Бабуля

В Туркмении "бабулей" называли маму матери, родную по крови старшую женщину в семье, а вот "бабушкой" была любая чужая женщина в летах. Когда мы приехали на Кубань, обнаружили, что тут все наоборот. Нашей бабуле уже 80. В этом году будет 81. Окончив факультет филологии, она как-то быстро выросла из должности учителя русского и литературы. Наверное, по натуре она - директор. И в школе была директором. А потом свою школу построила. В советское время состояла в партии, настояла на том, что в одном из районов города не хватает школы, и довела дело до конца - построили. И я, кстати, в ней училась. Правда во время моей учебы, бабуля была уже на пенсии и отказалась руководить школой: "Пусть молодежь занимается", - так она говорила. Но для души осталась преподавать. После уроков я часто приходила в ее литературный класс. Он был полностью заставлен бюстами писателей - с каждой полки на тебя смотрел Пушкин, Блок или Лермонтов. А на одной полке был воссоздан военный эпизод из "Войны и мира" Толстого - на поле стояли фигурки героев на конях, детально изображалась природа. Я любила эту инсталляцию и приходила, чтобы просто на нее посмотреть. Потом, ее, кажется, растащили, но теплое воспоминание от этой вещи осталось.
Бабуля всегда и во всем была руководителем. В семье тоже. Ей все и всегда надо было улучшить. До сих пор надо. Не терпит, когда кто-то прохлаждается - отправит помидоры полоть, обязательно. А когда помидоры всполоты, борщ варить, когда все будут сыты, читать. И за это ей могу сказать только спасибо.
Папа говорил, что в 90-е, когда Ашхабад застраивали после землетрясения, он работал на кране, получал зарплату от застройщиков - турков и китайцев и хранил накопления в долларах. А разменным пунктом была...бабуля.
- Представляешь, прихожу к ней, говорю: "Мам, разменяй манаты?", - вспоминает отец. - А она: "А сколько тебе нужно?". Она всегда умела копить и выживать. И я восхищался ее умению.
Когда мой дядя решил жениться на девушке рода фарси(иранская персидская ветвь, на тот момент фарси почти исчезли, как род, так говорили), бабуля взяла деда и сына и собралась в эту семью свататься по всем традициям. Предстояло повоевать - семья не хотела отдавать дочь за метиса, тем более, что в нашей семье фарси не было. Бабуля говорит, помогла им пробабка моей тети. Та мудрая была, всю семью подговорила: "Ну что ж вы сказали, что русский? Сказали бы наааш. Вы на него посмотрите, он и на русского-то не похож - смуглый, темноволосый. Ну, ничего".
Когда 5 лет назад я привела в дом татарина, бабуля грозилась, что я ей больше не внучка. "И что ты хочешь? Жить в кишлаке, каждый год рожать детей, и стирать в реке?", - противоречить было бессмысленно. Но время лечит. Теперь бабуля вяжет Рамилю носки и интересуется хорошая ли я хозяйка.
- Ну, ты печешь?, - говорит мне по телефону.
- Пеку, бабуль, пеку, - отвечаю.
- Ну хорошо. Но много не пеки. Толстые будете.
Иногда приходится терпеть, но люблю все равно - за хорошую школу, за правильные ориентиры, за то, что была для меня маяком. И горжусь. Очень.


Рецензии