Пять лучших поэтов Алтая

Я – русская, родом из Сибири. Но живу  в южной Америке.  Так распорядилась судьба. Изучая, согласно моей профессии  литературоведа,  поэзию далёкого Алтая – центра Евразии, я  много читала. Я прочла всё, что нашла на библиотечном сайте. Затем занялась именным (по городам)  поиском в сети.  Из многих  сами собой  открылись предо мной пять имён. Как открылись? Просто их стихи, в отличие от других, зазвучали и остались в моём сердце. Хочу поделиться  с вами, мои дорогие читатели,  своими открытиями. Я не хочу анализировать. Я хочу показать то, что  сначала увидела глазами, а потом услышала душой. Стихи пишут многие, но  немногим удаётся  соединить стихи  и судьбу. А без этого  нет настоящей поэзии.

ГЛАВА ИЗ МОНОГРАФИИ "Поэзия Сибири - ХХI"


ПЯТЬ  ЛУЧШИХ  ПОЭТОВ АЛТАЯ

ВЛАДИМИР БАШУНОВ

Как я восприняла поэзию  Владимира?  Сначала его стихи были для меня музыкой, потом из музыки явилось слово. Объединившись, музыка и слово дали образ того, кто их родил, кто  ими дирижировал – образ поэта. Каков же он, образ поэта Владимира? Чтобы его описать, мне не нужна фотография. Я вижу через музыку и слово  задумчивого, очень задумчивого человека. Он грустит о том, что жизнь пройдёт. И я соглашаюсь с ним. Мне тоже грустно. Он думает  о том, что человек не волен жить или не жить, плакать или смеяться, не волен  молчать или говорить. Поэтами не становятся, поэтами рождаются. Вот что говорит  Владимир:

«Гордый конь ли вдали проскачет,
Горький зов ли вдали проплачет –
Кедр скупое молчанье хранит.
Только корни расходятся криво,
Только хвои тяжёлая грива
И не может лететь...  и летит!»

И это очень важно! Я верю ему, потому что интонации его голоса, который звучит в  каждом  стихотворении, убеждают меня  в том,  что слово его исходит из правды – правды, которую знает душа:

«А мне повторенья не будет.
За краем ослепшего дня
И ливень меня не разбудит,
И лес позабудет меня».

Стихи Владимира – они о нём самом, о прошлом и будущем. О великом потоке времени, в  котором  почти невозможно оставить след, но он всё равно остаётся:

«Будет возле крыльца
завиваться вьюнок.
Будет возле отца
Подниматься сынок».

От поэта людям остаются стихи. Они и есть его продолжение.

«И мы в распахнутых пальтишках,
А то и вовсе налегке
Сходились в круг,
Забыв о книжках,
На обогретом бугорке.
Теперь я плохо помню лица,
Но помню взгорок, лес, село.
Наверно, это повторится,
Не может быть, чтоб так прошло».


ГЕННАДИЙ ПАНОВ

Читаю стихи Геннадия и чувствую энергию, вложенную поэтом в каждое стихотворение. Как он это сделал? Не знаю! Тайна сия велика есть. Даже там, где  Геннадий погружается в прошлое, живёт вот эта энергия сжатой пружины. Когда читаешь его стихи, всегда ожидаешь, что пружина вот-вот зазвенит  и... Но волшебство продолжается. До какого неведомого предела может  поэт взвести курок, чтобы пуля его слОва  попала точно в цель?  Это знает и чувствует только он сам!

«Колышется жаркое жито,
Опоры врастяжку гудят.
Мой возраст скатился с зенита,
Пошёл громыхать на закат.
Ну, что же, я прожил немало,
Пора оглядеться, пора!
Вот послевоенная мама
У печки хлопочет с утра.
Глаза и движения строги,
Шершавые губы грубы.
А вот я и сам на пороге
Крестьянской избы и судьбы».

И даже там, где любовь пробивается тайным родничком, пробивается она всё так же – настойчиво, упруго, полновесно:

«Нам знакомы те известия,
Что кружатся вороньём.
Помолчим о многом вместе мы –
Лучше всё-таки вдвоём!
Выйду в ночь
Под звёзды мглистые –
Пусть они не светят мне! –
Помашу  рукою издали
Огоньку в твоём окне»

Философия Геннадия – это энергия жизни.  Образ его самого и его поэзии – солнце и пружина галактики. Поэтому поэт безбоязненно и прямо говорит о том, что  придёт новое поколение.

Гулко в печке бухают поленья,
Будто рвётся в памяти тротил.
Время молодому поколенью
У руля вставать и у ветрил.

Но может ли стать прошлым энергия светила,  энергия галактической пружины, закручивающей время и пространство в вечный  жгут жизни?  Непросто быть источником энергии и  жизни, но  судьба Геннадия  совершилась именно так:

И я, сдирающий берёсту,
И нежно гладящий корьё,
Гляжу на тёмные наросты
И вижу,
Как нести непросто
Святое,
Светлое,
Своё!

ЛЮДМИЛА КОЗЛОВА

Стихи Людмилы я прочла не только  на библиотечном сайте, но и нашла их в других  ресурсах. Так мне удалось проследить  путь  души, бегущей  от Неизбежности, рутины, жестокости и коварства мира, до  превращения  её в бесстрашного Воина. Может быть, Воина Богородицы – матери, потерявшей единственное дитя. Вот начало этого жестокого пути: 

«Уйти в беспредельность минуты
И там заблудиться навек,
И сбросить колючие путы,
И вспомнить, что ты – человек.
Шагать и шагать до востока,
Рассвета вчерашнего дня.
Невидимый призрак жестокий –
Покинутый мир волоокий,
Теперь не достанет меня».

Вот её печаль, беспредельная, безнадёжная  – об утрате, которую невыносимо вытерпеть и пережить:

«Ах, что и зачем, и о ком я?
Не знаю, не помню уже,
Лишь снега замёрзшие комья
сугробом в застылой душе.
Но это - не горе, поверьте,
и нет – не причина для слёз.
Зачем только Ангелы смерти,
уводят дитя на погост –
по насту босыми ногами
навечно к просторам иным…
Ах, то ли ещё за снегами
привидится часом ночным!»

***

«Помолись за деточку мою,
Пятница – Святая Параскева!
Помоги, спаси, Святая Дева!
У креста могильного стою!»

Душе  остаться живой в мясорубке земной жизни – задача почти невозможная! Для женщины – невозможность  возведена в  степень!

«И  рвётся сердце неумело,
И крылья всходят над плечом.
Ах, так бы вот и улетела
Вослед за солнечным лучом.
Я ненавижу дождик нудный,
Холодных грязных луж стекло.
Сыночек, без тебя мне трудно
И невозможно тяжело!»

Пройдя  кругами ада, человек либо ломается, либо становится воином.  Людмила  – Воин Духа:

Из стихотворения «Бессрочный солдат» (Памяти сына Славы)

«Конвой ромашек белых, вишнёвый звон июля.
Беспроигрышна жизнь, как формула Бернулли.
Я обещала жить и помню это свято,
И потому ушла в бессрочные солдаты.
Я  – за тебя! С тобою – в пожизненном походе».

И вот это «Я – за тебя!»  в поэзии Людмилы превращается  в кредо «Я – за всех  униженных, оскорблённых, обманутых, убитых в этой  вселенской битве Добра и Зла!»
Надежда только на самих себя:

Из стихотворения «Наш бронепоезд»

«Пролетим, быть может, сквозь туннели
Мёртвых полустанков, лет фальшивых –
Мы ещё и вздрогнуть не успели,
Детскую считалку не допели
Под прицелом бдительных служивых.
Век чумной, февраль, ветра, метели,
Полустанки,
Станции,
Туннели...»

Но, как и полагается Воину, Людмила  строит Город Счастья.  Она уже его построила!

«Я строю город счастья.
Ах, не мешайте мне –
Участием отчасти, сочувствием вполне!
Мой городок песчаный, он мой и только мой!
До страсти и отчаянья  он нужен мне самой!
И если даже смоет мой городок волной,
В серебряном каноэ  он прилетит за мной –
Мой Город-Панагия,
И позовёт туда,
Где ждут меня другие
Года и города!»


ЕВГЕНИЙ БЕССМЕРТНЫХ

Стихи Евгения я нашла поиском Яндекса и Гугле – по имени города, второго по величине в Алтайском крае (Бийск). Поразила  странническая судьба  поэта – бездомье, бесприютность, беззащитность и его сила Духа. Как эти качества уживаются в одном человеке – сие ведомо только  Творцу. 

«Есть объективная жестокость бытия.
Я преуспел в метании метафор -
Но дьявол двадцать пятым кадром
Незрим, и всё же вездесущ.
Я чую смерть, как тот усталый пёс,
С плевой белёсой в скорбном тихом взоре».

Смерть и абсурдность реальности – главные свидетели поэзии Евгения:

«Чужой неведомый корабль в полночном небе проплывает
И хладным взором наблюдает он странный город-мизерабль,
В котором суетный народ в запойном жлобстве пребывает,
В котором я какой уж год бьюсь о невидимую грань».

Но есть и другая  реальность в его  стихах:
Из стихотворения «Александру Соколову – лётчику второй Мировой войны»

«Седой "диджей" поставит свой "олд-голд" -
Не соскочить с иглы воспоминаний...
О, эти борозды в сознанье стариков!
Я буду плыть, влекомый отстранённым,
И всё же столь пронзительным прозреньем,
И чувствовать, как тащит без вина.
Война, война!
Штурвал и это небо,
Клокочущее, словно рок-н-ролл.
...Старик, мы оба станем частью неба.
Ты знаешь, я увлёкся дзен-буддизмом.
Тебе, я знаю, скоро в дальний путь...
Но что такое "смерть", мой сталкер?! -
Её разоблачил твой бомбовоз».

Стихотворение заканчивается примечательной строкой – парадоксом, столь характерным для Евгения:

«Мы не умрём, старик!» 

Поэзия Евгения Бессмертных – бессмертна, потому что  она  всегда будет ранить сердце и душу.


ВЛАДИМИР КРЕК

Тем же путём поиска в Яндексе я нашла  стихи Владимира Крека.  Главное в его поэзии – её  подлинность. Его стихи – часть  всеобщей жизни и его собственной,  просто живые  куски живой жизни, в которую хочется войти и не уходить более никогда:

«Пьяный сосед за стеной на гармошке играет.
Клавиши мерзко скрипят,
но в мотив попадает-
-Жонка взбесилась, неделю уже пропадает....
Ей 45.Где-то носит...А ,черт ее знает.
Лето ушло далеко, как печально все это!
Кутаясь в плед, наблюдаю луну до рассвета.
Чай на конфорке варю...Пью, Принцессой его величаю.
Гадость, конечно, но как же поэту без чаю»

Что-то есть завораживающее, магическое в его долгих, как жизнь, болезненных, как смерть, стихах:

«Дремлет в шезлонге старик под навесом сарая...
Длинными пальцами розы – последний букет разбирая,
Ангелы тихо вокруг подлетают из РАЯ –
Но не согреют...Земля на рассвете – сырая...
Осень, герр Людвиг ...Слеза по щеке – ну, чего ты?..
На языке журавлей оживут для людей твои ноты.
Это же просто снежинка растаяла..., Вам, ведь, известно –
-Ангелы с неба за ВАМИ... Прощайтесь... Прощайте,
Маэстро.

Пьяный сосед за стеной на гармошке играет....».

Читайте, ищите настоящую поэзию, и вы найдёте, например,  вот это – у Владимира Крека, который живёт в центре Евразии,  среди вечных гор и мимолётных облаков, что так любят  сидеть на  скалистых вершинах  Алтайских гор:

«...Кедровая ветка
С далеких ОЗЕР,
Где сдвинулись в сумраке скалы сурово,
Где ночь наступает в начале шестого,
А диким снегам не заказан простор.
И звезды огромные Смотрят в упор!
Тайга ИОЛГО шепчет сны КАРАКОЛАМ
И тихо в снегу догорает костер...
Кедровая ветка! Ну, что в ней такого?

Окончен поход......»

Я живу далеко, за океаном, но Алтай отныне   – это  голоса моих любимых поэтов. Каждый звучит по-своему, но  вместе  они – симфония великой и вечной жизни!  Алтай – в сердце моём!


Рецензии
Странный отбор. Ну Мерзликин -- понятно. Лучшего поэта на Алтае не было и, по всей видимости, в ближайшем будущем не будет. Панов и в меньшей степени Башунов -- нормально. Двое остальных -- не богу свечка, ни черту кочерга. Пиотровского вы не можете знать: это ещё до революции и первые годы Соввласти. А вот не упомянуть Борю Капустина и Стаса Яненко -- стыдно девушка. Если бы вы назвали только этих троих (Стас, Капустин + Мерзликин) -- этого было бы больше, чем достаточно

Владимир Дмитриевич Соколов   16.09.2023 20:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.