Числа и идентичность. Глава 15

1. В этой главе мы попробуем, используя матричный анализ разобраться в том, как Горький в своей программной статье Заметки о мещанстве (1905) выстраивает собственное миропонимание, противопоставленное как официальной морфономной BDH иерархической идеологии, так и эгономной парадигме идентичности CFD, разрушающей межчеловеческие отношения власти индустриального капитала, который для писателя воплощается в образе безразличного ко всему кроме прибыли желтого металла, золота.

2. Мещанство согласно Горькому это в первую очередь эгономное отношение индивида С к миру D, присваивающее его ресурсы в пользу индивидуальных собственников с помощью государственного аппарата F. Однако такое сотрудничество с эгономной властью F и низкопоклонство перед нею у мещанина С сочетаются с желанием защитить себя и свою собственность от властного произвола F, отсюда стремление использовать правовые нормы (нормативная линия СА)как сдерживающую узду для самой государственной власти.

3. В результате этой двойственной позиции мещан возникает специфическая для либерального мещанства катаномика CAF, сочетающая в себе эгономные(диссоциативная линия карьеры и погони за успехом CF)и одономные (одономика САВ)элементы, такие как вышеупомянутая нормативная диагональ СА. Отсюда ограниченная но вполне реальная поддержка русской буржуазией революционного движения масс против самодержавия на первом регуланомном HFA этапе революции 1905 г.когда вперед было выдвинуто требование конституции и демократических свобод и речь шла о создании общегражданского правового пространства ( нормативная линия СА одономики CAВ и референциальная HA линия регуланомики HAF) для защиты от неограниченного полицейского произвола (распорядительная линия FD эгономики CFD). Во время Всероссийской политической забастовки октября 1905 г., в которой участвовали миллионы людей, многие капиталисты продолжали платить зарплату стачечникам, компенсируя их за пропущенные рабочие дни.

4. Горький дает проницательный анализ противоречий, свойственных динамике идентичности у тех, кого он называет (конечно не в старом сословном а в новом переносном смысле) мещанами, то есть городского среднего класса и буржуазии.

Мещанство это строй души современного представителя командующих классов. Основные ноты мещанства-уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед всем, что может так или иначе вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и людей. Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.

Отвратительное развитие чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, может быть объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища-государства.

Но объяснение не оправдание. Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества-мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности. Не ищи защиты от силы враждебной тебе вне себя-умей в себе самом развить сопротивление насилию. (Горький, Собрание сочинений т. 23, 1953, 341).

5. Таким образом развитие рынка, накопление капиталов и частной собственности с одной стороны способствует становлению и развитию автономной личности (в матрице идентичности правое, а от наблюдателя левое нижнее контекстное поле автономной личности С с числовым значением 4 и горизонтальное соотношение этой личности с миром/рынком D 5 вдоль репрезентационной линии CD) независимой от государственной вертикали FН и сословной иерархии HB, а с другой стороны направляет это развитие в тупик индивидуалистического обособления от мирового процесса. Пассивность, духовное потребительство подменяет творчество и самовыражение/самоотдачу невозможные внутри односторонне собственнического отношения к обществу и миру.

6. Горький в статье частично обозначает, а большей частью подразумевает революционную альтернативу мещанскому типу развития личности. В терминах матричного анализа эту альтернативу можно связывать прежде всего с альтерономной контекстной группой CAD и входящими в нее различными парадигмами идентичности, такими как социономика САЕ, идеономика САН, аллономика НАD, прагматономика CID и в особенности подчеркиваемая самим Горьким парадигма справедливого возмездия мерономика DIA, которую я подробно рассматривал в прошлой главе.

7. Горький отмечает определенные противоречия и конфликты между денежной/деловой и властной, сословно-бюрократической тенденциями внутри эгономной социальной элиты, и в то же время отдает себе отчет в сотрудничестве носителей этих тенденций в деле угнетения народа и извлечения прибылей. В матрице идентичности это различие двух тенденций отображается двумя половинками эгономики CFD: денежно-деловой хрематономикой CFH (от греческого слова ta khremata деньги, богатство)и властной, военно-полицейской и бюрократической архономикой FHD.

8. Хрематономика и архономика имеют одну общую линию FH центральную инструментальную вертикаль матрицы идентичности (которую мы здесь используем, эта матрица, а точнее ее экзистенциальный уровень, отображается графически с помощью квадрата АВСD и вписанного в середины его сторон меньшего квадрата EFGH, углы этих квадратов представляют собой контекстные смысловые поля, а соединяющие их линии образуют специфические парадигмы идентичности, счет букв начинается с левого верхнего , а от наблюдателя правого верхнего поля А большего квадрата и идет против часовой стрелки в соответствии с порядком алфавита, числовые значения полей начинаются от общего центра I обоих квадратов 1,где находится контекстное поле смысловых взаимодействий, затем А 2, а далее совпадают с порядком алфавита В 3 и т. д. подробнее о самой матрице и ее философских истоках можно прочесть в кн. Время смыслов главы 1-2), соединяющую центральное верхнее контекстное поле субъекта власти F с центральным нижним контекстным полем объектов/ценностей Н. Эта общая для деловой и властно-бюрократической элиты линия соотношения между ценностями Н и властью и есть линия присвоения ценностей коллективным субъектом власти (вверх направленный вектор HF например налоги, разнообразные платежи и подкуп)и их вложения в экономику коллективным субъектом власти (нисходящий вектор FH например через государственные вложения и подряды, займы и т.п.).

8а. Иными словами FH в данном случае превращается в линию восходящего и нисходящего движения капитала, она представляет собой капитал. Интересно что нумерационная форма этой линии F (7) H (9) в нисходящем векторном прочтении соответствует атомному весу химического элемента золота 79.

9. Наряду с мещанством капитал, безличный, жадный и бессмысленный, перерабатывающий вещи и людей в денежные потоки, в золото (начало 20 века было эпохой расцвета денежной системы основанной на золоте, золотого стандарта)является героем этой статьи Горького. Горький рассматривает его в конкретной, чувственной форме золота и подчеркивает его ненасытность и безразличие к людям. И владельцы золота (контекстное поле субъекта власти F) и ограбленные ими работники (контекстное поле объектов/ценностей Н) это только
орудия собственной динамики капитала, ставящего себе на службу и поглощающего все на свете и в конечном счете разрушающего не только общество, но и самого себя.

"Жестокость богатства также очевидна как и глупая жадность его. Неразборчивый, как свинья, капитал пожирает все, что видит, но нельзя съесть больше того, сколько можешь, и однажды он должен пожрать сам себя-эта трагикомедия лежит в основе его механики.Сила капитала-механическая грубая сила; этот ком золота, точно ком снега, брошенный под гору, вовлекая в себя всякую дрянь, увеличивается в объеме от движения, но само движение слепо, безвольно и не может иметь оправдания, когда оно давит и уничтожает миллионы людей...

По пути к самоуничтожению капитал, развиваясь, захватывает на служение своим интересам и государство, оно растворяется в нем, теряет свой животно-самодовлеющий характер власти ради власти, и короли ныне покорно служат интересам фабрикантов и лавочников. Капитал похож на чуму, которая одинаково равнодушно убивает водовоза и губернатора, священника и музыканта. И, как чума, сам по себе он не нуждается в оправдании бессмысленности своего роста,- механически правильно сортируя людей на классы, независимо от своей воли развивая их сознание, он сам создает себе непримиримых врагов, раздражая человека своей жадностью, как дурак раздражает быка красным.Зло жизни, он не стесняется своей ролью, он цинично откровенен в своих действиях и, нагло говоря грохотом машин "все мое", равнодушно развращает людей, искажает жизнь...Но для мещан капитал-идол, сила и необоримая власть, и они раболепно служат ему, довольные теми объедками, которые пресыщенное животное бросает им под стол, как собакам. Они не обижаются на это, чувство человеческого достоинства не развито у мещан-ослепленные блеском золота, они служат господину не только из страха перед силой его, но уважая силу, и не только служат, что естественно, ибо мещанин любит есть много и вкусно, но и подслуживаются, что уже противно" (  там же 364-365).

10. Также как Маркс и Энгельс в Коммунистическом Манифесте подчеркивают революционное значение производимого капитализмом разрушения старого феодально-сословного общества Горький отмечает значение капиталистической рыночной стихии для освобождения населения России от старых сословных ограничений и обязательств:

"А в страну медленно входил железной стопой окутанный серыми тучами дыма и пара великий революционер, бесстрастный слуга желтого дьявола, жадного золота,-все разрушающий капитализм...(там же 352)...Капитал, раздевая его тело, превращал человека из раба-хозяина кусочка бесплодной земли-в свободного нищего, из пассивного страдальца, поражавшего мир терпением, в пылкого, упорного борца за свое право быть человеком, а не доходной статьей мещан." (Там же 364).

11. Этот переход человека из народа от терпеливой пассивности к самостоятельности и творческой активности в результате его превращения в независимого участника рыночной динамики, в покупателя товаров и в продавца своей рабочей силы, в ситуации, где каждое решение должно хотя бы внешне определяться внутренним согласием и собственным выбором, для Горького имеет центральное значение. Как мы увидим он обвиняет не только мещанство, но и русскую литературу (включая Достоевского и Толстого) в культивировании пассивности, в неспособности и нежелании включиться в борьбу рабочего класса за равенство и свободу.

12. В терминах матричного анализа эту новую парадигму идентичности, пробужденную рынком и связанную с самостоятельной активностью можно отождествить с радиальной (исходящей из центра матрицы контекстного поля смысловых взаимодействий I)парадигмой прагматономики CID.Прагматономика входит в состав занимающей нижнюю половину матричного квадрата рыночной дианомной контекстной группы CGED. Индивид, расположенный в вершине прагматономного треугольника (в точке I) и соотнесенный с процессом рыночного обмена между личностью С и миром/рынком D принимает решения и осуществляет их, также как эгономный индивид, расположенный в верхнем поле субъекта власти F и соотнесенный с той же рыночной репрезентационной горизонталью CD, принимает свои решения и осуществляет их.

13. Таким образом можно сказать, что прагматономика в известном смысле подобна, аналогична (гомеотропна) эгономике и наоборот, так как и ту и другую можно представить себе как результат сжатия/расширения одной и той же формы вдоль центральной инструментальной вертикали FH. Это глубокое сходство между революционной социалистической прагматономикой, которую Горький прославляет (кстати Заметки о мещанстве получили одобрение тесно связанного с Горьким Ленина)и эгономикой, которую он безоговорочно осуждает, может до известной степени обьяснить судьбу советского строя. Революционная прагматономика CID в ходе своего расширения вверх вдоль оси FH и приближения к верхнему контекстному полю субъекта власти F постепенно была замещена властной эпиномикой CFD, а затем совпадающим с ней по контуру новым вариантом эгономики.

14. Также как капитал, который бесстрастен и не имеет левых или правых убеждений, кроме веры в собственное право на неограниченный рост и умножение, химическое золото один из самых инертных металлов, не вступает почти ни в одну химическую реакцию (конечно есть исключения, например растворение золота в смеси азотной и соляной кислоты, т.н. царской водке)и легко принимает любую форму в силу своей мягкости.

15. Поэтому и золото и соответствующий ему в общественной знаковой системе финансовый капитал в силу своей самопоглощенности являются идеальными разделителями. Властно-рыночная эгономика CFD с ее серединным положением внутри матричного квадрата переключает государство (контекстное поле субъекта власти F) на обслуживание интересов узких бюрократических и рыночных групп (центральная инструментальная вертикаль FH) и оттесняет на задний план функцию государства в плане горизонтального опосредования АВ общего (справедливости А) и отдельного (жизни/конкретных жизненных форм В).

15а. Тем самым она подрывает престиж государства и способствует упоминавшейся в 12 главе имманентной BF и трансцендентальной AF редукции, то есть разделяет общество на сосредоточенных на отдельном агономных националистических правых и сосредоточенных на общем экзономно-регуланомных левых. Оба лагеря защитников односторонне понятых, редуцированных духовных ценностей, как мы увидим, критически относились к рынку и эгономному капитализму (не случайно что сочувствовавший белому движению Михаил Булгаков оставил убийственный портрет старой имперской эгономной верхушки, которую он противопоставляет агономному белому офицерству Турбиных и их друзей в опубликованном вскоре после Гражданской войны романе Белая Гвардия).

16. Горький в Заметках о мещанстве указывает на эту разделительную функцию капитала, однако представляет это разделение упрощенно и односторонне, в соответствии с односторонним характером собственной, сосредоточенной на левой матричной вертикали DA альтерономной CDA культурной конструкции. Он видит справа только защитников капитала и игнорирует консервативную критику капитализма (которая кстати говоря была отмечена еще авторами Коммунистического манифеста).

"Теперь, когда люди начали понимать свои личные интересы их трудно обмануть. Люди все более резко делятся на два непримиримых лагеря-меньшинство, вооруженное всем, что только может защитить его, большинство, у которого только одно оружие-руки-и одно желание-равенство. Направо стоят бесстрастные как машины, закованные в железо рабы капитала, они привыкли считать себя хозяевами жизни, а на самом деле это безвольные слуги желтого дьявола, имя которому-золото. Налево все быстрее сливаются в необоримую дружину действительные хозяева всей жизни, единственная живая сила, приводящая все в движение,-рабочий народ...сердце его горит уверенностью в победе, и он видит свое будущее-свободу... (Там же 345).


Рецензии