Живое озеро

                Живое озеро

 Были времена, когда реки и озера искали на земле своё место.
Бывает, встретишь на поле человека, идёт себе с посохом, котомка за плечами. Думаешь: «Путник».
А он остановится, стукнет посошком об землю – глянь, а из того места родничок забьёт, и часу не пройдёт, как уж ручеёк у ног вьётся, а там и река к морюшку бежит, торопится.
Старца того и след простыл. Диву даются люди! Да что делать-то? Река! Теперь главное реке имя дать. А хорошее ли имя люди придумают? Угадать это надо. Если придётся название реке по нраву, так волной высокой взыграет, разольётся, расплещется, с берега берег не видно, да и останется тут навеки- вечные. А как не понравится – ниточкой река вытянется, свернётся в клубочек. Тот клубочек прыгнет в котомку к старцу, который вновь людям на глаза явится, да и уйдёт, будто не было. О таких случаях не раз старые люди рассказывали.
Вот и озеро одно грозовой тучей неслось по небу, искало себе место на земле. Облюбовало сухую низинку, ливнем на землю обрушилось, ворча и пенясь, улеглось.
Неподалёку небольшое селение стояло. Прокатилась гроза, люди из домов вышли и удивились:
– Батюшки! Озеро! Озеро явилось волей Божьей!
Что тут сделалось! Зазеленело всё вокруг, травы поднялись в пояс, лес шумит, птицы слетелись, всякое зверьё прибилось. Радость то, какая!
Люди того селения хорошо зажили: тут тебе и рыба, и грибы, и ягоды, и дичь в лесу.
А со временем заметили, что вода в озере целебная. Умоется девушка – и расцветёт, как маков цвет. Старый человек наберёт водицы в пригоршню, глотнёт раз-другой – где и силы возьмутся.
Торопились люди озеро назвать.
– Светлое!
– Нет, Глубокое!
– Лесное!
– Доброе!
Озеро, заслышав слова ласковые, улыбалось лилиями белыми в ответ, гордилось рыбой полное. Но все имена, даваемые ему, как-то не приживались надолго. Со временем озеро поутихло, волны ниже, тише становились, камышом и ряской заросло, будто опечалилось. Люди встревожились, к озеру обращаются:
– Озеро, родненькое, неужели уходить собралось? Может, обидели чем-то? Название дали не по нраву тебе?
Молчит озеро, постанывает, только ветер шумит в камышах.
– Всё! – думают люди, – уйдёт от нас озеро!
И ушло бы...

А на то время как раз мальчику, который родился в небольшой хижине одного из рыбаков, исполнилось шесть лет. Володей его звали. Взял рыбак сына  впервые на ловлю. Едва забрезжил рассвет – сели они в лодку, оттолкнулись от берега и поплыли потихоньку. Тишина... Озеро спокойно. Зеркальная гладь. Ни всплеска воды, ни шороха в камышах. Неслышно старается грести рыбак. Молчат, боятся спугнуть тишину.
И вот заалел восток. Солнце первыми лучами брызнуло. Поднялся ветерок, склонил травы, деревья прибрежные. Птицы подняли весёлый гам. Озеро будто вздохнуло, поднялась волна. Всё вокруг ожило! Закачались на волне белые лилии, навстречу солнцу развернули лепестки волшебные...
Смотрит Владимир вокруг, вслушивается, как закипело всё вокруг шумом радостным. Опустил рыбацкий сын руку в воду, погладил волну набежавшую.
– Отец, посмотри, проснулось озеро! Озеро-то живое!
Только успел Владимир сказать, как тут его слова подхватил ветер:
– Живое! Живое!
Защебетали птицы:
– Живое! Живое! Живое!
Проснулись люди посёлка. Слышат, со стороны озера гул доносится: «Живое! Жи-в-о-е-е!»
Озеро на миг замерло, будто заледенело, потом взыграло волной высокой, зазвенело, засмеялось:
– Какое замечательное название дал мне сын рыбака! Живое! Конечно, Живое! Я давно это знаю, а люди так недогадливы. И вот, на тебе, рыбацкий сын угадал моё название!
– Живое! Жи-в-о-е-е! – радовалась природа.
С той поры люди называют озеро Живым. Понравилось название озеру, расширилось оно, глубже в землю ушло, прозрачнее и чище вода стала. Успокоилось, улеглось удобнее и осталось людям служить.
Шло время. Рыбацкий сын вырос славным парнем. Вышел на озеро молодой рыбак один на свой первый улов.
Забросил он сети – ни одной рыбки, закинул во второй раз – пусто, в третий раз – тоже ничего!
– Что такое? Неудача какая! Не даёт рыбы озеро. Не могу же я вернуться домой с пустыми руками. Такого ещё среди рыбаков не случалось. На смех поднимут. В озере, где рыба шапкой ловится, я не поймал ни одной рыбки, – волнуется Владимир.
Он стал настойчивее забрасывать сети. Мечется по озеру, новые места для улова ищет, руки в кровь посбивал вёслами. Не заметил, как солнце село, взошёл месяц, зарябили в озере звёзды ясные.
«Хватит! Довольно! Не везёт сегодня, попытаю удачу завтра. Пора домой!» – подумал парень.
Только хотел налечь на вёсла, видит – рядом с лодкой человек стоит. На воде стоит! Обмер парень. Поднял голову, присмотрелся: стоит юноша, годами такой, как и сам рыбак, молодой, весь светится светом радужным. Свет от него во все стороны расходится по озеру. Не знает Владимир, что и делать! Чувствует, что руками пошевелить не может, будто скован весь цепями железными. Заговорил пришелец приветливо:
– Здравствуй, рыбак! Не горюй, что улова нет. Раз на раз не приходится!
– Кто ты? Диво дивное – на воде, как на земле стоишь!
– Говоришь диво! Для кого как! Я, хозяин озера. Это мои владения. Для меня вода, как для тебя земля.
– Вот как? Я и не знал, что такое на свете бывает.
– Видишь, есть! Много чего ты ещё не знаешь! Много чего...
– Наверное. Ведь я ещё не стар, чтобы всё знать. Поживу – ума разума  наберу. Завтра с зарей семнадцать исполнится. Далеко ещё до старости.
– Конечно. Только старость разная бывает. Старость – это ещё не мудрость.
– Странно ты говоришь, хозяин.
– Поживёшь, поймёшь. Видишь, я пришёл тебя поблагодарить за название, которое ты дал моему озеру.
– Да что ты, хозяин! Мал я был тогда, так к слову пришлось, произнёс: «Живое», а ветер да птицы разнесли по людям, а люди, сами знаете, подхватили. Не моя в том заслуга. Нет! Хотя название хорошее, озеру подходит, теперь-то я уж точно знаю!
– Хорошо ты сказал, сын рыбака. Только помни, вполне уверенным ни в чём нельзя быть. Больше сомневайся, рыбак, проверяй, рассуждай. Впереди у тебя времени будет достаточно для радости, и для печали.
– Тут ты верно говоришь. Семнадцать мне! Впереди жизнь.
– Семнадцать... Вот я пришёл поздравить тебя. Ждал подходящего случая. Хочу сделать тебе подарок.
– Вот оно что...
– Слушай внимательно. На рассвете вернёшься домой, причалишь к берегу, не забудь умыться озёрной водой и трижды глотнуть водицы прохладной.
– Сделаю, как велишь.
– Хорошо, сделай! Послушай-ка, молодой рыбак. Я дарю тебе жизнь долгую. У Бога выпросил. Проживёшь на земле столько лет, сколько захочешь.
– Вот чудо-то!
– Всякий раз, когда почувствуешь, что силы слабеют, приди к озеру на утренней заре, умойся, испей водицы живительной. Сил и прибудет.
– Я слышал, что озеро целебное, даёт людям здоровье.
– Да, это так. Ты будешь долго жить. Когда же устанешь от жизни, приди на берег, скажи, что устал. Я же тут, как тут. Встретимся. Живи! Поживёшь подольше, увидишь побольше. Теперь прощай! Не забудь сеть закинуть!
Свет стал ярче, словно само озеро засветилось. Исчез хозяин озера, будто и не было его.
«Диво! Диво-то какое! Не знаю, что и людям сказать! Уж лучше молчать буду, а то ещё на смех подымут», – думает рыбак.
Забросил он сети – вот это улов! Едва справился, выбрал рыбу, приплыл к берегу, сделал всё, как было велено. Умылся, трижды глотнул водицы озёрной.
«Ах, и вкусная вода! Спасибо, хозяин, за улов небывалый, за водицу чудесную, за советы добрые...» – сказал про себя Владимир.
Поднял голову рыбак – над ним по небу расплескалась заря – заря его семнадцатилетия.
По случаю  дня рождения сына рыбак созвал гостей. Надо сказать, что люди селения были приветливы, добры, умели работать и ценили минуты отдыха. Умели повеселиться! Начались игры, забавы. Девушки завели хороводы. Среди всех девчат, пришедших на праздник, выделялась одна. Только её и видел рыбацкий сын.
«Света, Светочка, моя ласточка! Платье красненько, накидка парчова, сама черноброва», – пела душа парня. Всё радовалось в нём, когда видел он кареглазую Светлану.
Сыграли в зиму свадьбу.
Стал молодой рыбак своей семьёй жить, детки пошли. Везло ему во всём. Дом его стоял на возвышенности. Красивый видный дом. Владимир всегда возвращался с хорошим уловом и знал, что ждёт, его Светлана, из-под руки глядит на озеро, волнуется. Люди уважали рыбака за доброе сердце, отзывчивое, не гордое.
Время – не конь, за гриву не поймаешь, не остановишь.
Дети подросли, женились сыновья, дочери замуж вышли. Пошли внуки-правнуки. Ушла с земли жена, Светлана, Светланочка... Покачнулся рыбак, но выстоял. Жизнью детей стал жить, внуков наставлять, правнуков ласкать.
 Дни складывались в годы, годы в десятилетия, а десятилетия в века. Уходили одни люди с земли, приходили другие. Живёт рыбак. Побелел как лунь,  однако силы молодой не уменьшилось. Попьёт он на заре водицы озёрной, умоется и снова здоров.
Однако казаться ему стало, что люди живут отдельно от него. Он уж и не знал, где его внуки, правнуки. Казалось, что все люди посёлка – его дети. Он жил теперь у озера в небольшой хижине. Стол да топчан, кружка да закопчённый котелок – весь его обиход.
«Как немного надо человеку», – удивлялся он.
А когда спал, во сне, приходила к нему она, Светлана, Светланочка, шубка красненька, накидка парчова, сама черноброва и спрашивала: «Как живёшь, мой свет, ясен месяц, красно солнышко?»
Проснувшись, он вспоминал Светлану, весь день искал её черты в лицах людей, радовался, когда находил сходство, и был счастлив.
Однако, однажды, проснувшись, он с ужасом понял, что не может вспомнить её лица.
«Я отчётливо видел её во сне, слышал голос», – говорил сам себе Владимир.
«Как живёшь, мой свет», – звучал в мозгу ласковый нежный голос жены.
«Она была, но я не могу вспомнить!» – испугался старик.
Он подошёл к самой воде. Глянул на небо, на озеро и не увидел, как прежде, утренних звёзд.
«Надо хорошо промыть глаза озёрной водой, видно стал хуже видеть», – подумал он.
Рыбак склонился к воде, зачерпнул привычно прохладную воду рукой, но не поднял её, не поднёс воду к глазам. Пришла, как озарение, ясная мысль: «Зачем?»
«Сколько хочешь, будешь жить», – вспомнил он слова хозяина озера. И вслух произнёс:
– Да, Да! Сколько захочу! Но я одинок среди людей, которые живут рядом. Я устал. Я так устал...
Сразу же озеро осветилось радужно. Перед Владимиром стоял хозяин озера.
– Устал, говоришь?
– Устал, – ответил рыбак.
– Ладно. Однако хотелось бы послушать тебя. Ты долго жил, и песни певал, и слезы проливал. Верно?
– Да, – согласился рыбак.
– Вот и хотелось бы узнать, чем люди на земле живут, какая сила всех сил сильней. Что бы ты взял с собой, рыбак, в новую жизнь, что бы оставил людям всем, уходя с земли?
– Сразу так и не отвечу, поди…
– Не тороплю, подумай, сроку три дня даю.
Свечение погасло. Опустился старик на землю.
«Какой силой человек на земле живёт? Какая сила самая сильная? Что оставлю я и что с собой возьму? Вот так задача...»  –  думает он.
И вдруг вспомнил Её, Светлану, Светланочку! В молодой силе, весёлую, смешливую, с русой косой на плече.
Как давно это было. Был праздник, девушки хороводы водили, и вот Она. Он сразу узнал Ёё, Светлану. Она одна-единственная любовь его. Среди всех он узнал Её!
Воспоминания окружили его...
«Я не знал на протяжении жизни, хороша ли Она, никогда не думал об этом, потому что любил Её. Потом любил детей, Её детей, после внуков, потому что это были Её внуки. Я стал любить и беречь всё живое, ибо Она даровала жизнь, потому что она давала всему имя. Как давно это было. Почему давно? Я и сейчас люблю это озеро, лес, птиц, высокое небо, – рассуждал старик. – Я люблю вон того рыбака, который возвращается с уловом».
Владимир вспомнил жука, который пересекал его тропинку к озеру.
«Нет, я не наступил на жука. Нет! Нет! Я люблю этого жука... Любовью мир стоит! Любовью! – Старик обрадовался, что он знает это, и засмеялся как ребёнок. – Любовь – сила сильная!.. А где Любовь, там и Бог! Да, да, Вера! Велико имя Господне на земле. Это Бог послал мне Её. Светлана, Светочка, чернобровая, смешливая, проворная. Люди-то говорили о ней, что она делова, что пчела; красна, что райская птица; верна, что горлица. Да-да, это Бог послал мне Её. Верой человек силен. Верой горы с места сдвигают. Вера – вот красота жизни. Она мало говорила о Боге, как и о любви», – думал дальше старый Владимир.
«Сокол мой ясный..., князь мой солнышко», – вот частые слова, которые говорила Светлана, обращаясь к нему и к детям. Вот и все Её слова о Боге. Но она любила Бога. Он видел, как Она молится, и верил, что Бог всегда с ними.
Старик задремал и увидел во сне Её. Когда проснулся, воспоминания снова захватили его: «Какой сегодня удачный день. Я отвечу на вопросы хозяина. Я надеюсь, что смогу ответить. Я смогу... Это Она научила меня надеяться. Будто вчера звучал Её голос, наставляющий детей: всё в жизни случается, не всегда праздник, чаще всего будни; жить живи, не теряй головы; надо надеяться, всё на свете к лучшему; пронесёт тучу мороком; счастье скоро покидает, а добрая надежда никогда», – неслось в голове старика.
Вот и теперь он надеялся, что там, за озером, за лесом, там, далеко за облаками, ждёт его Она, Света-Светочка, шубка красненька, шапка соболёва, сама черноброва!
Старик был счастлив, что вспомнил свою жизнь рядом со Светланой.
– Какую я поговорочку-дразнилочку придумал для неё: «Света, Светочка, накидка парчова, сама черноброва», – радовался он.
На сельской колокольне ударил колокол. Перезвоном ответили другие колокола.
«Ах, как красиво! Вот он, колокол надежды. Как легко сегодня на душе!» – подумал Владимир.
Вспомнилась из детства, загадка-поговорка:
«Взойду я на гой-гой-гой!
Ударю я в безелюль-люль-люль;
Утешу и царя и короля,
Старца в келье, дитя в колыбели».
Да, колокола утешили старика. Страшно, холодно без надежды.
Старик снова задремал. Теперь ему виделось высокое небо. Хозяин озера стоял над ним и, приложив палец к губам, дал знать птицам, чтобы те умолкли.
– Пусть спит, – сказал он.
Когда старик проснулся, солнце было высоко. Перед ним стоял хозяин озера. Теперь у него за плечами были лёгкие белые крылья.
– Да ты никак ангел?
Хозяин озера промолчал, только крылья его посветлели. Он был серьёзен, внимательно склонился над стариком.
– Что скажешь, рыбак? Я слушаю тебя.
– Я благодарен Господу Богу. Мне была дарована долгая жизнь.
– Да, – подтвердил хозяин озера.
– Живёт человек на Земле Надеждой, Верой и Любовью.
– Да, – подбадривал его хозяин озера.
– А какая сила самая сильная? Я думаю, Любовь. С собой и унесу Любовь, Веру и Надежду.
– Это хорошо, – тепло заметил хозяин озера.
– Людям же всем хочу завещать Надежду, Любовь и Веру.
– Да, – подвёл как бы черту хозяин озера. Потом повёл рукой – появилось перед глазами старика небывалое! Озеро натужно поднялось, оторвавшись от земли, повисло в воздухе. Заходящее солнце окрасило его золотом, и оно, покачиваясь, начало подниматься выше, выше и тихонечко поплыло прочь. Хозяин озера подал руку старику, и они устремились вверх, догоняя озеро.
Владимир знал, что у него за плечами крепкие крылья, крылья веры, любви и надежды. Он был уверен, что они, настигнут озеро. Теперь оно виделось белым облаком. И знал старик, что там, высоко за этим облачком, он встретит Её.
Люди с земли видели огромное облако, плывущее по небу.
 В одном селении женщина родила сына. Измученная долгими родами, мать прижала ребёнка к груди, счастливо прошептала:
– Слава Богу! Мы живы, ты живой, сыночек мой!
Облако как раз в это время проплывало над их домом. Оно услышало слова матери: «Живой! Ты живой!». Облачко опустилось пониже, повисло тучей и пролилось над этим местом тёплым дождиком.
– Сильным человеком станет твой сын, если родился в такую ночь, – сказала повитуха.
Отец взял сына, вышел на крыльцо, высоко поднял и сказал:
– Ого-го-го! Сильным человеком станет мой сын! Ого-го-го!
Над головой у них было звёздное небо, а у ног плескалось озеро, будто просило:
– Дай имя! Дай имя! Назови!
Надо надеяться, озеру дали красивое название, а сын вырос сильным человеком, и была новая сказка...
Люди того посёлка, откуда ушло Живое озеро, утром в печали стояли на берегу, молча опустив головы. Вдруг заметили, что на том месте, где лежало озеро, взметнулись вверх три фонтанчика, а затем на глазах образовалось три озерца. Бросились к ним люди и закричали:
– Озёра! Как чиста и прозрачна в них вода! А какие глубокие!
Назвали их: озеро Надежды, озеро Веры, озеро Любви!
Ищут люди всей земли те озера глубокие. Счастлив тот, кто найдёт их, припадёт жадно губами, выпьет воды живительной, омоет душу, очистит сердце. Вечен путь людей к озёрам тем, никогда не иссякнет в них вода чистая, никогда не остынет в сердцах человеческих тепло Любви, Веры и Надежды.

 
                ____________________________________


Светлана и Владимир молча смотрели друг на друга и думали:
«Старость? Хозяин озера – ангел? Живое озеро? Времена, когда реки и озера искали на земле своё место? – Круг Земных Превращений не минует нас, как не минует весна, зима, осень, лето, детство, молодость, старость», – мысли роились в головах Светланы и Владимира.
 Они увидели, что стоят на улице среди небольших домов. К ним подошли двое старцев. В одном они узнали Николая.
–  Алексей, – представил Николай свого попутчика.
– Дорогие мои молодые друзья, я бы хотел вам ещё предложить на рассмотрение, довольно интересную историю из опыта жизни землян. Очень поучительная история, – ласково сказал Алексей.
– Мы согласны прожить эту жизнь с вами, Алексей. Правда, Светлана? – сказал Владимир.
– Да, да, конечно, – поспешно ответила Светлана.
– Раз так, навестим-ка мы с вами королевство тётушки Вьюги! Давно не были, а там есть много интересного. Ключик с дерева Судеб я снял для вас.
Алексей разжал руку, на ладони лежал ключ!

Загудела вокруг метель, пошёл густой снег. Он начался неожиданно, и неожиданно прекратился. Светлана и Владимир оказались на снежном безбрежном пространстве. Купол звёздного неба и ночь. И вдруг небо вспыхнуло зелёным светом, загорелось, заиграло всеми цветами радуги, складываясь в различные комбинации цветов. Иногда казалось, что трубы огромного органа висят над землёй и едва слышалась музыка. Не успели земляне пережить увиденное, как рядом с ними появился старец Алексей.
– Это Северное сияние. Я привёл вас сюда, на Северный край Земли, чтобы вы увидели эту красоту. Так вот что я вам поведаю, – Алексей начал свой рассказ.


Рецензии