Первый раз в столицу Мира. Увидел и... не умер
Время отправления 06:05, направление - Париж, цель - Вторая международная конференция с весьма интересным названием " Казачье зарубежье. 1917-2017: уроки столетия".
Все началось с приглашения Владимира Николаевича Грекова - председателя Объединения Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка генерал-майора Всевеликого Войска Донского за рубежом. Приглашал он меня и в 2016 году, но ввиду ряда независящих от меня причин, я вынужден был отказаться.
В этом году я без колебаний и сомнений принял приглашение Владимира Николаевича. И, как оказалось впоследствии, не зря.
По сложившейся семейной традиции билетами на самолет и бронированием гостиничного номера занималась моя дорогая супруга Татьяна. За что ей низкий поклон, ведь это освободило меня от излишних хлопот и позволило напрямую заняться подготовкой к выступлению на конференции.
Проснулся, по обыкновению, рано. Но не учел того, что мне еще нужно было оставить машину на парковке и оттуда доехать на автобусе до аэропорта, что грозило мне опозданием на рейс. На удивление, я не испытал даже намека на какое то волнение и тем паче стресс. Короткое приключение и я сижу в самолете "AIR France", следующим по маршруту Гамбург-Париж.
По плану самолет приземляется в аэропорту им. Шарля де Голя. Затем мне нужно сесть на автобус второй линии до Парижа. Если прав был мой товарищ - донской казак Андрей Р., встречающий меня у парижской Триумфальной арки, дорога от аэропорта до французской столицы займет около часа. Далее следовало пройти пешком к Набережной Бранли, где расположен Русский духовно-культурный православный центр, в котором должна была пройти конференция, и храм Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви. Таков был план.
Но на данный момент я сижу в самолете, выруливающим на взлетную полосу, на месте 5B. За иллюминатором раннее утро. Темно. Лишь огоньки взлетной полосы приветливо мигают мягким синим цветом, словно желают тебе приятного полета. Молитвы "Царю небесный" и "Отче наш" произношу всегда перед тем, как самолет, содрогаясь всем своим металлическим корпусом, начинает разгон. Взлетели. Самолет слегка покачивает. По легкому давлению на барабанные перепонки, чувствуется как он набирает высоту. Недостаток, хотя для кого то и преимущество, полетов в темное время суток - невозможность видеть того, что происходит за бортом. Лишь собственные ощущения и догадки создают мало-мальски ясную картину.
С соседних мест слышится негромкая французская речь. И хотя мои познания в иностранных языках ограничены разговорным немецким и несколькими словами по-английски, мелодичную французскую речь невозможно спутать с другим языком.
Рядом со мной сидит мусульманин. До взлета самолета он нервно кусал ногти и дергал судорожно ногами. С момента того, как самолет оторвался от земли, непрестанно молится. Надеюсь, что не террорист.
Пока наш лайнер летит, рассекая темноту и борясь с турбулентностью, вернусь во времени немного назад, чтобы поведать о своем небольшом приключении, которое чуть не стоило мне опозданием на рейс.
От города Рендсбурга, где я проживаю со своей семьей, до аэропорта города Гамбурга сто с небольшим километров. Дорога во временном эквиваленте занимает примерно один час. Время отправления самолета шесть часов пять минут. Выходит, чтобы успеть во время мне нужно было выехать из дома примерно в половине четвертого. Но я в это время только встал с постели. Соответственно опоздание на тот момент составило около тридцати минут. Далее несколько участков на автобане с ограниченным, из-за проводимых дорожных работ, скоростным режимом. Время, потраченное на парковку и дорогу от парковки до аэропорта. Как результат - последнее место в очереди на регистрацию. Лишь благодаря помощи свыше я успел на последних минутах перед закрытием дверей занять свою место в самолете.
Спаси Христос мою супругу. Повторюсь, рассказывая о том, что она вновь взяла на себя всю организационную часть моей поездки. Заказ билетов на самолет и места на парковке, бронь номера в гостинице - все это проходило без моего участия. Мне оставалось лишь занять место в самолете. Татьяна также как и я не спала сегодня ночью и встала вместе со мной, чтобы благословить и проводить в дорогу.
Если учесть, что наша доченька Марьюшка которую ночь спит не спокойно, то моей дорогой супруге предстоял не легкий день.
В мыслях о своих дорогих девочках я взглянул в иллюминатор. Забрезжил рассвет. Над темной бездной облаков пролегла красно-желтая полоса - предвестник восходящего солнца. Пожалуй это первый мой полет, в котором я встречу рассвет на высоте, где и птицы не летают.
Все места в самолете заняты. В каждом ряду шесть мест и таких рядов я насчитал сорок. Самолет, набрав высоту, лег горизонтально. Приборы, указывающие на ремни безопасности, засветились зеленым огоньком.
Стюард раздал желающим кофе и круассаны. Кофе непривычно горчило, но хотелось выпить горячего. Сахар смягчил горечь. Легкий завтрак ненадолго взбодрил. Прошел стюард с тележкой и собрал пустые стаканчики из под кофе.
Слегка клонило ко сну. В очередной раз подумал о своих родных девочках. Надеюсь, что они поспят сегодня подольше.
День обещал быть насыщенным и я, закрыв глаза постарался предаться дреме.
Но вопреки ожиданию, заснуть не вышло. Командир корабля оповестил о том, что самолет начал снижение и через некоторое время совершит посадку в аэропорту Шарля де Голя. Речь была сказана на французском и английском. Посему, учитывая мое незнание обоих языков, приходилось лишь догадываться о содержании обращения. Но название аэропорта я понял без перевода. Что вселяло уверенность.
Я взглянул в иллюминатор. Далеко внизу раскинулся Париж - столица Мира, как его называют. Колыбель русской эмиграции. На сколько хватало обзора, разливалось "море" огней. Города, подобные этому, совсем не имеют сна. Таким городам мало 24 часов в сутках и посему они бодрствуют без отдыха. С рассветными сумерками смешался туман, из-за чего пейзажи за бортом - здания, парки, освещенные тусклым светом фонарей, приобрели легкую таинственность. Надеюсь, что знакомство с Парижем пройдет на столичном уровне. Хотя "увидеть Париж и умереть" вряд ли для меня. С возрастом я стал более рационально относиться к величию и красоте архитектуры столиц стран, в которым мне довелось побывать.
Самолет снижался. Из-за темноты и плотного слоя тумана трудно было понять на какой высоте мы находимся в данный момент. Туман, словно густая паутина, накрыл город. Подсвечиваемая снизу фонарями, эта пелена приобрела удивительной красоты очертания.
Вошли в зону облаков и ... посадка на взлетную полосу. Оказалось, что с зоной облаков я перепутал слой густого тумана. Неожиданность - это еще один недостаток полетов в темное время суток. Молитва "Царю Небесный" и Слава Богу, сели.
Сейчас без промедления пройти паспортный контроль и найти нужный маршрут автобуса, чтобы доехать до Парижа. Паспортного контроля не было вовсе. Видимо здесь пассажиров из стран Евросоюза не досматривают с особым пристрастием. Тем самым я сэкономил немного времени. Оставалось, ориентируясь на указатели, пройти к выходу из аэропорта.
Без знания языка, нужно заметить что во Франции или по-французски, или же по-английски, мне не составило особого труда найти выход и нужную остановку автобуса. Кстати, остановка находится аккурат перед выходом из аэропорта.
Спаси Господь Андрея Р. - моего товарища-казака, доступно описавшего мне весь маршрут следования от аэропорта до Триумфальной арки в Париже, где он обещал встретить меня.
Билет в автобусе "aller-retour", что означает туда и обратно, мне обошелся в 31 евро. Автобус довольно комфортабельный. В салоне выделено место для ручного багажа. Я занял место у окна и приготовился насладиться пейзажами пригородов французской столицы. Автобус тронулся, неся меня в новый день.
Туман местами рассеялся, солнце взошло над окрестностями. После получасовой езды, мы все еще в пределах аэропорта. Безконечные развязки дорог, связывающих терминалы аэропорта меж собой, петляют бетонными лентами то взбираясь вверх, то опускаясь на уровень земли. Наконец, последняя остановка в аэропорту у терминала номер 1, обслуживающего рейсы из Азии. Теперь прямая дорога на Париж. Невольно подумал, что один из моих пращуров-казаков посещал столицу Франции в достопамятном 1814 году, в качестве победителя. И теперь его далекий потомок также едет в Париж, правда с совершенно иными целями.
Покинув пределы аэропорта, мы выехали на автомагистраль. Автобус вновь оказался в объятиях плотного молочного тумана. Бросается в глаза грязь и мусор, в большом количестве, по обочине дороги. В Германии дорожные службы более трудолюбивые. То и дело из тумана, словно сказочные великаны, вырастали силуэты разлапистых деревьев. До сей поры впечатления о дороге сложились довольно не яркие. Надеюсь, что Париж изменит мое мнение.
Постепенно пейзаж за окном изменился. Мы въехали в жилую зону - возможно один из пригородов Парижа. Здесь усердие дорожных служб явно заметнее. Слева и справа от дороги шла линия общежитий. Эти здания, теми, кому довелось учиться в институтах, узнаются без особого труда. Те же сумки с продуктами за окном, вывешенные на веревках после стирки, элементы одежды, отсутствие балконов и цвет самих зданий - уныло-темно-серый. Все это напомнило период моей студенческой жизни в Alma Mater и запомнилось на всю жизнь (г. Караганда, Государственная медицинская академия, год окончания 1998). Как давно это было!!! Время невозможно остановить.
Общежития сменились высотными домами, весьма тесной застройки. Все чаще стали мелькать ресторанчики и уличные кафе, магазины, бутики. Все говорило о том, что мы в Париже.
Вот и первая остановка Porte Maillot. Мне надлежало выйти на второй, возле Триумфальной арки. Автобус выпустил на свободу нескольких пассажиров и двинулся по маршруту дальше. Мы въехали на большое "кольцо". Я отметил, что несмотря на кажущийся хаос, большой поток машин все же движется упорядоченно. Автобус свернул на третьем съезде "кольца", на улицу, выведшую нас к Триумфальной арке - (фр. arc de triomphe de l’;toile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды), возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его «Великой армии».
От Триумфальной арки, словно лучи, убегали пять широких улиц, соединяющихся с сотнями других относительно широких или же совсем узких. Со слов Андрея Р. - это было сердце Парижа, начало его.
Автобус сделал неполный круг по "кольцу", "обнимающему" Триумфальную арку и, свернув на предпоследнем, четвертом съезде, остановился. Я сравнил название остановки с тем, что было записано у меня на листе. Прочитать я все равно правильно не смог - грамматика французского языка довольно сложна. Учитывая, к примеру, что слово Рено пишется Renault, то шансов правильно назвать остановку у меня не было.
Название совпало с тем, что прислал мне Андрей Р. и где мы условились с ним встретиться. Взяв багаж, я вышел из автобуса и окунулся в , наполненный солнечным светом, парижский воздух.
Триумфальная арка предстала передо мной во всем своем величии.
Часы показывали десять минут десятого. Андрей, если парижский транспорт не подведет, должен был встречать меня с девяти утра. Видимо, все же транспортные проблемы вторглись в наш план.
Я использовал время и сделал несколько снимков. Прекрасное теплое и солнечное субботнее утро! Солнечные лучи в изобилии проливались с чистого голубого неба, напоив весенним теплом утренний воздух. Париж был полон жизни. Многочисленные туристы, среди которых преобладали выходцы из Азии, сновали по площади и у триумфальной арки. Нескончаемый поток машин наполнял улицы и транспортное кольцо вокруг арки. Город жил, дышал, радовался весне.
В который раз окинув взором площадь, я разглядел в толпе прохожих знакомую фигуру с характерной походкой, а шаровары с лампасом красного цвета и фуражка не оставляли сомнений, что это был Андрей Р.
Мы поздоровались по традиции казачьей, троекратно обнявшись. Несколько вопросов о дороге и мы, по настоянию Андрея, направились к Триумфальной арке. Пройти предстояло по подземному переходу. В час сей в нем было полно туристов. На Андрее была справа и по сей причине он стал объектом внимания, проходящих мимо любителей истории. Три юные особы настоятельно просили сделать фото с моим спутником, на что он не задумываясь согласился. Тот еще ценитель прекрасного женского пола.
К слову сказать, во Франции с 2012 года запрещено появляться открыто в военной форме, если ты не находишься на службе. Связано это с тем, что неизвестным были убиты несколько французских солдат парашютно-десантного полка одетых в униформу, но не исполнявших на тот момент служебных обязанностей. Но если мундир или гимнастерка прикрыты верхней одеждой, то претензий со стороны блюстителей порядка, регулярно патрулировавших территорию около Триумфальной арки и в подземном переходе, не возникнет. Поверх гимнастерки Андрей накинул плащ. Мимо нас прошел наряд военной полиции и бросив оценивающий взгляд, удалился.
Мы с Андреем вышли из подземного перехода и оказались под сводом Триумфальной арки. Строительство арки было начато по распоряжению императора Наполеона после Аустерлицкого сражения в 1806 году. Сооружение одного фундамента заняло около двух лет, свой окончательный вид арка приобрела лишь в 1836 году, когда Бонапарт уже покоился на острове Святой Елены в могиле. Век спустя в 1921 году под сводами арки были захоронены останки погибшего на первой мировой войне Неизвестного солдата.
Интересный факт: когда в 1810 году Париж ждал визита императрицы Мари-Луизы, арка еще не была готова. Тогда на каменном фундаменте была создана «декорация» будущей арки из досок и полотна.
Две главные скульптурные группы обращены к центру — это знаменитая «Марсельеза» Рюда («Уход добровольцев 1792 года») и «Триумф 1810 года» Корто с Наполеоном в центре. По сторонам арки — барельефы триумфальных побед императорской армии. Можно найти и наших соотечественников, со стороны улицы Ваграм (победа при Аустерлице).
Короткая экскурсия от Андрея вокруг этого монументального сооружения, построенного во времена Наполеона Бонапарта в честь славных побед его армии и мы снова в подземном переходе. Наш путь лежит к Набережной Бранли.
Русский духовно-культурный православный центр, где должна была пройти конференция, несколько удален от Триумфальной арки и нам предстояло сделать не одну тысячу шагов, прежде чем мы войдем в его двери. Но это давало мне возможность познакомиться с частью "старого" Парижа. Да и прогулка с таким замечательным гидом в лице Андрея, была не только приятной, но и познавательной.
Мы прошли по брусчатке улиц, которая знала марши французской армии под командованием Наполеона. Эта брусчатка еще хранит стук копыт казачьих конных полков, гнавших наполеоновскую армию от Москвы до Парижа. Эта брусчатка помнит крики мятежников-революционеров, свергших французскую монархию.
Слушая рассказ Андрея, я представлял картины прошлого - давно ушедшей эпохи. Возможно и наши с ним предки - славные казаки поили своих коней здесь, в реке Сене. Мы спустились к ее набережной. Прошли мимо туннеля, в котором погибла принцесса Диана и вышли на мост, с которого открывался прекрасный вид на Эйфелеву башню и реку Сену. Мост этот носит название Альма, который Наполеон III велел построить в честь победы над Россией в Альминском сражении (Крымская война). Слева, вдали виднелось огромных размеров колесо обозрения, на котором, достигая самой верхней точки, можно было увидеть весь Париж с высоты птичьего полета.
Чуть ближе золотом отливая на солнце, высились скульптуры моста русского Государя Императора Александра III. Этот мост, соединяющий два берега Сены, нередко называют одним из самых изящных во Франции. Многочисленные фигуры ангелов, нимф и пегасов поражают своей необыкновенной красотой. Знаменитый мост был заложен Николаем II в 1896 году и назван в честь отца императора — Александра III. Строительство ознаменовало долгожданный Франко-русский союз. Торжественное открытие моста Александра III состоялось накануне начала Всемирной выставки 1900 года.
Под охрану государства мост был взят лишь в 1975 году. На сегодняшний день его длина достигает 160 метров, высота сооружения составляет не более 6 метров, что позволяет прекрасному строению возвышаться над рекой, при этом не скрывая панорамы Елисейских полей. Интересен тот факт, в Петербурге существует «брат-близнец» легендарного моста — Троицкий мост через Неву.
Слева от моста скромно расположился памятник Русскому экспедиционному корпусу - более 20 тыс. русских солдат, которые вместе с французами участвовали в боях в Шампани вплоть до свержения самодержавия в России в феврале 1917 года. В боях полегла половина нашего воинского контингента, включая унтер-офицеров и офицеров. Памятник появился в Париже относительно недавно, в 2011 году, но уже успел занять достойное место среди самых популярных достопримечательностей города на Сене. На истории его появления остановлюсь немногим позже, тем более, как оказалось впоследствии, представился неплохой повод.
Правее от моста Императору Александру III, несколько вдали, виднелся угол здания "Дома инвалидов". История этого грандиозного сооружения началась в 1670 году, когда король Франции Людовик XIV издал указ Дом Инвалидов Париж о начале строительства Дома Инвалидов или полное название, Государственный Дом Инвалидов (L’hotel national des Invalides). Цель такого решения и крупного проекта, на первый взгляд, была проста и недальновидна. В то время после многочисленных войн в стране было много состарившихся, увечных да и просто слабых здоровьем бывших военнослужащих, которые ещё к тому же, в большинстве своём, были бедны. Вся эта масса людей занималась кто попрошайничеством кто воровством на улицах Парижа. Поэтому и было принято решение, собрать и разместить их в одном месте. Но кроме этого, создание Дома Инвалидов в Париже для простых солдат, повышал престиж армии в их глазах. Ведь это было какой никакой, а гарантией безбедной старости. А для мужчин не служивших в армии было дополнительным стимулом пойти туда. Мы посетили "Дом инвалидов", ставший музеем военной истории. О нем подробнее я также расскажу позже.
Справа от моста, на котором мы находились с Андреем, виднелась верхняя часть Эйфелевой башни. Невозможно представить себе Париж без этого монументального сооружения и большинство парижан если и не полюбили ее, то, во всяком случае, сумели с ней смириться. Но так было далеко не всегда — после постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан, находивших ее крайне несуразной. Гюго и Мопассан, например, неоднократно настаивали на том, что башню следует убрать с улиц Парижа.
Первоначально сооружение планировали разобрать в 1909 г., через 20 лет после возведения — но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку».
Тем не менее, у большинства туристов Эйфелева башня неизменно вызывает восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, ее общий вес не превышает 10 тыс. тонн, она оказывает давление за землю, равное давлению сидящего на стуле человека, а если весь металл башни переплавить в единый блок, он займет площадь 25 на 5 м и будет всего 6 см в высоту! Вот такой интересный факт поведал мне мой спутник.
Мы переходили по мосту на противоположный берег Сены. Катера и пароходики разного размера разрезали гладь реки, снуя туда-обратно, развозя туристов. Андрей указал на здание расположенное впереди, метрах в ста от нас. Это была православная пятикупольная церковь, выполненная, как и весь Центр из традиционного для Парижа бургундского камня - камня довольно светлых тонов. Купола были покрыты золотистого цвета металлом и увенчаны такого же цвета православными крестами. Это придавало строгость и некую холодность, так не свойственную традиционному стилю православия. Разработкой проекта занимался архитектор Жан-Мишель Вильмотт.
Храм Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви входит в ансамбль Русского духовно-культурного центра, состоящего из четырех зданий: храма Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви, российско-французской начальной школы на 150 учеников, выставочного центра и здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.
Рядом со зданием собора виднелось похожее по архитектуре здание, выполненное в том же стиле, что и сам собор. Это было здание епархиального управления в концертном зале которого было намечено проведение конференции.
Часы показывали 10:12. Но Андрей, чувствуя мое волнение, поспешил успокоить, заверив, что во Франции ничего в назначенное время не происходит и начало мероприятия с некоторым опозданием - вполне привычное явление. Мне представилась возможность убедиться в этом, когда мы, пройдя без проверки пост охраны, вошли в здание.
Участники конференции все прибывали, регистрация затягивалась и начало мероприятия сдвигалось на неопределенное время. Мы с Андреем зарегистрировались и получили необходимые информационные буклеты. Затем спустились этажом ниже, в гардеробную, где мне любезно предоставили комнатку, в которой я смог облачиться в справу. Оставив свои вещи, мы поднялись на первый этаж и прошли в зал. Он был небольшой, но вместительный. Ряды с сиденьями располагались как в амфитеатре. Окинув мимолетным взглядом присутствующих, я заметил нескольких знакомых, с которыми поздоровался, кивнув головой.
Александр С. - главный редактор одного из известного издания по казачьей тематике, которому я посылал несколько своих статей. Михаил Д. - атаман Союза казаков одной из стран Евросоюза и Николай О. - атаман одной из казачьих станиц Германии. С ними я был знаком по нескольким совместным мероприятиям.
С некоторыми участниками конференции, как Митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, Архиепископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом, атаманом парижской казачьей станицы им. Богаевского А. Пустобаевым и председателем Объединения Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка В. Грековым я был знаком лишь заочно. Их присутствие означало, что при удачно складывающихся обстоятельствах, у меня появлялась возможность личного знакомства. Остальные присутствующие были мне незнакомы.
Среди большого числа участников выделялись "люди в штатском", сидевшие на задних рядах и изучающим взглядом глядевшие в зал. Вероятно на каждом мероприятии, предполагающим присутствие участников из Дальнего Зарубежья, сидят такие "люди в черном" - ничего не изменилось в принципах работы "Большого дома".
Конференция началась с приветственного слова Владыки Кирилла. Затем в исполнении казачьего ансамбля из Астрахани прозвучали Гимны России, Всевеликого войска донского и Астраханского казачьего войска. Последовала общая молитва, по окончании которой Владыко Кирилл объявил о начале работы конференции.
Конференция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Форум был организован по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, совместно с Посольством Российской Федерации во Франции, Российским Центром науки и культуры в Париже, Корсунской епархией Русской Православной Церкви, Объединением памяти Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка (Париж, Франция), Общеказачьей станицей имени Атамана А.П. Богаевского (Париж, Франция), при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
Согласно программе, выданной каждому участнику при регистрации, на сегодня запланировано два пленарных заседания, между которыми вставлен часовой перерыв на обед.
Кроме Владыки Кирилла, с приветственным словом выступили:
Студенников А.И. - посланник Посольства Российской Федерации во Франции;
Васнецов О.В. - директор ДСПО МИД России, председатель профильной комиссии по содействию развитию международной деятельности российского казачества при Президенте Российской Федерации;
Шпынов И.А. - представитель "Россотрудничества" во Франции;
Епископ Корсунский Нестор;
Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.
Далее были заслушаны доклады участников конференции. Регламент выступлений в I-ом пленарном заседании решено было ограничить 15 минутами. Не буду подробно останавливаться на содержании докладов каждого участника, перечислю лишь имена выступавших и темы их докладов. Это даст возможность понять о чем шла речь на конференции.
Первым слово взял Владыко Кирилл, Митрополит Ставропольский и Невинномысский, являющийся председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Впечатление о его докладе не вызвало у меня особых чувств. Общий набор фраз, преследующих одну цель - объединение казаков под началом церкви. Вряд ли это будет на пользу казакам. В этом вопросе мнение у меня сложилось давно - "Кесарю Кесарево". Не нужно рождать в потугах некий гибрид. Вера ни коем образом не может быть насильственным методом. Казак ничем не отличается от любого другого православного верующего и быть воином Христовым, вовсе не означает быть солдатом под началом священника.
За Владыкой Кириллом выступил В.Н. Греков, председатель Объединения памяти Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка.Тема его доклада затрагивала вопрос о нарушении присяги во времена свержения Монархии в России. Участь предательства не обошла стороной многих видных военачальников, офицеров Русской Императорской Армии.
Маркелов К. А. - председатель Правительства Астраханской области сделал доклад на тему "300 лет Астраханской губернии. Казаки Астрахани - 200 лет служения России"
Сорокин А.К. - д.и.н., директор Российского государственного архива социально-политической истории затронул тему "Год 1917-й. Предпосылки и последствия".
Весьма содержательным и интересным был доклад Соклакова А. Ю. - к.и.н., доцента, зав. кафедрой гуманитарных и общенаучных дисциплин Военного института, зам. директора НО "Казачья энциклопедия" по научной работе. Тема доклада раскрывала вопрос, разделяющий казаков до сих пор. "Казаки в великой смуте и вызовах первой четверти ХХ столетия". В самом названии угадывался период участия казаков во Второй мировой войне на стороне армии Вермахта. Довольно противоречивая страница истории нашего народа. Мнения разделяются и споры не утихают до сих пор. Докладчик высказал свою версию видения сего вопроса. Не во всем можно было согласиться с его мнением, но это была одна из первых попыток открыто говорить на конференции такого уровня о том, что пытаются выдать в совершенно ином, негативном свете большинство российских историков.
Далее Кузнецов Л. В. - генерал-лейтенант, председатель Казачьего Союза Франции представил доклад на тему "Казачий участок на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа". Вопрос сохранения исторической памяти о России ушедшей стоит остро не только в России сегодняшней. Русские православные кладбища, на которых нашли свой последний приют эмигрировавшие после кровавой смуты 1917 года, часть этой истории. Сохранение этих кладбищ в целостности - одна из основных задач для нас, потомков.
Закончили I Пленарное заседание Дзюба М. А. - атаман "Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии", представивший доклад на тему "Казаки в Чехии: история и современность" и Плужников А. А. - директор Астраханского казачьего кадетского корпуса им. атамана И.А. Бирюкова. Его доклад по теме был созвучен с предыдущим докладчиком. Оба рассказали о том как живут и чем занимаются казаки в Чехии и в Астрахани, соответственно. Выслушав эти доклады, поймал себя на мысли, что к теме самой конференции они мало относятся.
Первая половина конференции подошла к концу. После общей молитвы "Царю Небесный" нам объявили о том, что в соседнем зале накрыты столы и всех участников приглашают на трапезу.
Легкое чувство голода давало о себе знать. Трапеза была довольно вкусной, да и общение в неофициальной обстановке позволяло найти новых знакомых. Помимо своих коллег - врачей, с которыми я познакомился совершенно случайно, Андрей представил меня внучатой племяннице известного казачьего поэта Николая Туроверова - Алене. Весьма приятная в общении особа. В разговоре затронули тему переноса праха Н. Туроверова с кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в Россию. Алена против, но ее дядя наоборот, всеми силами пытается добиться переноса праха. Если учесть, что в могиле лежит еще жена Н. Туроверова, то сам процесс эксгумации представляется невозможным. Но борьба продолжается. Надеюсь на благоразумие французских властей. Алена любезно согласилась сфотографироваться со мной и Андреем и, сославшись на занятость, попрощалась с нами.
Мне также удалось поговорить с Александром Соклаковым. Мы давно связаны одной темой - очередное издание "Казачьей энциклопедии". Несколько моих статей вышли в третьем ее издании. Сейчас ведутся работы над четвертым.
Трапеза завершилась благодарственной молитвой. Все участники были приглашены в зал заседания на II-е Пленарное заседание.
Во второй половине Конференции участников и гостей стало намного меньше, но доклады выступавших были намного интереснее. Выступали в основном представители Зарубежья. Свободных мест стало больше и мы с Андреем пересели ближе к центру. На соседних местах сидел Владыко Михаил, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский. Это дало возможность до начала выступлений обменяться несколькими фразами с Владыкой. Он негодовал от постоянных криков "Любо!" то и дело доносившихся с рядов, где сидели представители российского реестрового казачества. Владыко отметил тот факт, что у родовых казаков никогда в традициях не было подобного безобразия. Я не мог не согласиться с Владыкой. Действительно, выглядит по меньшей мере глупо ничего не выражающий крик "Любо". Да и нет такого слова ни в донском казачьем гутаре, ни тем более в кубанской балачке. Подмена понятий, истинных традиций нашего народа на искаженные, придуманные, стало закономерностью, исходящей именно от реестра. Наблюдал такую картину. Кадеты Астраханского казачьего корпуса во главе с начальником сего учебного заведения на приветствие ответили троекратным возгласом "Любо!", причем растягивая в последнем букву о. Я невольно улыбнулся - действо более походило на сцену из комедийного спектакля.
Существует все же огромная разница между казаками и казачеством. В особенности тем казачеством, что культивируют на современном этапе в России, создавая выдуманные реестровые войска (с прибавкой "казачьи") из бывших сотрудников МВД и других силовых структур. Понятно негодование Владыки Михаила - родового донского казака. Не зная традиций казачьего народа, сии "возрождатели" придумывают нечто свое, что вовсе не соответствует истине. Для одних - это забава, для других - недопустимое нарушение вековых традиций предков. Нужен все же некий ценз, не позволяющий переходить границы этнической этики.
Второе пленарное заседание Конференции, после молитвы, открыл граф Капнист С.А. - председатель Русского Красного Креста во Франции с докладом "Пятигорская трагедия" - сто лет спустя".
Далее выступили Пустобаев А.А. - председатель общеказачьей станицы им Богаевского и Сидорин Г.Н. - товарищ атамана войскового казачьего общества "Центральное казачье войско". Темы докладов обоих выступавших не вызвали абсолютно никакого интереса, по причине того, что сами доклады были "ни о чем".
Следующим выступал архимандрит Александр (Заркешев) - настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране и ОАЭ. Его доклад о истории казаков в Персии и Иране вызвал неподдельный интерес. Я открыл для себя новые страницы истории казаков на чужбине.
За отцом Александром выступил Донзо Андре - бывший военный атташе Франции в России, потомок генерал-майора от кавалерии, князя Л.Д. Вяземского, Астраханского Губернатора и наказного Атамана Астраханского казачьего войска. Андре поведал всем присутствующим о жизни рода Вяземских в эмиграции. Во Франции Андре пришлось изменить фамилию Вяземский на Донзо. По французским законам обратная смена фамилии невозможна. Судьба рода Вяземских - это судьба многих семей после кровавого переворота 1917 года. Мой род также испытал на себе все "прелести" власти большевиков.
Далле выступил Пахомов Пьер - сын донского казака, основавшего после эмиграции группу джигитовки. О нем подробнее я расскажу позже.
В заключении Конференции выступила Шолохова В.В. - зам. директора по развитию Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, станицы Вешенская Ростовской области, супруга внука известного писателя.
Ее доклад "Сохранение и популяризация традиций казачества в музее-заповеднике М.А. Шолохова" сопровождался показом фильма и слайдов о самом музее и о мероприятиях, проводимых в нем.
Все заявленные доклады были выслушаны и участники перешли к дискуссии. Меня тронула проблема сохранения могил на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, к тому же с подобной проблемой пришлось встретиться и нам - казакам общеказачьей станицы "Покровская" - на кладбище Тегель в Берлине. Взяв слово, я вкратце поведал о схожести проблем на русских кладбищах в Европе. Могилы русских эмигрантов разрушаются, на их место производятся новые захоронения. Средств одних лишь энтузиастов, старающихся спасти историческую память, недостаточно. Требуются более весомые финансовые вложения. В противном случае могилам грозит полное разрушение, что повлечет за собой исчезновение части истории России, настоящей, имперской.
Председательствующий Владыко Кирилл, выслушав мою речь, обещал внести этот вопрос в итоговый документ Конференции.
Михаил П. - казак из Эстонии, затронул вопрос о недопустимости переноса праха казачьего поэта Н. Туроверова с кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в Россию. Владыко Кирилл обещал и этот вопрос внести в итоговый документ. После коротких дискуссий и подведения итогов Конференция закончила свою работу. Прозвучал призыв "На молитву!" Общим хором мы пропели "Достойно есть.." Владыко Кирилл объявил о закрытии II Международной научно-практической конференции "Казачье зарубежье. 1917-2017: уроки истории". Результатом двух пленарных заседаний явился Итоговый документ конференции. Не буду приводить его здесь. Данный документ размещен на сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
Мне впервые довелось принять участие в подобном мероприятии. Впечатление осталось двойственное. Конференция проходила под эгидой примирения. Честно сказать глупее лозунга и придумать нельзя было, хотя вполне оправдано для сегодняшней российской политики. Но примирение какое то однобокое. Уговаривают простить и забыть злодеяния большевиков, но в то же время объявляют военными преступниками героев Белого движения и т.д. Что это? Искажение исторических фактов? Тогда о каком примирении может идти речь? Не признав злодеяния большевистской власти, невозможно говорить о каком либо прощении. Выходит, "воз и ныне там".
Мы с Андреем коротко попрощались со знакомыми до завтра и отправились в гардеробную за вещами. В планах на вечер у нас была прогулка по набережной Сены, поиск гостиницы, в которой моя супруга Татьяна забронировала мне номер и напоследок, посещение русского ресторана "Петроград". К нам присоединились Михаил П., упомянутый выше казак из Эстонии и его дочь София. С Михаилом мы познакомились в социальной сети "Фейсбук" и личное знакомство было весьма кстати.
Поделившись своими планами на вечер, мы вышли в вечерний Париж. Набережная Сены была в двух шагах от нас. Не торопясь мы спустились к мосту Александра III. С каждым шагом прогулка становилась все интереснее. Я открывал для себя, хотя и небольшую, но часть "столицы Мира".
Проходя по парковой асфальтированной дорожке, слева от которой проносились, освещая фарами парижский вечер, многочисленные авто, а справа, покачиваясь на волнах, спали прогулочные катера, мы внимали рассказу Андрея Р. об истории Парижа и его достопримечательностях.
Позади нас, освещенная тысячами фонарей, возвышалась Эйфелева башня. Впереди, бросая золоченые блики от статуй, лежал во всем своем изяществе мост Александра III. Мимо нас проносились на велосипедах с люльками, извозчики, зазывая прохожих проехаться с ветерком по набережной. Всевозможные уличные закусочные на колесах источали ароматы снеди. В "столице Мира" начиналась особая, вечерняя жизнь.
У моста русскому Императору мы взяли левее и подошли к памятнику Русскому Экспедиционному Корпусу. Более 5 000 солдат и офицеров из 20 000 остались навечно лежать во французской земле. Мы почтили память героев минутой молчания и салютовали отданием воинской чести. Дочь Михаила - Софья сделала несколько снимков и мы двинулись дальше, к станции метро. Дорога вела через мост Александра III. Строительство его было закончено при Государе Николае II. Декоративная отделка моста, с фигурами пегасов, нимф и ангелов, представляет собой яркий образец стиля боз-ар и имеет много общего с оформлением раскинувшегося справа Гран-Пале. По сторонам от въезда на мост возвышаются 17-метровые фонарные столбы, над которыми парят бронзовые фигуры, символизирующие Науку, Искусство, Промышленность и Сражение. В центре мостовых арок расположены нимфа Сены с гербом Франции и нимфа Невы с гербом императорской России, обе выполнены из меди Жоржем Ресипо.
Спустившись с моста мы свернули налево и через минут десять подошли к станции метро. Довольно быстро мы прибыли в район Парижа, где расположена гостиница, в которой мне предстояло переночевать. Гостиницу, точнее улицу, на которой она расположена, мы нашли не сразу, блуждая совсем рядом с ней. Пришлось искать информационную доску с картой и по ней уточнять путь.
Оформив документы, я оставил вещи в номере и уже налегке мы пошли вновь к станции метро, чтобы продолжить наш вечер в русском ресторане под названием "Петроград".
Об этом ресторане мне поведал Михаил Б. - мой знакомец по той же социальной сети "Фейсбук". Описывая в одном из сообщений какие места следует посетить в Париже, он рекомендовал непременно зайти именно в этот ресторан и обязательно поднять первый тост за Россiю - это не описка, именно за Россiю, ту настоящую и, увы, ушедшую и третий тост за упокой душ чинов Русской Императорской Армии.
Дорога к ресторану в метро оказалась немногим длиннее, чем к гостинице. Интересна была реакция пассажиров, встречавших на пути нас - трех казаков в справе. Как ни странно, но они улыбались открыто и откровенно.
На одной из переходных станций я обратил внимание на название остановки. Черными буквами на белом фоне было начертано "Stalingrad". Такие интересные казусы. В Российской Федерации есть населенный пункт с названием Париж. Во французском Париже одна из остановок в метро названа в честь города на Волге, менявшего в свою очередь несколько раз свое название.
Сделав две пересадки и пройдя по невеселым лабиринтам парижской подземки, мы вышли на нужной нам остановке.
Этот район Парижа, в отличие от того, где находится гостиница, был тих и безлюден. Мягкий свет уличных фонарей падал на булыжную мостовую, отливая от серых, влажных камней. Наши шаги и торопливая русская речь отзывались эхом в узких, полусонных, переходящих одна в другую улочках. Ведомые Андреем, мы прошли небольшой Т-образный перекресток и оказались на 13 Дарю (13 rue Darue). Пройдя еще метров сто, мы очутились у цели нашего небольшого путешествия - русского ресторана с характерным названием "Петроград". Напротив него, через дорогу, величественно возвышался собор Святого Александра Невского. Казаки - народ православный и где бы мы не были, душа тоскует по красоте духовной. Если имеется возможность зайти в храм, то непременно эту возможность используешь. Не сговариваясь мы отворили двери храма. На пороге нам встретился дьякон и сообщил, что до закрытия осталось 15 минут. Не много, но и не мало, чтобы молитвенно обратиться к Господу и поставить свечи. Но Господу, видимо, было угодно, чтобы мы приложились к Чудотворному образу иконы Божией Матери "Донская". Храм поражал своим внутренним убранством и неповторимым ощущением намоленности. Словно теплые руки Создателя коснулись меня. Невидимое тепло окружало и дарило душевный покой. Вечерняя служба закончилась. Людей в храме почти не осталось. Лишь батюшка вел тихую беседу с семейной парой. Уходить не хотелось, но храм закрывался на ночь. Если Бог даст еще раз побывать в Париже, непременно нужно будет приехать сюда на Литургию.
Осенив себя крестным знамением, я вышел вслед за моими спутниками. Снаружи храм казался еще величественнее. Насколько позволила функция фотокамеры "ночная съемка", я сделал несколько снимков. Еще раз перекрестив чело, мы покинули двор храма.
Перейдя на другую сторону довольно узкой 13 Дарю, наша компания остановилась у входа в ресторан "Петроград". Неожиданно для нас из дверей ресторана вышел священник. Михаил с некоторой долей шутки испросил у него благословения на разгул, на что батюшка ответил: "Благословляю на умеренный и благочестивый вечер". Оказалось, что батюшка, к сожалению не узнали его имени, тоже из казачьего рода. На наш немой вопрос он ответил, что беседовал в ресторане с одной молодой парой, (как выяснилось позже, он - француз, она - украинка) изъявившую желание сочетаться браком и пройти таинство венчания. Наш короткий разговор с батюшкой оставила приятные воспоминания о этом моменте. На вид ему было лет 35. Это тот тип батюшек, от которых исходит внутреннее тепло и незримый свет. Их мало на самом деле, но если Господь даровал тебе встречу с одним из них, стараешься предаться общению на сколько позволяет ситуация.
Получив благословение от батюшки, мы вошли в ресторан.
Или час был неурочный, или по какой иной причине, в помещении кроме той молодой пары с которой имел разговор батюшка, не было никого. Правда хозяйка ресторана, как выяснилось после знакомства звали ее Жанна, то появлялась, то исчезала за дверями комнаты, в которой, судя по всему, приготовлялись блюда. Мы поздоровались и заняли места за понравившимся нам столиком. По традиции, перед началом трапезы, я прочел молитву. Андрей и Михаил поддержали.
Жанна принесла меню и вновь торопливо исчезла за дверями. Графин русской водки, который мы заказали, появился на нашем столике через минут десять. Этот напиток я употребляю лишь в редких случаях, но находясь в Париже, в ресторане, в котором завсегдатаями были чины Русской Императорской Армии, как можно было отказаться от рюмки-другой русской водки. Закуска и блюда появились на столе, когда первые три тоста "За Россiю", "За хозяйку" и "За почивших" были исполнены. Соленые огурцы, квашенная капуста, котлеты по-киевски и шашлык дополнили гармонию, воцарившуюся на нашем столе. Трапеза без разговора обыденна. Посему, поглощая разносолы и сменяя тосты, мы делились впечатлениями о прошедшей конференции, о новых знакомых и о Париже. Хотя, если откровенно, вопреки поговорке, увидел я французскую столицу и ...не умер. Париж красив, величественен, но в сравнении с нашим Санкт-Петербургом, меркнет и выглядит скромно. Да простят меня французы.
Один из них, кстати, сидит за соседним столиком. Его спутница - молодая мособа по имени Алена. Приехала с Западной Украины. Совершенно без акцента говорит по-русски. Мы спели с ней одну из любимых песен моей мамы "Нiч яка мiсячна". Спели так, что француз понял все о чем пелось, хотя ни русского, ни тем более украинского языка не знает. Далее с Андреем и Михаилом мы пели наши казачьи песни и даже исполнили лезгинку под "Снежочки".
На долю дочери Михаила Софии выпало вести фотосъемку нашего вечера, с чем она справилась вполне неплохо. Время пролетело незаметно. Ресторан закрывался и мы расплатившись вышли на спящую 13 Дарю. От посещения ресторана "Петроград" - этого уголка Россiи, остались приятные воспоминания. На сайте своего хорошего знакомого, занимающегося организацией туристических маршрутов по историческим местам, по его просьбе я оставил следующий отзыв о "Петрограде":
"Петроград (по французски A La Ville de P;trograd) - Русский ресторан в Париже. Известен тем, что его посещали многие русские эмигранты в том числе и бОльшая часть чинов Русской Императорской Армии. Мы посетили его вечером. Ресторан находится на улице Дарю полный адрес 13, Rue Daru, 75008 Paris VIII;me.
Попадая на эту улицу, переносишься на несколько десятилетий назад. Особенное впечатление оставляет брусчатка улицы Дарю. По ней ходили великие люди русской эмиграции и ты, идя по ней неким образом становишься причастным к тому времени.
Прежде чем зайти в ресторан Петроград - этот уютный уголок необходимо посетить собор Святого Александра Невского, что как раз напротив. Собор открыт как для православных верующих, так и для обычных туристов. Храм построен в русско-византийском стиле. Интересным является тот факт, что собор строился на общественные деньги. Он изначально задумывался как храм не только для русских, но для всех православных жителей Парижа, коих было не мало. Так возведение храма стало общим делом. Жертвовали православные Парижа - русские, французы, сербы, военные, монахини. Не оставались в стороне и жители России. Личное пожертвование сделал император Александр II. Свой посильный вклад внесли и русские купцы. Со временем к сбору средств присоединились католики и протестанты. Деньги начали собирать в 1856 году, первый камень заложили в марте 1859, а в сентябре 1861 г. храм был освящен. Архитекторы храма - Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. У собора пять куполов, которые символизируют Христа с четырьмя евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м. В июле 1918 года в соборе венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова, а свидетелями у них были Жан Кокто, Макс Жакоб, Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер.Так же в разные годы здесь отпевали многих известных россиян - Ивана Тургенева, Федора Шаляпина, Василия Кандинского, Антона Деникина, Андрея Тарковского... А Иван Бунин здесь венчался, и здесь же его отпевали…
Мы также зашли в Собор и поставили свечи за упокой душ русских офицеров.
Перейдя узкую улицу Дарю, мы оказались перед входом в ресторан Петроград. Фасад выполнен в стиле "избушки". Зайдя внутрь, попадаешь в мир русскости. Уютная, домашняя атмосфера, доброжелательная хозяйка, встречающая вас, по традиции, у дверей. На стенах иконы, чуть далее фотографии известных посетителей, две больших полки со всевозможной утварью, расписанной русскими узорами. Меню разнообразное.Преобладает, конечно же русская кухня. Мы заказали миску квашенной капусты, шашлык и рубленные котлеты. Ко всему этому прекрасно вписался графин русской водки. Третий тост мы выпили за помин душ чинов РИА. Приятно провели время, сытно поужинали. А главное - мы на время оказались в России. Кстати, ресторан известен еще тем, что ночью на Пасху в нём организовывают буфет, куда идут «разговеться» все, отстоявшие службу в храме Святого Александра Невского."
Михаил и София попрощались с нами и, взяв такси, уехали. Нам же с Андреем нужно было снова вернуться к метро и проехать несколько станций, чтобы попасть в гостиницу. Все шло по плану, пока мы с Андреем не пропустили нужную нам остановку и вышли совершенно на другой станции. Блуждали мы в парижской подземке долго, в поисках нужного направления. Вышли мы из метро часа через два, километров за 6-7 от улицы, на которой расположена гостиница. Пришлось в конечном итоге брать такси.
В начале четвертого утра мы все же добрались до цели. Войдя в номер, раздевшись, рухнули на кровати и мгновенно провалились в сон.
Будильник прозвенел в 08:30 утра. Вставать не хотелось. Сказывалась напряженность вчерашнего дня. С Михаилом мы условились встретиться в 10:00 у входа в музей армии и лишь это заставило меня встать и направиться в ванную комнату. Холодный душ взбодрил. Спустя пол-часа мы с Андреем с удовольствием поглощали завтрак в уютном, маленьком кафе на первом этаже гостиницы. За соседним столиком сидели две женщины. Одна постарше лет 55, другой на вид было около 25. Отрывки фраз, доносившиеся до моего слуха, утвердительно говорили о том, что обе женщины русские. Приятно услышать русскую речь в чужой стране.
Завтрак был стандартным, как и в других европейских странах - в буфетной форме. Да и меню мало чем отличалось от меню гостиниц Австрии, Греции, Италии, Германии, Польши. Кофе, сыр, булочки, ветчина, яйца, йогурт, фрукты и сладости. Все то, что дает твоему организму запас энергии для хорошего старта в новый день.
После завтрака мы с Андреем направились к ближайшей станции метро. Серость лабиринтов и переходов парижской подземки навевало легкое уныние. Было желание выбраться поскорее на поверхность. Глоток свежего воздуха, после того, как мы через пять остановок вышли снова в Мир, был настоящим счастьем. Выход из метро был расположен недалеко от набережной Сены. Я бросил взгляд вокруг. Солнце обильно заливало окрестности своим теплым светом. Его лучи отражались в позолоте статуй моста Александра III, играли бликами в мелкой ряби седой Сены. Температура воздуха приближалась к 10 градусам выше нуля. Благодать! От легкого уныния не осталось и следа.
Чтобы пройти к Музею армии, нам следовало свернуть налево. Мост Александра III оставался справа. В метрах трехстах от нас, в легкой утренней дымке виднелось здание музея. Навстречу и обгоняя нас пробегали любители бега трусцой. Одно из самых недорогих занятий спортом за последнее десятилетие завоевавшее все бОльшее количество поклонников. Мне же всегда не хватает времени на это занятие.
Чуть поодаль, на небольшой лужайке перед Музеем, группа молодых людей играла в футбол. Редкие автомобили в этот ранний час воскресного утра, урча моторами, задерживались на светофорах и, получив зеленую визу, скрывались на узких парижских улочках. Спустя минут десять мы с Андреем подошли ко входу на территорию музея. До открытия оставалось четверть часа. Андрей рассказывал мне о французской армии, когда нас окликнули по имени. Мы обернулись. В двух шагах от нас стояла София - дочь Михаила. Они уже как пол-часа ждали нас в кафе неподалеку. Втроем, перебрасываясь редкими фразами, мы направились через дорогу к этому кафе.
Михаил с улыбкой на лице, приветствовал нас с Андреем. Андрей заказал чашечку кофе, Михаил заканчивал небольшую кружку пива. Я решил ничего не заказывать. Большим любителем пенного напитка я не был, да и с утра вливать в себя алкоголь не в моей привычке. Кофе же я в достатке выпил за завтраком в гостинице. Посему, сидя за столиком я любовался утром и поддерживал приятельскую беседу с моими спутниками. Покончив с напитками, в обрамлении интересного рассказа Андрея о французской армии, мы вчетвером отправились ко входу в музей.
У нас с собой были сумки, которые пришлось предъявить для досмотра представителям военной полиции, дежурившим на входе. Хотя эта процедура и необходима, но носит довольно формальный характер.
Далее, ведомые Андреем и его рассказом, мы прошли по вымощенной камнями дороге на территорию замка, в котором, собственно и расположен музей. Встречала нас, стоящая на балконе, фигура Наполеона Бонапарта, выполненная в полный рост из гранита. С первого взгляда улавливалась небольшая неточность в скульптуре. За лацкан мундира гранитный Наполеон вдел левую руку, хотя по многим другим свидетельствам, французский Император использовал для этого правую руку. Поприветствовав Императора, мы перешли к осмотру музея. Я не буду подробно останавливаться на описании экспозиций музея. О нем сказано уже предостаточно и еще один рассказ будет лишним, да и на фоне красочных описаний туристов, посетивших музей ранее, мое повествование растворится непрочитанным. Более профессиональные рассказы о музее можно найти в интернете, задав в поисковике "Дом инвалидов в Париже". От себя хочу лишь привести короткий отзыв, который оставил на странице сайта моего знакомого о котором упомянул выше:
"Дом инвалидов - музей армии. Два знаковых имени для одного величественного здания. Музей необходим для посещения. Пройти к музею можно по набережной Сены, свернув на мост Александра III. С него открывается шикарный вид на здание музея. Есть что посмотреть. В залах Музея Армии расположенного в стенах Дома Инвалидов выставлены флаги, пушки, картины, награды, оружие и военное обмундирование времен 13-20 веков Посему необходимо запастись временем (около двух часов, не торопясь). Окунаешься в разные исторические эпохи Франции. Богатая подборка военных раритетов (от униформ армий разных государств до оружия) битв и баталий в которых принимала участие французская армия. Широко представлена экспозиция Великой войны. Непременно посетите церковь, в которой хранятся знамена завоеванные армией Наполеона в сражениях, а также саму усыпальницу и саркофаг знаменитого императора Наполеона Бонапарта - полководца и Императора Франции - хранящийся под золотым куполом Собора Инвалидов. Всех секретов открывать не буду, иначе смотреть будет не интересно. На первом этаже расположен магазин сувениров, в котором можно приобрести некоторые памятные вещи."
Покончив с осмотром экспозиций музея, мы прошли в здание Дома инвалидов, в котором, как я уже писал, находится гробница Наполеона Бонапарта. Кратко остановлюсь на самом Доме инвалидов.
Государственный Дом Инвалидов в Париже ; это архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV в 1670 году. Он стал одним из первых таких учреждений в Европе. Сейчас здесь расположены несколько музеев и некрополь военных.
Сегодня в Доме Инвалидов проживает сотня французских военных пенсионеров и инвалидов. Здесь похоронены известные армейские деятели разных эпох, в том числе сам Наполеон.
Собор Дома инвалидов строился в 1679–1706 годах и оказался последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара – в 1708 году архитектор скончался. Собор Дома инвалидов, или Купольная церковь, как иногда называют это сооружение, стал, таким образом, своеобразным памятником этому выдающемуся зодчему. Разрабатывая проект храма, Ардуэн-Мансар, несомненно, вдохновлялся образом базилики Святого Петра в Риме, купол которой послужил прообразом для многих крупных барочных построек рубежа XVII–XVIII веков. Внутреннюю поверхность купола собора Дома инвалидов расписывал Шарль де ля Фосс.
Утолив свой познавательный голод, ма вышли на улицу. Солнце уже приближалось к своей наивысшей, в это время года, точке на небосклоне. Нескончаемый поток тепла струился от его лучей. "Прекрасный воскресный день!" - не без удовольствия отметил я мысленно.
К 13:00 нам необходимо было быть у храма Святой Троицы, где всех участников конференции ждали автобусы. Следуя пунктам программы, планировалось возложение венков к памятнику Русского экспедиционного корпуса. Далее - посещение музея Лейб-Гвардии Атаманского полка в Курбевуа.
Храм находился в двух кварталах от музея и мы единодушно приняли приглашение Андрея пройти это расстояние пешком. Через минут 20 мы входили на территорию храма. В здании епархиального управления, где вчера проходила конференция, для участников конференции были накрыты столы и приготовлен легкий завтрак, состоящий из кофе, чая, и...блинов с вареньем и медом. Начиналась масляная неделя, что означало для постящихся - заговенье на мясное.
Во время завтрака мне удалось еще раз поговорить с Александром Соклаковым - зам. директора НО "Казачья энциклопедия" по научной работе. Мы условились с ним о сотрудничестве в работе по подготовке очередного издания "Казачьей энциклопедии". У меня в запасниках хранится некоторый подходящий по тематике материал, требующий придания "товарного вида". Думаю, что после окончания работы над этим очерком, я найду время заняться подготовкой материала для энциклопедии. Для меня сия работа представляет живой интерес., да и накопленный материал не должен безцельно лежать на полке.
После трапезы и короткой молитвы, все участники разместились в автобусах и направились к памятнику Русскому Экспедиционному корпусу.
Остановлюсь немного подробнее на истории памятника.
Русский экспедиционный корпус - это условное наименование 4 российских особых пехотных бригад, которые в 1916, во время Первой мировой войны, были направлены во Францию и участвовали в боях на Западном и Салоникском фронтах.
Вспомнились слова французского маршала Фердинанда Фоша - французского военачальника времён Первой мировой войны:
«…Если Франция не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат».
Так высоко оценено было мужество наших солдат и офицеров более 8 000 (по некоторым данным 5 000) которых осталось лежать во французской земле.
В 1916 г. в ответ на просьбу союзников о помощи Россия отправила во Францию экспедиционные войска – четыре русских отдельных бригады (по два полка каждая) общей численностью 750 офицеров и 45 тыс. солдат.
Первая бригада высадилась 26 апреля 1916 г. в Марселе, 2-я, 3-я и 4-я бригады высадились в Бресте. 1-я и 3-я бригады были отправлены на фронт в Шампань (Франция), 2-я и 4-я – в Македонию.
Оставшийся во Франции российский воинский контингент (более 20 тыс. солдат и офицеров) участвовал в боях вместе с французскими войсках в регионе Шампань-Арденны вплоть до Февральской революции 1917 г. Особенно отличились русские войска в тяжёлых затяжных сражениях в районе форта Помпель вблизи г. Реймса.
В сентябре 1916 г. Русский экспедиционный корпус предотвратил взятие немецкими войсками города Реймса, где находится один из национальных символов Франции – кафедральный собор, в котором с XII века короновались короли.
После Февральской революции 1917 солдаты Русского экспедиционного корпуса отказались воевать и потребовали вернуть их на Родину, после отказа французского командования выполнить их требование подняли восстание в военном лагере Ла-Куртин, близ Лиможа. Мятеж был жестоко подавлен силами самих русских, но корпус подлежал расформированию, поскольку приславшая его страна перестала существовать.
По настоянию советского правительства основная часть Русского экспедиционного корпуса в 1919-1921 возвращена в Россию.
Позднее Франция разрешила формирование Русского легиона – из добровольцев. который под командованием полковника Гутуа присоединился к лучшей воинской части Франции – Марокканской дивизии. Легионеры носили французскую форму.
Русский легион участвовал во всех основных битвах, остававшихся до конца войны.
Русский легион выказал необычайную храбрость в боях на реке Сомме в апреле 1918 г., а в мае и сентябре 1918 г. – в боях под Суассоном.
Он воевал не просто храбро, а проявлял настоящие чудеса героизма, за что удостоился немалого числа восторженных отзывов, наград, а главное – звания «Легион чести».
В 1937 году на могилах русских воинов на кладбище Сенц-Илер-ле-Гран близ Мурмелона архитектором А. Бенуа был возведён храм-памятник во имя Воскресения Христова для увековечения памяти воинов. Здесь по сих пор служат панихиды по солдатам, отдавшим жизнь за Францию и союзников.
И еще один нерушимый памятник русским героям создал Виктор Леонидов, написав текст песни «Русские бригады». Отрывок из которой я, стоя у памятника, напел в пол-голоса:
"Сердце глупое, не бейся
Мыслям скорым в унисон!
Там во Франции, под Реймсом,
Спрятан город Мурмелон,
Где за честь, не за награду, —
Клевета, навек отстань, —
Дрались русские бригады
За провинцию Шампань.
А в Шестнадцатый, проклятый,
И по крестному пути
Из России шли солдаты,
Чтобы Францию спасти.
И Европе на отраду,
Изумляя штыковой,
Дрались русские бригады
Чтоб Париж прикрыть собой..."
Церемония возложения венков заняла около часа. Астраханский казачий хор исполнил Гимн России, кадеты Астраханского казачьего училища возложили венок и цветы. Общее фото на фоне памятника и наши автобусы следуют дальше, в пригород Парижа - Курбевуа.
Там расположен музей Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка. В качестве вступительного слова я воспользовался своим отзывом на том же туристическом сайте своего знакомого:
"Музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка Еще одно примечательное место необходимое к посещению для тех, кому интересна история России. России настоящей, Имперской. Музей расположен в пригороде Парижа городе Курбевуа. Хотя пригородом назвать его можно с большой натяжкой, скорее районом французской столицы. Этот Музей был основан в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства г.г. офицеров Лейб-Гвардии казачьего Е.В. полка. Все дальнейшее пополнение содержание его производилось также их же силами и средствами. Из реликвий и достопримечательностей музея можно выделить в первую очередь масленые портреты донских атаманов от времен Екатерины 2-й и всех командиров полка до генерала-майора. И.Н. Оприца. Личные приказы и рескрипты Императоров Павла I-го и Александра I-го. Подлинные документы, относящиеся к компании 1812-14 г.г :. Письма казаков из Парижа на родину в 1814 году. Казачьи мундиры Императоров Николая I-го Александра II-го, Александра III-о, Наследника Цесаревича : Коллекция автографов Наполеона, всех его маршалов, его министров и генералов... Особенно интересно собрание французских гравюр относящихся к пребыванию русских войск в Париже... В Музее собраны почти все гравюры, изданные во Франции, в связи с компанией 1812 г. (свыше 700 номеров) - это чрезвычайно ценная коллекция и редчайшая. Другим сокровищем является редкое собрание русских и выбитых иностранцами в честь России и русских полководцев медалей : Полковой Образ, именные бокалы, кубок Атамана Платова, полковое серебро, серебренная братина весом около 3-х пудов, подаренная полку в память Лейпцигской битвы бокал с надписью на белой эмали : "В память взятия Парижа, 19 марта 1814 года" О посещении музея лучше договориться заранее, написав сообщение по Е-Майлу. Для обстоятельного посещения необходимо примерно 2 часа."
Больше не скажешь. Все одно - это будет выглядеть блекло по сравнению с тем, что мне посчастливилось посмотреть в музее. Именно тот случай, когда "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"
После официальной части, в ходе которой всем желающим, а таких оказалось большинство присутствующих, была предложена обстоятельная экскурсия по экспозициям музея, все участники конференции и кадеты были приглашены на трапезу. Непринужденная обстановка, украшенная выступлением Астраханского казачьего хора, помогла отойти от деловой строгости и окунуться в атмосферу почти домашнюю. Участникам конференции преставилась возможность общения, что называется "без галстука".
Ко мне подошел Александр Соклаков и предложил сделать фото на память. Признаться я сам хотел предложить ему то же самое и посему охотно согласился. Фото на фоне портрета последнего Государя Российской Империи Николая II заняло достойное место в моем скромном фотоархиве. Поделившись впечатлениями о прошедших двух днях конференции, мы вернулись в зал, где Астраханский казачий хор выводил очередную песню. В небольшой группе людей я увидел Пьера Пахомова - живая легенда джигитовки. Вчера, из-за ограниченности во времени, мы смогли лишь обменяться визитными карточками. Я решил воспользоваться моментом и познакомиться с Пьером поближе. Сын Василия Пахомова , казачьего офицера-эмигранта, родившийся во Франции Пьер Пахомов понимал по-русски, но говорил с сильным акцентом. Хотя это не мешало нашему общению. Он рассказал немного о своем отце , который был подхорунжим, участником известных событий 1917-1920 г.г. Он был одним из тех, кто зарождал с генералом А. Шкуро джигитовку на чужбине. Пьер продолжил дело своего отца. Участвовал со своей группой показательных выступлениях от Скандинавии до стран Ближнего и Среднего Востока. В Париже Пьера называли "последний русский джигит". Пьер связывала крепкая дружба с другим известным джигитом - Ирбеком Кантемировым, который основал знаменитую на весь Мир цирковую династию. Рассказывая о своей истории, Пьер на минуту умолк и затем со слезами на глазах и дрожью в голосе поведал о том, что будучи в России предлагал быть тренером по джигитовке, но оказался не удел. Прощались мы по-братски, как и водится среди казаков. Напоследок Пьер подарил мне небольшой буклет в котором рассказывается о истории создания его группы джигитовки . Также Пьер обещал прислать несколько фотографий его выступлений. Дай Бог ему здоровья и многих лет жизни. Последние рыцари Империи Российской, последние настоящие казаки!
Вечер продолжался. Ярким и запоминающимся событием было хоровое исполнение песни иеромонаха Романа Владыкой Кириллом в сопровождении двух священников. Душа пела вместе с ними.
Далее вместе с Митрополитом Кириллом, артистами астраханского казачьего ансамбля, все участники конференции, включая кадетов, исполнили известную песню "Не для меня..."
В заключении Митрополит Кирилл обратился с архиерейским словом ко всем присутствующим, поблагодарил организаторов конференции и выразил надежду на продолжение сотрудничества казаков России и Зарубежья.
Председатель Объединения Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка генерал-майор Всевеликого Войска Донского за рубежом. В.Н. Греков вручил памятные медали.
Второй день подходил к концу. Мне нужно было ехать в аэропорт. Через четыре часа улетал мой самолет. Я не хотел повторения вчерашнего утра, когда чуть не опоздал на свой рейс и посему отправился в аэропорт имея около двух часов в запасе. Перед тем как уйти, я получил благословение у отца Александра - настоятеля храма в ОАЭ, в ответ пожелав и ему Ангела-Хранителя в дорогу. Поблагодарив организаторов конференции, в сопровождении Андрея, я отправился к ближайшей станции метро. На нем мы доехали до нужной остановки, от которой автобус отправлялся в аэропорт Шарля де Голя. Прощаясь с Андреем я сердечно поблагодарил его. Без помощи моего знакомого, вряд ли я смог бы прибыть на конференцию.
Дорога в аэропорт мало чем отличалась от дороги в Париж. Серость парижских окраин сменилась скудными пейзажами автомагистрали. К аэропорту мы подъезжали уже в темноте. Таможня, проверка багажа, звонок домой: "Родная, я лечу домой!" и посадка в самолет.
Улетая, я увозил с собой частичку Парижа, но Парижа "русского", эмигрантского. Ведь и я сам по воле судьбы - эмигрант. И не важно какой волны. Есть что то общее у эмигрантов, объединяющее души и общее это - Россия.
18-19 февраля 2017 года. Париж - Гамбург.
Прошло недели две после того как самолет рейсом Париж - Гамбург со мной на борту благополучно приземлился в аэропорту. Пьер Пахомов не забыл о своем обещании. Фотографии, запечатлевшие его молодым "последним русским джигитом" на коне, теперь находятся в моем архиве.
Свидетельство о публикации №217032101640