Минута славы и годы расплаты

                "... Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах,
                чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу,
                а не нам".
                [2 Кор. 4, 7]

                "Когда Господь въезжал в Иерусалим на ослице,
                бросали цветы, ветви пальмовые и кричали приветствия.
                Ослица была в полной уверенности, что ей кричат.
                Так и мы — ослицы, на которых едет Господь.
                Все мои таланты разночисленные — не моя заслуга.
                Щедрой рукой сыпанули…".
                [Пётр Мамонов, актёр и музыкант]

                "Живи тише".
                [Схимонахиня Макария (в миру Феодосия Михайловна Артемьева)]*.
                ________________________

          Духовный закон гласит: прижизненная слава, известность, популярность – это те сладкие плоды, за которыми неминуемо следует горькое послевкусие. Данный закон известен давно, хотя упоминание о нём не всегда сопровождалось подробными разъяснениями с ответами на все "почему". В наше смутное время, обуянное вульгарным секуляризмом и ложным пониманием свободы творчества, в глазах большинства закон этот выглядит очередной "заморочкой церковников". В самом деле, почему известность непременно должна приводить к ударам судьбы – болезням телесным и душевным, неурядицам в личной жизни, к неблагоприятным посмертным мытарствам? Попробуем разобраться.
          В большинстве случаев ситуацию с появлением очередной скороспелой "звёзды" можно описать словами Спасителя: "что высоко у людей, тО мерзость пред Богом" (Лк. 16, 15). Популярность такого рода является неотъемлемым маркером пошлости, безвкусицы и ущербности идейного содержания. Зачастую она имеет мало отношения к собственно мастерству или искусству, и зиждется на скандалах и эпатаже публики. Деятелям массовой культуры давно известно, что самый надёжный способ завоевать популярность аудитории – это задействовать человеческие "соблазны", то, что провоцирует грех, влечёт ко греху. Звёзды, пользующиеся этой лукавой технологией, вряд ли задумываются о тяжести её последствий. А если бы всерьёз задумались, то ужаснулись, натолкнувшись на следующие слова Спасителя, обращённые к ученикам: "Невозможно, чтобы не приходили соблазны; но горе тому, через кого они приходят! Лучше было бы ему, чтобы мельничный жернов был у него на шее и чтобы его так бросили в море, чем вводить в грех хоть одного из этих малых!" (Лк. 17, 1-2. Перевод С. Аверинцева).
          "Но ведь бывают случаи иного рода, когда популярность вполне заслуженная! – возразит читатель. – Например, слава о свт. Иоанне Златоусте как блестящем проповеднике гремела по всему греческому Востоку. Неужели она вредила ему?" – Скорее всего, не вредила. Но относительно других исторических персонажей ответы будут существенно разниться. Если заслуженная известность не сочетается с глубочайшим смирением её носителя (как в случае со Златоустом), то она начинает напоминать воровство, только воровство невещественное, духовное. В самом деле, "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" [Иак. 1, 17]. Всё поистине великое принадлежит одному Первоисточнику, только Его авторство достойно всяческого прославления. Именно Он – Господь Вседержитель – является единственным и подлинным Творцом всего гениального и достойного похвалы, что было, есть и будет в земной истории. Мы же, Его творения, служим лишь ретрансляторами того, что посылает нам Его Небесная Радиостанция. Когда же очередной гений-ретранслятор, позабыв о существовании Первоисточника, начинает ощущать таковым самого себя, это есть не что иное, как плагиаторство, а лучше –  воровство**.
          Не случайно на православном Востоке эпохи патристики было такое пренебрежительное, как может кому-то показаться, отношение к авторству на титульном листе. Понятие авторского права в аспекте заработка вообще отсутствовало. Авторы памятовали о заповеди: "Даром получили, даром давайте" (Мф.10, 8). Не случайно и некоторые из современных авторов принципиально скрывают своё подлинное имя и прячутся за псевдонимами, руководствуясь лишь одним желанием – остаться в тени, не гневить судьбу.
          Святитель Игнатий Брянчанинов находит у преп. Симеона Метафраста (X в.) следующую мысль: «Богу не благоугодно, чтоб рабы Его, которым Он уготовал на небесах вечную, непременяющуюся честь и славу, пребывали почитаемы и прославляемы суетным и временным почитанием в этом превратном и непостоянном мире». «Отчего так? — задаётся вопросом Святитель и сам же отвечает на него. — Оттого, что нет человека, который бы, безвредно для души своей, мог пребывать на высоте земного величия и благоденствия. Если б кто был равноангельным по нравственности, и тот поколеблется»***.
          Осознав всё это, приходишь в ужас, наблюдая за тем, как современных людей целенаправленно развращают всевозможные "ярмарки тщеславия", будь то телешоу, конкурсы, театральная сцена, интернет и т.п. – всё то, с помощью чего можно испытать на миг пьянящее чувство славы, выпятить своё Я, забыть Первоисточник. Нередко тщеславие превращается в некое подобие наркозависимости: душа постоянно требует новой порции аплодисментов, хвалебных отзывов, лайков, просмотров и т.п. Одновременно со славой начинает разрастаться, словно опухоль, гордыня – худшее из зол, корень нашей греховности. Давайте посмотрим на типичных звёзд шоу-бизнеса – это ведь подлинные индюки, карикатурно напыщенные, самоуверенные, недоступные (да простят меня те, кто не таков). Они мнят из себя самодостаточных гениев, «безумно талантливых», «единственных в своём роде и уникальных». Это чувство ежеминутно подогревается многоголосым хором их поклонников и штатных подхалимов. Особенно больно наблюдать, как инфицированные тщеславием взрослые целенаправленно заражают этим вирусом детей, зачастую отнимая у них детство и провоцируя преждевременное взросление.

          Безумная вечеринка проходит, а поутру мы искренне недоумеваем, почему именно к нам в дверь постучалась бетховенская судьба из Пятой симфонии: та-да-да-даааа... Духовные законы, дамы и господа, хоть и не столь механистичны, как законы физического мира, однако не менее реальны, и пренебрегать ими небезопасно.
__________________________________

* Из книги: Симонов В.А. Предупреждение Богородицы о войнах и катаклизмах". Изд-во "Центрполиграф", 2011.
** Святитель Николай Сербский (1880 – 1956) пишет: "Если славу свою вы называете своей славой, Небо накажет вас за ложь и кражу" ("Моление на озере". Минск, изд. Свято-Елисаветинского монастыря, 2004. С. 50).
*** Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. творений. Т. IV – Аскетическая проповедь. М: Ковчег, 2010. С. 203-204.


Рецензии