Путёвка в жизнь

Моя мама, всегда дотошная до каждой мелочи и до каждого «нужного» клочка бумаги. Со своим богатейшим жизненным опытом и знаниями, вырастившая двоих замечательных детей и помогающая им наставлять на путь истинный пятерых внуков и внучек, она до сих пор аккуратно вырезает из газет странички с рецептами и садово-огородными посевами, с советами пенсионерам и их детям. Зная про жизнь, сад и огород все нюансы наизусть и наощупь, всё это она показывает нам, своим детям и внукам, уча жизни. Ей слегка за семьдесят, а мне и старшей сестрёнке к полувеку и чуть за него. И я до сих пор не понимаю, как она умудрялась при всех семейных переездах с квартиры на квартиру, из жилья в жильё, всё это сохранять? Здесь один переход с вещами и коробками из подъезда в подъезд чего стоил моей семье! Мы не можем уже полгода найти необходимые нам документы, а она…

На дворе 1986 год. Я выпускник речного училища и перед взором девятнадцатилетнего парня с дипломом третьего помощника командира речного земснаряда и военным билетом все водные просторы огромной Страны Советов, из которых чётко и безоговорочно выбран Тихий Дон. Мама провожает меня в дальнюю дорогу из Горького в Ростов-на-Дону и помогает собирать спортивную сумку, принося чистые вещи для укладки. И тут:
- Сынок… Ты теперь взрослый и уходишь в самостоятельное плавание. Я тебе больше не нужна со своими советами, будешь только иногда навещать, да и будешь ли? Заведёшь семью, своих деток и начнёшь их учить уму-разуму. Только помни, что ничего в жизни не происходит просто так. Ты будешь работать командиром флота, и у тебя в подчинении будут люди…
- Ну и что, мам? – не понял я её длинного монолога, обняв за плечи и поцеловав в щёку, прервав тем самым такое долгое повествование своим юным нетерпением поскорее начать самостоятельную жизнь, забравшись на верхнюю полку плацкартного вагона поезда дальнего следования.
Она немного помолчала, умерив тем самым мою мгновенную вспыльчивость, открыла скрипучую дверцу старинного деревянного шкафа и из-под своих вещей достала пакет:
- Только не обижайся на мать, а пойми меня правильно. Ты будешь руководить людьми, у которых есть семьи и дети, родители и другие родственники. Работа не может быть без проблем, не знаешь, какая беда и где может тебя подстеречь.
Произнося все свои слова тихо и спокойно, она достаёт из пакета обветшавшие и слегка пожелтевшие последние странички дневников с четвертными и годовыми оценками, разноцветные грамоты, дипломы и похвальные листы. Маминым ровным крупным почерком помечены годы и месяцы каждого листка. Моему возмущению нет предела:
- Мам, зачем эти бумажки?
На что она так же спокойно и тихо произносит:
- Если придёт к тебе какая беда, эти бумажки могут сыграть очень хорошую роль для положительной характеристики.
- Мама, какая беда, какая характеристика? – не унимаюсь я, всё-таки, с удовольствием рассматривая хорошие оценки из дневников всех восьми классов, футбольную грамоту за второе место в турнире «Кожаный мяч» по Горьковской области 1978 года, похвальные листы после каждого класса школы, грамоты, врученные мне на каждом курсе речного училища.
Детская наивность до сих пор не выветрилась из моей головы, не смотря на возраст и рабочий диплом в кармане сумки. Какая может случиться беда с молодым и физически крепким парнем на его жизненном пути. Какая?..

Я всё-таки, взял свои «положительные странички жизни», не стал обижать маму, собиравшую их все эти годы…

Жизнь или родительские гены, видимо, дали свои плоды и на сыновней грядке. Документы, а не «бумажки», как я их раньше называл, переезжают в коробке с семейными из города в город, из региона в регион, спокойно желтея и ветшая, но, так же неизменно почивая рядом со мной. И…

Прошло тридцать лет. С берегов Тихого Дона моя семья перебралась на откосы бурного и своенравного Алдана. Жизнь и работа подняли меня из третьего помощника командира до руководителя флотским предприятием, подразумевая под собой всю ту же ответственность за жизни подчинённых работников и их семей. Только ответственность эта стала обширнее и больше, ноша тяжелее и проблематичнее, но тем интереснее и поучительнее. Не зря же данная тема на Руси обросла множеством пословиц и поговорок, только успевай слушать и вникать, вникать и правильно пользоваться…

И действительно, чем больше делаешь людям добра, тем получаешь больше зла. Так и со мной, случилась беда, которой не ждали и о которой не ведали. И предпосылок-то не было, а явилась. Ну, да Бог с ней. Главное, что пришлось нанимать адвоката, защищаться от беды. А тот умным оказался и, вникнув в суть дела, как-то сказал:
- Надо как можно больше положительных моментов из вашей жизни. Любые, какие только есть.
Тут-то я и вспомнил мамины документы, перекочевавшие когда-то из её шкафа в мой. Вспомнил и достал ему те самые листки, когда-то бережно сохранённые мамой. Обветшали они ещё пуще, пожелтели ещё сильнее, да веса своего не потеряли. Не уменьшил их достоинства срок давности.
- Вот это раритеты? Откуда? – искренне удивился адвокат, разглядывая моё «богатство».
Я и поведал ему историю тридцатилетней давности, на что получил ответ профессионала:
- Великое почтение вашей матушке. Мудрая женщина. Я таких мало встречал на своём пути. Многие ей лета, здоровья и счастья…

А потом и другой, не менее уважаемый и важный в моей будущей жизни человек, повторил эти слова почти «под копирку». А я и задумался, на старости-то лет, имея богатый жизненный и отцовский опыт, покрывшись сединой и морщинками…
Не знаю сегодня, да и не хочу ворошить прошлое, спрашивая маму об этом, какими были её мысли тогда, когда она, тридцатилетняя женщина, аккуратно вырывала последний листок из дневника вчерашнего первоклассника отличника. С какими мыслями она методично складывала документы каждый раз, когда я приносил грамоту или диплом, похвальный лист или дневник по окончании очередного школьного учебного года и курса речного училища…

Не знаю, но прекрасно её понимаю, она делала всегда, да и делает сегодня всё это только из лучших побуждений, ведь, она – Мама. Моя любимая Мама…
Нет для меня никого дороже на свете, чем она, женщина, когда-то мне, семнадцатилетнему парню, впервые надевшая на шею крестик и помогла поверить в его сберегающую силу. Она, когда-то проводившая меня в дальнюю дорогу, по которой я иду уже более трёх десятков лет… более трёх десятков лет… всё ещё иду…
Моя мама просто в своё время дала мне путёвку в жизнь, снарядив всем необходимым, в том числе и пожелтевшими листками бумаги…

В мою нынешнюю взрослую жизнь…

14 марта 2017 года


Рецензии
Станислав! У меня аж глаза мокрые стали... Спасибо! Ваша мама - замечательная! Как моя! Чем старше мы становимся, тем больше нас волнуют "бумажки" нашей молодости! Р.Р.

Роман Рассветов   31.10.2023 18:14     Заявить о нарушении
Да, мама у нас такая, архивариус семейныц и все за старыми фото идём к ней, у неё все есть... Кстати, послезавтра, 3 ноября, мамочке исполнится 80...

Станислав Климов   01.11.2023 05:35   Заявить о нарушении
Передайте мамочке мои поздравления с берега Ла Манша. Роберт.

Роман Рассветов   01.11.2023 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.