Скульптура Спящая Ариадна

       Спящая Ариадна.Фригийский мрамор. Римская копия оригинала пергамской школы нач. II в. до н. э.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй.

       Ста­туя Ари­ад­ны, кото­рая с кон­ца XVIII в. нахо­дит­ся в Гале­рее ста­туй Музея Пия-Кли­мен­та, была при­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г. Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что это ста­туя Клео­пат­ры с брас­ле­том в фор­ме змеи. Она нахо­ди­лась в Бель­веде­ре, в одной из ниш Дво­ра ста­туй (Cortile delle Statue); на одном из рисун­ков Фран­цис­ка де Оллан­де она при­сут­ст­ву­ет как часть деко­ра фон­та­на (1538—1539).

    При­бли­зи­тель­но в середине XVI в. ее пере­ме­сти­ли на сосед­нюю тер­ри­то­рию, кото­рая ста­ла назы­вать­ся Ком­на­той Клео­пат­ры, где она так­же слу­жи­ла частью убран­ства фон­та­на и раз­ме­ща­лась на искус­ст­вен­ной ска­ле над чашей. В то вре­мя Велас­кес снял с нее копию-отлив­ку, кото­рую мож­но видеть в Королев­ской ака­де­мии Сан-Фер­нан­до в Мад­риде.

      Эта отлив­ка иск­лю­чи­тель­но важ­на, посколь­ку пред­став­ля­ет фигу­ру в более пра­виль­ном лежа­щем поло­же­нии, чем после рестав­ра­ции, выпол­нен­ной Гас­па­ре Сибил­ла (1772 г.), кото­рый при­дал Ари­адне позу, кото­рую мы видим сего­дня, слиш­ком высо­ко при­под­ня­тую, неесте­ствен­ную для спя­ще­го чело­ве­ка.

       Про­ис­хож­де­ние скульп­ту­ры оста­ет­ся неиз­вест­ным. При­ня­то счи­тать, что это копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла, близ­ко­го к про­из­веде­ни­ям пер­гам­ской шко­лы нача­ла II до н. э. Исход­ная ико­но­гра­фия груп­пы извест­на по фрес­кам, моза­и­кам и релье­фам Рим­ско­го пери­о­да: Дио­нис, буду­щий супруг Ари­ад­ны, поки­ну­той Тесе­ем на бере­гу ост­ро­ва Нак­сос, при­бли­жа­ет­ся к ней со сво­ей сви­той.    


        Из-за змеевидного браслета на левой руке скульптура была идентифицирована как изображение умирающей Клеопатры. Эта атрибуция была окончательно опровергнута только в 19 веке. Итальянский искусствовед Эннио Висконти выдвинул гипотезу, согласно которой статуя изображает дочь Миноса Ариадну, горюющую на берегу острова Наксос после того, как её бросил Тесей.

         Согласно аргументам Висконти, вся поза изображённой женщины характерна скорей для сна, а не для смерти, а её браслет, хотя и свёрнут в несколько витков, всё же не является настоящей змеёй.
         Теория Висконти получила подтверждение, когда при раскопках Геркуланума была обнаружена фреска с аналогичным изображением, позволившая понять его контекст. Такой же сюжет зафиксирован и на найденном позже небольшом барельефе, который теперь вмонтирован в стену ниши слева от основной скульптуры.

            В настоящее время считается установленным, что статуя, хранящаяся в Музее Пия-Климента, представляет собой качественную копию эллинистического образца II века до н. э.; при этом со времени её обнаружения она сама стала образцом для многочисленных работ художников и скульпторов эпохи Возрождения и более поздних периодов.

           Прославленная, пожалуй одна из наиболее известных античных скульптур, будучи важной составляющей иконографии античной, стала одним из основных источников для всего европейского  искусства вплоть до наших дней.


       Ещё одна прекрасная римская копия находится в музее Уффици во Флоренции,датируемая III веком до н.э.  Её место пустовало с 1794 года. Статуя спящей Ариадны вернулась в Галерею Уффици почти через 220 лет «скитаний».


Рецензии