Почему так страшны полумилорды

Не бойтесь рабов и не бойтесь милордов, бойтесь полу-милордов

Мне с детства въелась в память эта едкая эпиграмма Пушкина «посвященная» его сопернику на арене Купидона, графу Воронцову. Помнится, на внеклассном чтении я её выучил только потому, что она была самая короткая.
Откуда столько сарказма и злости в этой эпиграмме? Наверное, африканская кровь бурлила в буйном молодом сердце, когда душа поэта не успела усмирить буйство глаз и половодье чувств.
Почему полу…? И почему есть надежда, что станет полным? Разве полный подлец лучше? И только недавно начал понимать, что быть полу…, пожалуй, всегда хуже.
Парк, американский социолог, понимал именно так маргиналов, которые всегда полу…., вышли из одной среды, а в другую толком не вошли. Но у Парка маргиналы вовсе не полу-отморозки, напротив, он к ним относится скорее с чуткой озабоченностью, а его последователи, например, Шибутани и Манчини, считали таких людей даже более одарёнными в основной массе.
Есть ещё одна разновидность полу-милордов, это недоучившиеся умники, одевшие маску мудреца пророка на личину глупости, это новоявленные помещики с бритыми затылками и татуировками «не забуду мать родную», доктора наук, чей багаж знаний затерялся где-то в глубинах их докторской или вчерашний «холоп», с барскими полномочиями. Или полуинтеллигенты Васисуалий Лоханкин у Ильфа и Петрова или Борька Фомин у Зощенко. Эти люди далеко не маргиналы, они не ощущают себя потерянными где-то в межкультурном пространстве, напротив, они чувствуют себя хозяевами. Именно про таких полу-милордов писал Булгаков, устами профессора Преображенского: «Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». Ведь на своём месте Шариков был милейшим псом, вот в чём ирония. На своём месте человек обычно бывает лучше. Но горе его душе, если он поднимается выше своих способностей. Это как недобродившее вино, которое разлили в бутылки; как недосушенное дерево, которое пошло трещинами на окнах; как архаичный народ, которому навязали зачем-то демократию, и они, не зная с чем её кушать, проголосовали за террористическую организацию Хамас.
Живёт себе человек, живёт. И вдруг нежданно негаданно приходит: головокружительное повышение по службе, джекпот, клад, фонтанчик нефти на садовом участке или нежданное наследство… Жизнь нас учит, что редко что путного из этого получается. То, что легко пришло, также легко и уходит и получаем мы в итоге не социальный лифт, а фабрику по производству нуворишей, недобанкиров, недоинтеллигентов, недоаристократов и недоначальников, которые, как у Шекли (рассказ «Кое-что задаром»), тут же начинают себе строить мраморные дворцы с золотыми унитазами и херувимами в фонтанах в стиле барокко. Ведь человек должен приходить ко всему сам, через труд, иначе результат плачевен.
Другой вариант, человек переезжает в город. В своей деревне он был у всех на виду, он с молоком матери впитал правила поведения, традиционные нормы, был вполне воспитанным и благополучным членом общества, а в городе всё чужое, другие правила, которые он не считает обязанным соблюдать. Если эта трансформация происходит в сравнительно юном возрасте, тогда всё проходит гладко, но чем позже, тем хуже, и тем выше вероятность стать таким полуинтеллигентом. А вот с деньгами или славой, которая нежданно-негаданно падает на голову, всё обстоит с точностью до наоборот, чем позже они приходят, тем меньше шансов стать нуворишем. На языке социологии – это звучит примерно так – горизонтальные лифты наименее болезненно действуют в юном возрасте, а вертикальные (восходящие), в зрелом.
Разумеется - это не значит, что каждый человек должен знать своё место. Люди просто обязаны расти, но только через тернии, соответственно своим способностям, знаниям и умениям, но горе той душе, которая получает блага высокого статуса слишком быстро и незаслуженно своей природе, и потраченному труду.
Хотелось бы только по возможности избежать одного из смертных грехов теоретического морализма – это грех обобщения, когда всех стригут под одну гребёнку. Конечно же, на разных людей по-разному влияет нежданно свалившаяся слава, власть и деньги, некоторых вообще невозможно испортить, а некоторым «покажешь медный грош и делай с ним что хош» (с).
Не думаю, что обо всём этом думал тогда ещё весьма молодой и горячий Пушкин, но я и по сей день больше всего опасаюсь полуинтеллигентов.


Дж. Тайсаев. Март, сентябрь 2017.


Рецензии
Уважаемый Джабраил, у Вас получилась хорошая вещь!
Читая, получил удовольствие.
Кто ж поспорит с этими истинами? :
"Ведь человек должен приходить ко всему сам, через труд, иначе результат плачевен".
"Люди просто обязаны расти, но только через тернии, соответственно своим способностям, знаниям и умениям, но горе той душе, которая получает блага высокого статуса слишком быстро и незаслуженно своей природе, и потраченному труду".
Удачи!

Александр Алексеевич Кочевник   07.10.2017 22:16     Заявить о нарушении
Спасибо большое!!!

Джабраил Тайсаев   08.10.2017 17:17   Заявить о нарушении