Глава 2. Миражи и реальность Санкт-Петербурга 19 в

     В этот город влюбляешься сразу и навсегда.Эта северная сказка очарует
тебя крылатыми метелями,призрачными акварелями нечётких очертаний величественных
дворцов и зданий,европейским шиком.Серебряная грусть летних белых ночей завораживает тихой музыкой неторопливых вод,скользивших по многочисленным каналам,
словно невозвратное время и красотой,неподвижно парящих над ними,изогнутых мостов.
Как заманчивы летние парки с кружевными,движущимися тенями густой листвы деревьев, в зелёных кущах которых,грустит и смеётся проказница Муза!

     Этот город мистический,полуреальный,обманный,полный соблазна и ледяного холода отрезвления.Город,как и многие столицы мира,богатый контрастами,где уживаются:величие человеческого духа с низостью пороков,роскошь,превышающая разумные пределы,с крайней нуждой и не прикрытой нищетой,чистый дух благородства и  с смрадом безнравственности.

     На правильно расчерченных улицах,высокомерно сияют зеркальной отчуждённостью подъезды зданий,гордых своей элегантностью,но надёжно скрывающих собой тайну опасных дворов-колодцев,куда грязные потайные лестницы срыгивают хозяйственные и человеческие нечистоты.

     Санкт-Петербург начала и середины девятнадцатого века жил собственной жизнью,отличной от жизни хлебосольной,патриархальной Москвы,и вообще от всероссийской жизни.Главное и необходимое требование Северной столицы,ушедшего столетия к состоятельному сословию,проживающих в ней граждан - роскошь,или погоня за ней.Дух праздности, неуёмная страсть к мифическому блеску,в порочном круговороте,попавших в него людей,не давала опомниться,остановиться,осмыслить свою,наполненную безумным угаром жизнь.Жизнь напоказ,жизнь не по средствам,жизнь взаймы.Несоизмеримость потребности и возможности,часто заставляла терять честь,спускать с молотка имения, играть в азартные игры,стреляться.Отсутствие расчётливости,жажда удовольствий,погоня за прихотью бешено изменяемой моды и зависть,повсеместно вели к крушению надежд,призрачных мечтаний,семейных драм,разорению.      
     Русскому характеру вообще присуще всё делать "с размахом,через край",как пишет историк Т.Н.Грановский (1813-1855 гг) " В русской голове нет места,куда бы могло уложиться чувство меры;однако,наряду с этим,почти в каждом русском живёт мечтательный Манилов,будоража их буйные головы волшебными сказками,несбыточными проектами и отсутствием строгой оценки реальности.Таковы особенности русского характера.
     Всех самых богатых,самых знатных и самых талантливых людей страны собрал в свои заманчивые,но холодные объятия,много обещающий Санкт-Петербург.Однако,уже во второй половине века,на фоне обычной жизни города,а затем и свей страны,стали возникать кружки вольнодумцев из представителей более низких сословий иерархии,существующей тогда в России.Появились люди с новыми убеждениями, почерпнутые из книг западных философов,запрещённых в Российской империи.Эти,тайно распространяемые книги европейских утопистов и атеистов,стали лёгкой приманкой для несостоявшихся умов.
     Привлекаемая новизной европейских идей по усовершенствованию государственных социальных общественных отношений,зелёная молодёжь,кардинально меняла,бытовавшие в стране и,внушаемые им с детства,понятия о душе,совести,грехе,теперь ими воспринимались,как устаревшая историческая "макулатура".Западная философия,в примитивном,часто поверхностном понимании,становилась главным содержанием новых взглядов скороспелых поколений.

    Западная философия,практически,мёртворождённая,в силу утопических, идеалистических и коммунистических социальных представлений о реальной действительности,будоражила русские головы необычностью,смелостью и,близкой русской душе, мечтательностью. "Запад - владыка мысли!"- восторженно восклицали поклонники этой философии.Пропагандируя её в менее образованных слоях общества и,часто людям не подготовленным для критического осмысления и её восприятия,
людям агрессивным,бездумно готовым к практическому её осуществлению на огнеопасной российской почве стихийного русского бунта.

    Молодые люди второй половины Х1Х века,не мыслили себя без участия в каких-либо политических объединениях.После отмены крепостного права в России,в 1861 году,началось необычное общественное оживление,менялось отношение людей к социальному устройству жизни,появилась надежда на лучшее справедливое будущее.Это
движение сродни "шестидесятникам"следующего века,хотя и отличавшегося от него.
Новое поколение молодёжи,решившее взять на себя заботу по переустройству устаревшей общественно_политической государственной модели общества,заполнило университеты всевозможные специальные курсы,политические кружки.
   Молодёжь средней российской иерархической лестницы,названными "разночинцами",
были выходцами из разных сословий: разорившихся дворян,купцов,духовенства, мещанства и мелкого чиновничества,изменяли политические взгляды российского общества.Менялся и внешний вид передовой молодёжи.Юноши отпускали волосы,отращивали бородки,носили свободные рубашки-косоворотки. Девушки-наоборот,без сожаления расставались с длинными великолепными волосами,косами,облачаясь,в скромные закрытые простые платья,чаще тёмных расцветок,со стоячим белым воротничками.
   Дружеские общения обходились без светскости и фальши,просто,сердечно,хотя иногда доходило до фамильярности и без церемонности.Бывали в образовавшихся кружках недоразумения,дрязги и обиды.Все стремились к опрощению в домашнем обиходе,привычках,одежде и всем,что считалось необходимым для прогрессивных 
людей.Никаких авторитетов,все устаревшие взаимоотношения,семейные связи,мораль,поэзия,искусство,долг-весь этот старомодный "хлам"требовалось выбросить на помойку истории.

   Повсеместно происходили семейные и супружеские драмы.Родители,имея жизненный опыт и определённое материальное положение,,старались всячески уберечь своих дорогих детей от легкомысленных поступков.приводящих к катастрофе. Дети,не имевшие никакого опыта,поверив волшебным идеям,почерпнутым из брошюр западных идеалистов,были упрямы и уверены в том,что родители узурпируют их свободу.Возникли фиктивные браки,которые часто завершались личными катастрофами для девушек

   После появления на свет романа Чернышевского "Что делать?",молодые люди стали создавать швейные мастерские,сельскохозяйственные коммуны,школы для бедняков.
Были случаи,когда брали на работу в швейные мастерские проституток,чтобы направить их на путь благородного труда и светлого будущего,но полное незнание экономики и невозможность привлечь заказчиков в заведения,где трудились особого сорта девицы,приводили неопытных мечтателей к банкротству.
  Сельскохозяйственные коммуны тоже разваливались,поскольку,не имея опыта тяжёлого крестьянского труда,разочарованные коммунары,перессорившись друг с другом,разбегались.

    Затем и общая эйфория поутихла,сгладилась,но революционный настрой не пропал.
Сторонники радикальных перемен в стране,стали более организованными,продолжая борьбу с российской "отсталостью" нелегально,появились различные политические партии,поднимал голову и терроризм.

    Всем поборникам справедливости,равенства и братства в Росии,казалась победа близкой и реальной,будущее наконец-то свободным и счастливым. Россия готовилась к
революции,пахло грозой.

    Вот таким воздухом революционной борьбы дышала с самого детства будущая актриса,будущая большевичка,красивая,волевая,убеждённая в своей правоте,Мария Фёдоровна Андреева.



   


Рецензии