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно».

С.Довлатов  ЭТО НЕПЕРЕВОДИМОЕ СЛОВО "ХАМСТВО"


Прочитав эти строки, я задумалась: в словарях почему-то нет четкого, однозначного определения этого слова.
Сам автор определяет его так: «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность».

Вот пример:когда вы звоните, допустим, приятельнице, а она не может с вами поговорить, есть только два варианта приличного поведения: попросить перезвонить вас попозже или, освободившись, позвонить самой.
Если она говорит, что занята и вешает трубку, значит,она просто «хлопнула дверью перед вашей физиономией».

Неважно, что в этот момент она не думала о вас и ваших проблемах, не имела в виду вас специально оскорбить. Если она и потом о вас не вспомнила, а просто отмахнулась, как от назойливой мухи, значит, она вами пренебрегла. Вы для нее человек ненужный, неинтересный, неважный,  поэтому нечего с вами церемониться.
Можно сказать, что она просто эгоистка.  Но кто не эгоист? И «нет ничего плохого в том, что мой друг любит себя больше, чем меня», как сказал один умный человек. Ведь тут дело не в любви к себе, а в открытом неуважении к вам (а это не одно и то же).

Итак, хамство в моем понимании – это бесцеремонное, неуважительное отношение к другому, унижающее его достоинство.

С.Довлатов где-то писал, что к человеку относятся так, как он позволяет к себе относиться.
А что позволять другому, это уже решает каждый для себя.


Рецензии
"... При нем все хамы служат, подлый народ, люди низкого рода и безусловные поклонники." Хамство - модель поведения хама. А они - хамы, только на Руси и водились... "Из хама не будет пана..."

Андре Барбье   15.05.2017 23:00     Заявить о нарушении
"Из хама не будет пана..." Уж это точно.
Только я не уверена, что грубые, некультурные и наглые люди встречаются только у нас. Ибо "худших везде большинство".
Спасибо за отклик.

Елена Пацкина   16.05.2017 15:05   Заявить о нарушении
Я к тому, что "хам" - это название крепостного крестьянина в России XVIII-IXX веков...

Андре Барбье   17.05.2017 14:07   Заявить о нарушении
Я Вас поняла. Но я писала про тех, кто благоденствует в наше время.
И они уже не крепостные, а вполне преуспевающие.

Елена Пацкина   17.05.2017 18:39   Заявить о нарушении
Скрепы, Матушка... Скрепы........ :-)

Андре Барбье   17.05.2017 18:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.