Свет во тьме

 После боя с чеченскими бандформированиями Константин достал из кармана блокнот и ручку, написал несколько строк своей подруге Светлане. «...Мне опять повезло. Я жив. Скоро увидимся, мой свет. Целую».
       Искупавшись в первой попавшейся речке с неизвестным названием, солдаты решили помянуть погибших товарищей, выпить за них и за свое везение. На закуску — суп из черепахи — несоленый и без каких-либо приправ. Так уже нередко бывало. Когда иссякали продовольственные запасы, охотились на животных, на костре готовили из них еду.
       А потом был привал прямо на траве. Раньше Костя не любил сны, но теперь мечтал, чтобы в них «приходила» малая родина, отчий дом, на крылечке которого махала ему вслед синей косынкой мать, березы и цветы,  невеста Светлана, обещающая ждать его возвращения.
       На отдых командир отпустил всего  час, а так хотелось расслабиться, поспать до тех пор, пока пришел бы в часть приказ об увольнении. Ведь говорили перед отправкой, что здесь, в Чечне, день службы пойдет за два, но увы, все сроки прошли, а замену так и не прислали...
       Костя погрузился в глубокий сон, который то и дело прерывался гулами взбесившихся самолетов.  Но в нескольких минутах отречения от яви  уместилось кошмарное предвидение. Истошным криком он разбудил сам себя и рядом спящих друзей.
       - Ты что ревешь, как резаный? - толкнул его в бок «старик». - Нервы  слабоваты что ли?
       - Да сон ужасный приснился, - буркнул Константин. - Будто «чича» раскаленную соль в глаза мне бросил. Так больно было, что я завыл.
       - О, это не к добру, - припугнул его сослуживец. - Так мне моя бабушка однажды говорила. Она у меня суеверная.
       Костя вспомнил этот разговор, когда лежал в госпитале с забинтованными глазами. Вот это свершение, подумал он. Скажи доктору — не поверит.
       - Ну, вот и пришла пора расстаться, - с грустью посмотрел врач на восемнадцатилетнего паренька. - Ты, знаю, хлопец мужественный, постарайся не впасть в панику. Мы сделали все возможное, но зрение, к сожалению, не вернули. Однако у тебя есть руки, ноги, да и  все остальные органы, кроме глаз, здоровые. Ты можешь работать, жениться, иметь детей...
       - Доктор, - взявшись за голову, всем телом закачался он на кушетке, - что Вы чушь мелете. Да кому я теперь нужен, разве что собаке, которая поводырем служит слепым?
       - А что, неужели матери нет, девушки? - спросил врач.
       - Я не поеду в свое село. Не хочу никому причинять боль. Я просто скроюсь, пропаду, сгину, а родственникам напишу, что сбежал за границу.
       - Но мы уже сообщили им о случившемся.
       - А где же адрес узнали?
       - Командиру части звонили. Он и сказал. Ты пока в больнице побудешь, подождешь, понял? И не смей исчезать. Мать не переживет. Искать будет до конца дней своих. Не жалко? Иди в палату. А мне — на операцию. Еще один твой товарищ по несчастью на очереди. Подорвался на мине, как и ты.
       Костя отвернулся к стене и заплакал, как мальчишка, вовсе не стесняясь своей слабости, потому что здесь, в больничных стенах, не он первый, кто из раненых российских солдат проливал слезы.
       ...Перебирал в памяти всех, кого знал слепыми. Вспомнил поэта Э. Асадова. Его стихи о любви  Константин читал  на школьной сцене. А еще к соседям приезжал зять, доцент университета, преподает древнерусскую историю. Константин видел, как он, усевшись под деревьями сливового сада,  «читал» пальцами книги. А слепой музыкант Короленко... Даже есть незрячие художники. От этих мыслей парень немного успокоился, а потом опять нахлынуло волнение. Но ведь у меня нет никакой профессии, никакого таланта. Жить на пенсию — это так унизительно. От досады стукнул кулаком подушку и уткнулся в нее... Сколько солдатских слез уже впитала она, а теперь вот увлажняется Костиными. Потом встал, подошел к окну в надежде увидеть хотя бы солнце. Но оно только согрело его блеклые глаза и еще больше придало печали.
       Вдруг сзади кто-то тихо подошел, теплыми ладонями коснулся его глаз. Костя замер и сразу догадался, что это Светлана. Это она так часто раньше делала и потом хохотала. В этот раз ей было не до смеха, ждала, пока он скажет, что узнал ее и рад видеть. Видеть... Он же теперь это не сможет.
       - А мама приехала? - спросил он после недолгой паузы, не повернувшись к ней.
       - Она пока в процедурной. Ей делают укол.
       - Ты знаешь, а у нас  столько свадеб уже сыграли, - затараторила Светлана. - Парни из армии вернулись — и сразу же женились. Их девчонки дождались. А Мишка Асанов без одной ноги из госпиталя возвратился, но Татьяна его не бросила. Им колхоз квартиру подарил.
       - Сынок, милый мой мальчик, - протянув вперед руки, подбежала к Косте Валентина Васильевна. Она обняла его, целуя руки, губы, щеки, глаза... - Что же они, вражины, с тобой сделали?
       - Пожалуйста, перестань, мама, - прижимая к себе ее дрожащее тело, успокаивал Константин. - У меня и так нервы на пределе. Других ребят вообще похоронили, а я вот жив. И буду жить.
       Потом «переключил» тему разговора, спросив, что нового в селе, как отец, дедушка и бабушка, как учится маленькая сестренка Марина.
       - Нам надо торопиться, - предупредила Света. - Поезд отправляется через два часа.
       Медсестра принесла выписку из истории болезни, а вместе с ней протянула Косте книгу: «Возьми, кто-то из посетителей передал. Это своего рода Букварь для слепых. С него многие начинали. На обратной стороне обложки написан адрес Общества слепых, там тебе помогут найти настоящих друзей, они посоветуют, как бороться с трудностями жизни».
       Приехав домой, Костя решил объясниться со Светланой:
       - Ты не ходи к нам, хорошо? - уговаривал  он ее. - Мне не до тебя. У меня теперь свой мир, темный и мрачный, а у тебя свой — светлый и яркий. Одиночество — мой удел.
       - Костя, - отвечала она. - Я понимаю, что ты не хочешь обременять меня своими проблемами. Но если ты думаешь, что без тебя мне будет лучше — ошибаешься. Можешь на мне не жениться — дело твое, но позволь хотя бы иногда быть рядом. Вообще-то я не думала, что ты такой бессердечный. Я же тебя очень ждала, ни с кем не встречалась. Конечно, это не совсем хорошо с моей стороны, нескромно, но, может быть, ты возьмешь меня в жены?
       Он опешил, провел ладонью по ее, медного цвета, волосам.
       - Милая моя,  не надо меня жалеть. Вокруг так много женихов — красивых и видящих. А я — калека, я же слепой...
       Светлана быстро встала с его колен, повысила голос:
       - Хватит, Костенька, строить из себя несчастного. Мой дед вообще с фронта, как говорят, чайником  пришел. Посватался за бабушку — она не отказала. Нормально прожили. Троих детей воспитали. Он горшки изготавливал, зарабатывал на семейные нужды.
       - Не надо меня убаюкивать. Я твердо решил  с тобой расстаться.
       Она уходила все-таки с надеждой, что он ее позовет, предложит замуж и сбудется ее желание быть его женой. Но Костя больше никогда не открывал дверь, когда по стуку догадывался, что пришла  Светлана. Он напористо учился, вел переписку с новыми знакомыми, ездил в сопровождении матери в спецучреждения, а потом решил попробовать написать в районную газету статью о войне в Чечне. Вначале не получалась: переписал раз, другой, потом отослал. Материалы опубликовали, пришло много откликов от читателей, матерей, чьи дети прошли чеченский ад и чьи еще воюют.
       ...Вечером Валентина Васильевна, возвратившись с дойки и управившись с делами, читала ему письма, стихи Асадова, Есенина, современных авторов. У сельского мастерового он познал навыки чинить обувь. Круг общения с людьми все расширялся, и он уже свыкся со своей слепотой. Только не с потерей Светланы. По-прежнему к ней притягивала незримая ниточка, оборвать которую он был не в состоянии.
       А Светлана, отвергнутая им, уехала в город, выучилась на медсестру, вышла замуж, разошлась и вновь вернулась домой. Устроилась на работу зав. ФАПом  и потому, когда заболела мать Константина, ей пришлось прийти в дом Саниных.
       Узнав ее по голосу, Костя осмелился спросить, как у нее дела.
       - А как ты думаешь? - с укоризной посмотрела она в сторону, набирая в шприц лекарство. - Надеешься — хорошо? Нет. И знаешь, почему? Потому что ты меня вышвырнул, как провинившуюся кошку. Чтобы «притупить» обиду, нашла «отдушину» - вышла замуж. Но он оказался жестоким: пил, бил, изменял. Уехала из города, одна теперь. Доволен? Хочешь, признаюсь, что было после нашей последней встречи? Я пошла в школу, выпросила у учительницы химии соляную кислоту, ушла на пруд и хотела брызнуть ей себе в глаза. Думала, может, слепую ты взял бы меня замуж. Однако, не решилась. Дорогой, что же ты наделал, почему  бросил меня? Из-за жалости? Но чем она обернулась? Муками и слезами. Признайся: ведь для тебя — тоже?
       - Но я не хотел, что бы ты со мной терзалась, - выдавил Костя.
       - Физические муки легче душевных. Я медленно тлела без тебя, ясно?
       - Я - тоже. Но я думал, что без меня ты будешь счастлива. Надеялся, что тебе повезет, ведь ты такая красивая и умная.
       - А теперь ты хочешь, чтобы мне повезло? - наклоняясь ближе к его лицу, спросила она. - Хочешь?
       - Да, хочу, - окольцевал он ее талию своими руками.
       - Ну, если хочешь, если это правда, - всхлипывала она, - тогда, пожалуйста, женись на мне, я не могу больше страдать, я никогда не разлюблю тебя, я это уже поняла. Но что мне делать?
       - Света, милая моя девочка, я никогда-никогда не забывал тебя, - торопливо говорил он. - Я писал тебе письма и рвал, я любил тебя каждый миг, ты всегда была моим светом во тьме. Я представлял тебя, идущую мимо, гордую и сильную, лучезарно светящуюся. Я воскрешал твой образ и выкалывал очертания  на бумажном листе. И немного был счастлив. Но если ты хочешь, чтобы я искупил свою вину, дай мне свою руку — навсегда, на всю жизнь.
       - Как это понимать? - обрадованно спросила Света.
       - Ну, в общем, я хочу на тебе жениться.
       Она поцеловала его потухшие глаза и прошептала: «Костя, я так долго ждала этого твоего решения. Спасибо тебе».
       ...Свадьба была в кафе «Мельник». Молодые сидели за дубовым столом, целуясь под крики «горько!». Костя поправлял черные очки, скрывающие наполненные слезами глаза. Это были уже не слезы горя, а слезы радости.
       В зал пригласили еще одну пару новобрачных. Светлана смотрела на жениха и невесту, которые дарили друг другу нежность.
       Парень держал в руке костыль, слегка прихрамывал, а девушка выглядела королевой.
       Свидетельница шепнула Свете на ухо, что знает этого жениха, он — из соседнего села. Тоже воевал в Чечне, вот таким вернулся.
       ...- Любимая, ты сегодня такая красивая — как никогда. Ты лучше всех на свете, - восхищался Константин своей суженой.
       - Костя, значит, ты меня видишь, правда?
       - Да, Светик, несравненная моя, я тебя вижу, очень даже ярко-ярко. Вижу, потому что ты — солнце моей жизни навсегда...


Рецензии