Скульптура Спящая Ариадна
Статуя Ариадны, которая с конца XVIII в. находится в Галерее статуй Музея Пия-Климента, была приобретена папой Юлием II в 1512 г. Долгое время считалось, что это статуя Клеопатры с браслетом в форме змеи. Она находилась в Бельведере, в одной из ниш Двора статуй (Cortile delle Statue); на одном из рисунков Франциска де Олланде она присутствует как часть декора фонтана (1538—1539).
Приблизительно в середине XVI в. ее переместили на соседнюю территорию, которая стала называться Комнатой Клеопатры, где она также служила частью убранства фонтана и размещалась на искусственной скале над чашей. В то время Веласкес снял с нее копию-отливку, которую можно видеть в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде.
Эта отливка исключительно важна, поскольку представляет фигуру в более правильном лежащем положении, чем после реставрации, выполненной Гаспаре Сибилла (1772 г.), который придал Ариадне позу, которую мы видим сегодня, слишком высоко приподнятую, неестественную для спящего человека.
Происхождение скульптуры остается неизвестным. Принято считать, что это копия греческого оригинала, близкого к произведениям пергамской школы начала II до н. э. Исходная иконография группы известна по фрескам, мозаикам и рельефам Римского периода: Дионис, будущий супруг Ариадны, покинутой Тесеем на берегу острова Наксос, приближается к ней со своей свитой.
Из-за змеевидного браслета на левой руке скульптура была идентифицирована как изображение умирающей Клеопатры. Эта атрибуция была окончательно опровергнута только в 19 веке. Итальянский искусствовед Эннио Висконти выдвинул гипотезу, согласно которой статуя изображает дочь Миноса Ариадну, горюющую на берегу острова Наксос после того, как её бросил Тесей.
Согласно аргументам Висконти, вся поза изображённой женщины характерна скорей для сна, а не для смерти, а её браслет, хотя и свёрнут в несколько витков, всё же не является настоящей змеёй.
Теория Висконти получила подтверждение, когда при раскопках Геркуланума была обнаружена фреска с аналогичным изображением, позволившая понять его контекст. Такой же сюжет зафиксирован и на найденном позже небольшом барельефе, который теперь вмонтирован в стену ниши слева от основной скульптуры.
В настоящее время считается установленным, что статуя, хранящаяся в Музее Пия-Климента, представляет собой качественную копию эллинистического образца II века до н. э.; при этом со времени её обнаружения она сама стала образцом для многочисленных работ художников и скульпторов эпохи Возрождения и более поздних периодов.
Прославленная, пожалуй одна из наиболее известных античных скульптур, будучи важной составляющей иконографии античной, стала одним из основных источников для всего европейского искусства вплоть до наших дней.
Ещё одна прекрасная римская копия находится в музее Уффици во Флоренции,датируемая III веком до н.э. Её место пустовало с 1794 года. Статуя спящей Ариадны вернулась в Галерею Уффици почти через 220 лет «скитаний».
Свидетельство о публикации №217032101724