вера
Жил человек на Севере, не тужил, и долго, однако прожил. Всё у него было: поесть и попить, и жить было где, и детей вырастил, и дети вырастили детей. А что ещё нужно человеку здесь, на этой самой земле? Места всем хватало. Куда не глянь, необъятные просторы: тундра и горы, моря и реки…
Но всё проходит в этой жизни. Прошло и то время, в котором жил человек и наступило другое время. И он смело вступил в нее с распахнутой грудью и верой в светлое будущее и победы добра над злом Но все не так просто как хотелось и мечталось.
Перевернулось всё вверх дном, всё пошло кувырком: всё что сделали, начали ломать, то, что строили так и бросили недостроенным. Работать разучились, еду для себя на полях выращивать перестали, а всё покупать за границей стали. Благо, что хоть те не ударились в смуту, а то бы и негде покупать было - с голоду бы все перемёрли…
Одеваться стали во всё иностранное, на иностранных машинах ездить, и от безделья стали люди делить. А что делить то? Всё поделено давно… И стали они по нациям разделяться, определяться, кто к какой нации принадлежит. А у каждой нации свой бог, хотя давно известно – бог един. И каждая нация молится своему богу, и убивают других во славу своего бога….
Кучкуются люди, землячества разные, языки вспомнили, котором в детстве пытались их мать с отцом научить… Но им не нужно было, да и смеялись над ними в школах сверстники…
А этот человек, ну никак не может определиться, мол ему и так хорошо. Он привык к жизни такой, и меняться не намерен. С русскими он русский, с татарами он татарин, с евреями- еврей и ему хорошо и тем с кем общается легко.
Все его уважают, и он всех уважает, и живет себе да поживает, ибо всю жизнь прожил честным человеком.
Но изменилось же время, изменились и люди, и их отношение друг к другу.
Приходит он как-то к своим знакомым, а те ему так прямо и говорят:
- Ты же, вроде, еврей и общаться с тобой нам не к лицу.????????
- Ну, какой же я еврей? Я такой же, как и был, таким и останусь. Надеюсь до конца дней своих.
- Нет, мы же такие-то, а ты - не поймешь кто. Мы не против общения с тобой, но пора и нам знать, кто ты, и какому богу молишься.
И взмолился тот человек:
- Братцы, да не знаю, кто я. С детства на Севере… Думаю такой же, как и вы: две ноги, две руки и голова, тоже одна.
- Нет – говорят, общаться мы с тобой не будем. Определись с нацией, а потом и приходи, поговорим. Там видно будет.
Ушёл человек обиженный.
Делать нечего, раз пошли такие времена надо определяться с нацией. И после долгих раздумий пошел в православную лавку, что напротив старого 45 магазина по улице Парковой. Раньше в этом здании было общежитие Горно - геологического техникума. Купил там освящённый, судя по объявлению на входной двери где-то на материке, крест, одел на шею и пошел в православную церковь.
Церковь эта перестроенная из громадного, недостроенного и заброшенного обкомовского здания, строенного на века, но, как всё в этой стране недостроенное, на сломе эпох. Но время внесло коррективы: партия развалилась, идеи обветшали, а люди одуревшие от пропаганды марксизма - ленинизма, начали одичало озираться, а потом валом повалили в церковь. И теперь она, ещё не достроенная, уже принимала внезапно поверившую в бога толпу.
И батюшка едва успевал крестить, отпевать, молебны во здравие славить. А тут к нему наш человек, и вопрошает:
- Батюшка. Определи и меня. Кто я есть и какому богу молиться?
- Сын мой, ты же видишь, что творится. Народ словно с ума посходил… Ещё недавно церкви рушил и безбожие восхвалял… Сейчас видно Господь вразумил народ и повернул стадо к себе. А ты со своим вопросом. Читай библию, изучай азы православия… Вижу немолод ты… Обличьем вроде иудей или татарин? Но для Господа это не имеет значения. Приходи… как - нибудь.. поговорим… Может посвободней будет. Иди с богом. И перекрестил его.
Вышел он в смятении из церкви. На ступеньках мужик стоит, здоровый такой, водкой за версту разит, с грудью нараспашку, подаяние просит. Протягивает ему руку, а он:
- Сам пенсионер. У государства на иждивении. Хоть сам рядом с тобой становись.
- Ах ты, жидовская морда - предали Христа…
- Никого я не предавал. Да и не еврей я вовсе…
Шёл домой, а мысль не покидала его, кто же он на самом деле?
Пришёл домой, и по старой колымской привычке залил огорчение.
- Видно надо всё же к муфтию сходить.
С превеликим трудом разыскал его, где-то на частной квартире. Всё никак на своей земле разрешения на строительство минарета добиться не могут. Мол, муэдзин громко кричит по утрам, да к тому же слишком рано...
Вошёл, разулся и поставил свою обувь рядом с другой обувкой, перед входом, и прошёл в комнату, где муфтий в чалме читал суры, а люди на коленях стояли. Руки перед собой держат, глаза закрыты, а губы за муфтием суры повторяют.
Подошёл к нему служка и показывает, мол, садись на пол. Даже коврик ему подает. А он говорит ему:
- Я не могу на коленях сидеть, у меня одна нога не сгибается. При очередном встречном плане в шахте придавило. Да и с верой ещё не определился.
- Ну, раз ты с верой ещё не определился, чего же ты пришёл сюда?
- Да, мне бы поговорить с ним - показывает он на муфтия.
- О, это не скоро будет. Видишь народу сколько. Приходи позже, там посвободней будет.
Обулся он, только зря разувался, и вышел из мечети.
- Видно и не татарин я.
И снова напился по этому поводу, по скверной северной привычке.
- Может я и вправду еврей? Осталась одно, сходить в синагогу.
Выбрал время и зашел синагогу. Встретил его рабе и, глядя в лицо, ласково и протяжно так, по - еврейски:
- Что жела - ете? Проходи-те. Сейчас службу начина-ем.
А он ему прямо в дверях:
- Я бы хотел с вами о вере поговорить и определиться, наконец, кто я есть? Все уже давно определились, а я всё без веры хожу.
- Д-а-а-а – сказал рабе протяжно, и даже затылок под кипой почесал… Ну что ж. Мне сейчас некогда. Видите людей сколько. Все ждут меня, а вот завтра часикам к двенадцати приходите.
Человек поблагодарил его и вышел. А сам думает:
- Вот завтра я уж точно буду знать, какому богу молиться..
На следующий день к назначенному времени он уже стоял у дверей синагоги. Решительно толкнул дверь и вошёл. Рабе стоял здесь же, возле входа, словно поджидая его, и встретил словами:
- О…Вы уже здесь…. Непростой вопрос вы мне задали,- и замолчал, словно подыскивая необходимые слова.
- Обличье, говорите вы. Что обличье? – как бы рассуждал он сам с собой - Это всё обман зрения… Думаю, поздно в вашем возрасте изучать талмуд… Не мудрствуя лукаво, я и сам не до конца разобрался в нём. А посмотри на мою бороду, она уже седая. А раз ты задумался о боге, он уже в душе твоей. Молитесь, что есть в вас хорошего, истинно человеческого… Оставайтесь человеком, а бог сам найдет тебя… Он один у нас на всех и все мы его дети…
Рабе повернулся и пошёл, легко и непринуждённо, а человек остался стоять со своими сомнениями и нерешённым самым главным вопросом. Потом повернулся и вышел за двери.
- А может рабе и прав?!
И чем дальше отходил он от синагоги, тем легче становилось у него на душе. И что бы совсем уж облегчить душу, скорее по старой и, наверное, вредной Колымской привычке, зашел в магазин, взял бутылку водки, и дома с удовольствием выпил, закусывая строганиной из чира… И благодать божья проникла в душу его…
Он понял единственное: надо жить в мире и любви с другими. А всё остальное – дело наживное.
Магадан. 09 февраля 2011 года. Евген. Перов.
Свидетельство о публикации №217032100505