О чем молчит старая фотография

Однажды я попала на выставку в Киевском музее русского искусства. Знакомый пригласил. Честно говоря, поначалу даже идти не хотела, а пошла – и не пожалела. Выставлялись в основном почтовые открытки конца 19-го – начала 20-го века с изображениями женщин: от светских львиц до городских обывательниц. И фотоснимки, и рисованные, и карикатуры. Получила огромное удовольствие! Так интересно было – даже в дневнике записала впечатления, что сейчас делаю крайне редко. А еще появилась шальная мысль сочинить что-то вроде повести или эссе. «Эпоха в лицах», например. Или «Женщины ушедшей эпохи»... Но ничего так и не написала, куда там – столько ежедневных забот! А вот открытки, подобные тем что видела на выставке, и женские старинные фото собирать захотелось. Поделилась своей мечтой с подругой. И та подарила мне на день рождения удивительную фотографию в старинной золоченой рамке. И где Лида ее только раздобыла, представить не могу! Так она и не призналась. А я...
После того как ушли гости, все убрала, уложила детей, убаюкала мужа (он любит засыпать, когда я рядом), а потом встала и тихонечко пошла в гостиную. Села в кресло, поставила перед собой Лидин подарок на журнальный столик и стала фантазировать в свое удовольствие...
Представила девушку, стянутую корсетом, в элегантном платье по тогдашней моде и с зонтиком от солнца. Вот она заходит в лавку и закрывает за собой дверь. Юноша-продавец, очарованный красотой барышни, подбегает и... от волнения не может ни слова сказать. Она тоже смущена, опускает глаза, лишь изредка скромно поглядывая на него из-под пушистых ресниц, нежные щеки заливает румянец. Она что-то покупает. Он ошибается, когда дает сдачу... А ночью юноша долго не может заснуть. Он знает, что она аристократка, что между ними ничего не может быть, но понимает: это любовь всей его жизни. Девушку раздражают расчетливые мужчины, метящие на ее состояние. А этот... совсем другой... к нему влечет с невыразимой силой. Барышня приходит в магазин все чаще, покупает множество ненужных вещей, чтобы только оказаться рядом с ним.  «Ах, если бы я был графом, то весь мир бросил бы к ее ногам», – думает он и подает ей коробочку с заморскими пряностями. Но она смотрит не на коробочку, а ему в глаза. Парень хочет взять ее за руку, но у него не хватает смелости. Хозяин магазина видит это и позже говорит своему служащему:
– Не позволяй себе никаких вольностей. Работай. Будь вежлив. И не более.
– Слушаюсь, – произносит юноша, но сердце просто выскакивает у него из груди.
Она грустит, плачет в одиночестве, не ест, скучает на балах. Не может забыть огонь в его глазах... Поздно вечером, когда все в доме уже спят, садится в пролетку и мчится в магазин. Стучит в дверь, юноша выглядывает в окно, видит ее в свете газового фонаря и не может поверить своему счастью. Выбегает на улицу и, забыв о приличиях, берет девушку за руки.
– Любимая, – шепчет он. – Но у нас ведь нет будущего...
– Есть! – отвечает она с уверенностью. – Мы убежим. Я могу работать. Я так сильно люблю тебя!
Да... Такая вот романтическая история. Но ведь могло быть и иначе...
Она нервно поправляет перчатки, ожидая своего благодетеля. Глубоко вздыхает – от волнения ей трудно дышать, а тут еще этот тугой корсет!
– Душа моя, пойми, брак с Петром – самый разумный поступок, который ты можешь совершить, – втолковывает ей отец. – Мы выплатим все наши долги и вновь станем жить достойно. А без денег нас ждет нищета.
Девушка теперь носит старое белье, не делает таких дорогих покупок, как раньше. Ходит пешком, видит ссорящихся торговок, измученных тяжелым трудом рабочих, вульгарных проституток. Что же делать? Не идти же в служанки! Да, надо выйти замуж, причем немедленно. Но к ней не сватается ни один богатый дворянин. Нынче богатыми стали невоспитанные мещане...
Она встречается с подругами, говорит о поэзии, театре, балах. Вроде у нее все в порядке, но утром к ним приходит судебный пристав и требует уплаты долга. Над ее отцом висит дамоклов меч банкротства. Девушка чувствует, что общество от нее отстраняется. Она не может этого допустить!
Подавляя в себе отвращение, девушка улыбается молодому владельцу магазина.
– Вы сегодня прекрасно выглядите, – он всегда говорит одно и то же, когда видит ее.
– Благодарю, – отвечает она и прикрывается веером.
Ей не хочется, чтобы он чересчур приближался к ней. Тут входит отец барышни и здоровается с ее благодетелем. Она молчит. Ей противны плебейские манеры ухажера. Он хочет блеснуть своими познаниями, пытается что-то сказать об опере, но сразу видно, что совершенно в этом не разбирается.
Прокашлявшись, Петр просит ее руки. Отец с радостью соглашается. Она теряет сознание, ее подхватывает служанка. Ухажеру кажется, что все это от волнения. А она, лежа на диване, слышит, как ее будущий муж соглашается погасить все их долги. «Я смогу, – уговаривает девушка сама себя. – Смогу! Ведь не одна я такая...»
С трепетом я взяла Лидин подарок в руки. И тут вдруг заметила, что рамка держится не очень плотно. Вынула заднюю картонку и... На обратной стороне фото увидела старательно выведенное посвящение: «Моему дорогому Ивану. С благодарностью за то, что ты прекрасный муж и заботливый отец. Софья».
«Да... – подумала я, – как непредсказуема жизнь!»
               
Опубликовано в журнале «Страницы старого дневника» № 2, 2012 год


Рецензии