Тридцать три вопроса

Мастер Сатоши был известен тем, что ученики редко задерживались у него больше года. И все потому, что главным условием мастера было то, что ученик за все время обучения мог задать своему учителю только 33 вопроса.

Лишь один ученик, Акира, жил у мастера 10 лет. Но пришло время, и у него осталось всего 3 незаданных вопроса. Тогда Сатоши пригласил его на обед, велев взять с собой хлеба, оливкового масла, вина и воды.
Они расположились под мандариновым кустом на берегу большого пруда.

– У тебя осталось три вопроса, Акира. И один час трапезы для того, чтобы задать их. После этого ты уйдешь. Я слушаю тебя.

– Мастер Сатоши, годы, проведенные в твоем доме, для меня не прошли зря. Я многое понял и благодарен тебе за уроки. Я познал себя, избавился от желаний, перестал осуждать людей. Мой ум превратился в бесконечность. Но мне кажется, что-то я упустил: мира и спокойствия в моей душе не появилось. Перед тем, как я уйду от тебя, я использую свою последнюю возможность и задам эти три вопроса… Зачем мне теперь быть?

Услышав этот вопрос, мастер вздохнул и молча разломил хлеб на две половины. Одну положил себе, а половину ученика раскрошил на мелкие кусочки, потом сгреб их в ладони, скатал непрочный шар и бросил его в пруд.

Ученик увидел, как крошки хлеба рассыпались по глади воды и, напитавшись ею, пошли ко дну.

– Что мне теперь делать?

На этот вопрос мастер снова вздохнул, потом взял бутыль с оливковым маслом и половину вылил себе в блюдце, а половину ученика – в пруд.

Пока Акира наблюдал, как маленькие капли масла выныривают из воды на её поверхность и соединяются там в один большой круг, мастер наслаждался вкусом хлеба, сдобренного маслом.

– Каким мне теперь быть?

На этот вопрос мастер взял бутылку вина и половиной напитка наполнил свою чашу, а половину ученика вылил в пруд.

Пока ученик смотрел, как красное пятно растворялось в чистой воде пруда, мастер наслаждался вкусом вина. Осушив чашу, Сатоши сказал:

– Это был твой последний вопрос. Теперь ответь мне: ты всё ещё думаешь?

На этот вопрос ученик взял кувшин с водой и всю, без остатка, вылил в пруд. На что мастер улыбнулся и, пожав плечами, сорвал с куста мандарин.


Рецензии