Дервиш

         "Терпеливый дервиш добивается желаемого"(Sabreden dervis muradina ermis)
         турецкая пословица


Из воспоминаний мальчика.

Как обычно - не верьте ни одному слову. Все - выдумки и фантазии.

Помню, в смутные времена, довелось быть в одной республике  - южной.  Там полыхала гражданская война, но внешне, в светлое время суток , было спокойно и почти дружелюбно.

Мы - пятеро здоровых мужиков - интернационал полный, выдвинулись из расположения на местный рынок - купить чего-нибудь съедобного, ибо тушенку  и макароны без соли - остальное все давно кончилось - уже в горло и МПЛ-ом* не запихнешь, даже крутой чифирь. Шагали мятые, оборванные, в гражданском. Строители, короче .

Еще на подходе к  базару** подметил привычное шевеление нездоровое - женщины в длинных покрывалах торопливо ушмыгнули  прочь, босоногие дети, суживающейся спиралью,  закружили поодаль, поджарые местные мужики-торговцы  как-то внутренне насупились.

Внешне ничего особо не изменилось - рынок пылил,  шумел, торговал и плевался, солнышко светило, горлицы в клетках чего-то из себя изображали,  старики, сидя в тенечке,  задумчиво смотрели поверх голов и потягивали из пиал свой горячий чаек.

Пошлись мы по базарным рядам - пробуя урюк, фрукты, зелень и всякую снедь - к обеду. Приценивались.

Смотрю,  вокруг начала собираться толпа, за спинами мирных вроде жителей  мелькнули бородачи - крепкие молодые парни с бородами. Типа - особо верующие, не понятно в кого и во что - но растительность на лице не бреют принципиально.
Не успели мы дернуться,  как попали в плотное окружение - не прорвешься. Первая линия оцепления - детишки маячат. За ними - мирные жители, торговцы и покупатели, а за их спинами - бородачи. Что у бородачей в руках - не поймешь : то ли стволы, то ли ножики, то ли что поэкзотичней - типа древних сабель. В общем -  голову отпилить хватит.   Это было принципиально новым в моей практике общения с местным населением.

Ну - сообразил не только я - убивать нас будут не дети, и не мирные жители - они только начнут, а чуток позже  бородачи продолжат. Потом вспомнил, что гостя трогать на Востоке - харам***.  Если только гость сам не начнет  - “чудить”.  Дал команду своим сотоварищам - “замри”, смотрим что будет дальше. Мужики у нас подобрались бывалые - им много говорить не надо, соображают быстро. 

Дальше все пошло  как по сценарию - подбегает пацан мелкий,  неразумный , и плевком в лицо :

- Ты зачем сюда пришел, свинья  !

Я ему :

- Почему старших не уважаешь ? Почему законы не уважаешь ? Уйди прочь !

Пацан обалдел и замер - не ожидал такого ответа никак.  Ему на смену постарше мужик вышел. Торговец, толстый и непривычно опрятно одетый. А сзади , смотрю - бородачи тихой сапой  уже  на позиции выдвигаются - грамотно так периметр перекрывают.  Этот торговец-пухляшка, который ко мне подошел  - староста рынка местный, понял я, значит надо форсировать переговорный процесс, потому как если до рукопашной драки дойдет - сомнут нас, массой сомнут, слишком много их , детскими телами закидают и повяжут. Что будет после - даже думать не хотелось. Некогда было. 

Староста рыночный с вызовом, забалтывает и провоцирует   :

-Вы зачем сюда приехали ? Вы зачем наши порядки нарушаете ? Мы вас не звали ! 

Я ему, степенно :

- Брат, почему так с гостем говоришь невежливо ? Ты главный по базару ? Я твои порядки на рынке нарушал ? Нет ? Зачем мне вопросы задаешь ?   У вас тут старшие люди есть ? Кто может слово сказать, кто законы знает ?

Торгаш опешил, помялся, рукою странно махнул - знак бородачам подал, как я понял.

И ушел  за спины толпы . Минут пять все ждали -  мы стояли не шелохнувшись, только пот по спинам тек речкой мелкой, и под коленками подпрыгивало  - от адреналина.  Толпа вокруг тоже сурово молчала, лишь пацаны мелкими бесятами волны пыли гоняли.  А солнышко в засушенном небе палило сверху на всех - вот, кому все действительно пофигу.   

Вскорости , раздвигая толпу как ледокол арктические льдины, ко мне подошел старик - кожа почти черная от загара, задубелая, вся в морщинах, редкая седая бороденка. Но взгляд из-под кустиков-бровей - что выстрел из огнемета , такой же жгучий.

- Что тебе надо , русский ?

- Здравствуйте, уважаемый, - говорю, -  Мир вашему дому, здоровья вашей семье , мира вашим детям и внукам ! Уважаю ваших родителей, уважаю ваш народ. Приехал сюда с добрыми намерениями. Людям помогать.  Пришел на рынок с друзьями - продукты купить, а меня тут оскорбляют. Не хорошо это. Не по закону.

Старик на меня еще пристальней глянул, аж по печенок достал. Насупился, и начал наезжать :

- Мой народ твоих друзей сюда не звал. Вы сами пришли.  Порядки нарушаете... - тут он  уперся глазом в мой ножик азиатский, на поясе у меня висел. Подарок друга детства  - из Средней Азии. На рукоятке - типа сура из Корана.

Дед замолк, пожевал губами, и спросил изменившимся тоном :

- Ты откуда , сынок ?

- Из Таджикистана, уважаемый - отвечаю, - В Ходженте родился.

- Нож кто тебе дал ?

- Друг подарил, уважаемый.

- Зачем к нам приехал ?

- Людям помогать приехал, уважаемый.

Старик опять помолчал. О чем-то задумался. Потом  рукой призывно махнул, к нему, подобострастно семеня, подбежал тот мужик пухлый - староста рынка. Дед ему что-то негромко сказал. Повернулся ко мне :

- Вам дадут еду и фрукты. Идите с миром. Возвращайтесь к себе домой.

Я руку к груди приложил , поклонился и ответил :

- Мир Вашему дому и благополучия вашему народу.

Старик молча глянул на меня, кивнул головой и ушел. Толпа рассосалась, бородачи исчезли. Все потекло обычным путем, нас никто не замечал - даже местные собаки-шавки , как будто мы не существуем.  Принесли продукты, фрукты, воды - все самое свежее. Денег не взяли. Но и в глаза не глядели.

Мы молча ушли с базара и без приключений добрались до места расположения.

Наши мужики ни о чем не спрашивали. Привычка тупая - вопросов не задавать.Вообще никаких. И в лагере никому ничего не сказали. От греха.

После этой истории ко мне приклеилась странная кликуха - “Дервиш”.

Такие вот дела.



* МПЛ - малая пехотная лопатка
**базар - торговый рынок
***харам - запретные действия


Рецензии