Сон Ким Ки Дука. Размышления психотерапевта
Почти нет слов, но видеоряд раскрывает смысл лучше слов- почти как во сне.
А те слова, что сказаны в фильме, похожи на притчу внутри притчи.
Ситуация архетипическая: учитель и маленький ученик четырех-пяти лет живут на рукотворном острове, который представляет собой плот со стоящим на нем домом- пагодой- храмом( пагоды изначально- это буддийские ступы- символы мироздания, которые возводили над останками Будды).
Центральная часть комнаты представляет собой место для поклонения, где учитель совершает ежедневные обряды. Алтарь символически повторяет в своей структуре реальность: каменный Будда восседает на островке посреди озера, в котором плавают живые карпы кои- символ счастья и процветания. Таким образом уже в самом начале фильма зритель попадает в пространство, разделенное как минимум на три измерения: озеро на алтаре с Буддой в центре, озеро в материальной реальности с пагодой- жилищем в центре и окружающий мир и это очень похоже на то как устроен человек.
От периферии в центр можно попасть через двери, установленные без стен, посреди пустоты –и этот символ может быть расшифрован как то, что в абсолютном смысле нет никаких преград, но в относительном мире, в котором существуют люди и вещи, нужны хотя бы символические входы и границы.
И учитель и ученик пользуются этими дверями, не проходя рядом с ними во время фильма, кроме одного исключения, о котором мы вспомним позже. Есть две двери в доме такого рода: они отделяют священное пространство в доме от спальных мест учителя и ученика и одна дверь вне дома- такая же, без стен- и ее функция разделения реальностей двойная : во-первых она отделяет мир зрителя от мира фильма, открываясь перед зрителем перед началом каждого времени года, во- вторых она отделяет пространство озера с храмом от остального мира- отделяет внутри реальности фильма священное, как сказал бы К.Г.Юнг «нуминозное», пространство от мирского.
В этой двойственности пространства и протекает «год» фильма, который составлен из сезонов, отстоящих друг от друга на десятилетия- почти как в стихотворении неизвестного автора: « а жизнь-то состоит из двух-трех дней, а остальные так, на всякий случай, чтоб эти самых главных два –три дня еще раз пережить», так что вся жизнь как цикл представлена циклом года.
И в этих символических сезонах разворачивается драма,- одна на мастера и на ученика
Нет в фильме почти ничего из обыденной жизни. Каждое, казалось бы, обыденное действие, представляет собой одну из букв в сложном тексте фильма-притчи. Например, уже в самом начале фильма учитель гасит свечи пальцами. Этим простым жестом он дает нам понять свою близость к огненной стихии.
Многозначен и образ лодки. Режиссер подсказывает зрителю один за другим варианты понимания этого образа: весной это часть священного пространства, ведь на борту лодки изображен Бодхисаттва, несущий лотос с маленьким Буддой. Тот же образ Бодхисаттвы мы видим на росписи алтарной части дома и на внутренней, обращенной к озеру части врат, ведущих во внешний мир. И лодка – это не только средство переправы от храма в мир, не только понятный символ тела, несущего ум по волнам иллюзий.Это и символ связи людей( «мы в одной лодке»)- главной связи в этот «сезон» жизни, когда в этой лодке двое: учитель и ученик весной, ученик и девушка летом, ученик-преступник и детективы, везущие его в тюрьму осенью.
Интересно, как учитель каждый раз оказывается на другом берегу, когда ученик уже взял лодку? На этот вопрос мы получаем ответ осенью, когда лодка не движется, пока учитель не отпустил ее, и возвращается к нему, когда она пуста. А зимой – лодки больше нет! И этот ряд можно продолжать, утопая в деталях и раскрывая каждую из них, т.к. через каждую из них мы можем в конечном итоге выйти к главному, так же как при анализе снов…
Но что же то главное, из чего по-настоящему складывается жизнь- притча?
В своем интервью Ким Ки Дук сказал, что этот фильм о поиске смысла…
Действие происходит на озере. Внешний мир, тот, что за пределами психического ( жилище в центре водоема), лишь обозначен. А может быть подразумевается и более тонкое разделение– ведь и за пределами внешних врат не начинается мир людей. Там тоже есть Будда, но он как-то не очень священен. Ведь на него можно залезть и смотреть или в сторону священного озера, как делает маленький мальчик или в противоположную сторону, как он же в 16 лет. И в этом обыденном « мирском» мире тоже есть вода, но она бурная и течет среди скал. Так, что мы можем говорить о том, что здесь перед нами раскрываются разные уровни психического ученика.
Они же показаны и иначе- в неслучайной последовательности кадров видеоряда. Особенно это заметно в весенней части фильма: когда молодой ученик показан нам
мягким, заботливым (вот он держит зонт над девушкой в дождь, укрывает ее, делает для нее лекарство), но вдруг от альтруизма он переходит к эгоизму, следованию своей страсти, ощупывая спящую как интересную вещь. Сразу же после этого он обращается к Будде, но это скорее попытка отвлечься от импульса, чем молитва. В следующем кадре мы видим петуха , который в буддизме является символом гнева, одной из беспокоящих эмоций, загрязняющих ум.
Таким образом, перед нами 3 основные оси духовной жизни, по которым может быть оценен ее уровень:
1 мотивация действий в материальной реальности, то, что важно для человека, каково направление его движения.
2 Эмоции и отношение к своим страстям.
3 Отношение к духовной практике, религиозному учению.
В целом фильм представляет собой историю трансформации трех главных загрязнений, присущих каждому человеку: неведения, привязанности и гнева, показанных в их крайних выражениях.
Первая часть фильма весна, детство.
Неведение, естественное детское состояние, выражено такими символами как:
неумением ученика отличить ядовитую траву от лекарственной (пользу от вреда),
тем, как мальчик спит, положив ногу на священную статую снежного льва Будды,
тем, как он причиняет вред живым существам и не раскаивается в этом, а говорит учителю «я поступил дурно» только после того, как учитель наказал его, физически поставив его на их место.
Ученик на этом детском уровне развития имеет шанс преодолеть невежество только в условиях подчинения учителю. Но это не его добровольное решение, а обстоятельства, в которых он находится. Учение на этом уровне усвоено лишь в виде подражания учителю: мальчик кланяется Будде так же, как подражает движениям учителя, когда тот гребет веслами!
Весна. Юность -время расцвета привязанности.
И молодой ученик предстает весной в двух состояниях .Сначала он- юноша с пробудившимся, но подавляемым сексуальным влечением и с заимствованными нормами религиозного поведения (ученик говорит девушке :«на этом изваянии нельзя сидеть ,т.к. учитель разгневается»- а не потому, что это изваяние - это священный снежный лев).
Но желания не могут долго оставаться подавленными, чужие ценности, даже ценности учителя, не могут не вызвать бунта – теперь девушка занимает место учителя в комнате, в лодке и в мыслях ученика. Теперь его учитель - она! Единственный раз он не пользуется дверью, а, перешагнув через учителя, ползет к ней.
Теперь проблема не в невежестве (теперь он прекрасно знает какая трава целебна). Теперь проблема в том, какой вид любви им движет (именно про вид любви сказаны слова учителя: «это снадобье надо готовить с чистым сердцем»)
Гнев, неосознаваемый учеником, уже потенциально присутствует. Он показан петухом, символом гнева в буддийском учении. Он еще не проявлен, но очевиден для учителя.
Теперь от духовной практики остался лишь ритуал, который даже не помогает справиться с эмоциями, когда учитель возвращает девушку в мир.
И девушка и ее потеря должны были стать уроком для юноши, именно поэтому ее постель не занята учителем, после ее ухода, именно поэтому в ответ на «раскаяние» ученика («я поступил дурно» - повторят он свои детские слова)- учитель отвечает спокойно «Это произошло само по себе, такова природа». Ведь есть два пути: либо использовать свои эмоции для преобразования, либо сделать урок более долгим и трудным, потакая им. Использовать же их можно, согласно буддийскому учению, лишь постоянно помня о непостоянстве- и вернувшийся после близости с девушкой, ученик находит учителя за медитацией на непостоянство – он пишет иероглифы водой на доске и они высыхают почти в то же мгновение… образы фильма прекрасны, они завораживают.
Состояние юноши очевидно: уходя в мир за девушкой, он берет с собой каменное изваяние Будды, как вещь. На этом этапе своей жизни он использует религию и духовную практику, которая есть для него нечто заимствованное, внешнее, окаменевшее.
Его духовная практика в этот момент фильма - лишь еще одна ноша, еще один камень в дополнение к тому, чем и без того нагружен юноша:
-Камню на сердце( вине за смерть животных)
-Девушкой (ведь после соития он нес ее точно так же, как камень весной)
-И петухом ( потенциальным гневом) , который он тоже увозит с собой.
Таким образом религия для него - одно из проявлений кармы, а не отказ от ее накопления. Он надеется унести в мир духовность, которую не приобрел, даже живя в священном месте. У ученика есть свобода выбора, и когда он выбрал уйти, учитель справляется с потерей ученика так, как тот должен был справиться с потерей девушки- с помощью духовной практики.
Осень
Теперь ученику уже 30 и он под властью очередного загрязнения- гнева, который не исчерпан даже полным выражением его – убийством жены. В этот раз, сбежав на священное озеро от возмездия, он не испытывает даже формального раскаяния, продолжая злиться на жену и обвиняя ее.
Его встречает учитель и белый кот- символ мудрости. Разговор учителя с учеником – предельно краткое изложение учения:
Учитель:-« в чем причина твоего страдания?»
Ученик: -«я любил ее и не желал ничего, кроме нее, но она ушла к другому»- будучи полностью погружен в мир желаний, сансару и эгоизм, ученик вновь не справился с потерей, забыв все, чему учился в юности.
Вместо раскаяния он пытается сделать ритуал, используемый при умирании, то есть снова использовать религиозную практику с мирской целью - использовать ее в качестве технологии самоубийства, чтобы просто сбежать из ситуации. И за это получает от учителя самое сильное за весь фильм наказание - учитель сильно бьет его палкой, но бьет из сострадания. Затем ученик оказывается подвешенным под потолок на веревке, которую вот-вот сожжет свеча под нею. Учитель говорит многое этой метафорой: сейчас ты связан, но ты освободишься не раньше, чем придет время для этого (сложатся все причины и условия). Только теперь начинается трансформация ученика! Только теперь он действительно познает смысл отречения, когда ножом – орудием убийства, отрезает свои волосы и меняет мирскую одежду на ту, что сделал для него учитель. Только теперь его отречение истинно.
Учитель помогает ему трансформировать гнев в мудрость: ученик должен вырезать своим ножом убийцы иероглифы Сутры Сердца Праджняпарамиты ( «Сердце Совершенной Мудрости», одного из самых священных текстов буддизма Махаяны, смысл которого при его полном постижении приводит к просветлению): «..форма есть пустота, пустотность - форма..». «Она возвращает душе мир»- сказал учитель.
Утром следующего дня изменился не только ученик, но и 2 детектива, которые отыскали его на священном острове и приехали за ним, символизируя в фильме неизбежность воздаяния! Утром ум ученика не движется – это показано нам так: он неподвижно сидит, а все кружится вокруг него, но в следующую минуту мы видим, что это жилище – храм дрейфует по озеру к воротам, ведущим в мир – теперь сансара и нирвана не так далеки друг от друга! Теперь, уходя в мир отбывать наказание в тюрьме, ученик ничего не берет с собой, но с ним в лодке есть белый кот.
Хижина вновь движется, но теперь это уже об учителе. Он пишет «закрыть» на ткани, готовясь к выполнению практики умирания, сидя на полу с вырезанной на нем сутрой сердца (давая нам понять, что нечего закрывать) и спиной к Будде ( он теперь тоже Будда?). Учитель складывает для себя погребальный костер, поджигает его и переносит свое сознание из тела именно в тот момент, когда огонь разгорается. «Настоящий воин не оставляет следов» ( Дон Хуан)
Что делал учитель для ученика– почти ничего, он только каждый раз будит ученика!
Первая фраза в фильме: «просыпайся» к ученику весной.
Летом он будит их от сна в лодке, наполняя ее водой.
Осенью – ударами палки от попытки уйти в сон смерти и сутрой Сердца Совершенной Мудрости от иллюзии эгоизма и страстей!
После того как ученик проснулся, учитель может уйти!
Зима
Ученик вернулся, чтобы стать учителем. Теперь ему не нужна лодка, чтобы добраться до храма. Мы видим доказательство того, что учитель был просветленным, ведь ученик находит в пепле погребального костра реликвии.
Мы впервые видим тренировку ученика, теперь он занимается трансформацией телесных энергий. Но и теперь его нейтральное действие становится одной из причин смерти, ведь женщина, которая принесла ему своего ребенка на воспитание, и тем самым сделала его учителем, утонула в сделанной им полынье! Возможно только теперь он признает свое авторство- себя как причину в ряду других причин, что и значит «принять на себя ответственность»!
Только теперь он добровольно взял на себя тот камень вины, который ему в детстве в наказание за вред животным привязал учитель, только теперь он способен к истинному покаянию и только теперь каменный Будда- это уже не просто ноша. Путь в гору с Буддой и с тяжким камнем вины завершается на самой возвышенной точке этого пространства. Теперь озеро и храм в его центре очень далеко внизу. Круг замкнут: в начале фильма мы уже видели подобные кадры, когда он маленьким мальчиком, еще невинным, видел из-за головы большого Будды озеро с храмом с небольшой высоты. Теперь высота- огромна, статуя Будды- мала, а зрелый учитель, теперь снова невинный, так как раскаялся в своей вине, вновь смотрит из-за Будды вниз, где все кажется таким мелким!
И снова – весна
Снова учитель и ученик, но история не повторяется, у ученика есть только его индивидуальность, которую отражает ему учитель, рисуя его портрет.
Будда одновременно продолжает смотреть на происходящее с огромной высоты. Наконец абсолютный и относительный взгляд для бывшего ученика, а теперь учителя едины.
А что говорит тебе сон Ким Ки Дука о твоей жизни?
Свидетельство о публикации №217032201354